Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Жизненный путь в понимании психолога 3 page
Занятая личностью позиция «сидеть сложа руки» приводит к непоправимым изменениям в ее жизни: она испытывает разочарование, в ней накапливаются злоба к людям, мстительность, которые и проявляются в ее последующих жизненных отношениях (таковы вторичные последствия жизненной позиции личности, которые ведут к ее деградации). Однако иногда человек, заняв активную позицию, может растратить себя на «переделку мира», включиться в решение социально тупиковой ситуации, но потом изменяет себе, занимает пассивную, отстраненную позицию. Ему не хватает жизненного разума, чтобы отделить бесплодность своих личных усилий, связанных с тупиковой социальной ситуацией, от собственных личностных возможностей, он переживает поражение и принимает его как судьбу. Траектория жизненной линии здесь прерывается. На протяжении жизни изменяются основные жизненные отношения личности, которые иногда наталкиваются на внутреннюю инерцию: способ жизни и отношение (например, с детьми, с мужем) коренным образом изменились, а человек пытается жить по-прежнему. Жизненную линию определяет жизненная зрелость (или незрелость). Последняя иногда и в пожилом возрасте проявляется в инфантилизме — переоценке своей значимости, своих возможностей, неадекватной «размашистости» (новая семья, новое дело закладываются без учета жизненных сил). Напротив, жизненная зрелость проявляется в равнодушии к «соблазнам», в преодолении препятствий, в отстаивании своей линии жизни. Человек осознает необходимость решать жизненные противоречия или сдать жизненные позиции. Некоторые противоречия возникают в процессе самой жизни, ее объективного хода, закономерного или случайного, но их общая черта в том, что они не могут быть разрешены личностью, даже если она проявляет активность, изобретательность, все свои способности. Другие противоречия, будучи объективны по своей природе, не зависят от хода жизни конкретной личности и требуют для своего разрешения активного участия целых групп людей, а не только усилий отдельной личности. Третьи разрешаются самой личностью, ее усилиями и активностью, четвертые — только данной отдельной личностью. Такова в целом первая группа объективных по происхождению и определенных по степени возможности их разрешения личностью противоречий. Другая большая группа противоречий обусловлена особенностями самой личности, организующей жизнь. Вмешательство личности в ход жизни, композиция ею своих жизненных отношений (противоречивая или гармоничная по отношению друг к другу) порождают внутриличностные и социально-психологические противоречия. В качестве основания для классификации противоречий жизненного пути необходимо определить способ организации личностью жизни, т. е. жизненную позицию личности, и способ проведения этой позиции во времени и в обстоятельствах жизни — жизненную линию. Для характеристики личности как субъекта жизнедеятельности чрезвычайно важен выбираемый ею способ разрешения противоречий. Классификации жизненных противоречий, таким образом, основаны на разных моделях организации жизни личностью. Одной из наиболее распространенных является модель резких перемен в жизни вследствие изменения жизненной позиции. Например, уход большого спортсмена, достигшего славы, на другую, гораздо более скромную работу — тренера и т.д., обнаруживает или прочность внутренней личностной позиции, или ведет к внутреннему кризису. Сохранение активности при изменении жизненной позиции позволяет отделить подлинно личностную активность от тех социально-психологических опор (славы и т.д.), которые поддерживали личность прежде. Другой моделью, в известном смысле противоположной первой, является модель возникновения внутренних противоречий и кризиса как результата отсутствия каких-либо желательных для личности жизненных перемен, жизненных достижений. Иногда позиция внешне, казалось бы, непротиворечивая, изменяясь и развиваясь, выливается в такие отношения, которые личность не может удержать или непротиворечиво соединить. Когда отношения в семье исходно являются компромиссными, неподлинными, подрастающие дети и новые отношения с ними обнаруживают несостоятельность позиции жены (мужа) или их взаимоотношений. Наиболее яркой иллюстрацией неспособности решать жизненные противоречия являются два феномена — уход и возложение ответственности. Уход личности проявляется в самых разнообразных формах: уход из семьи, в другую профессию, в другую возрастную группу и т. д. Однако этот феномен при разнообразии его жизненных форм является симптомом того, что личность хочет избежать трудностей. Любая форма ухода, как правило, связана с противоречивой ситуацией, в которой оказалась личность, с ее неспособностью продуктивно разрешать противоречия или их длительно выдерживать. На первый взгляд некоторые формы ухода могут восприниматься как проявление активности личности — поиски новой жизненной позиции, перемена направления жизни, жизненной линии (новой семьи, новой профессии). Однако «уходившие» люди указывали на отсутствие сил для продолжения прежней жизни, выполнения прежней роли. Другой феномен ухода личности от противоречий — возложение ответственности — также проявляется в самых разнообразных формах, в которых фактически занижается роль «я», роль личной активности, имеет место отсутствие инициативы или избежание ответственности. «Возложение ответственности» определяется нами как стремление личности переложить ответственность на других. Переход от нравственной регуляции к юридической (обвинения, порицание окружающих, начальство и т.д.), религиозность как возложение ответственности на внеличностные силы (судьбу и т.д.) — все это формы падения активности, неспособности отстоять собственную позицию. Негибкость жизненной позиции проявляется в стремлении сохранять свои взгляды на жизнь, «принципы», привычки, круг общения и т. д. неизменными. Это часто присуще старческому возрасту и выражается в нежелании перемен (путешествий, встреч и т.д.). Однако такое состояние довольно часто проявляется и у молодых, и в зрелом возрасте как нежелание что-либо изменять в жизни, что-то «сдвигать со своих привычных мест», проявлять активность, идти навстречу трудностям. Такие люди во всех отношениях придерживаются ритуальных правил, твердого распорядка. Для них важна не мудрость, которая свойственна возрасту, а форма субординации старших и младших, мужа и жены, педагога и учеников. Они скорее согласятся разрушить сложившиеся отношения, по существу сломать свою жизненную позицию, чем изменить привычный для них стиль жизни. Возрастные противоречия обостряются противоречиями, связанными со сменой жизненной позиции, с изменением жизненной линии, жизненной направленности. Наиболее сложным этапом жизни трудновоспитуемых подростков является их переход от этапа жизни в колонии к этапу новой трудовой жизни. Предполагается, что в колонии они прошли перевоспитание и, попадая в хорошие, передовые коллективы, сразу должны успешно включиться в трудовую жизнь. Однако часто они уходят с работы, бросают «благополучную» жизнь и даже уезжают в другие города в поисках близкой себе группы. Чем объяснить это возвращение к прошлому? Неэффективностью перевоспитания? В этих и аналогичных случаях сама личность до поры до времени не разрешает противоречий: происходит чисто внешняя перемена жизни, пусть даже и радикальная. Новый образ жизни не присваивается личностью: она должна перейти от принудительного к добровольному способу жизни, что требует не только времени, но и внутренней перестройки. Противоречия, связанные с изменением (потерей, удержанием, «переосмыслением») жизненной позиции, являются наиболее трудными для жизни личности. Жизненная позиция может меняться или оставаться неизменной в зависимости от характера и способа решения противоречий, конфликтных ситуаций, причем для изменения жизненной позиции как таковой необходимо разрешение жизненно значимых противоречий, ситуаций и т.д. Жизненно значимыми, жизненно важными являются только те противоречия, которые служат средством, способом изменения взглядов, привычек, отношений личности с обществом, с самим собой и т.д. Противоречия, разрешаемые только на «словах», приводят к демагогии, к нежеланию на деле отказаться от своих установок, «принципов», к «изобразительной деятельности». В период застоя за декларациями, правильными словами не стояли правильные действия. Неправильно было бы думать, что постоянное разрушение связи слова и реального дела не разрывало естественной психологической связи намерения и действия, а сама личность не утрачивала своего волеизъявления. В личной жизни это зачастую приводило не только к потере личностью истинных мотивов, но и к утрате ею чувства, что это ее собственная жизненная позиция, что отчуждало личность от ее жизни. Наступившая эпоха гласности дала возможность многим людям открыто признать не только свои достижения, но и потери, трудности, причем как на общественном, так и на личном уровне. Гласность в постановке жизненно значимых проблем позволила выявить их важность, прежде всего, для самого человека, а не только для общества, как это практиковалось в предыдущие периоды. Индивид получил право на признание своей личной свободы, независимости как право на собственную жизненную позицию, мнение, даже на свою личную трагедию. Плюрализм мнений открыл возможность не только самостоятельно выбирать позицию, но и последовательно отстаивать (изменять, перестраивать) ее на всех этапах жизни. Личность получила право на решение своих сугубо личных проблем без привлечения «официальных» инстанций. Таким образом, социалистический плюрализм становится гарантом того, что личные проблемы каждого перестают быть под общественным контролем, что и является гарантом права на личную жизнь. Признание каких бы то ни было личных противоречий не является признаком ни идеологической неустойчивости, ни низкой производительности труда, а лишь правом личности решать их по своему усмотрению. Мнение коллектива теряет общественно-нормативную функцию «добровольного принуждения» и приобретает другие — совета, порицания, одобрения. Разрешение жизненных противоречий осуществляется человеком на уровне повседневных, бытовых проблем, ситуаций. Контроль за «жизненным раскладом» (в семье, на службе) необходим для поддержания нравственного здоровья не только человека, но и общества в целом. Исследования венгерскими социальными психологами причин самоубийств свидетельствуют о важности своевременного самоконтроля, об опасности утраты чувства ценности собственной жизни, ответственного отношения к будущему своих детей 23. Преобладание внутренних противоречий личности над общественными — не нарушение социалистической морали, а показатель того, насколько личность в состоянии справиться с их решением самостоятельно. Анализируя направленность личности на решение внешних проблем, надо, прежде всего, выявить истинные мотивы этой направленности, источники недовольства личности своим положением в обществе: имеется ли оно в действительности или является показателем неспособности личности занять это положение, пустоты ее жизни и т.д. Интересные примеры можно привести из прошлого. В России существовал суд присяжных, и, как отмечает известный советский историк психологии Е. А. Будилова, и судьи, и присяжные прекрасно знали психологию людей, что помогало им выявлять противоречия, сложные ситуации, связанные с преступлениями и нарушениями законов. Поэтому они могли отделить личные мотивы преступления от тех, которые, скажем, были типичны и даже популярны в определенных слоях общества, группах населения, отделить глубоко личный конфликт от традиционного и т.д. 24 В подходе к противоречиям внутреннего мира личности, часто выплескивающимся наружу, принимающим социально типичные и даже массовые формы, важно учитывать связь ее внутренних проблем и жизненных социальных обстоятельств. Связь эта обнаруживается только при рассмотрении целостного жизненного пути личности. Нельзя абсолютизировать только внешние, социальные или только внутренние причины противоречий. Например, при изучении проблемы самоубийств в Венгрии, число которых в последние годы катастрофически росло, вначале отдельно рассматривались только личные или только социальные их причины и традиционные формы их разрешения. Когда же к проблеме подошли комплексно, т.е. стали анализировать и экономические, исторические и собственно личные причины, то выяснилось, что при общем довольно высоком жизненном уровне реальный уровень жизни людей из разных слоев населения сильно различается, более того, есть группы, живущие за чертой бедности. Однако не бедность сама по себе является причиной преждевременного ухода из жизни, а бедность на фоне сознания того, что в социалистическом обществе все должны быть равны. Бедность рассматривается личностью как социальная несправедливость. Венгерский психолог К. Яро считает, что противоречия социалистического общества наиболее концентрированно и остро проявляются и сосредоточиваются в сфере семьи, личной жизни, в малой группе. Плюрализм подразумевает богатство, всю палитру оттенков человеческой жизни со всеми ее трудностями, противоречиями, «разрешимыми» и «неразрешимыми». При оценке человеком своей жизни всегда присутствует момент субъективности, и именно он в первую очередь заслуживает самого пристального рассмотрения и всестороннего анализа 25. Именно он выступает результирующей и движущей силой реальной жизни человека, ее достижений и потерь. Поэтому, как говорилось выше, удовлетворенность (или неудовлетворенность) жизнью является серьезным показателем ее реальной проблемности. В любом сложном положении, в любой жизненной ситуации помимо ее «диагноза» должно присутствовать осознание ее проблемности, а в этом осознании на первом месте должно стоять понимание самоценности жизни для самого человека. Какие бы противоречия ни разрывали человека, он должен решать их с позиций ценности своей жизни и для самого себя, и для общества. Однако можно разрешить любую ситуацию, переменив свою жизненную позицию (уйти из семьи, с работы, бросить любимое дело, изменить жизненным принципам). Но это будет внешнее решение, внешнее изменение, которое, если противоречие носит принципиальный характер, возобновится в новой форме и в новой ситуации. Поэтому стратегия жизни должна, по-видимому, заключаться в раскрытии и разрешении подлинных причин противоречий, а не в уходе от них путем жизненных перемен. Когда, обсуждая проблемы роста числа разводов, обратились к психологу с вопросом, где же выход, он ответил так: если нельзя устранить все причины конфликтов и противоречий в семье, то можно сделать только одно — научить людей их разрешать. Конечно, не нужно создавать проблемы искусственно и раздувать конфликты там, где их нет. Но нельзя закрывать глаза и оттягивать решение наболевших проблем, назревших конфликтов. Некоторые люди, желая сохранить устоявшуюся жизненную позицию, сложившиеся отношения, оттягивают решение внутренних конфликтов. Это можно понять. Но незаметно серьезный конфликт разрушает личность, отнимает душевные силы, выводит из состояния душевного равновесия, оборачивается внутренним оцепенением, падением активности, интереса к жизни. Нередко думают, что внутренние противоречия — это только разлад с самим собой, борьба разных побуждений. Однако это не так. Например, такое, казалось бы, внешнее несоответствие размера оклада статусу или способностям, большому объему выполняемой работы, отсутствие условий для профессионального роста являются причинами глубоких внутренних переживаний. Сорокалетний мужчина начинает считать себя социально несостоятельным, не способным прокормить семью и т.д. Его переживания, как кажется на первый взгляд, не принимают формы противоречий. В силу отсутствия условий для полноценной реализации своих способностей возникает озлобление, появляется чувство скуки, неудовлетворенность. Именно эти переживания приводят к внутренней ломке личности: к отказу от профессиональных интересов, к появлению ориентации на карьеру, «денежную должность» и т.д. Создается как бы иерархия противоречий, когда к внешним противоречиям надстраиваются внутренние, образуя противоречия второго порядка. Иногда исчезает желание бороться за жизнь, соответствующую возможностям человека. В подобных ситуациях человек нередко обращается к алкоголю, под действием которого его поведение изменяется так, что он сам лишает себя «прав» на улучшение своей социальной ситуации. Лечение такого человека — это забота не только медиков, но и психологов, которые помогли бы ему решить его жизненные противоречия. Долгие годы из общественного сознания исключалась проблема противоречий, хотя в теории утверждалось, что противоречия — основа развития. Они чаще всего отождествлялись с недостатками, с негативными явлениями. Между тем противоречия приносят личности не только «вред», но и «пользу», поскольку их разрешение, как правило, способствует ее развитию. Важно только, чтобы человек мог найти их правильное решение, чтобы он имел силы и потребность их преодолевать. Польские психотерапевты, сталкиваясь с больными, находящимися в так называемых пограничных состояниях, критических для душевного здоровья, утверждают, что часто таким людям бывает полезно испытать сильное потрясение, пережить и разрешить конфликт. Подлинное разрешение противоречия вызывает у человека удовлетворенность, внутреннее облегчение, которое, однако, часто игнорируется окружающими, да и самим человеком. А между тем, даже если жизненная ситуация продолжает оставаться трудной, противоречивой, найденное решение придает человеку новые силы для построения новой жизненной стратегии. Не надо бояться таких «пересмотров», считая их изменой самому себе, своей позиции, не следует упорно держаться за то, что сохранилось только в нашем воображении или памяти, тогда как в реальной жизни уже давно разрушилось. В зарубежной психологии, особенно возрастной, существует ряд теорий так называемых жизненных кризисов, которые связываются с определенными возрастными периодами. Но нельзя рассматривать кризис как фатальный для каждого возраста и каждого человека. Это не соответствует реальности, поскольку сплошь и рядом противоречия и кризисы обусловлены другими причинами и не привязаны к возрастным особенностям. Кризис может заключаться в реальном несоответствии между, например, взаимоотношениями подростка со взрослыми, для которых он по-прежнему остается маленьким. В этом случае его жизненная позиция (как опекаемого материально и духовно, постоянно призываемого к нормативному поведению) приходит в противоречие с его возможностями, стремлениями, потребностью быть самостоятельным. В целом причины возникновения противоречий и их характер чрезвычайно многообразны. Это отмечают все психологи, пытавшиеся построить их классификацию. Однако все их многообразие в конечном счете приводит к субъекту (человеку или группе), который является эпицентром этих противоречий. Долгое время считалось, что противоречия объективны, т. е. существуют независимо от воли и желаний человека и подчиняют его. Между тем как раз активные действия людей, их вмешательство в ход тех или иных событий и порождают противоречия, особенно тогда, когда люди выступают с новых позиций, когда они ломают старые традиции. Иначе говоря, само качество личности как субъекта жизни порождает противоречия, а способность разрешить их делает личность в еще большей мере субъектом. Общие требования, нормы, устои ни в одном обществе не совпадают полностью с позицией каждого человека, не отвечают потребностям индивидуальности. Поэтому одним из основных противоречий в жизни людей является противоречие между индивидуальным и общественным. Но именно поэтому так важно осознание каждым человеком собственной жизни как свободного пространства для выбора собственного направления развития. Личность должна изначально формировать в себе установку на трудности, готовность к их преодолению, а не только установку на успех и поддержку. Жизненная стратегия личности предполагает в своей основе принцип опоры на собственные силы, выявление того, хватит ли у нее сил для резких изменений в своей жизни, которые могут обернуться неудачей. В психологии сложилось понятие толерантности как устойчивости личности к трудностям. Устойчивость к трудностям, противоречиям может превратиться в своеобразную личностную потребность. Такая потребность в трудностях, риске обнаруживается у части подростков при выборе ими профессии: они хотят быть там, где есть трудности, риск. Эта потребность часто подавляется взрослыми, которые «пристраивают» своих детей туда, где безопасно, комфортно, где от них не потребуется больших усилий, выдержки. Можно обратить внимание на такую, казалось бы, несущественную деталь, как подростковые игры. Еще несколько десятилетий назад для таких игр были характерны испытание на смелость, выработка воли, чувства локтя, способности преодолевать препятствия. К сожалению, с нарастанием стремления старшего поколения к опеке подростков игры с подобным содержанием исчезли. Особенно сложны и трудноразрешимы противоречия в общении людей. Основой для таких противоречий может стать расхождение, начиная с разных точек зрения на любое явление жизни и кончая несходством характеров. Плюрализм мнений открыл совершенно новую плоскость видения этой проблемы, поскольку стало возможным сосуществование различных мнений, точек зрения. Необходимое условие плюрализма — уважение к человеку, придерживающемуся противоположной точки зрения, признание права на существование иной позиции. В течение нескольких десятилетий общественное сознание стандартизировало людей, стирало индивидуальности. На уровне личного общения это приводило к неприятию инакомыслящего, формировало психологию нетерпимости к любому разнообразию, несовпадению мнений. Принцип «стричь под одну гребенку» проявлялся и на уровне личных отношений людей, формировал убеждение, что все должны думать, как я, хотеть, как я, и быть, как я. Люди внутренне привыкли идти на сделку со своей совестью, пренебрегать своими убеждениями; постепенно отпадала и потребность их иметь. В личной жизни отношения, постоянно проверяемые на прочность, должны выдерживать и временные несовпадения, и полное расхождение мнений, настроений, желаний. Иногда оказываются гладкими и беспроблемными случайные отношения именно в силу отсутствия за ними какого бы то ни было глубокого личностного содержания. Они совпадают лишь чисто внешне, как это имеет место в молодежных объединениях, группировках, связанных внешней атрибутикой. Здесь до поры до времени противоречия носят скрытый характер, они потенциально заключены в поверхностном согласии. При таких случайных, поверхностных совпадениях обнаружение своей позиции одним из участников такой группировки приводит к его полному отторжению остальными. Яркая внешняя атрибутика, декларация групповых ценностей — своеобразные формы защиты каждого от малейшего признака личных проблем. Подлинные же отношения между людьми допускают перемену «ролей» — когда более сильный в одном выступает в качестве более слабого, ведомого в другом, более сильный и мужественный в один период жизни может позволить себе слабость в другой и т. д. Созданное людьми отношение в разное время имеет для них разную ценность. Умение сохранить это отношение вопреки изменениям позиций каждого из его членов и есть особая способность личности к общению. Это способность зрелой личности, которая не просто так или иначе относится к людям, а умеет ценить в другом человека, умеет беречь и отстаивать отношения с ним. Это не просто общительность, а высокая способность личности поддерживать отношения вопреки неизбежным противоречиям, изменившимся обстоятельствам. Вместе с тем способность личности сохранить отношения не предполагает необходимости растворяться в них. Напротив, это умение непротиворечивым образом найти место данным отношениям в широком контексте собственной жизни. Отношение оказывается «просторным», свободным, если оно органически соединено со всеми другими жизненными потребностями личности, когда оно не приходит с ними в противоречие. Одновременно оно дает простор развитию обеих личностей, а они в свою очередь выступают как его активные строители. Напротив, если отношение представляет лишь сценарий поведения, задача его совершенствования перед участниками этого отношения не возникает. Функциональные отношения, при которых другой выступает в качестве объекта, а не равноправного субъекта, непрочны и чреваты противоречиями. Поскольку они строятся в целях, которые лежат за пределами собственно личностных качеств общающихся людей, постольку эти качества не «вмещаются» в функциональные отношения и часто не способствуют их укреплению. Эти отношения требуют, как правило, тонкой тактики и стратегии, так как предполагают использование человека в целях, не совпадающих с его интересами, или ограничивают общение лишь сферой совпадения интересов. Поэтому, как правило, здесь необходимы особые средства упрочения союза, набор которых свидетельствует о низкой нравственной пробе как отношений, так и их инициатора. Умолчание, ложь, лесть и т.д.— это средства общения, которые порождаются таким неподлинным характером отношений. Судьба таких отношений различна. Их следствием иногда является раздвоение личности, цинизм, несовпадение внутренних ценностей и реальных поступков. Эти же качества определяют и выбор средств общения и поведения: возникает разрыв между словом и делом, между действительными поступками и демонстрируемым «хорошим» отношением, хотя внешне здесь нет никакого противоречия, потому что человек свыкается с таким раздвоением, принимает его как свою жизненную позицию. Возникает потребность в специальной «обработке» партнера, в маскировке своего поведения и т.д. Из этого видно, насколько важно для личности найти, сохранить и укрепить в общении свою целостность, полноту своего «я», его подлинность, непротиворечивость, избежать разрыва между мотивами общения и ценностями 26. Отступление от принципов в угоду ситуативным мотивам общения, выгоде временного союза ведет к распаду ценностно-мотивационной сферы личности. В разрешении неизбежных в общении противоречий между своими личными интересами и желаниями других людей с точки зрения и этики, и психологии решающую роль играет способность личности говорить и отстаивать правду. Позиция правды предполагает доверие к другому — исходное условие человеческого общения. Это есть не что иное, как этический эквивалент признания личности в другом, а значит, его «права» на собственный путь, на собственное решение и т. д. Позиция каждого из участников общения должна давать простор для личного выбора, а потому исключать ложь во имя сглаживания расхождений. Правда в отношениях, в общении — это отсутствие притворства, готовность разрешать противоречия и мужество поисков выхода из них. Двойственность личности приводит ко лжи и замазыванию противоречий, к стремлению выдать свою позицию за общую, к маскировке истинных целей и намерений и к неизбежно связанной с этим двойственности поведения. Такой способ устанавливать и сохранять отношения при его внешней гладкости оборачивается моральными издержками, раздвоением или деградацией личности. Поэтому отстаивание правдивых отношений есть утверждение личностью этического в жизни, в способе общения с людьми. Здесь речь идет не просто о «соблюдении» этических норм и идеалов в поведении, а о способности к построению подлинно нравственных отношений. Развитие личностей через отношение и развитие самих отношений любого типа осуществляется в ходе разрешения противоречий. Само исходное субъективное отношение одного человека к другому, кроме чувства любви, является противоречивым. Противоречивость в общении неизбежна для человека, который судит обо всех по себе, не умея оценить своеобразие и непохожесть на себя другого. Она тем более неизбежна для эгоиста, руководствующегося только своими желаниями, своими целями, своим «я». Она неизбежна для личности, которая типизирует людей по общим стандартам. Такие противоречия исходят из невозможности понять другого. Другого рода противоречия возможны между людьми, способными и стремящимися понять друг друга, когда сталкиваются люди, скажем, с разным уровнем нравственного развития или разными характерами. Причины противоречивости отношений часто лежат и в самом жизненном контексте, в системе обстоятельств, в которых они строятся. Способность личности разрешать противоречия и является мерилом ее человеческой зрелости, мужества, стойкости и принципиальности. Если в силу множества действующих на уровне личной жизни социальных причин невозможно построение отношений, отвечающих подлинно человеческой сущности, то возможна борьба за такие отношения через разрешение противоречий. В этой сложнейшей проблеме пока что можно отметить одно: отношения людей выступают как некая «идеализированная», но все же действительность, и это дает возможность выверить способ построения отношений, разрешить противоречие. Другой человек и отношение к нему создают совершенно особого рода «субъективное пространство», в котором противоречия разрешаются не ситуативно, не под влиянием одномоментного чувства, а разумно-личностным образом. Особое значение в разрешении противоречий (в понимании их характера и способа разрешения) имеет то, что любая «диада», «триада» и т.д. существует в сети других отношений. Так, отстаивание «права» на дружбу, на любовь, на выбор того, а не другого человека часто осуществляется через противодействие мнению окружающих. Характер отношений двух людей иногда оказывается не соответствующим традициям, правилам и т.д. Среди таких препятствий внешнего плана наиболее трудноразрешимым является противоречие между одновременно существующими отношениями человека к близким людям. Таковым (например, для мужчин) часто оказывается несоотнесенность отношений к матери и жене. Причина их противоречивого характера не в самом человеке, а во встречных притязаниях на близость к нему этих двух людей. Только мудрость, бесконечное терпение и доброта позволяют человеку, который невольно становится «ответчиком» за взаимоотношения всех, разрешить противоречия с позиций «доброй воли». Date: 2015-09-25; view: 274; Нарушение авторских прав |