Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Предмет, методы и структура политологии





Понятие «политология» образуется из двух греческих слов: politike — госу­дарственные, общественные дела и lo­gos — слово, смысл, учение./ Отцом первого понятия является Аристотель (384—322 гг. до н. э.), второго — Гераклит (ок. 530—480 гг. до н. э.). Сочетание этих двух понятий означает, что политология — это учение, наука о политике.

Происхождение термина «politike» связано с древнегре­ческим городом-государством, который именовался полисом. Полис — это сложившаяся в Древней Греции форма об­щественного устройства, ставшая прототипом современного национального государства. Полисная организация опира­лась на экономический и государственный суверенитет об­щины свободных собственников и производителей — граждан полиса, простиравшийся на всю полисную терри­торию, т. е. на сам город и прилегающую к нему сельскую местность. Этот суверенитет предполагал для каждого граж­данина возможность, а часто и обязанность в той или иной форме — прежде всего в форме голосования в народном собрании — участвовать в решении вопросов жизнедея­тельности полисного сообщества. Наличие особой деятель­ности, связанной с участием людей в решении вопросов полисной жизни, или, как принято говорить сегодня, с государственным управлением, привело к необходимости обозначения этой деятельности кратким понятием. Таковым л стал термин «политика», который утвердился после на­писания Аристотелем одноименного трактата о государстве, правлении и правительстве.

Таким образом, термин «политология» восходит к древ­негреческому полису и означает учение о политике, т.е. совокупность знаний об управлении государством. Попутно заметим, что производными от слова polls (город-государ­ство) является и ряд других терминов, например: politeia (конституция, или политическое устройство), polites (граж­данин), politikos (государственный деятель).

Политика как специфическая деятель­ность людей очень рано стала предме­том научного исследования. Вначале знание о политике являлось составной частью философии.

Но уже в древности создаются и специальные трактаты, посвященные анализу политической деятельности. Платон (427—347 гг. до н. э.) соответствующие работы назвал «Законы» и «Государство». Аристотель свое произведение, посвященное изучению государства и общества, назвал про­сто «Политика». И соответствующую науку, основам кото­рой, по его словам, подчиняется государственный муж, он также называл политикой [3. Т. 4. С. 376 ].

Важной вехой на пути становления политологии как научной дисциплины явилось творчество итальянского мыс­лителя эпохи Возрождения Никколо Макиавелли (1469— 1527). В отличие от мыслителей античности, которые все же не выделяли политологию из этики и философии, Ма­киавелли рассматривал учение о политике в качестве са­мостоятельной области знания. И хотя ему были еще не ведомы научные методы анализа, тем не менее он уже уподоблял политические явления естественным, природным фактам, подчиняющимся объективным закономерностям. В центр своего политического учения он ставил проблему государственной власти и подчинял политические исследо­вания решению практических задач государственной жизни. Научный характер исследованиям политической дейст­вительности был придан в XIX в. В этот период ученые стали изучать поведение людей в связи с их участием в государственном управлении, используя научные методы. К этому времени относится возникновение научных учреж­дений, специализирующихся на исследованиях в области политических отношений. Первым из таких учреждений была созданная во Франции в 1871 г. свободная школа политической науки (ныне — Институт политических ис­следований Парижского университета). В 1880 г. была ос­нована Школа политических наук в Колумбийском колледже США, а в 1895 г. — Лондонская школа эконо­мической и политической науки.

Со второй половины XX в. науку, которая вырабатывает теоретические представления о государственном управле­нии, стали называть политологией. Вот как определяется содержание политической науки в «Словаре социальных и "политических наук» (изданном на Западе): «Если по­литика есть деятельность, то политическая теория — это рефлексия, интерпретация этой деятельности... Что же ка­сается политической науки, то ее задача «раскрыть смысл политики», классифицировать ее, ориентировать власть, предложить утопию «оптимального государства», раскрыть «факторы власти» и выработать некие «общие концепции» политики» [39. С. 105].

Ныне политическая наука, или просто политология, — это одна из обширных областей научного знания, имеющая не только теоретическое, но и прикладное значение. При­нятие политических решений — процесс сложный, много­плановый, предполагающий наличие самых разнообразных сведений о социальной действительности. То, что ныне называется политикой как область практической деятель­ности, на самом деле является результатом аналитических усилий разветвленной сети исследовательских институтов, кафедр и групп, следствием коллективного творческого труда многих людей. По числу проводимых исследований и количеству публикаций политология сегодня занимает пер­вое место среди других общественных наук. Современная политическая наука располагает комплексом приемов и методов конкретных исследований, в том числе с приме­нением вычислительной техники. С 1949 г. действует Меж­дународная ассоциация политической науки (МАПН), созданная по инициативе Организации Объединенных На­ций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕ­СКО), ставящая своей целью содействие развитию политических исследований.


В качестве самостоятельной учебной дисциплины политология стала скла­дываться с конца XIX— начала XX в., когда в Западной Европе и в США появились первые ее кафедры. В сис­теме высшего образования она стала широко преподаваться со второй половины текущего столетия. В 1948 г. ЮНЕСКО рекомендовала курс политологии для изучения в высших учебных заведениях своих стран-членов. Все государства Запада и ряд государств Восточной Европы прислушались к этой рекомендации. После свержения тоталитарных ре­жимов в Восточной Европе политология стала общеобяза­тельным курсом во всем регионе.

Сорок лет спустя рекомендация ЮНЕСКО была принята к исполнению и в нашей стране. В 1989 г. в ряде вузов появились первые кафедры политологии. Ныне эта дисцип­лина читается во всех высших учебных заведениях Беларуси.

Таким образом, слово «политика» исконно означало «участие в управлении полисом» и очень рано стало отно­ситься к сумме знаний, необходимых для компетентного решения подобных вопросов. Сегодня политика, политоло­гия — это еще и учебная дисциплина, которая изучается практически во всех странах.

Как и всякая наука, политология имеет свой объект и специфический пред­мет познания. Предварительно напом­ним, что в теории познания в качестве объекта понимается то, на что направлена предметно-практическая и познавательная деятельность субъекта. Иными словами, объектом той или иной науки является та часть объективной реаль­ности, которая подвергается исследованию познающим субъ­ектом. Предметом науки выступают те стороны, признаки, свойства и отношения изучаемого объекта, которые под­вергаются анализу.

Разумеется, в данной вводной теме объект и предмет политологии можно определить лишь в самом общем виде, зная, что понятие политики охватывает большой круг яв­лений. Как писал немецкий социолог и политолог Макс Вебер (1864—1920), «это понятие имеет чрезвычайно ши­рокий смысл и охватывает все виды деятельности по са­мостоятельному руководству. Говорят о валютной политике банков, о дисконтной политике Имперского банка, о по­литике профсоюза во время забастовки; можно говорить о школьной политике городской или сельской общины, о политике правления, руководящего корпорацией, наконец, даже о политике умной жены, которая стремится управлять своим мужем» [15. С. 644—6451. Изложение же всего курса и будет представлять собой более или менее последователь­ное исследование и объекта политологии в целом, и всех его свойств, сторон и отношений, т. е. предмета данной науки. Но законы познания требуют того, чтобы в начале разговора о каком-либо объекте были приведены о нем самые общие сведения. Итак, что же изучает современная политология?


Объектом политологии выступает политическая действительность, или политическая сфера общества. В самом широком смысле слова политическая сфера есть об­ласть общественных отношений, связанная с взаимодей­ствием различных общностей людей — социальных групп, слоев, классов, наций, народов. Она включает в себя ряд социальных институтов и организаций, которыми опосредуется это взаимодействие. Важнейшим из таких институтов является государство. Именно участие в делах государства, направление государства, определение форм, задач, содер­жания деятельности государства и есть политика, есть глав­ное содержание деятельности людей в политической сфере.

Но эту сферу общественной жизни, как известно, изу­чают также философия, социология, история, теория государства и права, другие науки. Каждая из них рассматривает процессы, происходящие в области политики, под специфиче­ским углом зрения, или, как говорят, имеет свой предмет изуче­ния. Каков же предмет политологии, т. е. какие стороны полити­ки, политической сферы общества она изучает?

Предметом политологии является, главным образом, феномен политической власти. Данная наука призвана занимать­ся исследованием сущности политической власти, ее институтов, закономерностей их возникновения, функционирования, разви­тия и изменения. Сошлемся на мнение американского политоло­га Гарольда Дуайта Лассуэлла ( 1902—1978): «Когда мы говорим о науке в области политики, — писал он, — мы имеем в виду науку о власти» [95. С. 66].

Наряду с тем, что политическая наука обеспечивает систем­ный, комплексный анализ феномена политической власти, она призвана также исследовать те стороны политических явлений, деятельности институтов и учреждений, которые остаются вне поля зрения соответствующих научных дисциплин. Речь идет, например, об исследовании различных аспектов политического сознания, политической культуры, политического поведения и действия, методики и методологии познания явлений политиче­ской жизни и др.

Кроме того, границы политологии изменчивы и трудноопре­делимы. Число специальных тем, которые изучает политическая наука, постоянно увеличивается. Это вызвано эволюцией поли­тической жизни и еще в большей степени приложением полити­ки к очень широкому кругу областей человеческой деятельности', а также большой интеллектуальной активностью исследователей политической проблематики, сложностью самого изучаемого объекта.


Одним из коренных для всякой науки яв­ляется вопрос о свойственных ей понятиях и категориях. Поэтому общая характеристика политологии как науки предполагает хотя бы краткое упомина­ние о системе ее понятий и категорий.

Напомним, что понятия и категории в обобщенной форме отражают наиболее существенные, закономерные связи и отношения реальной действительности. Они есть главный конструкционный элемент любой научной теории. Следо­вательно, категории и понятия политологии как науки вы­ступают в качестве результата познания политической сферы общественной жизни и отражают наиболее сущест­венные связи и отношения, присущие явлениям и процессам политики. Иными словами, содержание объекта и предмета политологии получает свое развернутое отражение в системе понятий и категорий данной науки.

Понятия и категории политологии можно классифици­ровать по различным основаниям. Нам представляется ме­тодически обоснованным разделение всей их совокупности прежде всего на понятия и категории общей теории по­литики и политических систем и понятия и категории, отражающие процессы изменения, развития политической действительности.

К понятиям и категориям общей теории политики и политических систем относятся: политика, политическая власть, субъекты политики, политические отношения, по­литическая система общества, политическая норма, поли­тический институт, государство, политическая партия, общественное объединение, общественное движение, по­литическое сознание, политическая идеология, политиче­ская культура. Основными понятиями, раскрывающими ди­намические аспекты политической реальности, являются: политическая деятельность, политическое действие, поли­тическое решение, политический процесс, революция, ре­форма, политический конфликт, политическое соглашение, политическая социализация, политическая роль, политиче­ское лидерство, политическое поведение, политическое уча­стие. Разумеется, как тот, так и другой ряд можно было бы продолжать и далее. Кроме того, в политологии широко используются понятия и категории смежных с нею научных дисциплин.

Более или менее устоявшиеся научные значения этих и других понятий и категорий политологии будут даны при рассмотрении последующих тем курса. Здесь же подчеркнем своеобразие политологии как науки. Оно заключается в том, что ключевым вопросом и основной ее категорией является политическая власть. Все социальные яв­ления и процессы политология рассматривает относительно по­литической власти. Именно категория «политическая власть» наиболее полно отражает сущность и содержание феномена по­литики. Последняя имеет место там, где существует борьба за власть, за овладение ею, за ее использование и удержание. Без власти не может быть политики, поскольку именно власть вы­ступает средством ее реализации.

Конституирование политологии в само­стоятельную» научную дисциплину со­стоялось не только благодаря наличию специфического предмета изучения, но и потому, что в политической сфере также имеют место опреде­ленные закономерности — объективно существующие, повто­ряющиеся, существенные связи явлений общественной жизни или этапов исторического процесса. Каждая наука, всякое позна­ние в любой области имеет своей целью выявление объективно существующих связей между сторонами объекта. Это всецело относится и к политологии. Как научная и учебная дисциплина она стремится выяснить существующие закономерности в облас­ти политических отношений, без знания которых успешная поли­тическая деятельность невозможна-

Таким образом, изучаемыми политологией закономерно­стями являются наиболее существенные и устойчивые тен­денции развития и использования политической власти. Как и основные понятия, эти закономерности будут рассматривать­ся по ходу изложения последующих тем курса. Здесь же достаточно будет отметить, что характерные закономерности можно разделить на три основные группы в зависимости от сферы их проявления.

Первую группу составляют политико-экономические закономерности, отражающие соотношение между эконо­мическим базисом общества и политической властью как элементом надстройки. Важнейшие закономерности этой группы были открыты Карлом Марксом (1818—1883). К примеру, с его точки зрения, политика и соответственно система политической, государственной власти детерминиро­ваны развитием экономических процессов. «Политическая власть, — писал К. Маркс, — является лишь порождением экономической власти» [59. Т. 9. С. 72]. Вместе с тем политическая власть обладает относительной самостоятель­ностью, открывающей немалые возможности для полити­ческого влияния на экономические процессы. Последнее, однако, не должно порождать культа политической власти, иллюзий относительно ее реальных возможностей, ибо по­пытки с помощью административного принуждения «обой­ти» экономические законы не ведут к достижению поставленной цели.

Ко второй группе закономерностей относятся политико-социальные. Они характеризуют развитие по­литической власти как особой социальной системы со своей внутренней логикой и структурой. Здесь основной законо­мерностью является укрепление стабильности политической власти. Кстати будет заметить, что в отечественной поли­тологии эта закономерность не получила должной разра­ботки, что привело к дефициту необходимых рекомендаций и мер по стабилизации политической жизни.

Третью группу образуют политико-психологические закономерности. Они отражают комплекс существующих связей и отношений между личностью и властью. Наиболь­ший интерес из данной группы представляют связанные с достижением и удержанием власти политическим лидером закономерности.

При изучении конкретных явлений и процессов политология использует раз­личные методы. Наиболее широкое применение в этой науке получили следующие: диалекти­ческий, эмпирико-социологический, сравнительный (или
компаративный), системный, бихевиоральный и др.

Диалектический метод позволяет рассматривать процессы и явления политической сферы в их становлении и развитии, во взаимосвязи как друг с другом, так и с процессами и явлениями других сфер общества. Охватывая политику во всех ее взаимосвязях и опосредованиях, этот метод позволяет выработать наиболее общие понятия и категории политической теории, играет объединяющую роль во всей совокупности исследований в области политики. Принцип историзма, будучи ключевым в диалектическом методе, обеспечивает выявление законо­мерностей становления, развития и смены политических систем.

Эмпирико-социологический метод в политологии представляет собой совокупность приемов и методов конкретных социологических исследований, на­правленных на сбор и анализ фактов реальной политической жизни. Этот метод получил весьма широкое распростране­ние в политологии Запада. Там сложилось относительно самостоятельное направление — прикладная политология, ориентированная на практическое применение результатов социологических исследований в политической жизни. Та­кие исследования, их результаты выступают как товар, заказчиком и покупателем которого являются центральные и местные органы власти, политические партии, государ­ственные учреждения, частные фирмы.

Сравнительный, или компарати­вный метод состоит в сопоставлении двух и более политических объектов (или частей), имеющих черты по­добия. Он позволяет путем сопоставления вычленить общее и особенное в многообразии политических явлений различ­ных политических систем, выявить главные тенденции раз­вития политических процессов. Основная трудность в применении сравнительного метода связана с необходимо­стью правильного выбора предмета явлений, которые будут сопоставляться, подвергаться научному наблюдению, опи­санию и теоретическому истолкованию.

Системный метод рассматривает политическую сферу общества как определенную целостность, состоящую из совокупности элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом и внешней средой. Оригинальность данного подхода заключается в целостном восприятии объ­екта исследования и всестороннем анализе связей между отдельными элементами в рамках широкого целого. Сис­темный анализ считается в познавательном отношении осо­бенно ценным. Этим методом исследования широко пользуется как западная, так и отечественная политология.

Бихевиоральный (от англ, behaviour — поведение, поступок) метод состоит в анализе политического поведения отдельных людей и групп. Исходным в данном методе является положение о том, что групповые действия людей так или иначе восходят к поведению конкретных личностей, выступающих главным объектом исследований. В свою очередь в качестве решающих факторов поведения рассматриваются психологические мотивы, которые и со­ставляют основной предмет политологического изучения. При этом главное внимание уделяется сбору эмпирических фактов, тщательному соблюдению исследовательских про­цедур, использованию приемов естественных и точных наук при обработке и анализе полученных сведений. Бихевиорализм является одним из ведущих исследовательских на­правлений американской политологии.

В некоторых учебных пособиях в качестве особых ме­тодов анализа политических явлений называются также количественные методы и метод принятия решений.

Количественный метод предполагает статистический анализ политической активности, анкетные обследования и интервью участников политических дейст­вий, а также лабораторные эксперименты, состоящие в моделировании определенных политических ситуаций с целью разработки наиболее вероятного сценария будущих действий.

Метод принятия решений заключается в принятии и реализации политических решений, посред­ством которых предполагается не только достичь опреде­ленных политических целей, но и одновременно проверить правильность выводов, полученных с помощью других ме­тодов анализа.

Видимо, есть определенный резон в выделении последних двух указанных методов. Но, как нам представляется, оба они поглощаются рассмотренными выше, причем второй есть не столько исследовательский метод, сколько необхо­димая сторона, аспект, условие всякой политической дея­тельности.

Наряду с методами исследования, в теории науки различаются также господствующие в тот или иной период развития соответствующей отрасли знания способы объяснения изучаемых явлений. Для их обозначения американский философ и историк науки Томас Кун (р. 1922) предложил использовать понятие «парадигма» (от греч. paradeigma — пример, образец). С его точки зрения, на­учная парадигма есть признанная всеми и приобретшая характер убеждений система знания, которая в течение определенного времени служит научному сообществу логи­ческой моделью постановки познавательных проблем и их решения [48. С. 11]. Иными словами, научная парадигма есть способ выбора объекта исследования и объяснения определенной совокупности относящихся к нему фактов в форме достаточно обоснованных принципов и законов, об­разующих непротиворечивую теорию. Смена одной господ­ствующей парадигмы другой в соответствующей области знания рассматривается исследователями как научная ре­волюция.

Характерной чертой политической науки является то, что в ней сосуществуют различные концептуальные подходы к описанию и интерпретации явлений политической дей­ствительности. В основе таких подходов лежат попытки объяснить политику либо через действие сверхъестествен­ного начала, либо через влияние природных, общественных или собственно политических факторов. Соответствующие концептуальные подходы в литературе условно именуются теологическими, натуралистическими, социальными и ра­ционально-критическими парадигмами политологического знания [64. С. 34].

Теологическая парадигма господствовала на ранних этапах существования общества, когда люди были еще не в состоянии подмечать объективные внутренние и внешние факторы политических явлений. В этих условиях они неизбежно давали сверхъестественное толкование по­литики, видели источник власти в Боге, объясняли по­литические изменения его волей. И хотя такое объяснение политики трудно назвать концептуально-теоретическим, все же оно исходило из идеи причинной обусловленности по­литических явлений. А это есть не что иное, как признак парадигматического мышления.

Натуралистическая парадигма дает объяснение природы политики исходя из доминирующего значения экологических, географических, биологических и психологических факторов. Наиболее существенными подходами в натуралистическом способе объяснения явлений политики считаются геополитика, биополитика и широкий круг психологических концепций. Несмотря на то, что данные подходы к пониманию политики относятся к одному классу теоретических концепций — натуралистической па­радигме, они все полемизируют и конкурируют друг с другом. Кроме того, всем им уверенно противостоят иные концептуальные оценки природы политики.

Социальная парадигма представляет группу концептуальных подходов, в русле которых дается объяс­нение политики через действие социальных, но внешних по отношению к ней факторов. При таких теоретических подходах природа и происхождение явлений политики объ­ясняются как результат созидающей роли той или иной сферы общественной жизни или проявления социокультурных свойств субъектов социального действия. Различные социальные концепции в качестве порождающих политику причин называют экономические отношения, право, куль­турные, религиозные, этико-нормативные и другие факторы. Многие исследователи рассматривают политику исключи­тельно как продукт смыслополагающей деятельности людей и потому различные политические явления ставят в зави­симость от свойств человека, приобретенных им в процессе социальной эволюции.

Рационально-критические парадигмы природу политического взаимодействия людей связывают не с внешними по отношению к политике факторами, а с ее внутренними причинами и свойствами. Данные концеп­туальные подходы исходят из того положения, что политика есть полностью или относительно самостоятельное обще­ственное явление, которое возникает и развивается по своим собственным, внутренним законам. Попытки отыскать внутренние источники природы политики оказа­лись весьма плодотворными. В настоящее время, в зависи­мости от выбранного аспекта, существуют самые различные концептуальные подходы, объясняющие сущность данной стороны человеческой жиз­недеятельности.

Выделение основных парадигм политологии дает воз­можность увидеть связь политической науки с более общими научными теориями, проследить эволюцию представлений о политической сфере общественной жизни. Зная особен­ности основных политических парадигм, можно и более полно уяснить специфику различных познавательных ме­тодов политологии, и более глубоко проникнуть во внут­реннюю логику формирования политической науки.

Выше в общем виде определен предмет политологии. Всю совокупность поли­тологической проблематики можно сгруппировать по отдельным разделам, которые составляют элементы структуры политологии. В различных источниках приводится разное количество таких элементов. Они отли­чаются большей или меньшей детализацией предмета этой науки. Но во всех вариантах к основным элементам струк­туры политической науки относятся следующие:

П теория политики, представляющая собой введение в эту науку и paccматривает философско-методологические основы политики и политических отношений, формирования и развития политической власти в совре­менном обществе;

П теория политических систем и их элементов госу­дарства, партий, общественных объединений, политиче­ских режимов;

П история политических учений и политическая идеоло­гия, изучающие генезис политической науки, содержание различных социально-политических доктрин и концеп­ций, их роль и функции в политическом процессе;

П теория управления социально-политическими процес­сами, изучающая цели, задачи и формы управления обществом, регулирования процессов, происходящих в различных сферах общественной жизни.

П теория международных отношений, рассматривающая межгосударственные аспекты проявления и реализации властных отношений.

Надо заметить, что в генезисе политологии, т. е. в процессе ее становления и развития, просматривается тен­денция дифференциации политологических знаний. Ныне политология фактически предстает как система политиче­ских наук, включающая в себя, по крайней мере, следующие дисциплины: теорию политики, историю политических уче­ний, политическую социологию, политическую антрополо­гию и теорию международных отношений. В своей совокупности они образуют целостное политологическое знание. Таким образом, термины «политология», «полити­ческая наука» и «политические науки» можно рассматривать как тождественные.

Нам представляется логически последовательной следу­ющая структура политологии как учебной дисциплины.

Первый раздел — «Политология как наука и учебная дисциплина» — дает общее представление об этой науке, выясняет ее предмет, методы, структуру, функции, место в системе обществоведения, а также основные этапы ее становления и развития.

Второй раздел — «Политика и политические системы» — охватывает общеметодологические основы по­литической науки, теорию политики, политических систем и институтов политической власти; рассматривает вопросы политического сознания и политической культуры.

Третий раздел — «Политические процессы» — посвящен рассмотрению динамических аспектов функцио­нирования и развития политических систем, вопросов про­явления и реализации политической власти на личностном уровне. Сюда может быть включена также проблематика теории мирового политического процесса.

Четвертый раздел — «Социально-политические идеи и течения в современном мире» — отражает основные социально-политические идеи, концепции, теории и докт­рины, являющиеся составными компонентами реальных политических процессов.

В рамках указанных разделов, по нашему мнению, мож­но сформулировать и рассмотреть всю основную проблема­тику фундаментального курса политологии. Однако понимание реальной политики предполагает и специальное исследование целого ряда факторов и явлений социальной действительности, примыкающих к предмету собственно политологии. К таким факторам можно отнести, например, проблемы национальных отношений, важнейшие вопросы текущей политики государств, работу органов власти, ап­парата управления, их формирования, правовую регуляцию политических отношений, деятельность средств массовой информации и многое другое. Поэтому мы полагаем, фун­даментальный курс политологии может дополняться рас­смотрением специальных тем и спецкурсов, углубляющих и детализирующих анализ политической действительности.







Date: 2015-09-25; view: 316; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.018 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию