Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Политология как наука и учебная дисциплинаСтр 1 из 40Следующая ⇒
ПОЛИТОЛОГИЯ
Утверждено Министерством образования Республики Беларусь в качестве учебника для студентов высших учебных заведений Издание третье, исправленное МИНСК; ВЫШЭЙШАЯ ШКОЛА» 1999г.
Рецензенты: кафедра политологии и социологии Республиканского института высшей школы при БГУ; зав. кафедрой политологии БГЭУ, д-р исторических наук, проф., чл.-кор. НАН Беларуси В. А. Бобков; канд. исторических наук, доц. В. П. Осмоловский На переплете: Эдип разгадывает загадку Сфинкса. Роспись вазы. V в. до н. э. Мельник В. А. М48 Политология: Учеб. — 3-е изд., испр. — Мн.: Выш. шк., 1999. —495с. ISBN 985-06-0442-5. Дается характеристика политологии как научной и учебной дисциплины, освещаются этапы становления и развития политической мысли, анализируются основные вопросы теории политики, политических систем и политических процессов, рассматриваются социально-политические концепции и течения современного мира. Для студентов высших учебных заведений. УДК 32.001 (075.8) ББК 66я73 © В. А. Мельник, 1996 © В. А. Мельник, 1998 © Издательство «Вышэйшая школа», 1999 ISBN 985-06-0442-5
СОДЕРЖАНИЕ
СОДЕРЖАНИЕ. 3 ПОЛИТОЛОГИЯ КАК НАУКА И УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА.. 6 1. ПОЛИТОЛОГИЯ, ЕЕ ПРЕДМЕТ И МЕСТО В СИСТЕМЕ ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЯ 6 1.1. Предмет, методы и структура политологии. 6 1.2. Функции политологии и ее место в системе обществоведения. 14 2. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ-ПОЛИТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ 19 2.1. Становление и развитие западной политической мысли. 19 2.2. Особенности развития политической мысли России. 33 2.3. Политические идеи мыслителей Беларуси. 44 2.4. Основные направления современной политологии. 57 ПОЛИТИКА И ПОЛИТИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ.. 61 3. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ И ПОЛИТИЧЕСКАЯ ВЛАСТЬ. 61 3.1. Политика и политические отношения. 61 3.2. Политическая власть. 66 3.3. Демократия как форма политической жизни. 79 4. ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ОБЩЕСТВА.. 84 4.1. Понятие, структура и функции политической системы.. 84 4.2. Типы современных политических систем. 90 5. ГОСУДАРСТВО КАК ОСНОВНОЙ ПОЛИТИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ. 95 5.1. Элементы, функции и форма государства. 95 5.2. Правовое государство и гражданское общество. 106 6. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ И ПАРТИЙНЫЕ СИСТЕМЫ.. 115 6.1. Понятие, функции и типы политических партий. 115 6.2. Партийные системы: понятие и типы.. 121 7. ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ И ДВИЖЕНИЯ.. 124 7.1. Понятие, функции и разновидности общественных объединений. 124 7.2. Нелегальные вооруженные формирования и группы.. 129 8. ПОЛИТИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ И ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА.. 131 8.1. Политическое сознание. 131 8.2. Политическая культура. 142 ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ.. 150 9. ПОЛИТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ПОЛИТИЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ.. 150 9.1. Политическая деятельность. 150 9.2. Политические решения. 161 10. СТРУКТУРА И ДИНАМИКА ПОЛИТИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА.. 172 10.1. Понятие и структура политического процесса. 172 10.2. Причины динамизма и пути изменения политических систем. 176 11. ПОЛИТИКА И СОЦИАЛЬНЫЙ КОНФЛИКТ. 185 11.1. Понятие и структура социального конфликта. 185 11.2. Типы и функции социальных конфликтов. 190 11.3. Война как форма социального конфликта. 194 12. ЧЕЛОВЕК И ПОЛИТИКА.. 201 12.1. Личность как субъект политики. 201 12.2. Политическое поведение и участие. 208 12.3. Политическое лидерство как социальное явление. 217 СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИДЕИ И ТЕЧЕНИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ. 228 13. ТРАДИЦИОННЫЕ СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИДЕИ И ТЕЧЕНИЯ.. 228 13.1. Социально-политические идеи либерализма. 228 13.2. Социально-политические идеи консерватизма. 234 13.3. Социализм и его марксистское понимание. 239 14. СОЦИАЛИСТИЧЕСКИЕ СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ДОКТРИНЫ И ТЕЧЕНИЯ СОВРЕМЕННОСТИ.. 250 14.1. Социально-политические концепции коммунистического и социал-демократического движений. 250 14.2. Социально-политические идеи анархизма, троцкизма, «новых левых» и других течений. 258 15. НОВЕЙШИЕ ЗАПАДНЫЕ СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИДЕИ И КОНЦЕПЦИИ.. 263 15.1. Концепции постиндустриального (информационного) общества и социального государства. 263 15.2. Социально-политические идеи альтернативных движений. 272 16. СОВРЕМЕННЫЕ СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ДОКТРИНЫ КАТОЛИЦИЗМА, ПРАВОСЛАВИЯ И ИСЛАМА.. 276 16.1. Политика и религия. 276 16.2. Социально-политическая доктрина католицизма. 279 16.3. Особенности социально-политической доктрины православия. 283 16.4. Социальная идеология ислама и политика. 287 ЛИТЕРАТУРА.. 294 УКАЗАТЕЛЬ ИМЕН.. 297
Политология заняла прочное место в вузовских учебных планах в качестве обязательной обществоведческой дисциплины. Для этого имеются веские основания: в обществе возрастает интерес к политической жизни, к познанию ее законов. Это вызвано становлением правового государства и демократической политической системы, формированием системы политических партий и движений, вовлечением в политику больших масс людей. Вместе с тем все явственнее осознается необходимость знаний о политике, ее закономерностях, принципах и нормах. Активные участники политического процесса понимают, что без соответствующих познаний не может быть и эффективного политического действия. Этим и обусловлена необходимость изучения политологии в высших учебных ^заведениях. В нашей республике уже издан ряд учебных и учебно-методических пособий по этой дисциплине. Их научно-методическое значение состоит в том, что авторы заложили основы отечественных подходов в понимании предмета политологии, ее структуры и понятийного аппарата. В то же время, как мы полагаем, проблема создания добротной учебной литературы по политологии все еще не получила своего удовлетворительного решения. Вышедшие пособия отражают лишь первый опыт преподавания данной учебной дисциплины. Они существенно различаются методическими подходами, уровнем теоретического анализа рассматриваемых вопросов. Пожалуй, общим для всех их недостатком является отсутствие строгой концептуальной последовательности в изложении предмета курса. Словом, написание учебников и учебных пособий по политологии, отвечающих современным требованиям дидактики, по-прежнему остается насущной научно-методической задачей. Цель настоящего издания — восполнить в какой-то мере имеющийся недостаток в соответствующей учебной литературе. Особенностью учебника является соответствие его структуры и содержания тематике основных разделов программ, по которым преподается курс политологии в высших учебных заведениях Республики Беларусь. Представленный в учебнике концептуальный ряд основан на различных теоретических источниках. Однако, работая с многочисленными публикациями, автор видел свою задачу не в простом пересказе имеющихся точек зрения по тому или иному вопросу курса, а в систематизированном, концептуальном изложении основ науки о политике. Отталкиваясь от понятий «политика», «политические отношения» и «политическая власть», автор выходит на основную проблематику политологии и систему ее фундаментальных понятий и категорий. В работе, таким образом, предпринята попытка комплексного осмысления предмета политологии в контексте отечественных и мировых политических реальностей. Разумеется, автор не претендует на безальтернативность предложенной структуры учебника и бесспорность реализованных подходов и решений как в теоретическом, так и в методическом плане. Полное согласие исследователей, При написании учебника использовались результаты исследований, полученные в разное время как отечественными, так и зарубежными авторами. Жанр издания не позволяет перегружать его многочисленными цитатами. Поэтому в тексте они приводятся только в тех случаях, когда этого жестко требуют контекст изложения или дидактические соображения. Если необходимо показать чей-либо научный приоритет, в учебнике называется имя исследователя или делается ссылка на соответствующий источник. Автор
ПОЛИТОЛОГИЯ КАК НАУКА И УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА Date: 2015-09-25; view: 356; Нарушение авторских прав |