Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Политология как наука и учебная дисциплина





ПОЛИТОЛОГИЯ

 

Утверждено Министерством образования

Республики Беларусь

в качестве учебника для студентов

высших учебных заведений

Издание третье, исправленное

МИНСК;

ВЫШЭЙШАЯ ШКОЛА» 1999г.

 

Рецензенты: кафедра политологии и социологии Республикан­ского института высшей школы при БГУ; зав. кафедрой политологии БГЭУ, д-р исторических наук, проф., чл.-кор. НАН Беларуси В. А. Бобков; канд. исторических наук, доц. В. П. Осмоловский

На переплете: Эдип разгадывает загадку Сфинкса. Роспись вазы. V в. до н. э.

Мельник В. А.

М48 Политология: Учеб. — 3-е изд., испр. — Мн.: Выш. шк., 1999. —495с.

ISBN 985-06-0442-5.

Дается характеристика политологии как научной и учебной дисцип­лины, освещаются этапы становления и развития политической мысли, анализируются основные вопросы теории политики, политических систем и политических процессов, рассматриваются социально-политические концепции и течения современного мира.

Для студентов высших учебных заведений.

УДК 32.001 (075.8) ББК 66я73

© В. А. Мельник, 1996 © В. А. Мельник, 1998 © Издательство «Вышэйшая школа», 1999

ISBN 985-06-0442-5

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

СОДЕРЖАНИЕ. 3

ПОЛИТОЛОГИЯ КАК НАУКА И УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА.. 6

1. ПОЛИТОЛОГИЯ, ЕЕ ПРЕДМЕТ И МЕСТО В СИСТЕМЕ ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЯ 6

1.1. Предмет, методы и структура политологии. 6

1.2. Функции политологии и ее место в системе обществоведения. 14

2. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ-ПОЛИТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ 19

2.1. Становление и развитие западной политической мысли. 19

2.2. Особенности развития политической мысли России. 33

2.3. Политические идеи мыслителей Беларуси. 44

2.4. Основные направления современной политологии. 57

ПОЛИТИКА И ПОЛИТИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ.. 61

3. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ И ПОЛИТИЧЕСКАЯ ВЛАСТЬ. 61

3.1. Политика и политические отношения. 61

3.2. Политическая власть. 66

3.3. Демократия как форма политической жизни. 79

4. ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ОБЩЕСТВА.. 84

4.1. Понятие, структура и функции политической системы.. 84

4.2. Типы современных политических систем. 90

5. ГОСУДАРСТВО КАК ОСНОВНОЙ ПОЛИТИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ. 95

5.1. Элементы, функции и форма государства. 95

5.2. Правовое государство и гражданское общество. 106

6. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ И ПАРТИЙНЫЕ СИСТЕМЫ.. 115

6.1. Понятие, функции и типы политических партий. 115

6.2. Партийные системы: понятие и типы.. 121

7. ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ И ДВИЖЕНИЯ.. 124

7.1. Понятие, функции и разновидности общественных объединений. 124

7.2. Нелегальные вооруженные формирования и группы.. 129

8. ПОЛИТИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ И ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА.. 131

8.1. Политическое сознание. 131

8.2. Политическая культура. 142

ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ.. 150

9. ПОЛИТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ПОЛИТИЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ.. 150

9.1. Политическая деятельность. 150

9.2. Политические решения. 161

10. СТРУКТУРА И ДИНАМИКА ПОЛИТИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА.. 172

10.1. Понятие и структура политического процесса. 172

10.2. Причины динамизма и пути изменения политических систем. 176

11. ПОЛИТИКА И СОЦИАЛЬНЫЙ КОНФЛИКТ. 185

11.1. Понятие и структура социального конфликта. 185

11.2. Типы и функции социальных конфликтов. 190

11.3. Война как форма социального конфликта. 194

12. ЧЕЛОВЕК И ПОЛИТИКА.. 201

12.1. Личность как субъект политики. 201

12.2. Политическое поведение и участие. 208

12.3. Политическое лидерство как социальное явление. 217

СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИДЕИ И ТЕЧЕНИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ. 228

13. ТРАДИЦИОННЫЕ СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИДЕИ И ТЕЧЕНИЯ.. 228

13.1. Социально-политические идеи либерализма. 228

13.2. Социально-политические идеи консерватизма. 234

13.3. Социализм и его марксистское понимание. 239

14. СОЦИАЛИСТИЧЕСКИЕ СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ДОКТРИНЫ И ТЕЧЕНИЯ СОВРЕМЕННОСТИ.. 250

14.1. Социально-политические концепции коммунистического и социал-демократического движений. 250

14.2. Социально-политические идеи анархизма, троцкизма, «новых левых» и других течений. 258

15. НОВЕЙШИЕ ЗАПАДНЫЕ СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИДЕИ И КОНЦЕПЦИИ.. 263

15.1. Концепции постиндустриального (информационного) общества и социального государства. 263

15.2. Социально-политические идеи альтернативных движений. 272

16. СОВРЕМЕННЫЕ СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ДОКТРИНЫ КАТОЛИЦИЗМА, ПРАВОСЛАВИЯ И ИСЛАМА.. 276

16.1. Политика и религия. 276

16.2. Социально-политическая доктрина католицизма. 279

16.3. Особенности социально-политической доктрины православия. 283


16.4. Социальная идеология ислама и политика. 287

ЛИТЕРАТУРА.. 294

УКАЗАТЕЛЬ ИМЕН.. 297


ПРЕДИСЛОВИЕ

Политология заняла прочное место в вузовских учебных пла­нах в качестве обязательной обществоведческой дисциплины. Для этого имеются веские основания: в обществе возрастает ин­терес к политической жизни, к познанию ее законов. Это вызвано становлением правового государства и демократической полити­ческой системы, формированием системы политических партий и движений, вовлечением в политику больших масс людей. Вме­сте с тем все явственнее осознается необходимость знаний о по­литике, ее закономерностях, принципах и нормах. Активные участ­ники политического процесса понимают, что без соответствую­щих познаний не может быть и эффективного политического действия. Этим и обусловлена необходимость изучения полито­логии в высших учебных ^заведениях.

В нашей республике уже издан ряд учебных и учебно-методических пособий по этой дисциплине. Их научно-методическое значение состоит в том, что авторы заложили ос­новы отечественных подходов в понимании предмета политоло­гии, ее структуры и понятийного аппарата.

В то же время, как мы полагаем, проблема создания доброт­ной учебной литературы по политологии все еще не получила своего удовлетворительного решения. Вышедшие пособия отра­жают лишь первый опыт преподавания данной учебной дисцип­лины. Они существенно различаются методическими подходами, уровнем теоретического анализа рассматриваемых вопросов. Пожалуй, общим для всех их недостатком является отсутствие строгой концептуальной последовательности в изложении пред­мета курса. Словом, написание учебников и учебных пособий по политологии, отвечающих современным требованиям дидак­тики, по-прежнему остается насущной научно-методической задачей.

Цель настоящего издания — восполнить в какой-то мере имеющийся недостаток в соответствующей учебной лите­ратуре. Особенностью учебника является соответствие его структуры и содержания тематике основных разделов про­грамм, по которым преподается курс политологии в высших учебных заведениях Республики Беларусь.

Представленный в учебнике концептуальный ряд основан на различных теоретических источниках. Однако, работая с многочисленными публикациями, автор видел свою задачу не в простом пересказе имеющихся точек зрения по тому или иному вопросу курса, а в систематизированном, кон­цептуальном изложении основ науки о политике. Оттал­киваясь от понятий «политика», «политические отношения» и «политическая власть», автор выходит на основную про­блематику политологии и систему ее фундаментальных по­нятий и категорий. В работе, таким образом, предпринята попытка комплексного осмысления предмета политологии в контексте отечественных и мировых политических реаль­ностей.

Разумеется, автор не претендует на безальтернативность предложенной структуры учебника и бесспорность реали­зованных подходов и решений как в теоретическом, так и в методическом плане. Полное согласие исследователей,
как известно, недостижимо в любой области знания, а тем более в такой науке, как политология. Автор надеется, что предлагаемый учебник, при всех его возможных недостат­ках, будет весьма кстати именно в настоящий момент, когда остро ощущается потребность в отечественной учебной литературе по данной дисциплине.

При написании учебника использовались результаты ис­следований, полученные в разное время как отечественны­ми, так и зарубежными авторами. Жанр издания не позволяет перегружать его многочисленными цитатами. По­этому в тексте они приводятся только в тех случаях, когда этого жестко требуют контекст изложения или дидактиче­ские соображения. Если необходимо показать чей-либо на­учный приоритет, в учебнике называется имя исследователя или делается ссылка на соответствующий источник.

Автор


 

ПОЛИТОЛОГИЯ КАК НАУКА И УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА







Date: 2015-09-25; view: 356; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.009 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию