Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Ощущения и восприятия





Краткое содержание темы

Познание человеком окружающей его действительности осуществляется прежде всего посредством органов чувств. Поэтому оно именуется чувственным познанием, чувственным отражением действительности. Возникающие при этом у человека образы предметов и явлений действительности называются ощущениями и восприятиями.

Между этими психическими процессами есть нечто общее, но есть и существенные различия. Общее заключается в том, что оба они - первичные познавательные процессы, возникают только при непосредственном воздействии тех или иных раздражителей на органы чувств и являются продуктом деятельности нервной системы, ее периферических и центральных мозговых механизмов. Общим также является то, что вся человеческая деятельность базируется на ощущениях и восприятиях. Через ощущения и восприятия человек не только получает непосредственную информацию о том, что происходит вокруг него и в нем самом, но ощущения и восприятия являются существенными элементами механизмов, позволяющих человеку управлять действиями других людей. Лишите человека возможности ощущать и воспринимать окружающую его действительность, и он не сможет ничего делать. В специальных опытах у человека "выключали" все органы чувств, ни одно раздражение не проникало в его мозг, и человек засыпал. В условиях сенсорной изоляции у человека меньше чем через сутки отмечалось резкое снижение внимания, уменьшение объема памяти, происходили другие изменения психической деятельности.

Все это свидетельствует о решающей роли ощущений и восприятий в жизни и деятельности людей.

Основное существенное различие между ощущениями и восприятиями связано с их отражательной сущностью. Ощущение - это психический процесс отражения отдельных качеств предметов и явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств.

Существует несколько классификаций ощущений. Наиболее распространенной является классификация, основанная на признаке среды, из которой поступают раздражения, воздействующие на рецепторы. Это внешняя среда, в которой протекает жизнь и многообразная деятельность человека, и внутренняя среда его организма. Соответственно раздражения из внешней среды и вызванные ими ощущения получили название экстероцептивных; раздражения же, поступающие из внутренней среды, и ощущения, от них возникающие, интероцептивными.

К экстероцептивным относятся ощущения зрительные, слуховые, кожные (среди них осязательные, температурные, болевые), обонятельные, вкусовые.

К интероцептивным относятся ощущения, характеризующие состояние внутренних органов, ощущения тяжести, боли, голода и т. д.; вестибулярные ощущения; двигательные ощущения (ощущения положения и перемещения в пространстве всего тела и отдельных его частей). Их называют также проприоцептивными или кинестезическими.

Такое многообразие разновидностей ощущений соответствует специализации анализаторов. Она выражается в том, что каждый из них реагирует на действия только определенных, специфических для него раздражителей: зрительный - световых, слуховой - звуковых и т. д. Такая специализация - следствие длительного эволюционного и общественно-исторического их развития, следствие того, что анализаторы и соответствующие им ощущения являются, с одной стороны, механизмами ориентировки в окружающей среде, в условиях жизни и деятельности, с другой - механизмами регуляции действий и деятельности в данных условиях.

В области ощущений существуют определенные закономерности. Центральная закономерность ощущений - существование порогов чувствительности. Порогами ощущений называются величины (по интенсивности) раздражений, при которых ощущения возникают, могут сохраняться, а однородные ощущения отличаются друг от друга. Таких порогов три: нижний, или абсолютный, верхний и порог различения.

Нижним или абсолютным порогом называется минимальная сила раздражения, при которой возникает едва заметное ощущение.

Верхним порогом называется наибольшая сила раздражителя, при которой еще сохраняется ощущение определенного вида.

Установлено, что нижним и верхним порогами, например, ощущения цвета являются колебания электромагнитных волн частотой от 390 (фиолетовый цвет) до 780 (красный цвет) миллимикрон, а ощущения звука - колебания звуковых волн от 20 до 20 000 гц. Сверхвысокие по интенсивности раздражители вместо ощущений определенного вида вызывают боль.

Порогами различения называется наименьшая величина, на которую нужно увеличить или уменьшить интенсивность действующего раздражения, для того чтобы впервые возникло ощущение его изменения. Эта величина для каждого вида ощущений является определенной и относительно постоянной. Для зрительных ощущений она составляет - 1/100, для слуховых - 1/10, для тактильных.- 1/30.

Пороги ощущений тесно связаны с чувствительностью анализаторов. Однако зависимость между ними обратная: чем ниже абсолютный порог, или порог различения, тем выше чувствительность. Чувствительность и пороги ощущений не одинаковы у разных людей. Это зависит от многих факторов, в том числе и от врожденных особенностей личности. У человека с меланхолическим темпераментом чувствительность выше, чем у человека флегматичного темперамента. Она также зависит от специфики профессиональной деятельности. Например, чувствительность, а, следовательно, и соответствующие ощущения достигают высочайшей степени развития у дегустаторов духов, Табаков, сыров, вина. Чувствительность зависит и от специальной тренировки в процессе деятельности.

Отрицательное влияние на чувствительность, а, следовательно, и на пороги ощущений оказывает утомление.

Следующая закономерность ощущений - это адаптация. Явление адаптации - в приспособлении анализаторов к функционированию в изменяющихся условиях внешней среды. Оно заключается в повышении или понижении их чувствительности. Такова, например, зрительная световая адаптация. Под влиянием яркого света всегда устойчиво понижается чувствительность зрительного анализатора. При переходе из темного помещения в ярко освещенную комнату требуется не менее 3-5 мин. для того, чтобы глаз "приспособился" к повышенному (по сравнению с прежним) освещению.

В каждой системе анализаторов - зрительной, слуховой, кинестетической и других - существуют анализаторные связи между корковыми элементами. Вместе с тем существуют и межанализаторные связи, которые обеспечивают взаимодействие анализаторов. Оно проявляется в изменении чувствительности одного анализатора

под влиянием какого-либо другого или других. Установлено, что если какое-либо музыкальное произведение сопровождать подобранной определенным образом гаммой цветов, демонстрируемых на экране, то чувствительность к музыке при этом повышается. Известно также, что слабое вкусовое ощущение кислого повышает зрительную чувствительность. Общая же закономерность взаимодействия ощущений проявляется в том, что слабые по интенсивности раздражения одного анализатора (следовательно, не очень яркие ощущения) повышают чувствительность другого; сильные же, наоборот, понижают ее. Это имеет важное практическое значение и позволяет говорить о своеобразии сенсорной организации человека. Она представляет собой определенный уровень развития различных видов чувствительности и своеобразие связей между ними у каждого человека и поэтому является одной из существенных характеристик индивидуальности. Сенсорная организация формируется на протяжении жизни человека под влиянием специфических условий различных видов его деятельности. Это и лежит в основе особенностей проявлений и развития чувствительности различных профессий.

Восприятие, в отличие от ощущений, - психический процесс целостного отражения предметов и явлений действительности в совокупности их различных свойств и частей.

В восприятии синтезированы (объединены) многие ощущения, хотя оно не является их простой суммой. Например, штангист, захватывая гриф штанги, не только видит ее, но и ощущает толщину грифа, холод металла, меру "сцепления" пальцев рук с грифом. Все эти ощущения обобщаются в один целостный образ штанги.

В этом выражается предметность и целостность восприятия.

Другая его особенность - структурность. Она заключается в том, что восприятие не просто сумма ощущений, в нем отражаются взаимоотношения различных свойств и частей предмета, т. е. его структура.

Для восприятия характерен и ряд других особенностей: константность, осмысленность, апперцепция.

Константность восприятия характеризуется тем, что в определенных границах человек воспринимает предметы как относительно неизменные. Она обнаруживается, например, при зрительном восприятии формы и цвета предметов. Так, классная доска воспринимается черной, потолок - белым и при ярком солнечном освещении, и при тусклом свете пасмурного утра, и при электрическом освещении. Конечно, константность восприятия сохраняется

не всегда, она может изменяться (например, при очень ярком и быстро изменяющемся цветовом освещении). Тогда естественные цвета предметов начинают как бы смещаться в сторону бликов цветового освещения. Так, в зависимости от сменяющих друг друга ярко-красного, фиолетового, зеленого цветов освещения меняется цвет костюма фигуриста, цвет лица у актера.

Константность восприятия имеет большое жизненное значение. Если бы восприятие не было константным, то при каждом шаге, повороте, движении, изменении освещения человек сталкивался бы с "новыми" предметами и перестал бы узнавать то, что ему было известно раньше. При этом точность, быстрота восприятия предметов были бы значительно снижены, а это, в свою очередь, затрудняло бы эффективную ориентировку человека в условиях его трудовой, учебной, спортивной деятельности.

Следующая особенность восприятия - это осмысленность. Восприятие - это не только чувственное отражение, но и осознание предметов, их осмысливание. Это значит, что в процессе восприятия включено и мышление. Воспринимая предмет, человек стремится вслух или про себя словесно назвать его или соотнести с какими-то другими предметами, напоминающими его. В этом выражается не только осмысленность, но и обобщенность восприятия. Осмысленность его хорошо проявляется, например, при восприятии незавершенных рисунков. Рассмотрение рисунка обнаруживает единство чувственных и логических элементов познания, неразрывную связь восприятия и мышления человека. Поэтому окружающая действительность в восприятии полнее и глубже, хотя это и относится только к внешним свойствам и качествам предметов.

Для восприятия характерно также и явление апперцепции. Апперцепцией называется зависимость восприятия от жизненного опыта человека, интересов, запаса знаний, ценностных ориентации и установок. С апперцепцией связаны целенаправленность и избирательность восприятия, индивидуальные различия в восприятии одного и того же предмета различными людьми. Например, воспринимая сломанные лыжи, мастер, производящий их, будет фиксировать внимание на материале, из которого они изготовлены, качестве их изготовления, художник-дизайнер - на внешнем оформлении, начинающий спортсмен - на соответствии лыжи росто-весовым показателям, опытный тренер, выбирающий лыжи для своих учеников, будет оценивать их всесторонне.

Восприятие - это процесс, в котором отражаются и особенности реально существующих качеств и отношений предметов внешнего

мира, служащих источником восприятия, и своеобразие субъективной деятельности личности. Внутренние установки и определенная направленность личности составляют объективный характер восприятия. Это раскрывается в предопределенности восприятия субъективной настроенностью личности. Своеобразие сенсорной деятельности в определенных условиях также может влиять на увеличение роли субъективных качеств восприятия. Примерами этому служат иллюзии восприятия, нарушение константности, явления одновременного и последовательного контрастов, взаимоотношения фигуры и фона восприятия.

Многообразие чувственного отражения личностью окружающего объективного мира выступает в восприятии предметов, пространства, движений, времени, человеческих отношений и в восприятии человека человеком.

Полученные знания, имеющийся опыт, представления памяти включаются в процесс восприятия. Всякий новый предмет осмысливается и определяется в системе имеющегося интеллектуального и эмоционального багажа личности. Благодаря включению мышления в акт восприятия уже на уровне чувственного познания совершается осмысливание и первоначальное обобщение.

В процессе активной познавательной деятельности восприятие приобретает целенаправленный, планомерный, увлекающий личность характер - становится наблюдением.

Систематически организуемое наблюдение, приносящее личности глубокое удовлетворение и помогающее решать волнующие ее вопросы, может стать более или менее длительным интеллектуальным состоянием личности. При определенных обстоятельствах в поведении человека обнаруживается наблюдательность, являющаяся сложным специфическим проявлением личности.

Длительное и постоянное культивирование наблюдения, а также потребности практической профессиональной деятельности способствуют выработке наблюдательности как устойчивой черты поведения или деятельности личности. Наблюдательность становится свойством личности.


ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ
НА СЕМИНАРСКОМ ЗАНЯТИИ

  • 1. Ощущение как познавательный психический процесс.
  • 2. Характеристика свойств и закономерностей ощущений.
  • 3. Восприятие и его закономерности.
  • 4. Свойства восприятия.

Date: 2015-09-25; view: 406; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию