Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Задачи и принципы построения практикума





ВВЕДЕНИЕ

В современной высшей школе особое внимание уделяется изучению психологии. За последние годы значительно возрос интерес к изучению психологической науки также в системе высшего педагогического образования. Знание психологии помогает учителю более глубоко понять социальную сущность педагогической деятельности, законы, принципы и методы обучения подрастающего поколения.

В обучении и воспитании учащихся решающая роль принадлежит учителю, который не только передает знания, но и умеет руководить детским коллективом, непосредственно влияя на формирование личности каждого школьника. Однако, как показывают школьная практика и опыт подготовки будущих учителей, навыки повседневной работы с детьми, умение формировать положительные черты личности нового человека приобретаются значительно медленнее, чем знание школьного предмета и методики его преподавания. Это объясняется тем, что молодые учителя еще слабо постигают внутренний мир человеческой личности и закономерности психического развития ребенка, психологические основы обучения и воспитания подрастающего человека. Между тем повышение уровня учебно-воспитательной работы средней общеобразовательной школы невозможно без знания законов детства, дум и чаяний каждого ученика, без знания закономерностей формирования и развития его личности. Это обязывает будущего учителя еще в стенах вуза, кроме глубокого владения своим предметом, знать психологию учащегося, наблюдать за учебным продвижением и развитием личности каждого школьника, делать правильные педагогические выводы. Таково непременное условие совершенствования качества профессиональной подготовки будущего учителя.

Опыт преподавания курса общей психологии в университетах, и прежде всего на факультетах, осуществляющих подготовку педагогических кадров, показывает, что глубокое усвоение студентами

психологических знаний невозможно без самостоятельного изучения литературы и овладения умениями и навыками проведения психологических наблюдений и экспериментов. Но ввиду недостаточной обеспеченности методическими пособиями в этой области студенты испытывают затруднение в самостоятельном изучении психолого-педагогических явлений. Это и побудило нас создать специальный практикум по общей психологии, который помог бы студентам в самостоятельной работе по овладению психологическими знаниями.

При разработке практикума мы руководствовались тем, что семинарские и практические занятия по курсу общей психологии должны способствовать сознательному усвоению теоретических основ современной психологической науки и формированию у студентов устойчивых интересов к психологическим знаниям и их применению на практике.

По каждой теме в практикуме представлены краткое ее содержание, планы семинарских занятий, конкретные практические занятия, вооружающие студентов конкретными навыками психологического изучения личности; в практикуме также даются задания для самостоятельной работы студентов (аннотирование или реферирование литературы, решение психологических задач, проведение наблюдений и отдельных экспериментов); по каждой теме дается список рекомендуемой литературы.

При изучении курса общей психологии студенты должны усвоить простейшие приемы и методы психологического исследования, которые могут быть использованы в дальнейшей их самостоятельной профессионально-трудовой деятельности. С этой целью в каждой теме содержится материал, вооружающий студентов умениями и навыками психологического исследования.

При разработке практикума мы стремились наиболее полно представить разнообразные формы и методы проведения занятий, необходимые методические материалы, имея в виду, что каждый преподаватель будет самостоятельно отбирать интересующие его вопросы и определять целесообразные формы и методы проведения семинарских и практических занятий со студентами в зависимости от уровня их знаний и профиля факультета.

Семинарские и практические занятия обычно проводятся с учебными группами. При построении планов семинарских и практических занятий мы стремились к тому, чтобы дать возможность студентам более полно раскрыть методологические и теоретические положения лекционного курса, научиться самостоятельно работать

с научной литературой, ознакомиться с методикой психологического эксперимента, научиться наблюдать за формированием и развитием личности школьников, синтезировать, анализировать и обобщать психологические факты и делать правильные педагогические выводы.


Мы рекомендуем сообщать студентам заранее планы семинарских занятий и литературу с тем, чтобы они могли более полно ее изучить и хорошо подготовиться к выступлениям.

При работе над рефератом или докладом студент должен проявить большую инициативу и самостоятельность в подборе литературы и источников, в проведении наблюдений и экспериментов, в составлении плана работы и ее оформлении. Это необходимо не только для развития умения самостоятельно работать над книгой, но и для развития мысли и психологической пытливости студентов. Мы рекомендуем студентам, прежде чем приступать к написанию реферата или доклада, выполнить следующую работу:

  • - подобрать по теме необходимую литературу и глубоко ее изучить;
  • - подумать над правильностью и доказательностью выдвигаемых авторами источников тех или других положений;
  • - сопоставить рассматриваемые в литературе факты, выделить в них общее и особенное, обобщить изученный материал в соответствии с намеченным планом реферата или доклада;
  • - подготовить необходимые к работе иллюстрации, умело использовать личные наблюдения, опыт и эксперименты.

Составление реферата или доклада по курсу общей психологии - важная форма самостоятельной работы студентов. Она способствует развитию творческой мысли, учит диалектически подходить к оценке поведения и социального действия школьника.

В практике высшей школы в качестве одного из методов проверки самостоятельной работы студентов по теоретическим курсам широко используются коллоквиумы. Мы рекомендуем проведение таких коллоквиумов в конце каждого раздела курса и особенно по темам, по которым не удается организовать семинарские или практические занятия. В качестве вопросов для коллоквиума могут быть использованы вопросы, предусмотренные в планах семинарских занятий. В этом случае каждый студент должен самостоятельно изучить указанную литературу и подготовить ответы на вопросы, подлежащие рассмотрению на коллоквиуме.







Date: 2015-09-25; view: 300; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию