Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Определение коммуникации. Язык как базовый код коммуникации





Общение, или коммуникация, - одна из сторон взаимодей­ствия людей в процессе их деятельности. Общение есть необхо­димое и специфическое условие жизни человека в обществе. Оно «провоцируется» проблемной ситуацией и начинается с того, что человек испытывает какую-либо потребность, обычно лежащую за пределами собственно общения, в сфере той деятельности, кото­рую это общение обслуживает. По мнению А.А. Брудного, в рам­ках теории коммуникации общение есть процесс циркуляции ин­формации в обществе [Брудный, 1972, с. 6].

Взаимодействие личностей не беспорядочно, а системно. В общении личности реализуют социальные отношения, которые накладывают ограничения на актуальное поведение, организуют его системно. Согласно Е.Ф. Тарасову, речевые действия совер­шаются в структуре специфической деятельности - в структуре социального взаимодействия, общение носит сугубо социальный характер [Тарасов, 1975, с. 144-145]. По определению Г.В. Кол-шанского, коммуникация есть не что иное, как перенос информа­ции в человеческом коллективе [Колшанский, 1984, с. 89].

В.В. Красных рассматривает коммуникацию как «процесс взаимодействия двух и более языковых личностей с целью пере­дачи или получения, обмена информацией, т. е. того или иного воздействия на собеседника, необходимого для осуществления совместной деятельности [Красных, 2001, с. 172]. Поскольку ком­муникация при таком понимании предполагает процесс передачи / получения / обмена информацией, то число коммуникантов всегда больше или равно двум.

Коммуникация может быть успешной или неуспешной. Ус­пешная коммуникация — это адекватная коммуникация, при кото­рой достигается более или менее полное, но обязательно доста­точное, с точки зрения коммуникантов, взаимопонимание. В слу­чае неуспешной коммуникации возможны коммуникативный сбой (недостаточно адекватная коммуникация, недостаточно полное взаимопонимание участников коммуникации) и коммуникативный провал (неадекватная коммуникация, полное непонимание комму­никантами друг друга).

Среди факторов, обусловливающих адекватную коммуника­цию, в числе первых можно и нужно назвать определенную общ­ность «знаний» коммуникантов. Е.Ф. Тарасов говорит о необхо­димости определенной общности социального опыта. Согласно В.В. Красных, знак равенства между данными понятиями (общ­ность социального опыта и общий фонд знаний) может быть по­ставлен, если: 1) рассматривать данные феномены с точки зрения конкретного акта коммуникации; 2) понимать социальный опыт как совокупность тех знаний и представлений, которые индивид получает в процессе социализации [Красных, 2001, с. 173]. Раз­личные исследователи высказывают мысль о том, что одним из важных факторов, которые обусловливают адекватность комму­никации, является наличие общего фонда знаний коммуникантов.

Хорошее знание языка также является гарантом успешной коммуникации. Язык - базовый код любой коммуникации. Соглас­но Н.Д. Арутюновой и Г.В. Степанову, язык - стихийно возникшая в человеческом обществе и развивающаяся система дискретных звуковых знаков, служащая для целей коммуникации и способная выразить всю совокупность знаний и представлений человека о мире [Арутюнова, Степанов, 1979, с. 410]. По мнению Ж. Марузо, язык - система знаков, пригодная для того, чтобы служить средст­вом общения между индивидами [Марузо, 1960]. О.А. Леонтович считает, что язык может рассматриваться как инструмент для ор­ганизации смыслов, продуцируемых в результате мыслительной, эмоциональной и миросозерцательной деятельности человека, и как средство передачи этих смыслов от одного коммуниканта к другому [Леонтович, 2007, с. 72]. В настоящее время выделено три понимания языка.

1. Глобальное, согласно которому языком должна имено­ваться любая знаковая система (язык музыки, язык архитектуры и т. д.), а также совокупность всех знаковых систем.

2. Широкое, в котором речь идет о языке вообще, «едином человеческом языке, средоточии универсальных свойств всех кон­кретных языков» [Кибрик, 1992, с. 9].

3. Язык как реально существующая знаковая система, исполь­зуемая в некотором социуме, в некоторое время и в некотором пространстве [Кибрик, 1992, с. 9]. Конкретный язык выступает как реализация инвариантных свойств языка [Гудков, 2003, с. 10-11].

К. Леви-Строс рассматривает язык как 1) продукт культуры («употребляемый в обществе язык отражает общую культуру на­рода»), 2) часть культуры («он представляет собой один из ее эле­ментов»), 3) условие культуры («именно с помощью языка инди­вид обретает культуру своей группы») [Леви-Строс, 1985, с. 65].







Date: 2015-09-25; view: 1391; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию