Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Просвещенный абсолютизм
Обращение просветителей к государям, власть которых они предлагали ограничить, на первый взгляд может показаться наивным. Однако в середине XVIII века надежды на частичную поддержку идей Просвещения монархами не были утопией. В это время в большинстве стран континентальной Европы еще не сложились общественно-политические силы, способные бросить вызов абсолютизму. В то же время заинтересованность центральной власти в увеличении налоговых поступлений в казну вступала в противоречие со стремлениями провинциальной знати и монастырей к сохранению феодальных вольностей, таких, как право не платить налоги, вводить собственные таможенные пошлины, поборы с крестьян. Нередкие в этот период крестьянские волнения преимущественно вызывались произволом со стороны местной знати, не носили антимонархического характера. Образ просвещенного государя, заботящегося о своих подданных, о развитии торговли и ремесел, покровительствующего наукам и искусству, был выгоден для центральной власти европейских государств, позволял ей начать наступление на привилегии мелких и средних феодалов. В Австрии период просвещенного абсолютизма связан с царствованием Марии Терезии (правила в 1740—1780) и, особенно, Иосифа II (правил в 1780-1790). Они провели наиболее глубокие преобразования за все время существования империи Габсбургов. Был упорядочен набор рекрутов. Финансовая реформа началась с введения всеобщего подоходного налога и налога на наследство, что в первую очередь ущемило интересы высших сословий, помещиков и церкви. Впервые состоялась перепись населения, произведен учет земельных угодий и поголовья скота. Все это позволило повысить эффективность фискальной политики. Шагом к созданию единых правовых норм для всех сословий стало принятие новых уголовного и гражданского кодексов. Применение смертной казни свелось до минимума. Была создана система централизованного управления государством. Осуществление судебных функций стало исключительной прерогативой государства, помещики лишились права творить суд над крестьянами. С принятием ряда императорских указов положение крестьянства в целом значительно улучшилось. В 1770-е гг. барщина (отработка на помещика за право пользования его землей) сократилась до трех дней в неделю, крестьянам было предоставлено право выкупа земельных наделов. В 1781 г. Иосиф отменил крепостную зависимость крестьян Чехии, Моравии, Силезии и Галиции, затем она была ликвидирована и в других областях империи. Крестьяне стали лично свободными: они получили право уходить в город, создавать семью, заниматься любым ремеслом, заключать торговые сделки без разрешения помещика. В 1789 г. барщину заменили денежным налогом, размер его строго ограничивался — не выше 17 % дохода крестьянского хозяйства. Эти меры содействовали развитию товарно-денежных отношений, росту внутреннего рынка, возникновению новых мануфактур. Большую роль также имела отмена внутренних таможенных границ и пошлин. Проводилась протекционистская политика, особенно в отношении производства предметов роскоши. Был принят закон об освобождении вновь создаваемых промышленных предприятий от уплаты налогов на срок до десяти лет. В Вене начали работать Горная и Торговая академии, на средства короны открывались школы. Иосиф ввел обязательное обучение детей в возрасте до 12 лет. Цензура свелась до минимума. Право ее осуществления было изъято у католической церковной иерархии, отрицательно относящейся к идеям Просвещения. Декрет о веротерпимости отменил ограничения на деятельность других церквей, в том числе протестантской и православной. Поощрение искусств сделало Вену одним из центров европейской музыкальной и театральной жизни. С Веной было связано творчество великих композиторов В.А. Моцарта (1759-1791), Й. Гайдна (1732-1809), Х.В. Глюка (1714-1787). Влияние идей Просвещения сказалось и на втором крупнейшем германском государстве XVIII века — королевстве Пруссия. Фридрих II (правил в 1740—1786), вошедший в историю как Фридрих Великий, с юных лет интересовался идеями просветителей. Он вступил в переписку с Вольтером и пригласил французского мыслителя в гости в королевский дворец в Потсдаме. Проведенные Фридрихом II реформы были близки к преобразованиям, осуществленным в Австрии, хотя носили более ограниченный характер. В их числе — введение нового уголовного законодательства, отмена пыток, упорядочение налоговой системы, расширение системы начального образования, принятие принципа веротерпимости. Отмену крепостного права король считал несвоевременной. Тем не менее им были приняты законы, ограничивающие возможность произвола помещиков в отношении крестьян, в частности их насильственный сгон с земли. Крестьяне на землях короны получили право собственности на обрабатываемые ими участки, передачи их в наследство детям. Проводилась политика поощрения развития торговли и промышленности. Фридрих II основал Прусский государственный банк, выделял субсидии на строительство дорог и мостов, проводил протекционистскую политику, вводя высокие пошлины на зарубежные товары, содействовал развитию мануфактур. Реформы в духе просвещенного абсолютизма осуществлялись также в таких германских государствах, как Саксония, Баден, Вюр-темберг, Бавария. Идеи преобразований были популярны в государствах Италии, в частности, Тоскане, Парме, Пьемонте, Неаполитанском королевстве. Порой идеи просветителей о разделении властей брались на вооружение знатью, господствующим сословием, с тем чтобы защитить свои интересы от опасности установления или реставрации деспотического режима. Так, в Швеции по инициативе аристократии после смерти Карла XII была принята конституция 1719 г., введена система разделения властей. В ней особую роль играл парламент, формирующийся по принципу сословного представительства. Просвещенные монархи и высшая знать не намеревались в полном объеме реализовывать идеи просветителей об отмене сословных привилегий. Они выражали симпатию лишь тем из них, мысли которых они находили «разумными». Политика просвещенного абсолютизма служила подъему мануфактурного производства, в какой-то мере улучшала положение крестьянства. В то же время льготы и привилегии, будучи дарованы монархами своим подданным, при изменении обстоятельств могли быть отменены, поскольку не существовало никаких гарантий стабильности политики реформ. Значительно более полную реализацию воззрения просветителей нашли лишь в конце века. Они обрели массовую поддержку в годы войны за независимость в Северной Америке, во время Великой французской революции. Многие из представлений эпохи Просвещения стали основой политической практики, базой правовых норм, нашедших широкое признание в XIX и особенно в XX веке в странах демократии.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ: 1. Как мыслители эпохи Просвещения объясняли явления общественной жизни? 2. С чем теория общественного договора связывала появление и функции государства? Какое государственное устройство Д.Локк считал идеальным? 3. Почему Франция стала духовным центром европейского просвещения? Охарактеризуйте взгляды Вольтера, Руссо, Дидро. 4. Кто из просветителей придерживался республиканских идей? Как просветители объясняли необходимость разделения властей? 5. Почему в германских государствах распространение идей Просвещения носило более ограниченный характер, чем в Англии и Франции? В чем состояли особенности немецкого Просвещения? 6. Как вы объясните распространение идей просвещенного абсолютизма в Европе XVIII века? Заполните таблицу. Политика просвещенного абсолютизма
Сделайте вывод о том, насколько последовательно воплощались в жизнь идей Просвещения в деятельности правителей. Какие из этих идей не могли быть реализованы просвещенными монархами?
Date: 2015-09-25; view: 2048; Нарушение авторских прав |