Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Просвещенный абсолютизм





Обращение просветителей к государям, власть которых они предла­гали ограничить, на первый взгляд может показаться наивным. Од­нако в середине XVIII века надежды на частичную поддержку идей Просвещения монархами не были утопией.

В это время в большинстве стран континентальной Европы еще не сложились общественно-политические силы, способные бросить вызов абсолютизму. В то же время заинтересованность центральной власти в увеличении налоговых поступлений в казну вступала в про­тиворечие со стремлениями провинциальной знати и монастырей к сохранению феодальных вольностей, таких, как право не платить на­логи, вводить собственные таможенные пошлины, поборы с кресть­ян. Нередкие в этот период крестьянские волнения преимуществен­но вызывались произволом со стороны местной знати, не носили антимонархического характера.

Образ просвещенного государя, заботящегося о своих подданных, о развитии торговли и ремесел, покровительствующего наукам и искусству, был выгоден для центральной власти европейских госу­дарств, позволял ей начать наступление на привилегии мелких и средних феодалов.

В Австрии период просвещенного абсолютизма связан с царство­ванием Марии Терезии (правила в 1740—1780) и, особенно, Иосифа II (правил в 1780-1790).

Они провели наиболее глубокие преобразования за все время существования империи Габсбургов. Был упорядочен набор рекрутов. Финансовая реформа началась с введения всеобщего подоходного налога и налога на наследство, что в первую очередь ущемило интересы высших сословий, поме­щиков и церкви. Впервые состоялась перепись населения, произведен учет земельных угодий и поголовья скота. Все это позволило повысить эффективность фискальной политики.

Шагом к созданию единых правовых норм для всех сосло­вий стало принятие новых уголовного и гражданского кодексов. Применение смертной казни свелось до минимума. Была со­здана система централизованного управления государством. Осуществление судебных функций стало исключительной пре­рогативой государства, помещики лишились права творить суд над крестьянами.

С принятием ряда императорских указов положение крестьян­ства в целом значительно улучшилось. В 1770-е гг. барщина (отра­ботка на помещика за право пользования его землей) сократилась до трех дней в неделю, крестьянам было предоставлено право выкупа земельных наделов. В 1781 г. Иосиф отменил крепостную зависи­мость крестьян Чехии, Моравии, Силезии и Галиции, затем она бы­ла ликвидирована и в других областях империи. Крестьяне стали лично свободными: они получили право уходить в город, создавать семью, заниматься любым ремеслом, заключать торговые сделки без разрешения помещика. В 1789 г. барщину заменили денежным нало­гом, размер его строго ограничивался — не выше 17 % дохода кресть­янского хозяйства.

Эти меры содействовали развитию товарно-денежных отноше­ний, росту внутреннего рынка, возникновению новых мануфактур. Большую роль также имела отмена внутренних таможенных границ и пошлин. Проводилась протекционистская политика, особенно в отношении производства предметов роскоши. Был принят закон об освобождении вновь создаваемых промышленных предприятий от уплаты налогов на срок до десяти лет.

В Вене начали работать Горная и Торговая академии, на средства короны открывались школы. Иосиф ввел обязательное обучение детей в возрасте до 12 лет. Цензура свелась до мини­мума. Право ее осуществления было изъято у католической цер­ковной иерархии, отрицательно относящейся к идеям Просве­щения. Декрет о веротерпимости отменил ограничения на деятельность других церквей, в том числе протестантской и пра­вославной. Поощрение искусств сделало Вену одним из цент­ров европейской музыкальной и театральной жизни. С Веной было связано творчество великих композиторов В.А. Моцарта (1759-1791), Й. Гайдна (1732-1809), Х.В. Глюка (1714-1787).

Влияние идей Просвещения сказалось и на втором крупнейшем германском государстве XVIII века — королевстве Пруссия. Фрид­рих II (правил в 1740—1786), вошедший в историю как Фридрих Ве­ликий, с юных лет интересовался идеями просветителей. Он вступил в переписку с Вольтером и пригласил французского мыслителя в гости в королевский дворец в Потсдаме.

Проведенные Фридрихом II реформы были близки к преобразо­ваниям, осуществленным в Австрии, хотя носили более ограничен­ный характер.

В их числе — введение нового уголовного законодательст­ва, отмена пыток, упорядочение налоговой системы, расшире­ние системы начального образования, принятие принципа ве­ротерпимости. Отмену крепостного права король считал несвоевременной. Тем не менее им были приняты законы, ог­раничивающие возможность произвола помещиков в отноше­нии крестьян, в частности их насильственный сгон с земли. Крестьяне на землях короны получили право собственности на обрабатываемые ими участки, передачи их в наследство детям.


Проводилась политика поощрения развития торговли и промыш­ленности. Фридрих II основал Прусский государственный банк, вы­делял субсидии на строительство дорог и мостов, проводил протек­ционистскую политику, вводя высокие пошлины на зарубежные товары, содействовал развитию мануфактур.

Реформы в духе просвещенного абсолютизма осуществлялись также в таких германских государствах, как Саксония, Баден, Вюр-темберг, Бавария. Идеи преобразований были популярны в государ­ствах Италии, в частности, Тоскане, Парме, Пьемонте, Неаполитан­ском королевстве.

Порой идеи просветителей о разделении властей брались на вооружение знатью, господствующим сословием, с тем что­бы защитить свои интересы от опасности установления или реставрации деспотического режима. Так, в Швеции по иници­ативе аристократии после смерти Карла XII была принята кон­ституция 1719 г., введена система разделения властей. В ней особую роль играл парламент, формирующийся по принципу сословного представительства.

Просвещенные монархи и высшая знать не намеревались в пол­ном объеме реализовывать идеи просветителей об отмене сословных привилегий. Они выражали симпатию лишь тем из них, мысли кото­рых они находили «разумными».

Политика просвещенного абсолютизма служила подъему ману­фактурного производства, в какой-то мере улучшала положение крестьянства. В то же время льготы и привилегии, будучи дарованы монархами своим подданным, при изменении обстоятельств могли быть отменены, поскольку не существовало никаких гарантий ста­бильности политики реформ.

Значительно более полную реализацию воззрения просветителей нашли лишь в конце века. Они обрели массовую поддержку в годы войны за независимость в Северной Америке, во время Великой французской революции. Многие из представлений эпохи Просве­щения стали основой политической практики, базой правовых норм, нашедших широкое признание в XIX и особенно в XX веке в странах демократии.

 

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ:

1. Как мыслители эпохи Просвещения объясняли явления общественной жизни?

2. С чем теория общественного договора связывала появление и функции государства? Какое государственное устройство Д.Локк считал идеальным?

3. Почему Франция стала духовным центром европейского просвещения? Охарактеризуйте взгляды Вольтера, Руссо, Дидро.

4. Кто из просветителей придерживался республиканских идей? Как просветители объясняли необходимость разделения властей?

5. Почему в германских государствах распространение идей Просвещения носило более ограниченный характер, чем в Англии и Франции? В чем состояли особенности немецкого Просвещения?

6. Как вы объясните распространение идей просвещенного абсолютизма в Европе XVIII века? Заполните таблицу.

Политика просвещенного абсолютизма

Страна Правители Реформы Результаты
Австрия      
Пруссия      

Сделайте вывод о том, насколько последовательно воплощались в жизнь идей Просвещения в деятельности правителей. Какие из этих идей не могли быть реализованы просвещенными монархами?

 

 







Date: 2015-09-25; view: 2048; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию