Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Политический идеал просветителей Англии и Франции





Родоначальником идей Просвещения принято считать английского философа Джона Локка (1632—1704), взгляды которого отразили опыт английской буржуазной революции (в частности, многие пред­ставления левеллеров). Согласно его точке зрения, каждый человек от природы обладает равным правом на свободу выбора своего жиз­ненного пути, правом распоряжаться своим имуществом, трудом и его результатами. Государство, по Локку, является продуктом обще­ственного договора, т.е. добровольного согласия людей на передачу ему функций защиты их естественных прав. Оно издает законы и обеспечивает их соблюдение, представляет общество на между­народной арене, сохраняет ему мир и безопасность. При этом власть не должна вмешиваться в дела граждан без необходимости (если не существует угрозы общественному благу).

Нарушая общественный договор, вводя привилегии для отдель­ных слоев населения, противоречащие принципу равенства граждан перед законом, ущемляя их свободы, власть, полагал Локк, дает на­роду основание для восстания и свержения тирании.

Идеальным для общества английский философ считал государст­во, основанное на разделении законодательной и исполнительной власти. При этом исполнительная власть, монарх и правительство должны строго следовать законам, право принятия которых пред­ставляется исключительно избираемому народом парламенту.

Духовным центром европейского Просвещения стала Франция. Феодально-абсолютистские порядки в этой стране встречали осуж­дение даже в привилегированных сословиях, среди аристократии и духовенства. В то же время во Франции большое влияние имело пе­чатное слово, почти половина взрослого мужского населения была грамотной. Обладание библиотекой, включающей книги, запрещен­ные цензурой, в среде аристократии считалось признаком хорошего тона и достатка.

Одним из ведущих мыслителей французского Просвещения был писатель и философ Вольтер (настоящее имя — Ф. Аруэ, 1694—1778). Вольтер исходил из идеи естественных прав человека. Он выступал с критикой абсолютизма, а также политики католиче­ской церкви (ему принадлежит лозунг «Раздавите гадину!»). В то же время он допускал, что сама по себе религия необходима для приуче­ния людей к нравственному поведению.

Взгляды Вольтера неоднократно приводили его к конфликту с властями. Представления о том, что люди не являются лишь поддан­ными, обязанными выполнять волю суверенов, а являются гражда­нами, обладающими такими же человеческими правами, как и мо­нарх, для континентальной Европы того времени были революционными. Они подрывали существующий порядок вещей. В молодости Вольтер был заточен в королевскую тюрьму Бастилию, последние годы жизни провел в поместье на границе Франции и швейцарского кантона Женевы, куда можно было скрыться в случае попытки нового ареста.

Тюремному заточению подвергался и Д. Дидро (1713—1784), ини­циатор фундаментального издания «Энциклопедия наук, искусств и ремесел», 28 основных и 5 дополнительных томов которой выходи­ли с 1751 по 1776 г. По замыслу Дидро, «Энциклопедия» должна была не только обобщить естественнонаучные взгляды на мир, включить практические сведения о технических достижениях, но и представить передовые воззрения на общество и государство. В ра­боте над статьями энциклопедии приняли участие блестящие мысли­тели того времени — Вольтер, ШЛ. де Монтескье (1689—1775), ЖЖ. Руссо (1712-1778), К.А. Гельвеции (1715-1771), П. Гольбах (1723-1789) мир.

Энциклопедисты полагали, что просвещение, нравственное вос­питание народа, методы убеждения создадут условия для проведе­ния законодательных реформ, изменения существующих порядков. У них не было единой политической программы, но большинство из них исходило из теорий естественного права и общественного дого­вора, которые получили в их трудах дальнейшее развитие.

Ж.Ж. Руссо считал, что на ранних этапах истории люди, обладая свободой морального выбора, исходили из общечеловеческих пред­ставлений о справедливости. С возникновением имущественного не­равенства, разделением общества на управляющих и управляемых законы уничтожили естественную свободу. Это породило тиранию, при которой все бесправны перед тираном. Свержение тирании, об­ретение свободы создадут возможность заключения подлинного об­щественного договора, утверждающего суверенитет (верховную власть) народа в согласии с мнением большинства граждан.

Будучи сторонником республиканской формы правления, Руссо допускал, что в определенных случаях она совместима и с сохранением института монархии, но тогда функции монарха должны быть сведены до минимума. Ш.Л. де Монтескье счи­тал, что утверждение конституционной монархии или респуб­ликанского строя само по себе еще не создает гарантий от произвола. Для предотвращения злоупотреблений, по его мнению, необходимо не только разделение властей на законо­дательную, исполнительную и судебную; но и создание систе­мы сдержек и противовесов, чтобы одна власть контролирова­ла и ограничивала другую. В отличие от других просветителей, считавших, что республика может существовать только на не­большой территории, Монтескье полагал, что при принятии принципа федерализма даже в крупных государствах может утвердиться республиканский строй.


Некоторые из просветителей (французский сельский свя-щенникЖ Мелъе, 1664—1729, историк и философ Г.Б. де Мабли, 1709—1785) считали, что достижению естественного равенства людей препятствует институт частной собственности. Они пред­лагали упразднить или ограничить ее. Правда, подобные взгля­ды не были характерны для большинства их современников.

В германских государствах распространение идей Просвещения носило более ограниченный характер, чем в Англии и Франции. В условиях раздробленности Германии на мелкие княжества и коро­левства со своими диалектами образованные люди предпочитали об­щение на французском языке или на латыни. На этих языках издава­лось многие работы немецких просветителей. В отличие от Франции, они были недоступны большинству населения.

Взгляды немецких просветителей носили более абстрактный ха­рактер, чем их французских единомышленников. Более сдержанной была и критика существующих порядков. Она обращалась скорее к просвещенному государю, чем к обществу.

Характерной для немецкого Просвещения была апелляция не только к общечеловеческим идеям и ценностям естественных прав. Акцент делается на национальных традициях, самобытности культу­ры народов. В частности, такой подход был свойствен историку, по­эту и философу И.Г. Гердеру (1744—1803).







Date: 2015-09-25; view: 2193; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию