Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Политический идеал просветителей Англии и Франции
Родоначальником идей Просвещения принято считать английского философа Джона Локка (1632—1704), взгляды которого отразили опыт английской буржуазной революции (в частности, многие представления левеллеров). Согласно его точке зрения, каждый человек от природы обладает равным правом на свободу выбора своего жизненного пути, правом распоряжаться своим имуществом, трудом и его результатами. Государство, по Локку, является продуктом общественного договора, т.е. добровольного согласия людей на передачу ему функций защиты их естественных прав. Оно издает законы и обеспечивает их соблюдение, представляет общество на международной арене, сохраняет ему мир и безопасность. При этом власть не должна вмешиваться в дела граждан без необходимости (если не существует угрозы общественному благу). Нарушая общественный договор, вводя привилегии для отдельных слоев населения, противоречащие принципу равенства граждан перед законом, ущемляя их свободы, власть, полагал Локк, дает народу основание для восстания и свержения тирании. Идеальным для общества английский философ считал государство, основанное на разделении законодательной и исполнительной власти. При этом исполнительная власть, монарх и правительство должны строго следовать законам, право принятия которых представляется исключительно избираемому народом парламенту. Духовным центром европейского Просвещения стала Франция. Феодально-абсолютистские порядки в этой стране встречали осуждение даже в привилегированных сословиях, среди аристократии и духовенства. В то же время во Франции большое влияние имело печатное слово, почти половина взрослого мужского населения была грамотной. Обладание библиотекой, включающей книги, запрещенные цензурой, в среде аристократии считалось признаком хорошего тона и достатка. Одним из ведущих мыслителей французского Просвещения был писатель и философ Вольтер (настоящее имя — Ф. Аруэ, 1694—1778). Вольтер исходил из идеи естественных прав человека. Он выступал с критикой абсолютизма, а также политики католической церкви (ему принадлежит лозунг «Раздавите гадину!»). В то же время он допускал, что сама по себе религия необходима для приучения людей к нравственному поведению. Взгляды Вольтера неоднократно приводили его к конфликту с властями. Представления о том, что люди не являются лишь подданными, обязанными выполнять волю суверенов, а являются гражданами, обладающими такими же человеческими правами, как и монарх, для континентальной Европы того времени были революционными. Они подрывали существующий порядок вещей. В молодости Вольтер был заточен в королевскую тюрьму Бастилию, последние годы жизни провел в поместье на границе Франции и швейцарского кантона Женевы, куда можно было скрыться в случае попытки нового ареста. Тюремному заточению подвергался и Д. Дидро (1713—1784), инициатор фундаментального издания «Энциклопедия наук, искусств и ремесел», 28 основных и 5 дополнительных томов которой выходили с 1751 по 1776 г. По замыслу Дидро, «Энциклопедия» должна была не только обобщить естественнонаучные взгляды на мир, включить практические сведения о технических достижениях, но и представить передовые воззрения на общество и государство. В работе над статьями энциклопедии приняли участие блестящие мыслители того времени — Вольтер, ШЛ. де Монтескье (1689—1775), ЖЖ. Руссо (1712-1778), К.А. Гельвеции (1715-1771), П. Гольбах (1723-1789) мир. Энциклопедисты полагали, что просвещение, нравственное воспитание народа, методы убеждения создадут условия для проведения законодательных реформ, изменения существующих порядков. У них не было единой политической программы, но большинство из них исходило из теорий естественного права и общественного договора, которые получили в их трудах дальнейшее развитие. Ж.Ж. Руссо считал, что на ранних этапах истории люди, обладая свободой морального выбора, исходили из общечеловеческих представлений о справедливости. С возникновением имущественного неравенства, разделением общества на управляющих и управляемых законы уничтожили естественную свободу. Это породило тиранию, при которой все бесправны перед тираном. Свержение тирании, обретение свободы создадут возможность заключения подлинного общественного договора, утверждающего суверенитет (верховную власть) народа в согласии с мнением большинства граждан. Будучи сторонником республиканской формы правления, Руссо допускал, что в определенных случаях она совместима и с сохранением института монархии, но тогда функции монарха должны быть сведены до минимума. Ш.Л. де Монтескье считал, что утверждение конституционной монархии или республиканского строя само по себе еще не создает гарантий от произвола. Для предотвращения злоупотреблений, по его мнению, необходимо не только разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную; но и создание системы сдержек и противовесов, чтобы одна власть контролировала и ограничивала другую. В отличие от других просветителей, считавших, что республика может существовать только на небольшой территории, Монтескье полагал, что при принятии принципа федерализма даже в крупных государствах может утвердиться республиканский строй. Некоторые из просветителей (французский сельский свя-щенникЖ Мелъе, 1664—1729, историк и философ Г.Б. де Мабли, 1709—1785) считали, что достижению естественного равенства людей препятствует институт частной собственности. Они предлагали упразднить или ограничить ее. Правда, подобные взгляды не были характерны для большинства их современников. В германских государствах распространение идей Просвещения носило более ограниченный характер, чем в Англии и Франции. В условиях раздробленности Германии на мелкие княжества и королевства со своими диалектами образованные люди предпочитали общение на французском языке или на латыни. На этих языках издавалось многие работы немецких просветителей. В отличие от Франции, они были недоступны большинству населения. Взгляды немецких просветителей носили более абстрактный характер, чем их французских единомышленников. Более сдержанной была и критика существующих порядков. Она обращалась скорее к просвещенному государю, чем к обществу. Характерной для немецкого Просвещения была апелляция не только к общечеловеческим идеям и ценностям естественных прав. Акцент делается на национальных традициях, самобытности культуры народов. В частности, такой подход был свойствен историку, поэту и философу И.Г. Гердеру (1744—1803). Date: 2015-09-25; view: 2193; Нарушение авторских прав |