Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Кумулятивные и антикумулятивные теории научного прогресса, его системный характер. Единство дифференциации и интеграции научного знания
Преемственность научного познания не явл. монотонным, однообразным процессом. Наука имеет 2 тенденции в развитии: 1) спокойный, эволюционный процесс, обычно приводит к количественным изменениям; 2) процесс взрывного характера, революционный, приводит к качественным изменениям. Соответственно, выработаны 2 концепции развития научного знания: Кумулятивизм – концепция развития научн. зн-я, в соответствии с которой оно представл. собой непрерывный процесс накопления нового знания на основе имеющегося. Причем предполагается, что каждый последующий шаг м.б. сделан лишь с учетом последующих достижений: новое знание точнее, адекватнее старого: в старом знании имеют ценность только те элементы, кот. соответствуют современным теориям (Мах, Дюгерм, О.Конт). Происходящее количественное изменение науки происходит в процессе постепенного накопления новых фактов, наблюдений, экспериментальных данных в рамках существующих научных концепций. В связи с этим идет процесс расширения, уточнения уже сформированных теорий, понятий и принципов. Анитукулятивизм – концепция развития науч. зн-я, отрицающая его непрерывность и преемственность (Койре, Кун, Поппер). Эта концепция на первый план выдвинула проблему научных революций, т.е. развитие знания происходит взрывообразно, вследствие научных революций. Науч. револ. – коренной сдвиг в стиле мышления, в картине мира, связанный с появлением принципиально нового знания, сменой методологии научн. мышления. В истории развития науки имеет место и тот и др. процессы, но приращение знаний осущ. быстрее в период н. револ-й. Так, во время относительно устойчивого развития науки происходит постепенный рост знаний, но осн. теор-е представления остаются почти неизменными. В пер-д науч. револ-и подвергаются ломке именно эти представления. Рев-я в науке предполагает пер-д ломки основных, фундаментальных концепций, считавшихся ранее незыблемыми, это пер-д скачкообразного углубления и расширения сферы научного познания. Примерами научн. револ-й явл. создание гелиоцентрической с-мы мира (Коперник), формирование классической механики и экспериментального естествознания (Галилей, Кеплер и особенно Ньютон), револ-я в естествознании к.ХIХ–н.ХХ в.–возникновение теории относительности и квантовой механики (Энштейн, Планк, Бор, Гейнзенберг). Крупные изменения происх. в современной науке, особенно связанные с формированием и развитием синергетики (теории самоорганизации целостных развивающихся с-м), электроники, генной инжененрии… Научн. револ-я подводит итог предшествующему знанию, поднимает его на новую, высшую ступень. Очищая науку от заблуждений, она открывает новые объекты и методы исследования, ускоряя темп развития науки. Науч. революции связывают с 1) построением новых фундаментальных теорий; 2) разработкой новых науч. средств и методов; 3) перестройкой оснований научн. знания (смена картина мира, идеалов и нормнауч. иссл-я). Современные науч. револ-ии стимулируются запросами производственно-технологической сферы. Науч. прогресс – движение от простого к сложному, наращение знаний и возможностей их использовать. Системный характер виден на глобальных науч. револ-ях. Любая науч. револ-я создает объединение, спектр наук. Появляется новая парадигма (Т. Кун). Парадигма – образец объяснения явления на каких-то принципах, средствах объяснения. Развитие науки хар-ся диалектическим взаимодействием 2 противоположных процессов – дифф-цией (выделение новых научн. дисциплин) и интеграцией (синтезом знания, объединением чаще «стыковых» дисциплин). На одних этапах преобладает дифф-я (особ. в период возникновения науки или дисциплины), на других – интегр-я, как в современной науке. Дифф-ция наук началась на рубеже XVI-XVII вв, когда фил-я разделилась на собственно фил-ю и науку как систему знан. и соцю институт. В свое очередь фил-я делится на ряд наук (этика, онтология…), наука как целое делится на частные науки, а внутри их на дисциплины. Процесс дифф-ции далее продолжал усиливаться. Он вызывался как потребностями производства, так и внутренними потребностями самого научного знания. Следствием этого стало возникновение и бурное развитие пограничных, «стыковых» наук. Напр, как только биологи углубились в изучение живого, что поняли значение хим-х процессов в клетках, организмах, началось усиленное изучение этих результатов, накопление соответствующих знаний, что привело к возникновению биохимии.(биофизика, физхимия, биогеохимия). Дифф-ция – следствие увеличения и усложнения знаний. Она ведет к специализации и разделению науч. труда, что м.б. положительным (глубокое изучение явлений, повышение производ-ти труда уч-х) т отрицательным (потеря связи целого, сужение кругозора, иногда до «проф-го кретинизма»). Одновременно с дифф-ей происх. пр-с интеграции – объединения, взаимопроникновения, синтеза наук, объединение их методов, что хар-но для современной науки. Т.обр., развитие науки – это диалектический пр-с, в кот. дифф-ция сопровождается интеграцией, где происх. взаимопроникновение и объединение в единое целое различных направление науч. познания мира. В соврем. Н. распространено объединение наук для решения крупных з-ч и глоб-х проблем (исследование космоса, эколог-я проблема). Все теснее взаимодействуют естеств-е, соц-е и техн-е науки, увелич-ся роль Н. в практике и всех сферах жизни людей. Но взаимопроникновение наук рождает новые области, предметы исследования, что приводит к образованию новых наук. 39. Понятие метода и методологии. Философская, общенаучная и частнонаучная методология познания. Метод – совокупность приемов и операций, направленных на теоретическое и практическое освоение действительности. От греч. Methodos означает «способ познания». Метод предпологает: · Сознательное достижение результатов. · Наличие плана познавательных действий. · Последовательность действий и операций (техника метода). Методика – совокупность и последовательность применяемых приемов для достижения результатов, связать порядок перехода от одного метода к другому. Техника познания – совокупность навыков применения операций и умений образовательной деятельности. Метод, методика и техника связаны др. с др. и конкретизируют др. др. Выбор метода обусловлен: · Характером предмета исследования. · Соотнесением реальной ситуации, поставленной задачи, имеющегося арсенала средств, навыков, умений. Главное в учении о методе – идея о правильности пути. Метод служит для упорядочения познавательной деятельности. Основная фун-ия метода – внутренняя организация и регулирование процесса познания. В этой связи метод сводится к методике – как совокупность определенных приемов, правил, способов, норм познания и действия в их последовательности. Метод – система предписаний, правил и требований, которые выступают в форме общей ориентации в решении определенного результата. При переоценки роли метода знания могут принимать догматизированный характер. Предмет и метод взаимно развивают др. др. т.е. метод нужно рассматривать в социокультурном контексте. Методология – 1) система определенных способов и приемов, применяемых в той или иной деятельности. 2)это учение о системе методов или общая теория методов, применяемых в практике познавательной и практической деятельности. Один из первых методов – метод диалектики Сократа, м-д Аристотеля силлогистика-дедуктивный. XVII – XVIII вв. – методы развиваются в силу развития знания. Характерная особенность современной науки – увеличении роли методологии. Причины этого: 1. рост сложности структуры теоретического и практического знания, необходимость их проверки, обоснования, исследования, для дальнейшей познавательной деятельности (нужны способы проверки) 2. возрастающая роль в естественных науках абстрагирования, создание идеальных и знаковых моделей, что ведет к сложному переплетению описания св-в материальных объектов, которые изучаются с абстрактными конструкциями данных объектов. 3. рост сопряженности результатов эксперимента материального, предметного с выводами и следствиями мысленного эксперимента. В науке существует необходимость развитого зрелого методологического сознания ученного. Основные содержательные аспекты методологии: · инструментальная часть в которой формируются требования, определяющие протекание мыслительных операций, то есть определения не содержания, а ход мысли и ход действия. · конструктивная направленная на приращение знания, получение новых знаний. Уровни методологии: 1. конкретнонаучная методология – опирается непосредственно на методики проведения исследований, на технические приемы. 2. общенаучная методология – учение о принципах, методах и формах знания, которые функционируют во многих науках. Эти методы соответствуют предмету и объекту исследований, – методы эмпирического иссл-ия (наблюдения, эксперимент) – общелогические ме-ды (анализ, синтез, индукция, анализ и др.) Такие методы возникают в отдельных науках, а затем распространяются на др. науки. 3. философская методология – философские идеи, положения, способы, принципы, которые используются для познания во всех науках (принцип развития, противоречия) Современная методология включает 2 и 3-ий уровни. Задачи методологии: 1) выявить, осмыслить движущие силы, предпосылки, основания, закономерности роста функционирования научного знания, познавательной деятельности. 2) организовать проектно-конструкторскую деятельность, ее анализ и критику. Современная методология решает проблемы (задачи): 1. преодоление натурализма фил-ого и универсальности конкретнонаучного мышления. 2. обогащение методологического инструментария и изучение реальности. 3. выработка нового понимания и отношения к символическим системам понимания. 4. определение специфики антропологическо-психического подхода к познанию. 5. связь, взаимозависимость в практике познания, мыслительной деятельности и действительности, образование некой целостности. 6. связь потенциала мышления человека и его реальность, законов реальности. Методология выполняет функцию стратегии познания. Она должна обосновывать и искать перспективные направления познания, предохранять от неправильного использования методов. Date: 2015-09-22; view: 641; Нарушение авторских прав |