Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Социокультурные и методологические предпосылки становления современной науки. Ф-ции науки в индустриальном и постиндустриальном обществе
Предпосылки: 1) социальным стимулом развития науки стало растущее капиталистическое производство, которое требовало новых природных ресурсов и машин. Для удовлетворения этих потребностей понадобилась Н. в качестве производительной силы общества. Тогда же были сформулированы и новые цели Н., существенно отличавшихся от, целей ученые древности. Греческая наука была умозрительным исследованием, мало связанным с практическими задачами. В этом Древняя Греция и не нуждалась, поскольку все тяжелые работы выполняли рабы. Ориентация на практическое использование научных результатов считалась неприличной, и такая Н. признавалась низменной. В XVII в. Н. стала рассматриваться в качестве способа увеличения благосостояния населения и обеспечения господства человека над природой. 2) методологической предпосылкой проявляется в сменен стиля мышления. Новый стиль машл. хар-ся чертами: а) опора на эксперимент, поставляющий и проверяющий результат; б) господство аналитического подхода, направляющего мышление на поиск простейших, далее неразложимых первоэлементов реальности (редукционизм). 3) социальное условие–перелом в дух-ной культуре, выраженный в подрыве господства религии и схолосттически-умозрительного способа мышления. 4) для развития Н. необходимым условием было накопление определенного уровня знаний из греч. и вост. культур, «запас» необходимого и достаточного количества фактов, которые м. было бы описать, систематизировать, обобщить. Именно с этого началось развитие механики, астрономии, математики. 5) причина возникновения Н.–своеобразный тип новоевропейской к-ры, соединившей в себе чувственность с рациональностью и опирающийся на деятельностную направленность. Рациональность позволила все богатство мира свести в однозначно детерминированную систему, обеспечивающую за счет разделения труда и технических нововведений (тоже следствия рационализма) максимальную прибыль. Чувственность выразилась в том, что Н. постоянно опиралась на опыт, эксперимент. Функции современной Н.: 1. мировоззренческая–для построения картины мира; 2. познавательная–для познания тайн и загадок природы. Н. позволяет удовлетворить потребность в познании сущ-х связей окружающего мира. Частично познавательная ф-ция определяется практическими потребностями общества. Результатом становятся открытие законо; 3. наука–производительная сила, способная удовлетворять практические потребности общества; 4. с н.ХХ в. Н. стала существенной соц-й силой, поскольку она присутствует в различных сферах соц. жизни и регулирует различные виды чел-й деятельности; 5. аксиологическая–сущ. ценности научно-технического мышления, кот. нужно гармонично соединить с общечеловеческими нравственными ценностями; 6. описательная, объяснительная; 7. предсказательная 8. методологическая–вырабатываются, применяются, сохраняются, систематизируются методы, методики познавательной деятельности. В постиндустриальном обществе (ПИО) роль Н. постоянно увеличивается, она становится уже не просто производственной силой, но и уже самостоятельным фактором производства. В ПИО увеличивается роль и возможности прогностической ф-ции Н., благородя развитию информационных технологий. Отличительной чертой практического применения Н. в ПИО явл. увеличение роли экологической составляющей. Эмпирический базис и теоретическое знание в науке, их содержание структура и методы. Структура обоснование и критерии научного метода. В истории познания сложились две крайних позиции по вопросу о соотношении эмпирического и теоретического уровней научного познания: эмпиризм и схоластическое теоретизирование. Эмпиризм отрицает активную роль и относительную самостоятельность мышления. Единственным источником познания считается опыт, чувственное познание. Схоластическое теоретизирование — бесплодное умствование, формальное знание, оторванное от реальной жизни, практики. Научное познание есть процесс, т. е. развивающаяся система знания, которая включает в себя два основных уровня — эмпирический и теоретический. Они хотя и связаны, но отличаются друг от друга, каждый из них имеет свою специфику. На эмпирическом уровне преобладает живое созерцание (чувственное познание), рациональный момент и его формы. Поэтому исследуемый объект отражается преимущественно со стороны своих внешних связей и проявлений, доступных живому созерцанию и выражающих внутренние отношения. Сбор фактов, их первичное обобщение, описание наблюдаемых и экспериментальных данных, их систематизация, классификация и иная фактофиксирующая деятельность — характерные признаки эмпирического познания. Эмпирическое, опытное исследование направлено непосредственно (без промежуточных звеньев) на свой объект. Оно осваивает его с помощью таких приемов и средств как сравнение, измерение, наблюдение, эксперимент, анализ, индукция, а его важнейшим элементом является факт (лат. — сделанное, свершившееся). Любое научное исследование начинается со сбора, систематизации и обобщения фактов. Понятие «факт» имеет следующие основные значения: 1) некоторый фрагмент действительности, объективные события, результаты; 2) знание, о каком-либо событии, явлении, достоверность которого доказана, т. е. синоним истины; 3) предложение, фиксирующее эмпирическое знание, т. е. полученное в ходе наблюдений и экспериментов. Второе и третье из названных значений резюмируется в понятии «научный факт». В понимании природы факта в современной методологии науки выделяются две крайние тенденции: фактуализм и теоретизм. Если первый подчеркивает независимость и автономность фактов по отношению к различным теориями, то второй, напротив, утверждает, что факты полностью зависят от теории и при смене теорий происходит изменение всего фактуального базиса науки. Необходимо различать факты действительности как ее отдельные, специфические проявления, и факты знания как отражение этих проявлений в сознании человека. Эмпирический опыт планируется, конструируется теорией, а факты всегда теоретически нагружены. Методы эмпирич. исследования: наблюдение сравнение эксперемент. Наблюдение — целенаправленное изучение предметов, опирающееся в основном на данные органов чувств (ощущения, восприятия, представления). Эксперимент — активное и целенаправленное вмешательство в протекание изучаемого процесса, соответствующее изменение объекта или его воспроизведение в специально созданных и контролируемых условиях. Сравнение — познавательная операция, лежащая в основе суждений о сходстве или различии объектов. Методы теоретич познания: Формализация — отображение содержательного знания в знаково-символическом виде. Аксиоматический метод — один из способов дедуктивного построения научных теорий. Гипотетико-дедуктивный метод. Его сущность заключается в создании системы дедуктивно связанных между собой гипотез. Теоретический уровень научного познания характеризуется преобладанием рационального момента — понятий, теорий, законов и других форм мышления и «мыслительных операций». Живое созерцание, чувственное познание здесь не устраняется, а становится подчиненным аспектом познавательного процесса. Теоретическое познание отражает явления и процессы со стороны их универсальных внутренних связей и закономерностей, постигаемых с помощью рациональной обработки данных эмпирического знания. Эта обработка осуществляется с помощью систем абстракций «высшего порядка» — таких как понятия, умозаключения, законы, категории, принципы и др. Характерной чертой теоретического познания является его направленность на себя, внутринаучная рефлексия, т. е. исследование самого процесса познания, его форм, приемов, методов, понятийного аппарата и т. д. Рассматривая теоретическое познание как высшую и наиболее развитую его форму, следует прежде всего определить его структурные компоненты. К числу основных из них относятся проблема, гипотеза и теория, выступающие вместе с тем как формы, «узловые моменты» построения и развития знания на теоретическом его уровне. Проблема — форма теоретического знания, содержанием которой является то, что еще не познано человеком, но что нужно познать. Гипотеза — форма теоретического знания, содержащая предположение, сформулированное на основе ряда фактов, истинное значение которого неопределенно и нуждается в доказательстве. Теория — наиболее развития форма научного знания, дающая целостное отображение закономерных и существенных связей определенной области действительности. Любая теория — это целостная развивающаяся система истинного знания (включающая и элементы заблуждения), которая имеет сложную структуру и выполняет ряд функций. Методологически важную роль в формировании теории играет идеализированный объект («идеальный тип»), построение которого — необходимый этап создания любой теории, осуществляемый в специфических для разных областей знания формах. Этот объект выступает не только как теоретическая модель определенного фрагмента реальности, но и содержит в себе конкретную программу исследования, которая реализуется в построении теории. Характеризуя науку, научное познание в целом, необходимо выделить ее главную задачу, основную функцию — открытие законов изучаемой области действительности. При всем своем различии эмпирический и теоретический уровни познания взаимосвязаны, граница между ними условна и подвижна. Эмпирическое исследование, выявляя с помощью наблюдений и экспериментов новые данные, стимулирует теоретическое познание (которое их обобщает и объясняет), ставит перед ним новые более сложные задачи. С другой стороны, теоретическое познание, развивая и конкретизируя на базе эмпирии новое собственное содержание, открывает новые, более широкие горизонты для эмпирического познания, ориентирует и направляет его в поисках новых фактов, способствует совершенствованию его методов и средств и т. п. Наука как целостная динамическая система знания не может успешно развиваться, не обогащаясь новыми эмпирическими данными. Date: 2015-09-22; view: 1005; Нарушение авторских прав |