Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Социокультурные и методологические предпосылки становления современной науки. Ф-ции науки в индустриальном и постиндустриальном обществе





Предпосылки: 1) социальным стимулом развития науки стало растущее капиталистическое производство, которое требовало новых природных ресурсов и машин. Для удовлетворения этих потребностей понадобилась Н. в качестве производительной силы общества. Тогда же были сформулированы и новые цели Н., существенно отличавшихся от, целей ученые древности. Греческая наука была умозрительным исследованием, мало связанным с практическими задачами. В этом Древняя Греция и не нуждалась, поскольку все тяжелые работы выполняли рабы. Ориентация на практическое использование научных результатов считалась неприличной, и такая Н. признавалась низменной. В XVII в. Н. стала рассматриваться в качестве способа увеличения благосостояния населения и обеспечения господства человека над природой.

2) методологической предпосылкой проявляется в сменен стиля мышления. Новый стиль машл. хар-ся чертами: а) опора на эксперимент, поставляющий и проверяющий результат; б) господство аналитического подхода, направляющего мышление на поиск простейших, далее неразложимых первоэлементов реальности (редукционизм).

3) социальное условие–перелом в дух-ной культуре, выраженный в подрыве господства религии и схолосттически-умозрительного способа мышления.

4) для развития Н. необходимым условием было накопление определенного уровня знаний из греч. и вост. культур, «запас» необходимого и достаточного количества фактов, которые м. было бы описать, систематизировать, обобщить. Именно с этого началось развитие механики, астрономии, математики.

5) причина возникновения Н.–своеобразный тип новоевропейской к-ры, соединившей в себе чувственность с рациональностью и опирающийся на деятельностную направленность. Рациональность позволила все богатство мира свести в однозначно детерминированную систему, обеспечивающую за счет разделения труда и технических нововведений (тоже следствия рационализма) максимальную прибыль. Чувственность выразилась в том, что Н. постоянно опиралась на опыт, эксперимент.

Функции современной Н.:

1. мировоззренческая–для построения картины мира;

2. познавательная–для познания тайн и загадок природы. Н. позволяет удовлетворить потребность в познании сущ-х связей окружающего мира. Частично познавательная ф-ция определяется практическими потребностями общества. Результатом становятся открытие законо;

3. наука–производительная сила, способная удовлетворять практические потребности общества;

4. с н.ХХ в. Н. стала существенной соц-й силой, поскольку она присутствует в различных сферах соц. жизни и регулирует различные виды чел-й деятельности;

5. аксиологическая–сущ. ценности научно-технического мышления, кот. нужно гармонично соединить с общечеловеческими нравственными ценностями;

6. описательная, объяснительная;

7. предсказательная

8. методологическая–вырабатываются, применяются, сохраняются, систематизируются методы, методики познавательной деятельности.

В постиндустриальном обществе (ПИО) роль Н. постоянно увеличивается, она становится уже не просто производственной силой, но и уже самостоятельным фактором производства. В ПИО увеличивается роль и возможности прогностической ф-ции Н., благородя развитию информационных технологий. Отличительной чертой практического применения Н. в ПИО явл. увеличение роли экологической составляющей.


Эмпирический базис и теоретическое знание в науке, их содержание структура и методы. Структура обоснование и критерии научного метода.

В истории познания сложились две крайних позиции по вопросу о соотношении эмпирического и теоретичес­кого уровней научного познания: эмпиризм и схоласти­ческое теоретизирование.

Эмпиризм отрицает активную роль и относительную са­мостоятельность мышления. Единственным источником познания считается опыт, чувственное познание.

Схоластическое теоретизирование — бес­плодное умствование, формальное знание, оторванное от реальной жизни, практики.

Научное познание есть процесс, т. е. развивающаяся система знания, которая включает в себя два основных уровня — эмпирический и теоретический. Они хотя и свя­заны, но отличаются друг от друга, каждый из них имеет свою специфику.

На эмпирическом уровне преобладает живое созерцание (чувственное познание), рациональный момент и его фор­мы.

Поэтому исследуемый объект отражается преимущественно со стороны своих внешних связей и проявлений, доступных живому созерцанию и вы­ражающих внутренние отношения. Сбор фактов, их пер­вичное обобщение, описание наблюдаемых и эксперимен­тальных данных, их систематизация, классификация и иная фактофиксирующая деятельность — характерные призна­ки эмпирического познания.

Эмпирическое, опытное исследование направлено не­посредственно (без промежуточных звеньев) на свой объект. Оно осваивает его с помощью таких приемов и средств как сравнение, измерение, наблюдение, экспери­мент, анализ, индукция, а его важнейшим элементом яв­ляется факт (лат. — сделанное, свершившееся).

Любое научное исследование начинается со сбора, сис­тематизации и обобщения фактов. Понятие «факт» имеет следующие основные значения: 1) некоторый фрагмент дей­ствительности, объективные события, результаты; 2) знание, о каком-либо событии, явлении, достоверность которого доказана, т. е. синоним истины; 3) предложение, фиксирующее эмпирическое знание, т. е. полученное в ходе наблюдений и экспериментов.

Второе и третье из названных значений резюмируется в понятии «научный факт». В понимании природы факта в современной методо­логии науки выделяются две крайние тенденции: фактуализм и теоретизм. Если первый подчеркивает независимость и автономность фактов по отношению к различным теориями, то второй, напротив, утверждает, что факты полностью зависят от теории и при смене теорий проис­ходит изменение всего фактуального базиса науки.

Необходимо различать факты действительности как ее отдельные, специфичес­кие проявления, и факты знания как отражение этих про­явлений в сознании человека. Эмпирический опыт пла­нируется, конструируется теорией, а факты всегда теоретически нагружены.

Методы эмпирич. исследования: наблюдение сравнение эксперемент.

Наблюдение — целенаправленное изучение предме­тов, опирающееся в основном на данные органов чувств (ощущения, восприятия, представления).

Эксперимент — активное и целенаправленное вме­шательство в протекание изучаемого процесса, соответству­ющее изменение объекта или его воспроизведение в специ­ально созданных и контролируемых условиях.

Сравнение — познавательная операция, лежащая в основе суждений о сходстве или различии объектов.

Методы теоретич познания:

Формализация — отображение содержательного зна­ния в знаково-символическом виде.

Аксиоматический метод — один из способов дедук­тивного построения научных теорий.

Гипотетико-дедуктивный метод. Его сущность зак­лючается в создании системы дедуктивно связанных меж­ду собой гипотез.

Теоретический уровень научного познания характери­зуется преобладанием рационального момента — понятий, теорий, законов и других форм мышления и «мыслитель­ных операций». Живое созерцание, чувственное позна­ние здесь не устраняется, а становится подчиненным аспектом познавательного процесса. Те­оретическое познание отражает явления и процессы со стороны их универсальных внутренних связей и закономер­ностей, постигаемых с помощью рациональной обработ­ки данных эмпирического знания. Эта обработка осуще­ствляется с помощью систем абстракций «высшего поряд­ка» — таких как понятия, умозаключения, законы, кате­гории, принципы и др.

Характерной чертой теоретического познания является его направленность на себя, внутринаучная рефлексия, т. е. исследование самого процесса познания, его форм, приемов, методов, понятийного аппарата и т. д.

Рассматривая теоретическое познание как высшую и наиболее развитую его форму, следует прежде всего опре­делить его структурные компоненты. К числу основных из них относятся проблема, гипотеза и теория, выступающие вместе с тем как формы, «узловые моменты» построения и развития знания на теоретическом его уровне.

Проблема — форма теоретического знания, содержани­ем которой является то, что еще не познано человеком, но что нужно познать.

Гипотеза — форма теоретического знания, содержащая предположение, сформулированное на основе ряда фак­тов, истинное значение которого неопределенно и нужда­ется в доказательстве.

Теория — наиболее развития форма научного знания, дающая целостное отображение закономерных и существен­ных связей определенной области действительности.

Любая теория — это целостная развивающаяся система истинного знания (включающая и элементы заблуждения), которая имеет сложную структуру и выполняет ряд функ­ций.

Методологически важную роль в формировании теории играет идеализированный объект («идеальный тип»), пост­роение которого — необходимый этап создания любой те­ории, осуществляемый в специфических для разных обла­стей знания формах. Этот объект выступает не только как теоретическая модель определенного фрагмента реальнос­ти, но и содержит в себе конкретную программу исследо­вания, которая реализуется в построении теории.

Характеризуя науку, научное познание в целом, необ­ходимо выделить ее главную задачу, основную функцию — открытие законов изучаемой области действительнос­ти.

При всем своем различии эмпирический и теоретичес­кий уровни познания взаимосвязаны, граница между ними условна и подвижна. Эмпирическое исследование, выяв­ляя с помощью наблюдений и экспериментов новые дан­ные, стимулирует теоретическое познание (которое их обоб­щает и объясняет), ставит перед ним новые более слож­ные задачи. С другой стороны, теоретическое познание, развивая и конкретизируя на базе эмпирии новое собственное содержание, открывает новые, более широкие гори­зонты для эмпирического познания, ориентирует и направ­ляет его в поисках новых фактов, способствует совершен­ствованию его методов и средств и т. п.

Наука как целостная динамическая система знания не может успешно развиваться, не обогащаясь новыми эмпи­рическими данными.


Date: 2015-09-22; view: 963; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию