Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
С чего начать турбизнес?
Достаточно ли у меня денег на открытие турфирмы? Рисковать последними сбережениями или нет? Через какое время окупятся вложения в турбизнес? Сколько я буду зарабатывать? Создать свое турагентство или купить готовое? Или вступить во франчайзинговую сеть? Сложно ли сделать бизнес‑план турфирмы? Каковы требования к офису турагентства? Сколько сотрудников придется нанимать? Где искать кадры? С какими туроператорами работать? В какие страны продавать туры? Ограничиться узкой специализацией или продавать все подряд? Открывать авиа– и ж/д кассы сразу или позже? Как привлечь клиентов? Сколько тратить на рекламу? У туристов много претензий? И все‑таки… ОТКРЫВАТЬ МНЕ ТУРФИРМУ ИЛИ НЕТ?!. На страницах этой книги мы постараемся развеять все ваши страхи и поддержать желание открыть туристическое агентство. Но гарантируем: все, что здесь написано, – реальное отражение положения вещей в туристическом бизнесе, без преувеличений и недомолвок.
СТАТИСТИКА КОНСАЛТИНГОВОЙ ГРУППЫ «ТРЕВЕЛ ЭКСПЕРТ» Чаще всего туристические агентства открывают женщины, ранее работавшие в турфирмах или много путешествующие; на втором месте – деловые партнеры, от двух до четырех человек, вместе работавшие в другом бизнесе; на третьем – совместные предприятия с иностранными учредителями, имеющими отношение к турбизнесу за рубежом; на четвертом – «карманные» турфирмы или туристические отделы в крупных компаниях (банках, инвестиционных фондах, на промышленных предприятиях).
Прежде чем принимать решение об открытии бизнеса, необходимо хотя бы в общих чертах представить себе положение дел в отрасли, в которой вы планируете работать. Итак, какие характеристики имеет туристический бизнес России на сегодняшний день? ♦ Емкость рынка туристических услуг в РФ за 2007 г. оценивается в сумму около $40 000 000 000. ♦ Средняя динамика роста рынка за 10 лет – 5,8 % в год. ♦ Аналитики прогнозируют удвоение объема рынка туристических услуг в России за10 лет (не менее 6 % в год). ♦ В 2007 г. были внесены кардинальные изменения в законодательство, регулирующее туристическую деятельность, принята новая редакция Федерального закона «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», введен институт финансовых гарантий для деятельности туроператоров. ♦ Розничный рынок (турагенты) слабо консолидирован, на рынке преобладают независимые агентства, на долю крупных сетей приходится не более 8‑10 % объема рынка. Крупнейшая туристическая сеть объединяет около 300 турагентств. ♦ Конкуренция на розничном (турагентском) рынке очень высокая, общее количество работающих туристических агентств, по разным оценкам, колеблется от 8000 до 10 000 компаний. ♦ Число туроператоров значительно меньше; наблюдается тенденция к поглощению крупными туроператорскими компаниями средних туроператоров. В Едином федеральном реестре туроператоров зарегистрировано более 4000 туроператоров, но всего лишь 10 % из них обеспечивает 80 % туристического рынка. ♦ Большой процент новых туристических агентств закрываются, не проработав даже одного года. Средняя ротация в малом турбизнесе составляет 30 % в год. То есть из 100 агентств, созданных в начале года, до конца первого летнего сезона доживает не более 70 фирм. ♦ Граждане России тратят от 6 до 8 % своего годового дохода на туризм и отдых. ♦ До 28,1 % граждан России готовы воспользоваться туристическими услугами для организации своего отдыха. В Москве этот показатель достигает 49 %. ♦ В последние годы внутренний туризм в России развивается очень интенсивно. ♦ На сегодняшний день существует 42 федеральные программы по поддержке туризма в России («Юг России», «Дальний Восток и Забайкалье» и др.). ♦ Количество поездок иностранных граждан в Российскую Федерацию по итогам 2007 г. составило 22 908 625, что на 2 % больше, чем в 2006 г. ♦ Общее число поездок россиян за рубеж в 2007 г. составило 34 285 465, это на 18 % больше, чем по итогам 2006 г. ♦ Количество претензий туристов в адрес туристических компании устойчиво растет, что объясняется ростом туристического потока. ♦ Стоимость туров и перевозок постоянно увеличивается, только в течение летнего сезона 2008 г. стоимость перевозок по некоторым направлениям выросла на 70 %. ♦ Туризм подвержен демпингу, т. е. искусственному понижению цены предложения на «горящих» направлениях, даже в высокий сезон можно найти туры и авиабилеты значительно ниже средней цены. Чтобы понять, что происходит в туристической отрасли в тот момент, когда вы читаете эту книгу, зайдите на профессиональные туристические сайты в сети Интернет (см. приложение 6) и посмотрите новости за день, неделю, месяц. Вы увидите, насколько насыщенна и полна событиями жизнь туриндустрии. Туристический бизнес сильно подвержен внешнему влиянию, будь то плохая погода, стихийные бедствия, забастовки, политическая нестабильность или террористические акты. Каждое подобное событие заставляет туристические компании оперативно реагировать и принимать экстренные меры, чтобы защитить своих клиентов и самим финансово не пострадать. К сожалению, это не всегда удается.
ИЗ ПРАКТИКИ ЮРИДИЧЕСКОГО АГЕНТСТВА «ПЕРСОНА ГРАТА» В декабре 2004 г. на берега курортов Шри‑Ланки, Таиланда и островов Индонезии обрушилось мощнейшее цунами, унесшее жизни десятков тысяч людей. В адрес туристических компаний посыпались отказы от туров; туристы боялись ехать в регион, пострадавший от стихийного бедствия, даже если им предлагали размещение на другом побережье. Разрушенные отели не могли вернуть оплаченные деньги за несостоявшиеся туры. Финансовые потери российских турфирм составили миллионы долларов.
В то же время каждое событие в мире может стать и поводом для туристического бума. Спортивные соревнования, фестивали, выставки, концерты, массовые праздники, открытие новых отелей и курортов – всего не перечесть. Поэтому туристическая отрасль имеет возможность постоянно развиваться, а ее участники получают прибыль при умелом использовании туристических ресурсов.
Бизнес‑план
Нужен ли бизнес‑план для такого бизнеса, как туризм, а именно для небольшого туристического агентства? Этот вопрос, как правило, задает человек, который собирается вложить деньги в бизнес. Ситуации бывают разные: кто‑то открывает турфирму жене, даже не задумываясь о возврате денежных средств, и не претендует на будущую прибыль, кто‑то получает кредит на открытие бизнеса, и без бизнес‑плана ему не обойтись, другие покупают готовые турфирмы, с уже действующим бизнес‑планом, а кто‑то делает план для себя, чтобы рассчитать силы и средства. Мы убеждены, что предварительный план построения бизнеса должен быть обязательно. Особенно он будет ценным, если его составит и проработает именно тот, кто сам занимается становлением дела. Кроме финансовых расчетов на этапе разработки бизнес‑плана партнеры распределяют обязанности, сферы ответственности каждого участника, что очень важно именно до начала активной работы. В нашей практике был случай, когда партнеры открыли туристическую компанию и через три месяца решили ее ликвидировать. Причина была следующая: в их учредительных документах зафиксировано, что прибыль делится между партнерами 50 на 50, но когда дело дошло до ежедневной работы, сложилось так, что один партнер, имея опыт работы в туризме, решал большее количество вопросов и потребовал дополнительного вознаграждения. Второй партнер на это не согласился, поскольку денежные вложения в бизнес были одинаковыми. Эта история закончилась без серьезного конфликта: у партнеров хватило мужества решиться закрыть фирму и не продолжать бизнес, они даже сохранили добрые отношения. Финал истории – не редкость, особенно когда турфирму открывают несколько заинтересованных лиц. С чего начать составление бизнес‑плана туристического агентства, чтобы избежать ошибок, рассчитать необходимые финансовые вложения и выработать стратегию работы? Первое: необходимо определить, для кого и с какой целью составляется бизнес‑план – для получения кредита, для стороннего инвестора, для инициатора проекта, для себя? Второе: на какой период: на полгода, год, три года?. Третье: рассчитать размер капиталовложений: на месяц, полгода, год… Четвертое: решить, кто будет писать бизнес‑план – консалтинговая компания, партнеры по бизнесу или вы будете составлять его самостоятельно. Бизнес‑планы бывают разными и различаются по форме, содержанию, структуре, объему. Книг о том, как составить хороший бизнес‑план, очень много. Поэтому не будем тратить время, а предложим для ознакомления схему, в которой отражены основные параметры и статьи расходов, которые можно использовать, составляя бизнес‑план туристической компании (агентства). 1. Концепция туристического агентства ♦ Вид деятельности: • турагент; • туроператор; • смешанная деятельность. ♦ Дополнительные услуги: • продажа авиа– и ж/д билетов; • услуги трансфера, заказ лимузинов; • оформление виз; • страхование; • подготовка документов для оформления загранпаспортов; • услуги индивидуального гида, сопровождающего; • услуги переводчика; • продажа путеводителей; • продажа сопутствующих товаров для путешествий; • реализация подарочных сертификатов; • бронирование и заказ столиков в ресторанах, билетов на мероприятия; • прокат туристического оборудования; • аренда автомобилей. ♦ Приоритетные туристические направления: • по типу туристического направления; • по стоимости туров; • по странам; • по виду туризма. 2. Организационный план ♦ Местоположение офиса турфирмы: • центр; • окраина; • удаленность от метро. ♦ Статус офиса: • аренда; • собственное помещение; • иное. ♦ Тип офиса: • витринный офис на первой линии; • в бизнес‑центре; • в административном офисном здании; • в торговом центре; • на первом этаже жилого дома. ♦ Размер офиса: • два рабочих места, три‑пять рабочих мест; • однокомнатный, двухкомнатный, трехкомнатный, более трех комнат; • свободной планировки (количество метров). ♦ Мебель для офиса (калькуляция стоимости): столы с приемными местами, кресла для сотрудников, стулья для посетителей, тумбочки с ключами, стеллаж для каталогов, шкаф для одежды, вешалки, вешалка‑стойка, доска для информации и специальных предложений, диван для посетителей, журнальный столик, сейф, жалюзи, зеркало, посуда (для сотрудников, для приема посетителей), рамки для фотографий и разрешительных документов, растения. ♦ Оборудование для офиса (калькуляция стоимости): компьютеры, телефоны, факс, принтеры (2 шт. минимум), сканер, ксерокс, телевизор, CD– и DVD‑плеер для демонстрации фильмов о странах и курортах, кондиционер, кулер с водой, аптечка, часы, канцелярские принадлежности, настенная карта мира или глобус. ♦ Дизайн‑проект офиса: • зонирование пространства; • дизайн помещения согласно концепции туристической компании; • план помещения. 3. Конкурентная среда ♦ Конкуренты на выбранных туристических направлениях. ♦ Конкуренты в радиусе: • здания; • района; • города; • страны (если необходимо). ♦ Преимущественные конкурентные качества будущей турфирмы. 4. Производственный план ♦ Персонал: • штатное расписание; • политика формирования заработной платы; • обучение персонала. ♦ Технология продаж туров: • поиск и бронирование туров; • схема взаимодействия с партнерами; • оформление оплаты туров; • документооборот; • доставка и выдача документов. ♦ Ассортимент услуг туристического агентства: • по сезонам; • по направлениям; • по странам; • по цене; • по целевой аудитории. 5. План маркетинга и рекламы ♦ Ценовая политика турагентства. ♦ Название турфирмы, рекламная история создания (легенда). ♦ Особенности продаваемых туров. ♦ Разработка фирменного стиля: • подрядчик; • перечень необходимых позиций; • стоимость и сроки выполнения работ. ♦ Создание интернет‑сайта: • концепция и функции сайта; • подрядчик; • стоимость и сроки выполнения работ. ♦ Оформление офиса для продаж. ♦ Наружная реклама: • вывеска; • штендер; • указатели; • табличка с режимом работы и реквизитами компании. ♦ Полиграфическая продукция (описание, тираж, подрядчик, сроки изготовления, стоимость): • буклет; • визитные карточки; • фирменные бланки. ♦ Презентация при открытии. ♦ Рекламный план: • размер бюджета на 3 мес., 6 мес., 12 мес.; • рекламные средства. ♦ Структура и правила ведения клиентской базы. 6. Юридические аспекты открытия туристической компании ♦ Правовая форма юридического лица. ♦ Система налогообложения. ♦ Оформление договора аренды. ♦ Необходимые разрешительные документы в зависимости от вида туристической деятельности. ♦ Регистрация товарного знака. ♦ Покупка и оформление контрольно‑кассовой техники (при необходимости). ♦ Заказ бланков строгой отчетности «Туристская путевка». ♦ Ведение бухгалтерского учета (самостоятельно, с привлечением бухгалтера, консалтинговая компания). ♦ Юридическое сопровождение деятельности. 7. Финансовый план ♦ Источники средств. ♦ Размер и срок капиталовложений. ♦ План первоначальных расходов. ♦ План постоянных расходов. ♦ План доходов. ♦ План окупаемости. 8. Заключение ♦ План перспективного развития. ♦ Выводы. 9. Приложения Если вы можете самостоятельно подробно ответить на все вышеперечисленные вопросы, напишите бизнес‑план сами, если нет, обратитесь к специалистам или попробуйте найти информацию в открытых источниках и профессиональных форумах в сети Интернет. Можно сократить бизнес‑план без ущерба для представления общей картины создания бизнеса, но чем он подробнее, тем легче будет при реализации поставленных задач. Решить некоторые вопросы, например юридического характера, вам помогут в специализированных компаниях, и не обязательно погружаться в тонкости создания устава или тратить время на изучение вопроса о выборе системы налогообложения. Поразительно, как может измениться представление о необходимых действиях, после того как вы сами напишете бизнес‑план. Это могут быть как новые идеи, нестандартные приемы работы, так и твердое решение. не начинать проект.
ИЗ ПРАКТИКИ КОНСАЛТИНГОВОЙ ГРУППЫ «ТРЕВЕЛ ЭКСПЕРТ» К нам обратились за консультацией представители крупной компании, планирующие открыть городскую сеть туристических агентств с нестандартной схемой работы, которая до сегодняшнего дня не практиковалась в России. В этот проект предполагалось вложить не один миллионов долларов. По итогам нескольких встреч силами сотрудников компании был создан бизнес‑план, после изучения которого новаторскую концепцию продаж пришлось изменить и придерживаться более рационального пути.
Это хороший пример того, что написание бизнес‑плана заставляет проверить идеи на возможность технологического исполнения, достаточности финансовых ресурсов и получения ожидаемой прибыли.
Таблица 1 Примерные расходы на создание туристического агентства в г. Москве, единовременные
Стоимость туров даже в одной категории отелей разная, и выбор туристов не всегда падает на 3* уровень размещения. Поэтому, чтобы сделать план доходов, необходимо проанализировать цены сезона на выбранные направления с данными 3*, 4*, 5* отелей и сопоставить с ожидаемой суммой доходов (табл. 3).
Таблица 2 Примерный план ежемесячных расходов туристической компании в г. Москве
Таблица 3. Примерный план возможных доходов: летний сезон 2008 г., стоимость туров 3*, ожидаемая прибыль
ПРИМЕР
Ожидаемая (желаемая) сумма доходов в месяц 400 000 руб. Из этой таблицы видно, что в среднем необходимо реализовывать 100 турпакетов, это примерно 4 путевки в день средней стоимостью 40 000 руб. для получения дохода 400 000 руб. в месяц.
На что нужно обратить особое внимание, составляя бизнес‑план турфирмы? ♦ Не переоценивать число туристов – возможно, их будет меньше, чем вы ожидаете. ♦ Закладывать максимально возможные суммы на непредвиденные расходы, возможно, они будут больше, чем вы ожидаете. ♦ При расчете доходов учитывать возможные скидки для клиентов, которые вычитаются из агентского вознаграждения. ♦ Не занижать цифры, связанные с организацией работы турфирмы, закладывать цены чуть выше средних. Соблюдая эти простые правила, вы избежите проблем, связанных с нехваткой финансирования или увеличением ожидаемых сроков окупаемости проекта.
СТАТИСТИКА ЮРИДИЧЕСКОГО АГЕНТСТВА «ПЕРСОНА ГРАТА» Высокий процент (более 30 %) туристических компаний прекращают свое существование, не проработав и 12 месяцев. Турфирмы, существующие более 3 лет, как правило, не закрываются, за исключением случаев продажи бизнеса (по состоянию здоровья владельцев, по их семейным обстоятельствам или в связи с кардинальной сменой сферы деятельности).
Date: 2015-09-24; view: 512; Нарушение авторских прав |