Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Совокупный спрос и совокупное предложение. Макроэкономическое равновесие
В предыдущих темах в разделе «Микроэкономика» были рассмотрены индивидуальные, рынки товаров и услуг, рынки факторов производства. Анализ индивидуальных рынков дает представление о величине спроса и предложения, цене, равновесии, факторах, вызывающих изменение равновесия на частном, локальном уровне. Однако, многие экономические явления, такие как инфляция, безработица, экономический спад или рост, невозможно объяснить на уровне индивидуальных рынков – для этого необходим макроэкономический подход. Макроэкономика рассматривает систему в целом, то есть общий национальный рынок, который состоит из множества взаимосвязанных индивидуальных рынков. На этом едином национальном рынке взаимодействуют обобщенные, агрегированные показатели: совокупный спрос и совокупное предложение, в результате чего устанавливается определенный уровень занятости и уровень цен. Равновесие на национальном рынке характеризует не объем производства и цену какого–либо конкретного товара, а общую ситуацию в экономике, то есть общий уровень национального производства, занятости и цен и его изменение. Анализ макроэкономического равновесия позволяет рассмотреть: как работает рыночная система в целом; почему в экономике наблюдаются спады и подъемы, инфляция и безработица; способна ли рыночная система обеспечить макроэкономическое равновесие при полной занятости и без инфляции, или государство должно регулировать макроэкономические процессы. В экономической теории нет единства взглядов по этим вопросам. В данной теме мы рассмотрим, как важнейшие направления экономической науки - классическая и кейнсианская теория – оценивают способность рыночного механизма к саморегулированию и необходимость вмешательства государства в экономику. Порядок рассмотрения. Учитывая, что национальный рынок – это сложная система взаимосвязанных индивидуальных рынков: рынка товаров, рынка труда, денежного рынка, - обратимся вначале к анализу национального рынка как рынка товаров. На этом этапе рассмотрим равновесие как равенство совокупного спроса и совокупного предложения и сравним классический и кейнсианский подход к проблеме устойчивости равновесия. Затем на основе сопоставления совокупных расходов и объема национального производства рассмотрим кейнсианскую модель макроэкономического равновесия. С точки зрения кейнсианской теории объясним причины макроэкономической нестабильности и условия достижения макроэкономического равновесия при полной занятости. Уяснив основные идеи кейнсианской теории равновесия на товарном рынке, рассмотрим равновесие на денежном рынке и рынке труда с целью составить общую модель макроэкономического равновесия. Итак, для объяснения макроэкономического равновесия на товарном рынке и выявления причин колебаний уровня производства и занятости обратимся к анализу совокупного спроса и совокупного предложения. Совокупный спрос АD – это реальный объем национального производства, который экономические субъекты готовы приобрести при любом возможном уровне цен. Зависимость между уровнем цен и совокупным спросом является обратной или отрицательной. Это определяется тремя факторами: 1) эффектом процентной ставки; 2) эффектом богатства или кассовых остатков; 3) эффектом импортных закупок. Как действуют эти факторы? При высоком уровне цен увеличивается спрос на деньги, а при неизменном денежном предложении это повышает цену за пользование деньгами, то есть процентную ставку. Повышение процентной ставки приводит к сокращению некоторых расходов: предприятия сокращают инвестиционные расходы, а потребители – расходы на приобретение товаров и услуг, то есть предпочитают сбережения. В результате сокращается совокупный спрос. Более высокий уровень цен снижает покупательную способность накопленных финансовых активов (срочных счетов, облигаций), то есть уменьшает накопленное богатство. В этом случае можно ожидать, что население сократит расходы, что также приведет к снижению совокупного спроса. Рост цен на национальном рынке может привести к сокращению экспорта и увеличению импорта, то есть также к снижению объема совокупного спроса на реальный национальный продукт. Графически кривая совокупного спроса АD1 отклоняется вниз вправо (рис.10.1). Необходимо различать изменения в объеме спроса, вызванные изменением уровня цен, и изменения в спросе, связанные с неценовыми факторами. Совокупный спрос определяется совокупными расходами, которые осуществляют на национальном рынке домохозяйства, бизнес, государство, иностранные субъекты, то есть АD зависит от C+Ig+G+Xn. Следовательно, неценовые факторы, вызывающие изменения совокупного спроса – это: 1) изменения в потребительских расходах C; 2) изменения в инвестиционных расходах Ig; 3) изменения в государственных расходах G; 4) изменения в соотношении между экспортом и импортом, то есть в чистом экспорте Xn. Субъекты, предъявляющие спрос на национальном рынке, могут увеличивать или сокращать свои расходы под влиянием инфляционных ожиданий, изменений налоговой политики, государственных программ развития, валютных курсов и т. д., что влечет за собой изменение совокупного спроса при каждом уровне цен. Графически изменение в спросе представляет смещение всего графика совокупного спроса: вверх и вправо от АD1 к АD2 при возрастании совокупного спроса и вниз и влево от АD1 к AD3 при сокращении спроса (рис.10.1). Рис.10.1. Совокупный Рис.10.2. Совокупное Рис.10.3. Равновесный спрос. Изменение предложение. уровень цен и равно- Date: 2015-09-24; view: 394; Нарушение авторских прав |