Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Фондовый рынок, структура и функции
Итак, капитал, как ценность, приносящая поток денег, в своем движении последовательно меняет свои формы и одновременно существует в своей физической и денежной формах, а также в форме ценных бумаг (фиктивного капитала). Возникновение капитала, существующего в форме ценных бумаг, тесно связанно с функционированием рынков физического капитала или рынка реальных активов. С появлением ценных бумаг, или фондовых активов, происходит раздвоение капитала. С одной стороны, существует реальный капитал, представленный производственными фондами, с другой - его отражением в ценных бумагах. Фондовый рынок исторически возникает на основе ссудного капитала как особая форма мобилизации финансовых ресурсов для нужд развивающегося производства. Ценная бумага свидетельствует о передаче денежного капитала его владельцами предпринимателю. Одновременно ценная бумага является титулом собственности, удостоверяющим право ее владельца на свой капитал, а также право на получение ежегодного дохода на вложенный капитал. Таким образом, ценная бумага представляет собой документ, который отражает связанные с ним имущественные права, может самостоятельно обращаться на рынке и быть объектом купли продажи, служить источником получения дохода, выступает разновидностью денежного капитала. Ценные бумаги выпускаются разными субъектами. В самом общем виде выделяются три основные группы их эмитентов: государство, частный сектор, иностранные субъекты. Соответственно все ценные бумаги условно делятся на государственные, частные и международные. В составе каждой из основных групп можно выделить подгруппы. Например, государственные ценные бумаги выпускаться центральным правительством, местными органами власти, государственными учреждениями (например, почтовый или железнодорожной службы и др.). Среди ценных бумаг, выпускаемых частным сектором, выделяются ценные бумаги промышленных фирм, коммерческих банков, инвестиционных фондов и др. Международные ценные бумаги делятся как по валютам, так и по видам эмитентов. Исходя из экономической природы того или иного вида ценных бумаг, их можно классифицировать как ценные бумаги, выражающие отношения совладения; ценные бумаги, опосредующие кредитные отношения; производные фондовые ценности. К ценным бумагам, выражающим отношения совладения (долевым ценным бумагам), относятся акции. В состав ценных бумаг, опосредующих кредитные отношения, входят различные формы долговых обязательств: облигации, казначейские векселя и др. К производным фондовым ценностям относятся префакции (облигации, которые спустя определенное время могут быть обменены на акции), обратимые привилегированные акции, которые через определенный период времени обмениваются на обыкновенные акции, специальные ценные бумаги банков и др. Определенную разновидность производных фондовых ценностей представляют права и обязанности, вытекающие из опционных контрактов, т.е. договоров, в соответствии с которым одна из сторон приобретает возможность купить или продать ценные бумаги по фиксированной цене в будущем, а другая сторона обязуется при необходимости обеспечить реализацию этого права. Фондовый рынок в странах с рыночной экономикой подразделяется на первичный и вторичный. Первичный рынок образует продажа новых выпусков ценных бумаг. Вторичный рынок состоит из двух частей; биржевой и внебиржевой торговли. Целью функционирования вторичного рынка является не привлеченные новых инвестиций, а создание механизма свободной перепродажи ценных бумаг. Внебиржевая (уличная) торговля является наиболее массовой, т.к. через нее проходит около 2/3 всего оборота ценных бумаг. Это значительная часть правительственных и муниципальных ценных бумаг, корпоративные облигации и акции средних и мелких акционерных обществ, а также крупных, по разным причинам не прошедшие процедуру листинга (допуска к котировке на бирже). Куплю-продажу ценных бумаг на “уличных” рынках ведут трейдеры - сотрудники инвестиционно-дилерских фирм. Биржевая торговля представляет собой крупнейший финансовый рынок, т.к. здесь продаются и покупаются ценные бумаги наиболее крупных корпораций, определяющих финансовое состояние всей национальной экономики. Фондовые биржи - это организации закрытого типа, т.е. операции на них совершают только члены биржи или лица, купившие место на бирже. Сделки на бирже совершают дилеры и брокеры. Первые покупают и продают ценные бумаги за свой собственный счет, вторые выступают от лица своих клиентов и являются посредниками. Кроме того, на бирже действуют специалисты, ведущие торговлю определенным видом ценных бумаг. Они могут выступать при этом в качестве дилеров, скупая или продавая ценные бумаги, или в качестве брокеров, оказывая посреднические услуги. Доход дилеров формируется за счет разницы в курсах при продаже и покупке ценных бумаг. Доход брокеров составляет проценты, взимаемые за посреднические услуги. Торговля ценными бумагами осуществляется по ценам, называемым курсом. Курс акций в общем виде определяется как отношение дивидендов к норме ссудного капитала, умноженной на 100. Вне зависимости от номинальной стоимости акций (стоимости на ней обозначенной) ее цена зависит от того, насколько выгоднее вложение денег в акции по отношению к их вложению в банк. Колебание курса акций зависит также от общего соотношения спроса о предложения на данный вид акций. Курс облигаций также изменяется, хотя на них и устанавливается твердый процент. Это зависит от изменения нормы процента и оставшегося срока до погашения облигаций. На всех ведущих биржах в мире вычисляются индексы, характеризующие состояние динамики курсов акций ведущих компаний, зарегистрированных на данной бирже. Наибольшую известность и распространение приобрел индекс Доу-Джонса. Он состоит из трех составляющих: n индексов акций тридцати промышленных; n двадцати железнодорожных; n пятнадцати коммунальных компаний. Каждый из которых представляет собой сумму соответствующих курсов акций, деленную на количество этих акций в каждой группе. Первый индекс является наиболее важным, поскольку в нем отражается движение акций крупнейших компаний всех отраслей промышленности. Фондовые индексы не только дают обобщенную картину состояния рынка ценных бумаг, но и используются в целях его прогнозирования. Фондовая биржа выполняет четыре основные функции: 1) сводит друг с другом покупателей и продавцов ценных бумаг, служит местом, где непосредственно осуществляются сделки; 2) регистрирует курсы ценных бумаг, обобщает и усредняет отношение инвесторов к каждому предоставленному на ней виду акций и облигаций; 3) служит механизмом перелива капитала из одной отрасли в другую; 4) служит индикатором деловой активности в экономике ее структурной перестройки, биржа представляет собой важные элементы вторичного рынка ценных бумаг. Таким образом, первичный рынок ценных бумаг мобилизует денежные средства вкладчиков для целей организации и расширения производства. Вторичный рынок перераспределяет фондовые ценности среди последующих инвесторов. В целом же функционирование капитала в форме ценных бумаг способствует формированию эффективной и рациональной экономики, поскольку он стимулирует мобилизацию свободных денежных ресурсов в интересах производства и их распределения в соответствии с потребностями рынка.
4. Инвестиционные цели и виды ценных бумаг Акционирование предприятий в ходе приватизации обуславливает передачу рынку сферы инвестирования и служит основой формирования фондового рынка в нашей стране. В свою очередь фондовый рынок и рынок ссудных капиталов в целом создают условия для выбора на альтернативной основе различных методов финансирования производственно - хозяйственной деятельности предприятий: самофинансированием за счет прибыли и амортизационных отчислений, получением банковских ссуд или получением средств за счет выпуска акций и облигаций. В целом, нормальное функционирование предприятий предполагает наличие у них достаточных материальных и финансовых ресурсов, а также обеспечение сбалансированности между их движением в процессе простого и расширенного воспроизводства. При выборе методов финансирования или их определенной комбинации следует анализировать возможность и эффективность использования каждого из них в данной конкретной ситуации. Самофинансирование - предпочтительный инвестиционный метод, поскольку наличие значительных собственных средств повышает независимость предприятия от кредиторов и позволяет проводить долговременную хозяйственную стратегию. В странах с развитой рыночной экономики 80% валовых капиталовложений осуществляется за счет амортизации и нераспределенных прибылей и только 20% за счет выпуска акций и облигаций (причем количество последних в несколько раз превышает количество первых). Амортизация по мере физического и морального износа основного капитала. За счет амортизационных отчислений формируется амортизационный фонд или накапливается сумма износа, позволяющая финансировать воспроизводство основных фондов. Однако, в условиях инфляции и массового изменения цен на промышленную продукцию амортизация, как правило, имеет свойство терять свою воспроизводственную способность, т.к. норма амортизации пересматривается с явным запозданием. Формирование инвестиционных средств за счет прибыли доступно лишь немногим крупным и стабильно работающим предприятиям. Поэтому при осуществлении значительных инвестиционных проектов предприятия вынуждены использовать привлеченные средства. В качестве привлеченных средств может быть использован банковский кредит. В условиях экономической нестабильности, используют этот источник, предприятия должны учитывать: – во-первых, преимущественно краткосрочный характер кредита; – во-вторых, достаточно высокий процент, уплачиваемый за получение ссуды; – в-третьих, опасность вынужденного подчинения условиям банка. Источником инвестиции может и должен стать рост реальных сбережений населения. То есть предприятиям дешевле и выгоднее обратиться к рынку ценных бумаг, где можно получить инвестиционные средства либо на очень длинный срок, путем выпуска промышленных облигаций, либо бессрочно, выпуская акции. По мере обострения дефицита финансовых ресурсов на предприятиях государственного сектора экономики все большая часть их начинает преобразовываться в акционерные общества открытого типа, а развитие на этой основе полноценного фондового рынка позволяет обрести новые источники инвестирования. В арсенале акционерной формы имеются различные средства, которые могут стать важным инструментом инвестирования. Очень привлекательным источником финансирования в силу особенностей выпуска и обращения являются промышленные облигации. Облигация - это один из видов долгового обязательства, свидетельство о предоставлении займа, дающие право на ежегодное получение твердого финансированного процента. Облигации распространяются на добровольной основе, и по истечении срока подлежат выкупу. Облигации могут выпускаться как именными, так и на предъявителя, процентным и беспроцентным (целевым), свободно обращающимися или с ограниченным кругом обращения. Мобилизация средств с помощью облигаций дает определенные преимущества предприятию: n во-первых, предприятие - эмитент защищено от досрочного отзыва заемных средств, т.к. инвестированные в хозяйственный оборот средства выплачиваются только по истечению срока погашения. Отсюда следует, что мобилизацию средств целесообразно начинать на начальный период роста прибыли, затем, когда предприятие перейдет на стадию устойчивого роста прибыли, облигации можно погашать; n во-вторых, владелец облигации участвует в прибылях - эмитента лишь до момента обратного выкупа облигаций; n в-третьих, облигация не дает ее держателю права управления предприятием; n в-четвертых, в стадии, когда предприятие начинает получать высокий и стабильный доход, мобилизация средств на основе выпуска облигаций выгоднее и дешевле, чем инвестирование с помощью эмиссии акций. Это преимущество определяется разницей между дивидендом по акциям и процентам по облигациям. Но у предприятия - эмитента, выпускающего акции, могут возникнуть определенные трудности. Прежде всего, облигации труднее реализовывать, чем акции. Если предприятие обращается к финансовому посреднику, то возрастают издержки связанные с выплатой комиссионных процентов. Если же предприятие самостоятельно (напрямую) осуществляет размещение ценных бумаг, например, собственному персоналу, потребителям продукции, банкам и др., то для успешной реализации приходится объявлять продажу со скидкой с цены - дизажио, или обратный выкуп с премией - ажио. Кроме того, сама инвестиционная стратегия предприятия может сделать облигации невыгодным инструментом инвестирования. Например, в условиях реинвестирования в производство основной массой прибыли. Проценты, выплачиваемые по облигациям, гораздо выше, чем дивиденды по акциям, которые в зависимости от дохода и рыночной политики фирмы могут быть установлены и наиболее низком или даже нулевом уровне. Практика становления фондового рынка в нашей стране свидетельствует, что инвестирование с помощью выпуска промышленных облигаций практически отсутствует, вместе с тем, происходит постепенное насыщение рынка ценных бумаг за счет эмиссии акций. Открытое акционерное общество благодаря выпуску своих акций получает более широкие возможности в привлечении дополнительных средств. Поскольку акции обладают более высокой ликвидностью, чем промышленные облигации, их гораздо проще обратить в деньги при выходе из акционерного общества, чем получить долю в уставном капитале товарищества с ограниченной ответственностью. Кроме того, приобретая акцию, ее владелец приобретает целый ряд прав: участвовать в управлении акционерным обществом, получать часть прибыли акционерного общества в виде дивиденда, претендовать на часть имущества акционерного общества при его ликвидации. Таким образом, реализуя акции, эмитент уступает часть своих прав взамен финансовых ресурсов. Первое, что привлекает инвесторов при вложении средств в акции, это перспектива многократного увеличения первоначально авансированных на приобретение акций финансовых ресурсов. Увеличение финансовых активов означает возрастание стоимости, представленной каждой акцией акционерного общества. Для количественной оценки этого процесса обычно используется показатель финансового левериджа, который представляет собой соотношение между всем капиталом компании и оплаченным капиталом владельцев обыкновенных акций данного акционерного общества. Второе, что привлекает инвесторов - это получение дивидендов. В условия инфляции, а тем более галопирующей, дивиденд, не может быть особо привлекательным фактором, поскольку норма дивиденда, как правило, не высока и оказывается ниже индекса инфляции. Поэтому экономически выгодным представляется такой вариант распределения ресурсов, при котором полученная прибыль направляется преимущественно на рост уставного капитала, а не на выплату дивидендов. И в этом случае акции как инструмент финансирования обновления отечественной экономики будут наиболее эффективным средством в обеспечении нормального хода накопления. В современных условиях наибольший приток финансовых ресурсов эмитенту может дать реализация акций на фондовых биржах. Предприятия, чьи ценные бумаги допущены к биржевым торгам (процедура листинга), имеют некоторые преимущества: 1) возможность привлечь больше ресурсов по сравнению с облигационным займом, так как акция, как правило, продается по рыночной цене, значительно превышающей ее номинал; 2) подтверждение финансового положения этих предприятий биржей, получение таким образом хорошей рекламы и облегчение доступа к заемным средствам; 3) наличие доступа к биржевой информации, позволяющей получить доход от купли-продажи ценных бумаг, успешно играя на повышение либо понижение; 4) возможность поддерживать достаточно высокий дивиденд и курс акций при котировке последних на бирже. Вместе с тем, выход фирм на биржу сопряжен с определенными трудностями, поэтому он возможен и целесообразен лишь для крупных компаний. Во-первых, высоки издержки на оплату гарантов размещения ценных бумаг на бирже (услуги биржевых аудиторов, специалистов рынка ценных бумаг, занимающихся размещением, брокеров и т.д.). Во-вторых, возрастают расходы фирмы, связанные с необходимостью подготовки и публикации годового отчета, его рассылки акционерам и другим пользователем. Таким образом, акции являются наиболее дорогостоящим инструментом финансирования. В западных странах акции рассматриваются как самый невыгодный способ мобилизации средств, к которому прибегают лишь в самых крайних случаях. Ведь выпуская акции, предприятие берет на себя обязательство бессрочно выплачивать дивиденд: кроме того, при значительной эмиссии акции для учредителей существует опасность потери контроля над собственностью акционерного общества. Но в наших условиях, когда в экономике фактически отсутствуют реальные собственники и осуществляется острая нехватка финансовых средств, необходимых для ее обновления, акционирование может быть одним из важнейших рычагов, благодаря которым страна реально войдет в рыночную экономику. Для нас важны и финансовые возможности акций и то, что они приносят своим владельцам право собственности и управления. При действительной реализации этих прав предприятие получает возможность приобрести активы, способные к самовозрастанию, избавиться от нерентабельных, убыточных производств, реализовав их на бирже или продав их юридическим или физическим лицам. В условиях острой нехватки финансовых средств акционирование может стать одним из рычагов, благодаря которому страна реально войдет в рыночную экономику. Вопросы и задания 1. Для покупки новых станков фирме необходимо взять кредит в размере 40 тыс. дол сроком на один год. Ожидается, что благодаря этому дополнительный годовой доход фирмы составит 2000 дол. При каком уровне процентной ставки фирма осуществит инвестиции в оборудование? 2. Ожидаемая норма прибыли от инвестиций в реальном исчислении – 7%, рыночная ставка процента - 12%, ежегодный темп инфляции – 7%. Будет ли осуществляться данный проект инвестиций? 3. Ожидаемая норма прибыли при вложении капитала в производство нового класса стереосистем составляет 12%. Будет ли осуществляться этот проект инвестиций при ставке процента, равной 3%, 8%, 13%? 5. Предлагается проект строительства дома, стоимостью 500тыс. дол, который через год можно будет продать за 600тыс. дол. Выгодно ли его осуществление, если ставка банковского процента 5% годовых? 6. Будущий доход составляет 10 тыс. дол, процентная ставка – 10% годовых. Какова будет дисконтированная стоимость данного дохода, если его получение ожидается: через один год; через два года. 7. Студент имеет 100 долларов и решает сберечь их или потратить. Если он положит деньги в банк, то через год получит 112 долларов. Инфляция составляет 14% в год. Какова номинальная ставка процента? Какова реальная ставка процента? Что вы посоветуете студенту: сберечь деньги или потратить их сейчас? Как повлияет на ваш совет снижение инфляции до 10% при неизменной номинальной ставке процента? 8. Цена оборудования составляет 10 млн. руб. Предположим, что использование этого оборудования позволит ежегодно в течение трех лет получать доход в размере 2 млн. руб. По истечению третьего года оборудование будет продано за 5 млн. руб. Ставка банковского процента – 5%. Определите чистую дисконтированную стоимость дохода и ответьте на вопрос, стоит ли покупать это оборудование.
Тесты 1. Величина спроса на инвестиции: 1) будет расти при увеличении процентной ставки; 2) не зависит от изменения ставки процента; 3) будет расти при снижении процентной ставки; 4) будет сокращаться при снижении ставки процента. 2. Субъект приобретает государственные ценные бумаги, в том случае, если: 1) процентные ставки возрастут по сравнению с настоящими; 2) процентные ставки сократятся по сравнению с настоящими; 3) ожидается инфляционный рост цен; 4) если процент по ценным бумагам выше темпа инфляции. 3. Рост процентной ставки приведет к: 1) росту объема спроса на заемные средства; 2) росту объема предложения заемных средств; 3) росту инвестиций; 4) росту потребительского кредита. 4. Какое из следующих утверждений верно: 1) потребитель всегда предпочитает текущее потребление будущему; 2) потребитель всегда предпочитает будущее потребление текущему; 3) решения потребителей относительно сбережений определяется ставкой процента и размерами текущего и ожидаемого будущего дохода; 4) решение сберегать не зависит от ставки процента. 5. Фирма желает взять заем на покупку нового оборудования, которое будет стоить 20000 дол. и служить один год. Ожидается, что годовой доход составит 1500 дол. Фирма осуществит инвестиции в оборудование при условии, что процентная ставка составит: а) 6%; б) 8%; в) 10%; г) 12%; д) 15%. 6. Ставка процента выросла с 5 до 8%. Держатель бессрочной ценной бумаги, которая приносит ему годовой доход в 50 дол, постоянно будет иметь: а) потери капитала 150 дол; б) потери капитала 160 дол; в) потери капитала 375 дол; г) доход от прироста капитала 150 дол; д) доход от прироста капитала 400 дол.
Date: 2015-09-24; view: 407; Нарушение авторских прав |