Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Полномочия прокурора
ª Проверка исполнения требований федерального законодательства при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях. ª Возбуждение уголовного дела, поручение расследовать его дознавателю, следователю, нижестоящему прокурору либо прием его к своему производству. ª Участие в производстве предварительного расследования, в необходимых случаях – дача письменных указаний о направлении расследования, производстве следственных и иных процессуальных действий; личное производство отдельных следственных и иных процессуальных действий. ª Дача согласия дознавателю, следователю на возбуждение уголовного дела. ª Дача согласия дознавателю, следователю на возбуждение перед судом ходатайства об избрании, отмене или изменении меры пресечения либо о производстве иного процессуального действия, которое допускается на основании судебного решения. ª Разрешение отводов, заявленных нижестоящему прокурору, следователю, дознавателю, а также самоотводов указанных должностных лиц. ª Отстранение дознавателя, следователя от дальнейшего производства расследования, если ими допущено нарушение требований УПК РФ при производстве предварительного расследования. ª Изъятие уголовного дела у органа дознания и передача его следователю, передача уголовного дела от одного следователя прокуратуры другому. ª Передача уголовного дела от одного органа предварительного расследования другому в соответствии с правилами подследственности, изъятие любого уголовного дела у органа предварительного расследования и его передача следователю прокуратуры. ª Отмена незаконных или необоснованных постановлений нижестоящего прокурора, следователя, дознавателя. ª Поручение органу дознания производства следственных действий, дача указаний органу дознания о проведении оперативно-розыскных мероприятий. ª Продление срока предварительного расследования. ª Утверждение постановления дознавателя, следователя о прекращении производства по уголовному делу. ª Утверждение обвинительного заключения, обвинительного акта, направление уголовного дела в суд. ª Возвращение уголовного дела дознавателю, следователю с указаниями о производстве дополнительного расследования. ª Приостановление или прекращение производства по уголовному делу. 18. Следователь: понятие, полномочия. Процессуальная самостоятельность следователя. 19. Руководитель следственного органа. Начальник подразделения дознания. 20. Органы дознания, их задачи и полномочия. Следователь - должностное лицо, уполномоченное осуществлять предварительное следствие по уголовному делу, а также иные полномочия, предусмотренные Уголовно-процессуальным кодексом (п. 41 ст. 5 УПК РФ. Предварительное следствие производится следователями прокуратуры, органов федеральной службы безопасности, органов внутренних дел Российской Федерации, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ (ст. 151 УПК РФ). Следователь осуществляет уголовно-процессуальную деятельность от имени государства. Следователь - участник уголовного судопроизводства со стороны обвинения (п. 47 ст. 5 УПК, глава 6 УПК РФ). При осуществлении одной из форм предварительного расследования - предварительного следствия - следователь обладает процессуальной самостоятельностью, позволяющей ему принимать решения, определяющие начало, ход и завершение производства по конкретному уголовному делу. Полномочия следователя: 1.Возбуждение уголовного дела предполагает согласие прокурора (ст. 146 УПК РФ). При наличии поводов и оснований к возбуждению уголовного дела следователь выносит постановление о возбуждении уголовного дела, которое совместно с материалами проверки сообщения о преступлении и иными процессуальными документами незамедлительно направляет прокурору. Прокурор, в свою очередь, либо дает согласие на возбуждение уголовного дела, либо выносит постановление об отказе в даче такого согласия или о возвращении материалов для дополнительной проверки. Юридическое значение постановление о возбуждении уголовного дела приобретает с момента получения согласия прокурора. 2.При получении согласия прокурора на возбуждение уголовного дела следователь принимает его к своему производству, то есть фактически приступает к расследованию. О принятии дела к производству может быть вынесено отдельное постановление, либо указанное обстоятельство отражается в резолютивной части постановления о возбуждении уголовного дела. После принятия дела к производству ответственность за ход и результаты расследования, соблюдение прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступлений, защиту личности от незаконного и необоснованного обвинения, ограничения ее прав и свобод возлагается на следователя. Вопрос о направлении уголовного дела по подследственности решает прокурор, поэтому следователь либо принимает уголовное дело к своему производству, либо передает его прокурору для направления по подследственности. 3.Самостоятельно направляя ход расследования, следователь вправе формулировать и проверять версии, вовлекать в уголовное судопроизводство соответствующих участников, изменять их процессуальный статус, осуществлять процесс доказывания, определять круг следственных действий, необходимых для получения доказательств, осуществлять процессуальную деятельность, направленную на их выполнение. Закон предусматривает случаи ограничения процессуальной самостоятельности следователя в осуществлении различных видов процессуальной деятельности: а) при избрании мер пресечения: заключение под стражу подозреваемого или обвиняемого, а также продление срока содержания под стражей осуществляются с согласия прокурора на основании судебного решения (статьи 108, 109 УПК РФ), аналогичным образом решается вопрос об избрании в качестве меры пресечения домашнего ареста. б) при избрании иных мер процессуального принуждения: временное отстранение подозреваемого или обвиняемого от должности, наложение ареста на имущество, ценные бумаги осуществляются с согласия прокурора по судебному решению (статьи 114 - 116 УПК РФ); в) при выполнении следственных действий: эксгумация трупа при возражении со стороны родственников покойного осуществляется по судебному решению (ч. 3 ст. 178 УПК РФ), обыск, выемка в жилище, выемка предметов и документов, содержащих информацию о вкладах и счетах граждан в банках и иных кредитных организациях, наложение ареста на почтово-телеграфные отправления, их осмотр и выемка, контроль и запись переговоров, помещение подозреваемого или обвиняемого, не содержащихся под стражей, в медицинский или психиатрический стационар для производства судебной экспертизы осуществляются по судебному решению (ч. 3 ст. 182, части 2, 4 ст. 183, ст. ст. 185, 186, 203 УПК РФ), выемка предметов и документов, содержащих государственную или иную охраняемую законом тайну, производится с санкции прокурора (ч. 3 ст. 183 УПК РФ). 4.При необходимости производства следственных или розыскных действий вне места производства предварительного следствия следователь вправе поручить их выполнение органу дознания. В случае несогласия следователя с указаниями прокурора: - о привлечении лица в качестве обвиняемого, - о квалификации преступления, - об объеме обвинения, - об избрании меры пресечения, об отмене или изменении меры пресечения, избранной следователем в отношении подозреваемого или обвиняемого, - об отказе в даче согласия на возбуждение перед судом ходатайства об избрании меры пресечения или о производстве иных процессуальных действий, предусмотренных пунктами 2 - 11 части второй ст. 29 УПК РФ, - о направлении уголовного дела в суд или о его прекращении, - об отводе следователя или отстранении его от дальнейшего ведения следствия, - о передаче уголовного дела другому следователю, - он вправе, письменно изложив свои возражения и приостановив выполнение данных указаний, направить дело вышестоящему прокурору. При согласии вышестоящего прокурора с позицией следователя он отменяет указание нижестоящего прокурора. Когда возражения следователя недостаточно аргументированы и из материалов уголовного дела усматривается правомерность указаний прокурора, вышестоящий прокурор поручает производство расследования другому следователю. Руководитель следственного органа - должностное лицо, возглавляющее следственное подразделение прокуратуры, органов федеральной службы безопасности, органов внутренних дел, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, а также его заместитель (статьи 5, 151 УПК РФ). Руководитель следственного органа - участник уголовного судопроизводства со стороны обвинения, который в рамках регламентированной уголовно-процессуальным законом компетенции осуществляет процессуальное руководство деятельностью подчиненных ему следователей. Полномочия руководителя следственного орган, осуществляют Председатель Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации, руководитель Главного следственного управления Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации, руководители следственных управлений Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации по субъектам Российской Федерации, следственных отделов Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации по районам, городам, их заместители, а также руководители следственных органов соответствующих федеральных органов исполнительной власти (при соответствующих федеральных органах исполнительной власти), их территориальных органов по субъектам Российской Федерации, районам, городам, их заместители, иные руководители следственных органов и их заместители, объем процессуальных полномочий которых устанавливается Председателем Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации, руководителями следственных органов соответствующих федеральных органов исполнительной власти (при соответствующих федеральных органах исполнительной власти). В целях обеспечения оптимального режима функционирования следственного подразделения, своевременного и качественного расследования уголовных дел руководитель следственного органа уполномочен: * поручать производство предварительного следствия по уголовному делу конкретному следователю либо нескольким следователям, а также изымать уголовное дело у одного подчиненного следователя и передавать его другому. * Руководитель следственного органа, осуществляя проверку уголовных дел, вправе отменить постановление следователя о приостановлении производства по уголовному делу как необоснованное. * Руководитель следственного органа вправе вносить прокурору ходатайство об отмене иных незаконных или необоснованных постановлений следователя. Под незаконными постановлениями следователя следует понимать такие, которые противоречат нормам российского законодательства. Необоснованными считаются постановления, вынесенные при отсутствии в материалах уголовного дела доказательств, подтверждающих наличие оснований для их принятия. По смыслу закона начальник следственного отдела вправе ходатайствовать перед прокурором об отмене тех постановлений следователя, для исполнения которых не требуется согласие прокурора. В случае ходатайства начальника следственного отдела относительно отмены постановлений, для реализации которых требуется согласие прокурора, он вторгается в сферу прокурорского надзора и выходит за рамки предоставленных полномочий. Руководитель следственного органа вправе возбудить уголовное дело, принять уголовное дело к своему производству и произвести предварительное следствие в полном объеме. Руководитель следственного органа также вправе: * Проверять материалы уголовного дела - регулярное ознакомление начальника следственного отдела с материалами уголовных дел, находящихся в производстве у подчиненных следователей. В ходе проверки подлежат оценке основные вопросы: соблюдены ли сроки следствия, права участников уголовного судопроизводства; правильно ли осуществляется ход расследования; нет ли оснований для прекращения уголовного дела; соответствует ли процессуальный статус участников уголовного судопроизводства фактическим обстоятельствам дела; обосновано ли избраны меры пресечения и иные меры уголовно-процессуального принуждения. * Руководитель следственного органа вправе давать следователю письменные указания о направлении расследования, производстве отдельных следственных действий, о привлечении в качестве обвиняемого, об избрании в отношении соответствующих участников меры пресечения, о квалификации преступления и объеме обвинения. Указания начальника следственного отдела даются в письменном виде и обязательны для исполнения. Письменные указания Руководитель следственного органа могут быть обжалованы прокурору. Обжалование указаний начальника следственного отдела в целом не приостанавливает их исполнения. Однако, гарантируя процессуальную самостоятельность следователя, законодатель предусмотрел, что при решении наиболее значимых для результатов расследования и принципиальных вопросов, касающихся: - изъятия уголовного дела и передачи его другому следователю; - привлечения лица в качестве обвиняемого; - квалификации преступления; - объема обвинения; - избрания меры пресечения; - производства отдельных следственных действий, которые допускаются только по судебному решению, - указания могут быть обжалованы без исполнения. При обжаловании указаний Руководитель следственного органа прокурору и приостановлении их выполнения следователь вправе предоставить прокурору аргументированные письменные возражения и материалы уголовного дела. Органы дознания – государственные органы и должностные лица, уполномоченные в соответствии с УПК осуществлять дознание и другие процессуальные полномочия (п.24 ст.5 УПК). К органам дознания относятся (ст.40, 151 УПК): 1) органы внутренних дел РФ, а также иные органы исполнительной власти, наделенные в соответствии с ФЗ полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности; 2) главный судебный пристав РФ, главный военный судебный пристав, главный судебный пристав субъекта РФ, их заместители, старший судебный пристав, старший военный судебный пристав, а также старшие судебные приставы КС РФ, ВС РФ, ВАС РФ; 3) командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений или гарнизонов; 4) органы государственной противопожарной службы; 5) капитаны морских и речных судов, находящихся в дальнем плавании; 6) руководители геологоразведочных партий и зимовок, удаленных от места расположения органов дознания (перечисленных в п.1 – 4 ст.40 УПК); 7) главы дипломатических представительств и консульских учреждений РФ; 8) органы Гонаркоконтроля; 9) органы пограничной службы РФ; 10) таможенные органы РФ. Полномочия органов дознания неодинаковы: 1) все органы дознания, кроме капитанов судов, руководителей геологоразведочных партий, глав дипломатических представительств, наделены полномочиями по производству дознания по делам, по которым предварительное следствие необязательно в порядке гл.32 УПК и выполнению неотложных следственных действий по УД, по которым предварительное следствие обязательно в порядке ст.157 УПК; 2) капитаны судов, руководители геологоразведочных партий, главы дипломатических представительств полномочны только возбуждать УД и производить неотложные следственные действия по делам о преступлениях, совершенных по месту их нахождения или в пределах их территории. Полномочия органов дознания по производству дознания в порядке гл.32 УПК находятся в зависимости от основных функций, осуществляемых данным органом (функция дознания, как правило, имеет производный характер и вытекает из основных функций). Начальник органа дознания – должностное лицо органа дознания, уполномоченное давать поручения по производству дознания, а также неотложных следственных действий и наделенное отдельными процессуальными полномочиями (п.17 ст.5, ч.4 ст.225 УПК). Дознаватель – должностное лицо органа дознания, правомочное или уполномоченное начальником органа дознания осуществлять предварительное расследование в форме дознания, а также иные полномочия, предусмотренные УПК (п.7 ст.5 УПК). Функции дознавателя выполняют должностные лица, назначенные начальником органа дознания для производства дознания по конкретному делу. В системе органов внутренних дел имеются специальные подразделения дознания (право производить дознание в милиции имеют оперативные уполномоченные отделов уголовного розыска, борьбы с экономическими преступлениями, участковые уполномоченные). Дознаватель производит следственные и другие процессуальные действия по исследованию обстоятельств дела, принимает процессуальные решения, оценивает доказательства по внутреннему убеждению, руководствуясь законом и совестью (ст.17 УПК). Закон не допускает возложения обязанностей по производству дознания на лицо, которое производило ли производит по данному делу оперативно-розыскные мероприятия (исключение влияния данных, ставших известными в ходе оперативно-розыскных мероприятий, на отношение к проведению следственных действий и оценку их результатов). Дознаватель несет ответственность за законность и обоснованность своих действий (но его процессуальная самостоятельность ограничена – указания прокурора и начальника органа дознания обязательны для дознавателя; их обжалование не приостанавливает их исполнения). Дознаватель может самостоятельно производить следственные и иные процессуальные действия и принимать процессуальные решения (за исключением случаев, когда на это требуется согласие начальника органа дознания, санкция прокурора или судебное решение) (п.3 ст.41 УПК). По отдельным вопросам дознания решения принимаются от имени органа дознания (пример: задержание) или утверждаются начальником органа дознания (пример: обвинительный акт). На дознавателя возложено осуществление полномочий, присущих органу дознания на основании п. 1 ч. 2 ст. 40 УПК России, а именно полномочий по производству расследования преступлений в форме дознания. Понятие и процессуальный порядок производства дознания определены п. 8 ст. 5 и правилами главы 32 УПК. Полномочия по производству расследования преступлений в форме дознания возлагаются на дознавателя начальником органа дознания или его заместителем. Под "возложением" процессуальных полномочий следует понимать момент делегирования этих полномочий от начальника органа дознания должностному лицу органа дознания. "Делегировать" в переводе с латинского языка означает "уполномочивать". Часть2 ст. 41 УПК содержит запрет для начальника органа дознания возлагать полномочия по производству дознания на то лицо, которое проводило или проводит по данному уголовному делу оперативно-розыскные мероприятия. Законодательный запрет касается только производства дознания, то есть речь идет об этапе расследования преступления. Следовательно, на этапе возбуждения уголовного дела при проверки информации о преступлении законодатель допускает производство процессуальных действий (проверочных) и оперативно-розыскных мероприятий одним лицом (сотрудником). Если в ходе проверочных действий (в том числе и оперативно-розыскных) этим сотрудником будет получено достаточно оснований для возбуждения уголовного дела и начала расследования, то он не вправе будет возбудить уголовное дело и начать дознание. В этом случае возбудить уголовное дело по материалам проверки должен другой сотрудник органа дознания, которому должно быть поручено производство дознания начальником органа дознания (или его заместителем). Часть 3 ст. 41 УПК устанавливает перечень иных уголовно-процессуальных полномочий, которые законодатель возложил на дознавателя (помимо дознания). Дознаватель уполномочен самостоятельно производить следственные и иные процессуальные действия и принимать процессуальные решения, за исключением случаев, когда в соответствии с настоящим Кодексом для этого требуется согласие начальника органа дознания, санкция прокурора и (или) судебное решение. Иными словами, дознаватель признается законодателем относительно самостоятельным и достаточно независимым участником уголовно-процессуальной деятельности. Другое дело, что деятельность дознавателя должна соответствовать закону, что подразумевает точное исполнение требований УПК при производстве дознания, производстве следственных и иных процессуальных действий, а также при принятии процессуальных решений. Поэтому, например, если требуется санкция прокурора при избрании в качестве меры пресечения залога, то естественно, что дознаватель должен к нему обратиться. Если законодатель предусматривает утверждение обвинительного акта у начальника органа дознания, то без такого утверждения документ не будет иметь юридической силы. Кроме того, дознаватель вправе осуществлять и иные полномочия, предусмотренные УПК РФ. В норме законодатель не стал перечислять все те полномочия, которыми наделен дознаватель, ограничившись лишь указанием на то, что помимо данной статьи полномочия дознавателя могут быть указаны и в иных нормах закона. Эти иные полномочия содержатся в различных главах уголовно-процессуального закона. Следует иметь в виду, что все нормы, которые указывают дознавателя в качестве субъекта принятия каких-либо процессуальных решений или участника производства отдельных процессуальных действий, следует рассматривать как законодательное установление пределов процессуальной компетенции дознавателя.
Указания прокурора и начальника органа дознания обязательны для дознавателя. Законодательное установление о том, что эти указания должны быть даны в соответствии с настоящим Кодексом, следует рассматривать как требование законности соответствующих указаний. Видимо, определять законность указаний прокурора или начальника органа дознания вправе и дознаватель, поскольку ему даны полномочия не соглашаться с этими указаниями и обжаловать их: указания начальника органа дознания - прокурору, а указания прокурора - вышестоящему прокурору. Ст. 41 УПК не устанавливает порядок обжалования решений прокурора и начальника органа дознания дознавателем. Надо полагать, что в этом случае дознавателю следует руководствоваться правилами норм ст. ст. 123 - 124 главы 16 УПК. Обжалование указаний прокурора и начальника органа дознания не приостанавливает их исполнения. Следовательно, указание должно быть выполнено дознавателем в любом случае, даже если это указание с точки зрения дознавателя может противоречить УПК. Такая ситуация представляется абсурдной, но именно такой смысл следует из буквального толкования закона. Вместе с тем нигде не указано, что прокурор или вышестоящий прокурор, к которому обратился с жалобой дознаватель, вправе отказать в рассмотрении жалобы на том основании, что обжалуемое указание не исполнено. Date: 2015-09-24; view: 614; Нарушение авторских прав |