Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Институции Гая





(извлечение)

 

Книга 1. О ЛИЦАХ

1. Все народы, которые управляются законами, обычаями пользуются частью своим собственным правом, частью общим правом всех людей: итак, то право, которое каждый народ сам для себя установил, есть его собственное право и называется правом гражданским... А то право, которое между всем людьми установило естественный разум, применяется и защищаетсяодинаково у всех народов и называется правом общенародным...

Таким образом, и римский парод пользуется отчасти своим собственным правом, отчасти правом, общим всем людям.

2. Гражданское право римского народа состоит из законов, решений плебеев, постановлений сената, указов императора и из ответов правоведов.

3. Закон есть то, что народ римский одобрил и постановил; плебейское решение есть то, что плебеи одобрили и постановили, плебс же отличается от народа тем, что словом «народ» обозначаются все граждане, включая сюда патрициев; наименованием же плебса обозначаются прочие граждане, за исключением патрици­ев.Вот поэтому-то патриции некогда утверждали, что постановления плебеев для них необязательны, так как они составлены без их соизволения и участия. Но впоследствии издан был закон Гортензия, которым было определено, что постановления плебей­ских собраний были обязательны для всего народа.

6. Эдикты суть постановления и предписания тех лиц, которые имеют право их издавать. Право же издавать эдикты предоставляется магистратам римского народа: самое важное значение, однако, в этом отношении имеют эдикты двух преторов – городского и перегринского, юрисдикция которых в провинциях принадлежит их наместникам...

7. Ответы правоведов – это мнения исуждения юристов, которым позволено было устанавливать итворить право...

8. Все право, которым мы пользуемся, относится или к лицам, или к вещам (объектам), или к искам. Прежде всего рассмотрим значение лиц.

9. Главное разделение в праве лиц состоит в том, что все люди – или свободные, или рабы.

10. Далее, из свободных людей одни – свободнорожденные, другие – вольноотпущенные.

11. Свободнорожденные суть те, которые родились свобод­ными; вольноотпущенные – это те, которые отпущены на волю из законного рабства.

17. Лицо, удовлетворяющее следующим трем условиям: если оно старше тридцати лет, было собственностью господина по квиритскому праву и получило свободу вследствие законного отпущения на волю, то есть или посредством vindicta (на основании юридического акта), или вследствие занесения вцензорский список, или в силу завещания – то такое лицо признается римским гражданином. В случае, если одного их этих условий недостает, то он будет латином.

21....Итак, вещи, которые отчуждаются посредством переда­чи, хотя и принадлежат к разряду res miansipi, но все-таки не приобретаются ни в силу манципации, ни посредством мнимой виндикации, ни на основании давности, считаются только бонитарной собственностью приобретателя.

36. Не всякий желающий может отпустить раба на волю.

37. Отпущение раба на волю во вред кредиторам или патрону не имеет значения.

48. Следует другое деление в праве лиц. Именно одни лица самовластны, другие подчинены чужому праву.

49. Из подвластных одни находятся под властью отца, другие – под властью мужа, третьи – внеограниченной власти (mansipio) от другого.

51. Сперва разберем тех, которые находятся под властью другого.

52. Итак, под властью господ состоят рабы; эта власть над рабами есть институт общенародного права; ибо у всех вообще народов мы можем заметить, что господа имеют над рабами право жизни исмерти ичто все, что приобретается рабом, приобретается господину.

53. Но в настоящее время никому из поданных римского народа не дозволяется чрезмерно жестоко поступать со своими рабами без законной причины. Именно по постановлению императора Антонина тот, кто без причины убьет своего раба, подвергается не меньшей ответственности, чем тот, кто убил чужого раба.

55. Равным образом под нашей властью состоят наши дети, рожденные в законном браке; право – это есть особенность (исключительное достояние) римских граждан, ибо нет почти других народов, которые имели бы над детьми такую власть, какую имеем мы.

56. Римские граждане тогда вступают взаконный и действительный брак и имеют над родившимисяу них детьми власть, когда они женаты на римских гражданках или даже латинках и иностранках, с которыми существовало ius conubii; а так же connubium дает право детям наследовать состояние своего отца, то они не только делаются римскими гражданами, но состоят также во власти отца.


58. Что касается лиц рабского состояния, то с ними нельзя заключить настоящего брака.

82.... От рабыни и свободного по общенародному праву происходит раб и, наоборот, от свободной и раба рождаетсясвободный ребенок.

89. По естественным требованиям и соображениям решено, что, если рабыня забеременеет от римского гражданина, а затем, отпущенная на волю, родит, то ребенок рождается свободным, так как зачатые незаконно приобретают состояние с того времени, когда рождаются... Но законно зачатые приобретают состояние с момента зачатия.

97. Однако же не только родные дети, согласно тому, что мы сказали, состоят во власти нашей, но и те, которых мы усыновляем.

98. Акт же усыновления совершается двумя способами: или властью народа, или властью высшего магистрата, например претора.

104. Женщины ни в коем случае не могут усыновлять, ибо они и родных детей не имеют в своей власти.

108. Теперь поговорим о тех лицах, которые находятся под властью мужей; это право свойственно тоже только римским гражданам.

109. Под властью истца обыкновенно бывают и мужчины, и женщины, семейной же власти мужа подчиняются только женщины.

110. Итак, некогда этот переход под власть мужа совершался тремя способами: давностью, жертвенным хлебом и куплей.

111. Посредством давностного сожительства вступала во власть мужа та женщина, которая в продолжение целого года оставалась непрерывно супругой; сделавшись вследствие как бы годового владения собственностью мужа, она вступала в его семью и занимала место дочери...

113. Что касается купли, то на основании ее женщины вступают во власть мужа путем манципации, то есть на основании символической продажи...

116. Остается сказать о том, какие лица могут находиться в неограниченной власти, кабале (mancipio) другого.

117. Итак, все свободные лица мужского или женского пола, находящиеся под властью родителя, могут быть манципированы отцом тем же самым способом, которым можно манципировать рабов.

119. Манципация состоит, как мы выше сказали, в мнимой (воображаемой) продаже. Эта форма приобретения права соб­ственности (ius proprium) свойственна римским гражданам и совершается следующим образом. Пригласив не менее пяти совершеннолетних римских граждан в качестве свидетелей и сверх того еще одно лицо того же состояния, которое держало бы в руках медные весы и называющееся весовщиком, покупатель, еще держа медь, говорит так: «Утверждаю, что этот раб по праву квиритов принадлежит мне, и что он должен считаться купленным мною за этот металл и посредством этих медных весов». Затем он ударяет этим металлом об весы и передает его как покупную сумму тому, от кого приобретает вещь посредством манципации.

120. Этим способом манципируются рабы и лица свободные, а также животные, которые причисляются к res mansipi, как, например, быки, лошади, мулы, ослы; тем же самым способом обыкновенно манципируются земельные участки как сельские, так и городские...

121. Манципация поземельных участков отличается от ман­ципации прочих вещей только тем, что рабы и свободные, а равно животные, причисляющиеся к разряду res mansipi, могут быть манципированы, только будучи налицо, причем необходимо, чтобы тот, кто приобретает (покупатель), касался собственноручно того самого предмета, которой ему передается; потому-то и акт этот называется mansipatio, так как вещь берется рукой; недвижимые же имения манципируются обык­новенно при их отсутствии.


124. Рассмотрим теперь, каким способом подвластные осво­бождаются от этой власти.

127. Те, которые состоят под властью отца, делаются само­властными по его смерти. Но это допускает различие: именно со смерти отца сыновья или дочери, во всяком случае, делаются самовластными, а по смерти деда внуки или внучки не всегда делаются самовластными, но лишь в том случае, если они по смерти деда не подпадают под власть своего отца.

129. Поэтому если восходящий попал в плен к неприятелю, то хотя он временно делается рабом, однако власть над детьми приостанавливается в силу ius postliminii, no которому возвратив­шиеся на родину из плена приобретают прежние права.

132. Кроме того, дети перестают быть во власти восходящих вследствие эманципации (освобождения из-под отцовской власти). Но сын только после троекратной эманципации, прочие же дети мужского и женского пола освобождаются из-под отеческой власти после однократной эманципации..

137а. Точно так же через мнимую продажу в кабалу in manu женщины выходят из-под власти мужа и, если они из этой манципации будут отпущены на волю, то делаются самовластными...

138. Так как те, которые манципированы, считаются как бы рабами, то они делаются самовластными после отпущения на волю посредством суда, ценза, завещания.

142. Перейдем теперь к третьему разделению лиц. Именно из тех лиц, которые не находятся ни в родительской, ни в супружеской власти, ни в кабальной, некоторые состоят или под опекой, или под попечительством.

144. Итак, родителям (восходящим) позволено назначать по завещанию опекунов детям, которых они имеют в своей власти: мужского пола – несовершеннолетних, а женского – как несовершеннолетних, так и совершеннолетних. Ибо древние римляне желали, чтобы женщины, вследствие присущего им легкомыслия, находились под надзором, хотя бы они достигли полноты возраста.

155. Кому по завещанию опекун не назначен, для тех по Закону XII таблиц опекунами служат агнаты, которые называ­ются законными.

156. Агнаты суть родственники, соединенные родством через лиц мужского пола, то есть как бы когнаты со стороны отца... Но те, которые соединены кровным родством через лиц жен­ского пола, не суть агнаты, а находятся между собой в другой родственной связи, основывающейся на естественном праве.

158. Право агнатства уничтожается переменой или умалени­ем правоспособности: право же когнатства таким образом не изменяется, ибо гражданский закон может уничтожить граж­данские права, естественных же уничтожить не может.

 

Книга II. О ВЕЩАХ

1. В предыдущей книге мы говорили о личных правах; теперь рассмотрим вещи, которые состоят или в нашей собственности, или вне нашего имущества.


11. То, что принадлежит государству или общинам, не составляет, по-видимому, ничьей частной собственности, так как государственные имущества принадлежат всему обществу граждан. Частные же имущества – это те, которые принадлежат отдельным лицам.

14а. Кроме того, существует деление вещей на два разряда: на res mancipi и res пес mancipi.

14в. К res mancipi относятся рыбы, быки, лошади, ослы, мулы и земли, далее, строения на италийской земле...

17. Точно так же почти все то, что относится к разряду бестелесных вещей, причисляется к геc nес mancipi, за исклю­чением сельских сервитутов, которые, как известно, считаются геc mancipi, хотя принадлежат к числу вещей бестелесных.

18. Велика же разница между вещами mancipi и nес mancipi.

19. А именно res nес mancipi переходят в собственность другого лица вследствие простой передачи, если только вещи эти физические и вследствие этого допускают передачу.

22. Res mancipi – это те, которые переходят к другому лицу посредством манципации: вот почему эти вещи и названы mancipi. Какое значение и какую силу имеет манципация, точно такую же силу имеет форма приобретения прав, называемая in iure cessio.

25. В большинстве случаев, однако, и почти всегда мы прибегаем к манципированной форме, для которой всегда легко найти между друзьями свидетелей; поэтому не нужно с целью совершать in iure cessio обращаться к претору или наместнику провинции, что соединено с известными трудностями.

26а. Поземельные участки, находящиеся в провинциях, не только не считаются собственностью владельцев, но там даже нет никакой свободной общины.

40. Следует нам заметить, что у иностранцев есть только один вид собственности, а именно – каждый будет или собственником, или таковым не считается; или каждый был собственником по квиритскому праву, или таковым не считался. Но впоследствии принято такое деление собственности, что один мог быть собственником по квиритскому праву, а другой – простым обладателем (in bonis habere).

41. Если вещи, принадлежащие к res mancipi, я ни манципирую, ни уступаю перед судящим претором и только передаю ее тебе, то ты будешь просто обладать вещью, а я буду ее квиритским собственником до тех пор, пока ты не приобретешь собственности на основании давности владения, ибо, раз истек срок давности, вещь становится твоей полной собственностью, не только бонитарной (in bonis esse), но и по праву квиритов (ex iure Quiritium), как если бы она была передана другому лицу манципацией или in iure cessio.

43. Впрочем, мы можем приобрести давностью вещи, переданные нам не их собственником, все равно, будут ли эти вещи, принадлежащие к числу mancipi или nес mancipi, если только мы получили таковые в доброй вере, полагая, что тот, кто передавал, имел право на отчуждение вещи.

44. Это, по-видимому, введено для того, чтобы отношения собственности не оставались слишком долгое время неопределенными, так как для собственника достаточен срок приобретательной давности для того, чтобы он успел защищать свое право.

51. Также владение чужим поземельным участком может кто-либо приобрести без насилия, когда имение остается без владельца, или вследствие беспечности хозяина, или потому, что хозяин умер, не оставив наследника, или потому, что хозяин отсутствовал в течение долгого времени. Добросовестный владелец, получив во владение чужое имение, может приобрести и собственность путем давности; и хотя лицо которое приобрело бесхозное имение, узнает, что оно чужое, то все-таки это нисколько не мешает добросовестному владельцу пользоваться давностью...

62. Иногда случается, что собственник вещи не может отчуждать ее и, наоборот, не собственник имеет власть отчуждать вещь

63. В самом деле, по Юлиевому закону запрещается мужу отчуждать приданое, недвижимое имущество против воли жены, хотя это имущество составляет его собственность...

64. Итак, из того, что нами сказано, явствует, что одни предметы мы получаем в собственность по естественному праву, например предметы, отчуждаемые посредством простой передачи, другие – по гражданскому праву (манципация, in iure cessionis, узукапия) – все это способы приобретения, свойственные праву римских граждан.

66. И не только то, что делается нашей собственностью посредством передачи, принадлежит нам по естественному праву, но также и то, что мы приобретаем путем завладения, так как вещи эти были бесхозными, как, например, те, которые захватываются на земле (дикие звери), в море (рыбы) или в воздухе (птицы).

67. И если мы поймаем дикого зверя или птицу, или рыбу, то пойманное нами животное до тех пор признается нашим, пока мы держим его в нашей власти. Когда же оно уйдет из-под нашего надзора и получит опять естественную свободу, то снова делается собственностью первого завладевшего, так как оно перестало нам принадлежать...

69. По естественному праву нам принадлежит также и то, что мы захватываем у врагов.

73.... Постройка, воздвигнутая кем-либо на нашей земле, хотя бы кто-либо построил ее для себя, становится по естественному праву нашей, так как построение на поверхности принадлежит собственнику земли.

75. То же самое случается и с хлебом, который кто-либо посеет на моей земле.

76. Но если мы виндицируем от него землю или постройку и не хотим его вознаградить за истраченное на постройку, рассадник и посев, то ему предоставляется против нас возражение злого умысла, если только он был добросовестным владельцем.

80. Теперь нам надлежит знать, что ни одна женщина, ни малолетний без согласия опекуна отчуждать res mancipi не может, что вещь, принадлежащую к разряду nес mancipi, женщина может отчуждать, а малолетний – не может.

83. Но, с другой стороны, все вещи, как mancipi, так и nес mancipi, могут женщины и малолетние получать без разреше­ния опекуна, так как им предоставляется возможность без согласия опекуна улучшить свое состояние.

86. Мы приобретаем не только сами, но также через тех, которых мы имеем в нашей отеческой и супружеской власти или в кабале; мы приобретаем равным образом посредством тех рабов, которыми мы владеем на основании узуфрукта, и через свободных людей и чужих рабов, которыми добросовестно обладаем.

87. Итак, все то, что приобретают наши подвластные дети, равным образом и то, что получают в собственность наши рабы посредством манципации, передачи или на основании стипуляции, или каким-либо другим способом,— все это достается нам, так как находящийся в нашей власти ничего своего иметь не может...

89. Через тех, кого мы имеем во власти, приобретаем мы не только собственность, но и владение; ибо какая бы ни была вещь, владение которой они приобрели, владельцами вещи признаемся мы, следовательно, через них течет и срок давности.

99. Прежде поговорим о наследствах. Свойство их двоякое: наследства переходят к нам или по завещанию, или по закону.

100. Сначала поговорим о тех, которые переходят к нам по завещанию.

101. Вначале были в употреблении два рода завещаний: завещание составляли или перед лицом всего народа в куриатных собраниях... или перед выступлением в поход, то есть когда для войны брались за оружие и намеревались идти в сражение.

102. Позднее вошел в обычай третий род завещаний – посредством меди и весов. Если кто не составил завещания ни в куриатных собраниях, ни на поле сражения, то в случае, еслиему неожиданно стала угрожать смерть, он передавал в манципированной форме другу (постороннему лицу) свою фамилию, то есть свое имущество, и просил его распределить это имущество согласно своей последней воле...

109. От обязанности соблюдать при составлении завещаний вышеуказанные формы освобождены императорскими указами воины по причине чрезвычайной их неопытности; поэтому и завещание считается действительным во всяком случае, хотя они и не призвали законного числа свидетелей и не продали наследственного имущества мнимым образом и не заявили бы торжественно о своей последней воле.

113. По-видимому, женщины находились в лучших услови­ях, чем мужчины; именно мужчина моложе 14 лет составлять завещание не может, даже при участии опекуна; женщина же может, ибо она, достигнув 12-летнего возраста, приобретает право составлять завещание.

115. Однако для полной действительности завещания недо­статочно соблюдать то, что мы выше сказали относительно продажи наследственного имущества, о свидетелях и торжественных заявлениях последней воли.

116. Но прежде всего следует узнать, совершалось ли назначение наследника торжественным образом, ибо в против­ном случае, если оно сделано иначе, бесполезным будет факт продажи имущества завещателя манципационным образом...

117. Торжественное назначение наследника совершается так: «Пусть будет Тиций наследником»; принята и следующая формула назначения: «Яприказываю Тицию быть наследником»; не применялось такое назначение: «Яхочу, чтобы Тиций был наследником»...

119. Претор, однако, может предоставить назначенным на­следникам владение наследством согласно завещательному документу, если он будет подписан семью свидетелями и если нет наследника, к кому бы могло перейти наследство, например брата, рожденного от того же отца, или дяди по отцу, или сына от брата, то назначенные наследники могут удержать за собой наследство.

123. Равным образом тот, кто имеет в своей власти сына, должен позаботиться назначить его наследником или, назвав его по имени, лишить наследства. Иначе, если отец обойдет молчанием, то завещание не будет иметь силы, – так даже, что, по мнению наших учителей (сабинианцев), никто не может быть наследником по этому завещанию, даже если бы (неупо­мянутый) сын умирал раньше самого завещателя, потому что с самого начала этот акт не был завещанием. Но приверженцы другой школы (прокульянцы) согласны в том, что если сын жив ко времени смерти отца, то он, конечно, мешает назначен­ным наследникам и делается ближайшим наследником по закону; но если сын умирает раньше отца, то, как некоторые думают, можно в силу завещания принять наследство, так как сын уже не препятствует, потому что, по их мнению, вследствие выхода сына завещание не становится недействительным с самого начала.

124. Если же завещатель обойдет молчанием прочих детей, то завещание не теряет силы; лица, обойденные в завещании, допускаются к наследованию совместно с названными наслед­никами, каждый в одной доле, если они прямые (свои); если же посторонние, то получают половину, то есть если кто, например, назначит трех сыновей наследниками, а обойдет молчанием дочь, то она получает по праву приращения четвертую часть наследства... Но если завещатель призывает к наследованию посторонних и обойдет дочь, то она по праву приращения приобретает половину наследства.

То, что мы сказали о дочери, считаем сказанным и о внуке, и о всех детях – все равно, будут ли они мужского или женского пола.

125. Итак, что это означает? Хотя вышеупомянутые лица, согласно сказанному, отнимают от назначенных наследников только половину, то претор обещает им, однако, вопреки завещательным распоряжениям, владение наследством, вследствие чего посторонние наследники устраняются от всего наслед­ства и делаются наследниками без наследства.

127. Но если отец лишает сына наследства, то должен это сделать поименно, в противном случае сын не лишается наследства. Поименное лишение наследства имеет место в слу­чае, если кто лишает сына такими словами: «Сын мой Тиций да не будет моим наследником»...

128. Прочих же детей обоего пола можно лишать наследства посредством общей формулы следующими словами: «Все про­чие да будут лишены наследства»... Так предписывает цивиль­ное право.

129. Претор же приказывает всех детей мужского пола, то есть внуков и правнуков, лишать наследства или поименно, или посредством общей формулы.

185. Назначать наследниками позволено как свободных людей, так и рабов, притом как собственных, так и чужих.

186. Однако нашего раба следует сделать одновременно и свободным, и наследником в следующих выражениях: «Раб мой Стих да будет свободным и да будет наследником»...

227.... В позднейшее время был издан закон Фальцидия, по которому позволяется отказывать не более как 3/4 целого имущества... этим правом мы теперь и пользуемся.

 

Книга III. ОБ ОБЯЗАТЕЛЬСТВАХ

1. Наследства умерших без завещания принадлежат по Закону XII таблиц, во-первых, «своим» наследникам.

2. «Своими» же наследниками считаются те дети, которые состояли под властью наследодателя (до самой его смерти), как, например, сын или дочь, внучка или внук от сына, правнук и правнучка, рожденные от ближайшего, нисходящего агната по мужской линии, и безразлично, естественные ли они дети или усыновленные. Но внук или внучка, правнук или правнучка тогда только включались в число «своих» наследников, если предшест­вующее лицо перестает быть во власти (агнатской) восходящего... Поэтому если сын будет во власти отца во время смерти последнего, то внук от него не может быть «своим» наследником…

3. Точно так же жена, которая находится под мужней властью того, кто умирает, является «своей» наследницей, так как она занимает место своей дочери; равным образом и не­вестка, которая остается во власти сына (считается «своей» наследницей), так как она занимает место внучки...

9. Если (после умершего) не было «своих» наследников, то наследство, по тому же самому Закону XII таблиц, принадле­жит агнатам.

10. Агнатами называются те лица, которые соединены закон­ным родством; законным считается то родство, которое возни­кает через лиц мужского пола.

Таким образом, братья, рожденные от одного и того же отца, суть агнаты по отношению друг к другу...

Точно так же дядя по отцу будет агнатом по отношению к сыну брата, и в свою очередь последний будет агнатом по отношению к первому... Таким образом, мы могли бы насчитать много степеней агнатства.

11. Однако Закон XII таблиц дает наследство не всем агнатам одновременно, а только тем, которые находятся в бли­жайшей степени родства...

17. Если (после умершего) не оставалось «своих» наследни­ков, ни агнатов, тот же Закон ХII таблиц призывает к наследо­ванию родичей (гентилов). А кто такие родичи, об этом мы сказали в первой книге. Но так как мы уже упомянули, что все родовое (гентильное) право совершенно вышло из употребле­ния, то мы считаем излишним в этом месте толковать о том же предмете слишком подробно.

18. В этих-то пределах заключаются по Закону XII таблиц права на наследство агнатских восходящих, так как они пере­стают быть «своими» наследниками.

25. Но эта чрезмерная строгость права была впоследствии исправлена эдиктом претора.

26. Претор призывает всех детей, не имеющих по Закону XII таблиц прав наследования, совершенно как если бы они были во власти восходящего еще во время его смерти, не делая разницы, будут ли они одни или совместно со «своими» наследниками, то есть теми, которые оставались во власти отца.

34. Иногда, однако, не ради исправления, не ради оспарива­ния древнего права, а скорее для упорядочения претор обещает владение наследством... в том случае, если завещания нет, претор призывает к владению наследством «своих» наследников и агнатов... Впрочем, независимо от преторского порядка наследования, последним («своим» и агнатам) принадлежит наследство по цивильному праву.

88. Теперь перейдем к обязательствам, главное деление которых распадается на два вида: каждое обязательство возни­кает или из договора, или из деликта.

89. Рассмотрим прежде те, которые происходят из договора; их четыре вида: именно они возникают вследствие передачи вещи или торжественными словами, или письменным образом, или простым соглашением.

90. Обязательство заключается передачей вещи, например, когда дают заем.

92. Обязательство заключается посредством вопроса и ответа, например: «Обязуешься торжественно дать?» – «Обязуюсь»; «Обещаешь?» – «Обещаю». «Ручаешься?» – «Ручаюсь». «Сделаешь?» – «Сделаю» –.

93. Но что касается следующего вида словесного обязатель­ства: «Обязуешься ли торжественно дать?» – «Обязуюсь», – то он свойствен только римским гражданам. Прочие же виды принадлежат общенародному праву и употребляются между всеми людьми – как между римскими гражданами, так и ино­странцами.

97. Если то, что мы стипулируем, не может быть дано, то стипуляциябудет ничтожна, например, если кто при помощи стипуляциибудет требовать для себя свободного, которого считал рабом, или покойника, которого считал живым...

97а. Точно так же, если кто будет стипулировать, чтоб ему дали вещь, которая в действительности не существует... то стипуляция будет недействительна.

102. Кроме того, стипуляция недействительна, если кто-либо не отвечает на предложенный вопрос, или когда кто будет стипулировать, чтобы ты дал 10 сестерциев, а ты обещаешь 5 сестерциев, или я стипулирую безусловно, а ты обещаешь под условием.

104. Кроме того, ничтожна стипуляция, когда я стипулирую от подвластного мне или когда он стипулирует от меня.

106. Сумасшедший не может совершать никакого юридическо­го акта, так как он не понимает, что делает.

107. Малолетний совершает законную сделку, если только опекун принимает участие там, где утверждение опекуна необ­ходимо...

108. То же самое правило применяется относительно жен­щин, находящихся под опекой.

128. Обязательство основывается на письменном документе, если, например, оно заносится в приходно-расходную книгу...

135. Обязательства возникают путем простого соглашения (между сторонами при купле-продаже, товариществе, поруче­нии, найме).

136. Говорят, что в таких случаях возникает обязательство в силу согласия сторон, потому что нет никакой необходимости ни в словах, ни в письме, но достаточно, чтобы те, кто заключают обязательство, пришли к соглашению. Вот почему такие сделки заключаются и между отсутствующими...

139. Купля и продажа заключается, как скоро сошлись в цене, хотя бы цена не была уплачена и не был дан задаток, ибо то, что дается в виде задатка, есть только доказательство заключения контракта.

142. Договор найма и купля-продажа подчинены тем же законным правилам; договор найма признается заключенным тогда, когда точно определена наемная плата.

148. Товарищество мы обыкновенно заключаем или с тем, чтобы вступить в общение всем своим имуществом, или ради совершения какой-нибудь сделки.

149. Возник, однако, важный вопрос, можно ли заключить договор товарищества таким образом, чтобы один получил большую выгоду или понес меньшие убытки... Сервий Сульпиций, мнение которого одержало верх, думал, что такое товари­щество может состояться... ведь известно, что можно заключить договор товарищества и так, что один вносит деньги, другой их не вносит, а прибыль у товарищей общая, потому что часто труд одного равносилен деньгам (другого).

150. Известно и то, что если между товарищами не состоялось никакого точного соглашения на счет частой прибыли и убыт­ков, то прибыль и убытки распределяются между ними поровну...

151. Товарищество продолжается до тех пор, пока существует взаимное соглашение членов; но если кто из товарищей выйдет из его состава, то товарищество прекращается.

152. Товарищество прекращается также вследствие смерти одного из членов, потому что тот, кто заключает договор товарищества, выбирает себе определенное лицо.

154. Товарищество прекращается также, если продается публично или приватно имущество одного из товарищей.

154а. Товарищество, о котором говорим, то есть то, которое заключается путем простого соглашения, принадлежит к обще­народному праву, таким образом, оно применяется между всеми людьми по началам естественного разума.

169. Равным образом прекращается обязательство через акцептиляцию; акцептиляция же есть воображаемая уплата. И в самом деле, если ты желаешь простить мне то, что я тебе должен по вербальному обязательству, то можешь этого достиг­нуть, если позволишь мне произнести следующие определенные слова: «Получил ли ты то, что я тебе обещал?!», а ты ответишь: «Получил».

173. Есть еще другая форма символической уплаты посред­ством меди и весов, которая была принята в определенных случаях, если, например, следует что-либо на основании юри­дического акта, заключенного посредством меди и весов, или если долг возник по судебному решению.

182. Перейдем теперь к обязательствам, возникающим из деликтов, если, например, кто-либо совершил воровство, разгра­бил имущество, причинил убыток, нанес обиду, обязательства, возникающие во всех этих случаях, относятся к одному роду...

183. По мнению Сервия Сульпиция и Масурия Сабина, воровство бывает четырех видов: manifestum, nес manifestum, concertum, oblatum. Лабеон принимает два вида: явное и тайное, но не соглашается признать воровством два последних вида, усматривая в них лишь виды исков о воровстве. Последнее, по-видимому, справедливо.

184. По мнению некоторых, явное воровство будет тогда, когда вор застигнут при совершении преступления; другие же идут далее и полагают, что явное воровство будет тогда, когда вор уличен на месте преступления... Из двух вышеприведенных мнений и то и другое признано справедливым; большинство однако, держится последнего.

189. Наказание за явное воровство, по Законам XII таблиц, было весьма тяжелое... Но впоследствии такая жесткость нака­зания была опровергнута, и преторским эдиктом установлен был особый иск, как против свободного лица, так и против раба, со штрафом, вчетверо большим цены украденной вещи.

190. За тайное воровство взыскивался по Закону XII таблиц тройной штраф; этот штраф также одобрялся претором.

195. Воровство бывает не только тогда, когда кто-либо уносит чужую вещь, но и вообще, когда кто присваивает себе чужую вещь вопреки воле ее господина.

196. Таким образом, если кто пользуется вещью, отданной ему на хранение, то он совершает воровство. Если кто получит вещь для определенного пользования и обратит ее на другое употребление, то он отвечает как вор...

200. В известных случаях совершают даже воровство своей вещи, если, например, должник похитит вещь, данную верителю в залог, или если я тайком отнимаю вещь от добросовестного хозяина. Поэтому решено: тот, кто скрывает, что к нему возвратился раб, которым добросовестно владел другой, совер­шает воровство.

202. Иногда подвергается ответственности за воровство тот, кто сам воровства не совершал, как, например, тот, при помощи или по совету которого совершено воровство.

208. Наконец, следует знать, что возник вопрос, совершает ли малолетний воровство, унося чужую вещь. Большинство решило, что, так как воровство образуется из желания украсть, то малолетний только тогда отвечает за это преступление, когда он в возрасте, близком к совершеннолетию, и вследствие этого сознает свое преступление.

210. Иск о вреде, незаконно причиненном, установлен Аквилиевым законом, в первой главе которого постановлено, что если кто незаконно убьет чужого раба или чужое четвероногое домашнее животное, тот обязывается уплатить господину ры­ночную стоимость убитого за этот год.

211. Незаконно убивающим считается тот, по умыслу или по вине которого совершается убийство, и нет никакого другого закона, по которому должно взыскать штраф за убыток, причиненный не противозаконным образом; вследствие этого не подвергается наказанию тот, кто причинил вред как-нибудь случайно, без вины и умысла.

212. Да и притом не только тело убитого оценивается в иске, этого закона, но если, например, кто убьет раба и собственник понесет убыток, превышающий стоимость самого раба, назначенного кем-либо наследником, прежде чем он по моему приказанию вступил торжественно во владение наследством. В этом случае берется во внимание не только стоимость его самого, но и потерянного наследства.

213. Тот, чей раб убит, волен обвинять убийцу в уголовном преступлении или отыскивать ущерб по этому закону.

220. Нарушение права совершается не только тогда, когда кто-либо кулаком или палками будет бит или даже высечен, но и тогда, когда кого-либо бесчестят...

221. По-видимому, мы терпим обиду, не только нам самим нанесенную, но и нашим подвластным детям, нашим женам, хотя бы они и не находились в нашей супружеской власти...

222. Собственно говоря, лично рабу не наносится никакой обиды, но через него считается оскорбленным eго господин.

224.... Претор позволяет нам самим оценивать обиду, и судья присуждает нам такую сумму, на какую мы оценили обиду или меньше, согласно своему усмотрению. Но так как жестокую обиду обыкновенно оценивает претор... и хотя судья может присудить меньшую сумму, однако в большинстве случаев он не решается уменьшить ее вследствие авторитета претора...

225. Обида считается тяжкой или по действию если кто, например, кем-либо ранен, высечен или побит палками; или по месту, если, например, обида нанесена в театре или на площади; или по личности, если, например, претерпит обиду магистрат (низкого происхождения).

 

Книга IV. ОБ ИСКАХ

1. Нам остается поговорить об исках. Если зададимся вопросом, скольких родов бывают иски, то правильнее всего принять два рода исков: вещные и личные.

2. Личным будет тот иск, который мы заявляем против того, кто ответствен или по договору, или по деликту, то есть личный иск бывает тогда, когда мы формируем исковое заявление таким образом, что ответчик должен или передать, или сделать, или предоставить что-либо.

3. Вещный иск имеет место тогда, когда мы заявляем и утверждаем, что телесная вещь – наша, или начинаем спор о том, что мы имеем какое-либо право... то есть право требовать отсоседа, чтобы он никоим образом не мешал виду...

5. Вещные иски называются виндикациями, а личные иски, в которых мы выражаем требования дать что-либо или сделать что-либо, называют кондикциями.

6. Иногда мы предъявляем иск с целью получить вещь, иногда – только для преследования наказания, в других случаях – с той и другой целью.

11. Иски, которые были в употреблении у древних, назывались leges actiones, потому ли, что были установлены законами, так как в то время не были еще в употреблении преторские эдикты, которые ввели новые иски, или потому, что в исковых формулах воспроизводились слова и выражения закона и по­тому считались неизменными, подобно самим законам.

30. Все эти формы судопроизводства мало-помалу вышли из употребления, так как вследствие излишней мелочности тогдашних юристов, которые считались творцами права, дело было доведено до того, что малейшее уклонение от предписанных форм и обрядов влекло за собой проигрыш дела; поэтому законом Эбуция и двумя законами Юлия отменены были эти торжественные иски и введено судопроизводство посредством формул.

75. На случай преступления, совершенного сыновьями и рабами, – если они, например, совершили кражу или нанесли обиду, установлены ноксальные (от латинского – вред, ущерб) иски, по которым отцу или господину предоставляется или принять на себя последствия совершенного преступления в виде вознаграждения, или же выдать виновного головой...

79. Когда же семейство отдается в кабалу за ущерб, причи­ненный проступком, то основатели противоположной школы полагают, что требуется троекратная манципация, так как Законом XII таблиц постановлено, что сын освобождается из-под отеческой власти только после троекратной манципации. Сабин же, Кассий и прочие представители нашей школы думали, что достаточно одной манципации, и действительно, троекратная манципация относится по Закону XII таблиц к случаям добро­вольной манципации.

82. Теперь же мы должны сказать, что предъявлять иски мы можем или от своего имени, или от чужого в качестве, например, представителя в процессе, уполномоченного, опеку­на, попечителя, между тем как во времена господства судопроизводства предъявлять иски от имени третьего лица дозволялось, за исключением некоторых случаев.

103. Все суды основываются или на предписании цивильного права, или на преторской власти.

104. Цивильные (законные) суды суть те, которые происходят в самом городе Риме или пространстве тысячи шагов от Рима между римскими гражданами и при содействии одного судьи.

105. На преторской власти основываются суды, состоящие из рекуператоров, и те, которые совершаются при содействии одного судьи, когда судья или одна из тяжущихся сторон принадлежат к перегринам. В таком же положении находятся все те суды, которые происходят в городской черте Рима как между римскими гражданами, так и между перегринами. Эти суды основываются на преторской власти, потому что они имеют силу до тех пор, пока сохранял свою власть тот, кто назначил эти суды...

117. Возражения (эксцепции) имеют место также в тех исках, которые не направляются на лицо. Если ты, например, страхом или злым умыслом склонил меня дать тебе манципированным образом какую-либо вещь в собственность и будешь ее от меня требовать, то мне дается возражение, посредством которого ты устраняешься, если я докажу, что ты заставил меня согласиться под влиянием угроз или обмана.

118. Одни возражения были помещены претором в его эдикте; другие же он составляет, расследовав дело. Все эти возражения берут свое основание из законов или из других частей права, заменяющих законы, или созданы юриспруденцией претора.

119. В известных случаях претор или проконсул употребляет свою власть для прекращения споров. Это бывает преимущественно тогда, когда спор идет между сторонами о владении и как бы владении; претор приказывает или запрещает что-либо. Торжественные формулы приказания, которыми он пользуется в этом случае, называются интердиктами или декретами, или интердиктами в тесном смысле слова.

140. Декретами они называются тогда, когда претор прика­зывает кому-либо сделать что-либо, например, выдать захваченную вещь; интердиктами – тогда, когда приказывает воздержаться от каких-либо действий, например, когда запрещает делать насилие лицу, владеющему правильно.

141. Однако когда претор приказал что-либо сделать или запретил, то этим дело тотчас еще не окончено; стороны отправлялись к судье или к рекуператорам и здесь, после предоставления формул, проверяли, сделано или не сделано поэдикту претора то, что он приказал сделать...

150. Когда дается интердикт по поводу земли или зданий, то по приказу претора одерживает верх тот, кто владел во время интердикта, если только он ни силой, ни тайно, ни прекарным образом не получил владение от противника; а, напротив, при интердикте о движимой вещи тот одерживает верх, кто владел ею в течение больше половины последнего года, и то ни на­сильно, ни тайно, ни прекарным образом.

153. Мы владеем, по-видимому, не только, если сами владеем, но также, если кто владел от нашего имени, хотя бы он не был подвластен, каковы арендатор и наниматель городской недвижимости; равным образом мы, по-видимому, владеем через тех, кому мы отдали вещь на сохранение или кому ссудили вещь безвозмездно, или предоставили бесплатное, пожизненное пользование жилищем, узуфрукт или только пользование; это и называется, как обыкновенно, мочь удержи­вать владение через всякого владеющего от нашего имени...

154. Для восстановления нарушенного владения обыкновен­но дается интердикт в том случае, когда кто-либо потерял владение насильственно... Этим интердиктом изгнавший при­нуждается возвратить владение вытесненному со своего участ­ка, если только последний не владел недвижимым имуществом изгнавшего ни насильственно, ни тайно, ни прекарным образом; однако того, кто владел моим имуществом насильственно, тайно или прекарным образом, я могу лишить владения безнаказанно.

 








Date: 2015-09-24; view: 2154; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.055 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию