Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Слушание и восприятие лекции
Уметь слушать лекцию — одно из необходимых качеств учебного труда. Каждый студент должен уметь воспринимать содержание лекции творчески, с предельно ясным пониманием. Что должен усвоить студент при слушании лекции? 1. Научную сущность и направленность. 2. Научную логику связи теории с практикой. 3. Взаимосвязь лекции с другими лекциями и смежными науками. 4. Глубоко осмыслить сформулированные законы и понятия науки, приведенные факты, доказательства, аргументацию выдвигаемых положений. Слушать лекцию необходимо внимательно и сосредоточенно, освобождаясь от всего постороннего. Следует непрерывно следить за ходом мыслей преподавателя. Только тогда этот процесс будет активным и творческим. Особенно важно научиться отбирать наиболее существенный материал, классифицировать его. Наблюдения показывают, что слушание лекции — это не только внешний активный процесс, но главным образом внутренний, напряженный мыслительный процесс; на лекции преподаватель лишь организует определенную деятельность студентов, но выполнять ее они должны сами. Одним из важных условий эффективности усвоения изложенного материала лекции является способность включаться в лекционный процесс. Это зависит от максимальной сосредоточенности и быстрого переключения внимания. Психологи утверждают, что нагрузка внимания на лекциях составляет 65-80%. Важно при этом, чтобы внимание было устойчивым. Добиться устойчивости внимания не всегда легко. Ведь каждая лекция не может быть настолько захватывающей и увлекательной, чтобы внимание было устойчивым само по себе. Значит, нужно заставлять себя не отвлекаться. С этой целью необходимо, с одной стороны, студентам проявлять большую силу воли и, с другой стороны, преподавателям строить учебный процесс с применением специальных приемов, повышающих активность восприятия знаний. Вторым условием правильного, наиболее продуктивного слушания является вопрос о памяти. Ни один из рассмотренных ранее типов памяти не является врожденным. Это — результат непрерывной, систематической работы и т ренировки. Очень важно научиться умениям соотносить факты и их обоснование, которые излагает лектор, с тем, что уже известно. Пытаясь таким путем связать новый учебный материал с уже изученным, студент формирует собственную систему знаний. Известно, что систематизированные знания возможно более успешно использовать в самых различных жизненных ситуациях, отличных от тех, в которых они получены. Непосредственно на лекции основная интеллектуальная деятельность студента заключается в том, чтобы учиться мыслить вместе с лектором. Не менее важно уметь излагать мысли лектора своими словами. Для этого надо понимать рассказываемое им и стараться выбирать для записи самое главное. Такой процесс переработки информации важен для студентов, потому что, во-первых, позволяет составить хороший конспект, который является ценным пособием при подготовке к зачетам и экзаменам, и, во-вторых, помогает усвоению материала прямо на лекции (продуманные мысли запоминаются). Механическое конспектирование, т.е. запись под диктовку не стимулирует работу мысли. При записи под диктовку в конспекте остаются описания фактов, формулировки, определения, и т.п., но в нем отсутствует главное: суть изложения и его логическая последовательность. Запись лекции должна вестись четко, разборчиво, аккуратно, чтобы в ходе последующей работы с конспектом можно было им воспользоваться. Продуктивная работа на лекции развивает многие деловые и поведенческие качества: · вырабатывает навык воспринимать наиболее свежий, важный и нужный материал, который извлекается из всего объема информации; · развивает способность воспринимать устную информацию; · позволяет активизировать опережающую информацию, отсутствующую в учебнике; · развивает дистрибутивные способности, т.е. умение делать одновременно несколько дел — слушать, читать, писать; · поддерживает устойчивое внимание в течение достаточно длительного времени; · увеличивает скорость письма: при систематической записи лекций можно достичь скорости письма 150 слов в минуту. В процессе конспектирования лекции на полях целесообразно записывать возникающие по ходу изложения материала свои мысли, вопросы, оценку тех или иных событий, научно-теоретических положений. Студентам, затрудняющимся кратко записывать свои мысли, рекомендуется отмечать в процессе записи соответствующие места конспекта установленными значками, своеобразными сигналами, ставя их на полях или в тексте. Однако такие символы полезны, если есть возможность к ним немедленно вернуться после лекции (в аудитории или дома), расшифровав их для себя и выразив в дополнительной записи с достаточной ясностью, с тем, чтобы можно было ими воспользоваться при дальнейшей самостоятельной работе по учебнику. Без расшифровки символов конспект лекции обесценивается. Важно правильно выбрать момент записи. Записывать основное содержание услышанного надо тогда, когда лектор, изложив очередной, сравнительно небольшой по объему и законченный по смыслу раздел лекции, переходит к новому разделу. В процессе этого перехода, когда лектор произносит связующие фразы или дает дополнительные комментарии к прочитанному разделу, запись может быть осуществлена наиболее удачно, без ущерба для слушания и дальнейшего понимания лекции. В процессе дальнейшей работы по курсу конспект надо дополнять, дописывать, возвращаясь к нему по мере ознакомления с литературой, учебниками, материалами практических и лабораторных занятий, производственной практики. Переписывать конспект с черновика набело нецелесообразно. Чертежи, рисунки, схемы, таблицы, которые демонстрирует лектор, воспроизводить в конспекте очень полезно: это необходимо для аргументации выводов. Каждый студент должен выработать свою систему сокращений, условных обозначений, подчеркивания, терминов, кроме общепринятых. Примеры типичных сокращений при записи лекции: др. — другой; ДСП/ — до сих пор; кач. — качество; кол-во — количество; к-рый — который; макс. — максимум; мин. — минимум; напр. — например; см. — смотри. Технические правила ведения конспекта лекции: 1. Запись лекций делается в тетради на одной стороне каждого листа или на двух сторонах листа, но с оставлением широких полей — для внесения дополнительных данных. 2. Необходимо четко выделять (фломастерами или цветными карандашами) главы и разделы, подчеркивать основные мысли, даты,имена, определения, части рисунка. 3. На последней странице тетради следует сделать оглавление с указанием названий тем лекций и страниц, для чего страницы конспекта пронумеровать. 4. В конце конспекта лекций полезно поместить словарь терминов и понятий, в который вносить новые специальные и неспециальные слова и выражения с их объяснением. 5. При записи цитат нет необходимости записывать их дословно, но на полях нужно сделать ссылку на источник. Date: 2015-09-24; view: 1083; Нарушение авторских прав |