Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Слушание и восприятие лекции





Уметь слушать лекцию — одно из необходимых качеств учеб­ного труда. Каждый студент должен уметь воспринимать содер­жание лекции творчески, с предельно ясным пониманием.

Что должен усвоить студент при слушании лекции?

1. Научную сущность и направленность.

2. Научную логику связи теории с практикой.

3. Взаимосвязь лекции с другими лекциями и смежными науками.

4. Глубоко осмыслить сформулированные законы и понятия науки, приведенные факты, доказательства, аргументацию выдвигаемых положений.

Слушать лекцию необходимо внимательно и сосредоточенно, освобождаясь от всего постороннего. Следует непре­рывно следить за ходом мыслей преподавателя. Только тогда этот процесс будет активным и творческим. Особенно важно научиться отбирать наиболее существенный материал, клас­сифицировать его.

Наблюдения показывают, что слушание лекции — это не толь­ко внешний активный процесс, но главным образом внутрен­ний, напряженный мыслительный процесс; на лекции препо­даватель лишь организует определенную деятельность студен­тов, но выполнять ее они должны сами.

Одним из важных условий эффективности усвоения из­ложенного материала лекции является способность включаться в лекционный процесс. Это зависит от максимальной сосре­доточенности и быстрого переключения внимания. Психо­логи утверждают, что нагрузка внимания на лекциях состав­ляет 65-80%. Важно при этом, чтобы внимание было устой­чивым.

Добиться устойчивости внимания не всегда легко. Ведь каж­дая лекция не может быть настолько захватывающей и увлека­тельной, чтобы внимание было устойчивым само по себе. Зна­чит, нужно заставлять себя не отвлекаться. С этой целью необхо­димо, с одной стороны, студентам проявлять большую силу воли и, с другой стороны, преподавателям строить учебный процесс с применением специальных приемов, повышающих активность восприятия знаний.

Вторым условием правильного, наиболее продуктивного слу­шания является вопрос о памяти. Ни один из рассмотренных ранее типов памяти не является врожденным. Это — результат непрерывной, систематической работы и т ренировки.

Очень важно научиться умениям соотносить факты и их обо­снование, которые излагает лектор, с тем, что уже известно. Пытаясь таким путем связать новый учебный материал с уже изученным, студент формирует собственную систему знаний. Известно, что систематизированные знания возможно более ус­пешно использовать в самых различных жизненных ситуациях, отличных от тех, в которых они получены.

Непосредственно на лекции основная интеллектуальная дея­тельность студента заключается в том, чтобы учиться мыслить вместе с лектором. Не менее важно уметь излагать мысли лектора своими словами. Для этого надо понимать рассказываемое им и стараться выбирать для записи самое главное. Такой про­цесс переработки информации важен для студентов, потому что, во-первых, позволяет составить хороший конспект, кото­рый является ценным пособием при подготовке к зачетам и экзаменам, и, во-вторых, помогает усвоению материала прямо на лекции (продуманные мысли запоминаются).

Механическое конспектирование, т.е. запись под диктовку не стимулирует работу мысли. При записи под диктовку в кон­спекте остаются описания фактов, формулировки, определе­ния, и т.п., но в нем отсутствует глав­ное: суть изложения и его логическая последовательность.

Запись лекции должна вестись четко, разборчиво, аккурат­но, чтобы в ходе последующей работы с конспектом можно было им воспользоваться. Продуктивная работа на лекции раз­вивает многие деловые и поведенческие качества:

· вырабатывает навык воспринимать наиболее свежий, важный и нужный материал, который извлекается из всего объема информации;

· развивает способность воспринимать устную информацию;

· позволяет активизировать опережающую информацию, отсутствующую в учебнике;

· развивает дистрибутивные способности, т.е. умение делать одновременно несколько дел — слушать, читать, писать;

· поддерживает устойчивое внимание в течение достаточно длительного времени;

· увеличивает скорость письма: при систематической запи­си лекций можно достичь скорости письма 150 слов в минуту.

В процессе конспектирования лекции на полях целесообраз­но записывать возникающие по ходу изложения материала свои мысли, вопросы, оценку тех или иных событий, научно-теоретических положений. Студентам, затрудняющимся кратко записывать свои мысли, рекомендуется отмечать в процессе за­писи соответствующие места конспекта установленными знач­ками, своеобразными сигналами, ставя их на полях или в тексте. Однако такие символы полезны, если есть возможность к ним немедленно вернуться после лекции (в аудитории или дома), расшифровав их для себя и выразив в дополнительной записи с достаточной ясностью, с тем, чтобы можно было ими восполь­зоваться при дальнейшей самостоятельной работе по учебнику. Без расшифровки символов конспект лекции обесценивается.


Важно правильно выбрать момент записи. Записывать основ­ное содержание услышанного надо тогда, когда лектор, изло­жив очередной, сравнительно небольшой по объему и закон­ченный по смыслу раздел лекции, переходит к новому разделу. В процессе этого перехода, когда лектор произносит связующие фразы или дает дополнительные комментарии к прочитанному разделу, запись может быть осуществлена наиболее удачно, без ущерба для слушания и дальнейшего понимания лекции.

В процессе дальнейшей работы по курсу конспект надо до­полнять, дописывать, возвращаясь к нему по мере ознакомле­ния с литературой, учебниками, материалами практических и лабораторных занятий, производственной практики. Перепи­сывать конспект с черновика набело нецелесообразно.

Чертежи, рисунки, схемы, таблицы, которые демонстрирует лектор, воспроизводить в конспекте очень полезно: это необходимо для аргументации выводов.

Каждый студент должен выработать свою систему сокращений, условных обозначений, подчеркивания, терминов, кроме обще­принятых. Примеры типичных сокращений при записи лекции:

др. — другой; ДСП/ — до сих пор; кач. — качество; кол-во — количество; к-рый — который; макс. — максимум; мин. — мини­мум; напр. — например; см. — смотри.

Технические правила ведения конспекта лекции:

1. Запись лекций делается в тетради на одной стороне каждого листа или на двух сторонах листа, но с оставлением широких полей — для внесения дополнительных данных.

2. Необходимо четко выделять (фломастерами или цветными карандашами) главы и разделы, подчеркивать основные мысли, даты,имена, определения, части рисунка.

3. На последней странице тетради следует сделать оглавление с указанием названий тем лекций и страниц, для чего страницы конспекта пронумеровать.

4. В конце конспекта лекций полезно поместить словарь терминов и понятий, в который вносить новые специальные и неспециальные слова и выражения с их объяснением.

5. При записи цитат нет необходимости записывать их дословно, но на полях нужно сделать ссылку на источник.







Date: 2015-09-24; view: 1083; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию