Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Тема 4. Методологические принципы и методы научной психологии
Определение и структура методологии психологической науки. Понимание методологии психологической науки в узком и широком смысле слова. К.А. Абульханова о методологии как способе нахождения и перехода от объекта к предмету науки. Концептуальный и инструментальный аппарат психологии. Структура методологии психологии (методологические принципы, проблемы и категории). Уровни и функции методологии психологической науки. Уровни методологических знаний (философский, общенаучный, специально-научный, уровень конкретных методик). Философский уровень (познания нанпсихизма, идеализма, объективного идеализма, субъективного идеализма, материализма, вульгарного материализма, научного материализма, дуализма). Общенаучный уровень (выявление закономерностей научной мысли). Специально-научный (реконструкция закономерностей в конкретной науке). Уровень конкретных методик (разработка методик исследования). Общая, специальная и частная методология психологии. Психология методологии (А.В. Юревич): уровень личности ученого, уровень научного сообщества, уровень социума. Дескриптивная и нормативная методология. Функции дескриптивной методологии (стимулирование процесса научного познания, организация и структурирование научного знания, выработка стратегии развития науки). Функции нормативной методологии (правильность постановки проблемы, средства для решения поставленных задач, улучшение организационной стороны исследований). Фундаментальные методологические проблемы психологической науки. Проблемы объективного метода в психологии. Психофизиологическая проблема (соотношение между душой и телом). Психофизика как наука о соотношении души и тела. Психофизиологическая проблема (соотношения между психическими и нервными процессами в конкретном организме). Психофизиологический параллелизм, психофизиологическая идентичность, психофизиологическое взаимодействие. Проблема единиц анализа психики. Проблема биологического и социального в психологии. Методологические принципы психологической науки. Принцип детерминизма в психологии (предмеханический, механический, биологический, психический, макросоциальный, микросоциальный, системный). Атомизм. Элементаризм. Сенсуализм. Ассоцианизм. Принцип отражения. Принцип единства сознания и деятельности. Принцип развития. Формы, ход, специфика, условия, источники и движущие силы развития психики человека. Принцип системности (Б.Ф. Ломов). Принцип субъекта в отечественной психологии. Основные критерии качеств личности как субъекта (по К.А. Абульхановой). Методы исследования в психологической науке. Метод научного познания: сущность, содержание, основные характеристики. Виды научных результатов (единичный факт, эмпирическое обобщение, модель, закон, закономерность, теория). Описание и объяснение в психологии. Открытие законов. Классификация методов психологического исследования (С.Л. Рубинштейн, Б.Г. Ананьев, В.И. Слободчиков и Е.И. Исаев, А.Р. Лурия, Г.Д. Пирьов, М.В. Мэтлин). Герменевтический метод. Б.М. Теплов о художественной литературе как методе психологического исследования. Наблюдение и эксперимент. Date: 2015-09-24; view: 942; Нарушение авторских прав |