Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 1. Общее представление о психологии как науке и практике





Происхождение психологии как науки. Значение термина «психология». Древнегреческий миф об Амуре и Психеи. Символ психологии. С.Л. Рубинштейн о развитии психологической науки. Современное понимание психологии как науки о закономерностях возникновения, развития и функционирования психики в различных ее формах. Необходимость психологического знания в современной жизни. Задачи изучения дисциплины.

Способы познания объективной и субъективной реальности человека. Источники психологических знаний. Обыденное, религиозное, художественное и научное познание человеком себя и мира. Художественная литература как источник психологических знаний. Психологизм в художественной литературе. (Н.Е. Осипов, Н.Я. Грот, И.А. Сикорский, В.М. Бехтерев). Психологическое наследие Л.Н. Толстого и Ф.М. Достоевского. Сходство и различие способов познания человеком себя и мира. Житейская и научная психология.

Специфика научного психологического познания человеком себя и мира. Общее представление о научной психологии как исторически развивающейся системе знаний и способов их получения. Внешние и внутренние факторы развития психологической науки. Многообразные отношения человека с миром (природа, общество, культура, техника, космос). Концептуальные представления о месте человека в мире (космоцентризм, природоцентризм, теоцентризм, социоцентризм, антропоцентризм, знаниецентризм). Идеи антропоцентризма и гуманизма в психологии. Рассмотрение и познание человека в его особых, специфических качествах, отличающих его ото всех остальных живых существ. Психологический анализ этих качеств (разум, свобода, смыслы, Я, жизненный путь, судьба, потребности). Соотношение человеческого рода со всем внечеловеческим (растительный и животный мир, мир космоса). Специфика психологического познания: человек как субъект и объект познания. Исследование внутренней и внешней психической деятельности человека. Изучение внутреннего, произведенного человеком мира. Соотношение внешнего объективного мира и субъективной реальности человека. Критерии научного психологического познания.

Место психологии в системе наук. Развитие классификационных схем науки и психология (Платон, Аристотель, Д. Дидро, К.А. Сен-Синон, Г. Гегель, О. Конт, Д. Ст. Милль, Г. Спенсер, Г. Риккерт, В. Дильтей). Основания разделения наук. Возрастающее многообразие научных подходов. Особенности развития современной науки по Б.Г. Ананьеву (превращение проблемы человека в общую проблему всей науки, возрастающая дифференциация научного изучения человека, тенденция к объединению различных наук). Комплексное изучение человека. Историческая миссия психологии как интегратора всех сфер человекознания. Классификация наук по Б.М. Кедрову, его дискуссия с Ж. Пиаже. Фундаментальная и прикладная психология. Психология как естественно-научная и гуманитарная дисциплина. М. Бунге о месте психологии на шкале социальных и биологических наук. Б.Г. Ананьев о системе человекознания. Науки, изучающие человека как биологический объект. Науки, изучающие социогенез человека. Науки, изучающие взаимодействие человека с природой. Взаимосвязь психологии с другими науками. Смежность наук. Функции психологии в системе современного научного знания.

Отрасли психологии и основные психологические подходы. Разработка критериев формирования отраслей психологии (Б.Г. Ананьев, В.Ф. Ломов, А.Ф. Лазурский). Отрасли, изучающие психологические особенности конкретных видов деятельности (психология труда, инженерная, авиационная, космическая, спорта, искусства, военная, юридическая, медицинская, педагогическая). Отрасли, изучающие психического развитие личности в процессе жизни (психология развития и возрастная психология, сравнительная психология, специальная психология). Отрасли, изучающие социально-психологические явления и процессы (социальная психология, политическая, этническая, рекламы, конфликта, связей с общественностью). Статус акмеологии. Основные психологические подходы (поведенческий, когнитивный, биологический, социальный, эволюционный, гуманистический)

Основные задачи и структура общей психологии. Накопление эмпирических материалов. Установление закономерностей психологических явлений. Выявление механизмов реализации установленных законов. Практическая реализация научных достижений психологии. Л.С. Выготский об общей психологии как философии психологии. А.Ф. Лазурский о психологии как точной науке. Структура современной общей психологии (введение, психология субъекта деятельности, психология субъекта познания).

Соотношение психологической науки и практики. Проблемы соотношения психологической науки и практики (Л.С. Выготский, Ф.Б. Василюк, И.М. Сеченов). Психологическая практика по Л.С. Выготскому (психотехника, психиатрия, детская криминальная психология). Психологическая практика как самостоятельная практическая деятельность психолога, который стремится удовлетворить жизненно значимые потребности заказчика. Психологическая практика как социальная среда услуг (Ф.Е. Василюк). Психологическая практика как социокультурная организованность и практика как единица содержания психологического образования.

Круг задач, решаемых психологами в различных областях производственной, социальной и духовной жизни российского общества. Критерии классификации видов психологической практики (форма организации, область применения в социальной сфере, тип и место организации, методический инструментарий, форма использования психологических знаний в решении конкретных задач). Классификация психологических практик по С.В. Недбоевой. По социальной сфере применения психологических знаний (образовательная, юридическая, политическая, военная, экономическая, медицинская, космическая, спортивная, терапевтическая, эзотерическая, инженерная). По форме использования психологических знаний в решении конкретных задач (психодиагностика, психологическое консультирование, психологическая коррекция, психологическая служба, профотбор психологическая помощь, психологическое просвещение, психотерапия, психологическая оценка, психологическая защита, психологическое сопровождение). По типу и месту организации (профессиональное сообщество психологов, психологическая служба, психологические и психотерапевтические центры, «Телефон доверия», инновационные образовательные учреждения, центры повышения квалификации, центры психолого-педагогической и медико-специальной помощи). По методическому инструментарию (психодиагностические технологии, психоанализ, гештальтпсихология, НЛП, телесноориентированная терапия, психодрама, клиническая психология, логотерапия, психологический тренинг, аналитическая психология, трансперсональная психология, онтопсихология). По форме организации (индивидуальные, групповые, массовые). Зависимость … и продуктивности психологических практик от уровня развития психологической теории. Причины проявления новых видов психологических практик.

Date: 2015-09-24; view: 882; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию