Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Тема 7. Возникновение, историческое развитие и структура сознания личности
Общее представление о сознании. Междисциплинарный подход к проблеме сознания личности. Причины растущего интереса различных наук к исследованию явлений сознания. Исторический, философский, психофизиологический, психоэволюционный, биосоциальный и методологический аспекты исследования сознания. Понятие сознания личности. Сознание как поток текущих впечатлений, образов, мыслей и чувств (У. Джеймс). Свойства сознания как потока. Сознание как совокупность сознаваемых состояний (В.Вундт). Модель сознания по В. Вундту. Представления о сознании Э. Титченера. Сознание как результат огромного напряжения энергии, связываемой биомолекулами мозгового вещества (В.М. Бехтерев). Сознание как особое качество формы отношения между организмом и средой (М.Я. Басов). Закон осознания (Э. Клапаред). Закон сознательного развития (Э. Клапаред). Сознание – связной организации психических процессов (З. Фрейд), ведет свой ряд от бессознательной психики (К. Юнг). Сознание как мозаика состояний (Ж. Годфруа). Сознание как высшая форма психики (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, Б.Г. Ананьев, К.А. Абульханова, Л.С. Выготский, В.П. Зинченко). Сознание как особая способность к отражению действительности и имеющие отличительные признаки: 1) высшая функция мозга, свойственная только человеку, реализуемая с помощью механизмов речи, состоящая в регуляции действий и оценки их результатов (А.Г. Спиркин). Сознание – интегратор психических процессов свойств и состояний человека. Сознание – это множество психических состояний, которые способен переживать человек (В.И. Панов). Единство сознания и деятельности. Сознание как идеальная реальность (Э.В. Ильенков). «Двухсубъектность» сознания. Сознание как жизненная способность личности (К.А. Абульханова). Сознание как способность личности отдавать ясный отчет о происходящем. Сознание и переживание (Ф.Е. Василюк). Эмпирические характеристики сознания (пространственная, временная, информационная, энергетическая). Классификация форм, видов и типов сознания. Проблема оснований для классификации форм, видов и типов сознания. Формы сознания (К.К. Платонов, Е.В. Шорохова, М.О. Герцберг, В.М. Бехтерев, Г.В. Акопов, В.Л. Райков, В.М. Петренко. Типы и виды сознания (В.И. Молчанов, А.А. Брудный, Л.Н. Столович, В.В. Рубцов, В.П. Зинченко, В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев, Ф.Е. Василюк, М.М. Бахтин). Модальности сознания (Е.В. Улыбина, Ф.Е. Василюк, В.А. Ганзен). Структура сознания личности. Структурный анализ и проблема параметров сознания (центр сознания, периферия, объем, порог, непрерывность потока). Статистические и динамические модели сознания личности. Л.С. Выготский о смысловом строении сознания. Сознание как проблема структуры поведения (Л.С. Выготский). Структура сознания как единство трех его элементов: чувственной ткани, значений и личностного смысла. (А.Н. Леонтьев). Структурные компоненты сознания по (С.Л. Рубиншнейну, А.Г. Спиркину, А.В. Петровскому, В.П. Зинченко, К.К. Платонову). Модель структурно – функциональной организации сознания (В.А. Ганзен). Сознание по своей «психологической» структуре совпадает с психическим состоянием, это системное единство восприятия, переписывания и поведения человека (В.И. Панов). К. Уилбер о спектре сознания (уровень ума, трансперсональные полосы, экзистенциональный уровень, уровень Эго, уровень Тени). Р. Ассаджиоли о месте сознания в структуре психики. Дальнейшая разработка проблемы структуры и единиц сознания. Функции и свойства сознания личности. Способность человека выходить за пределы своего одиночного существования нести ответственность за содеянное, ставить перед собой задачи, способность к рефлексии (С.Л. Рубинштейн). Жизненный смысл сознания по А.Г. Спиркину (преобразующая деятельность, верно ориентироваться в мире, утверждать себя в нем, познавать мир). Основные функции по К.К. Платонову (регуляторная, познавательная, оценочная). В.С. Ротенберг, В.М. Аллахвердов и В.А. Якунин о функциях и свойствах сознания. Происхождение и развитие сознания личности в фило- и онтогенезе. Необходимость возникновения сознания в онтогенезе. Предпосылки условия и факторы развития личности в филогенезе. Социальные факторы возникновения сознания. Роль трудовой деятельности в формировании сознания. Её особенности: социальность, орудийная опосредованность, продуктивность. Биологические предпосылки развития сознания и трудовой деятельности человека в филогенезе. Возникновение сознания как специфически человеческого способа отражения действительности. Сознание современного человека – продукт постепенного сложного процесса развития познавательной преобразовательной деятельности всех предшествовавших поколений. Концепции возникновения сознания (Г. Спенсер, Э. Дюркгейм, Л. Леви-Брюль, Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн). Концепция первобытного сознания Л. Леви-Брюля. Поэтапный переход в онтогенезе от низших форм сознания к высшим. Этапы развития сознания в онтогенезе (В.М. Бехтерев). Л.С. Выготский о развитии сознания в фило – и онтогенезе. Соотношение сознания и самосознания в онтогенезе (В.М. Бехтерев, В.Л. Рубинштейн, И.М. Сеченов, Б.Г. Ананьев, П.Р. Чамата). Динамика сознания. Переменчивость бытия человека. Диагноз осознаваемого (Я-Ты-Мы-Они). Процесс сознания. Сознание и язык личности. Происхождение и развитие языка в трудовой деятельности. Язык как условие возникновения сознания личности. Язык как система кодов (А.Р. Лурия). Язык удваивает воспринимаемый человеком мир. Функции языка в развитии сознания по А.Р. Лурии (выделение предметов внешнего мира, абстракции и обобщения, средство для передачи информации). Значение языка для сознания и формирования психических процессов. Язык перестраивает процессы восприятия внешнего мира и создает новые законы этого восприятия, памяти, воображения, эмоциональных переживаний человека под влиянием языка. Язык как «вторая сигнальная система действительности» (И.П. Павлов). Пластичность и управляемость процессов сознательной деятельности человека. Измененные состояния сознания. Континуум уровней изменности сознания (по В.В. Козлову), Классификация изменных состояний сознания (В.В. Кардалш). Трансовые состояния сознания. Психические состояния сознания. Условия возникновения ресурсных состояний сознания («вызовы» ситуаций, структура деятельности, интенсивная и устойчивая концентрация внимания на ограниченном стимульном поле). Причины измененных состояний сознания. У. Джеймс об особых состояниях сознания. Особенности измененных состояний сознания по Э. Бургиньону (изменения в психических процессах, потеря ощущения времени, контроля; сужение или расширение границ «Я», сверхвнушаемость). Галлюцинаторный транс и истерический транс. Функции измененных состояний сознания. Высшие переживания гармонии и целостности личностью (Л.Н. Толстой, Ф.М. Достоевский, А. Маслоу, К. Роджерс). Психотерапия личности в измененных состояниях сознания. Гипноз. Практика медитаций. Способы вхождения с измененные состояния сознания. Практика психотерапии личности в измененных состояниях сознания (В.В. Козлов). Date: 2015-09-24; view: 685; Нарушение авторских прав |