Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Практическое задание





В центре листа нарисуйте солнце, а в центре солнечного круга – крупная буква «Я». Запишите продолжение незаконченных предложений на «лучах солнца».

Предложения:

· Мое любимое занятие…

· Мой любимый цвет…

· Лучше всего я умею…

· У меня есть способность к…

· Моя любимая одежда…

· Когда я сержусь, я…

 

Какие образы Я актуализируются легче, какие труднее?

Какими эмоциями сопровождается актуализация отдельных образов Я?

Каковы роль и значение такой подструктуры, как мое в Я-концепции личности?

С целью выявления особенностей образа Я проведите самодиагностику, используя тест интерперсональной диагностики Т.Лири, методику «КтоЯ?» М. Куна и Т. Макпартленда и методику Р.Циллера. На основе анализа полученных результатов кратко опишите выявленные особенности в представлениях о себе, своем идеальном Я, осознания социальных ролей. Какие выводы можно сделать?

Предложенные методики можно найти в следующих источниках:

· Иващенко А.В., Агапов В.С., Барышникова И.В. Методики изучения Я-концепции личности. – М., 2000.

· Шайденкова Т.Н, Фельдман И.Л., Пазухина С.В. Развитие профессионального самопознания учителя начальных классов: программа и методики эмпирического исследования. – Тула, 2009.

· Практикум по гендерной психологии / Под ред. И.С. Клёциной. – СПб., 2003.

Обратите внимание на работу:

· Чудова Н.В. Мифологическая составляющая образа «Я» // Психологический журнал. 1999. Т.20. №5. С. 45-50.


Вопросы для самопроверки

1. Перечислите основные подходы ученых к пониманию самосознания личности.

2. Какие существуют подходы в отечественной психологии к структурированию самосознанию.

3. Охарактеризуйте структуру самосознания по В.С. Мерлину.

4. Перечислите компоненты структуры самосознания по В.С. Мухиной.

5. Осуществите структурный анализ Я-концепции.

6. Раскройте понятие «Я-концепции».

7. Охарактеризуйте взгляды В.В. Столина на строение самосознания самоотношения.

8. Охарактеризуйте строение самосознания по И.И. Гесноковой.

9. Каковы функции основных компонентов структуры Я-концепции?

10. Какую роль играет Я-коцепция в структуре личности?

11. Каково соотношение между понятиями «Образ Я» и «Я-концепция»?

12. Раскройте содержание понятие «Мое» в концепции У. Джемса.

13. Перечислите особенности развития Я-концепции в младенчестве.

14. Дайте определение самооценки и уровню притязаний.

15. Выделите критерии самосознания.

16. Охарактеризуйте психологические механизмы самосознания личности.

17. Сравните понятия «самость» и «идентичность».

18. Какие психологические теории Я-концепции личности Вы знаете?

19. Что такое «профессиональная Я-концепция»?

20. Назовите этапы развития Я-концепции.

21. Что понимается под «самоутверждением», «самореализацией» и «самосовершенствованием»?


Рекомендуемая литература

1. Абульханова К.А. Стратегия жизни. – М., 1991

2. Агапов В.С. Профессиональное Я кадров управления: содержание у пути развития. – М., 2005

3. Агапов В.С. Акмеологическое становление Я-концепции руководителя. – М., 2008

4. Агапов В.С., Егунова Е.В. Типология структурной интеграции сознания личности. – М., 2008

5. Барский Ф.И. Личность как черты и как нарратив: возможности уровневых моделей индивидуальности. // Методология и история психологии. 2008. Т.3. Вып.3. Июль-сентябрь. С. 93-105

6. Бассин Ф.В. О силе «Я» и психологической защите. // Самосознание и защитные механизмы личности. Хрестоматия. / Сост. Д.Я. Райгородский, - Самара, 2000. – С. 3-12

7. Белопольская Н.Л., Иванова С.Р., Свистунова Е.В., Шафирова Е.И. Самопознание проблемных подростков. – М., 2007

8. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. – М., 1986

9. Бернс Р. Я-концепция и Я-образы // Самосознание и защитные механизмы личности. Хрестоматия. / Сост. Д.Я. Райгородский. – Самара, 2000. – С. 133-219

10. Бодалев А.А. О психологическом понимании Я человека. // Мир психологии, 2002. №2 (30). С. 12-17

11. Вахромов Е.Е. Проблема человека: самость и Я в психологии. // Мир психологии, 2002. №2 (30). С.30-44

12. Горбов Ф.Д. Я – второе Я. – М., Воронеж, 2000

13. Госвами А. Самосознающая вселенная. Как сознание создаёт материальный мир. – М., 2008.

14. Гофман И. Представление себя другим в повседневной жизни. – М., 2000.

15. Деркач А.А. Акмеологические основы развития профессионала. – М., Воронеж, 2004

16. Джемс У. Личность. // Психология самосознания. Хрестоматия. / Сост. Д.Я. Райгородский. – Самара, 2000. – С. 7-44


17. Ежов И.В. Сущность и границы «духовного Я» как субъекта духовно-нравственного самосознания личности. // Мир психологии. 2008. №3 (55). С. 75-88

18. Зенько Ю.М. Основы христианской антропологии и психологии. – СПб., 2007. – С. 320-324 («Я», самость)

19. Иванников В.А. Основы психологии. Курс лекций. – СПб., 2010.

20. Иващенко А.В., Агапов В.С., Баришникова И.В. Проблемы Я-концепции личности в отечественной психологии // Мир психологии. 2002. №2 (30). С. 17-30

21. Кон И.С. В поисках себя: личность и её самосознание. – М., 1984

22. Кон И.С. Проблема «Я» в психологии. // Психология самосознания. Хрестоматия. / Сост. Д.Я. Райгородский. – Самара, 2000. – С. 45-96

23. Кон И.С. Психология самосознания. // Психология самосознания. Хрестоматия. / Сост. Д.Я. Райгородский.- Самара, 2000. – С. 97-122

24. Коростылева Л.А. Психология самореализации личности: затруднения в профессиональной сфере. – СПб., 2005

25. Лапланш Ж., Панталис Ж.-Б. Категория «Я» в психологии // Самосознание и защитные механизмы личности. Хрестоматия. / Сост. Д.Я. Райгородский. – Самара, 2000. – С. 34-50

26. Лэнг Р. Расколотое «Я». – СПб., 1995. – С. 110-126 (Самосозание)

27. Лэнг Р. Самосознание. // Самосознание и защитные механизмы личности. Хрестоматия. / Сост. Д.Я. Райгородский. – Самара, 2000.– С. 51-65

28. Макадамс Д.П. Психология жизненных историй // Методология и история

29. Маркин В.Н. «Я» как личностная характеристика государственного служащего // Имидж госслужбы: Сб. научных трудов. – М., 1996. – С. 123-142

30. Мерлин В.С. Психология индивидуальности. – М., Воронеж, 1996

31. Михайлов Ф.Т. Сознание и самосознание. // Философские науки. 1990. №6. С. 8-17

32. Моросанова В.и., Аронова Е.А. Самосознание и саморегуляция поведения. – М., 2007

33. Налчаджян А.А. Этнопсихология. – СПб., 2004. – С. 276-339 (Глава 3. Этическое самосознание)

34. Платонов К.К. Занимательная психология. – М., 2011.

35. Психология самосознания. Хрестоматия. / Сост. Д.Я. Райгородский. – Самара, 2000

36. Психология Я-концепции: возрастные особенности развития. Хрестоматия. / Сост. А.В. Иващенко, В.С. Агапов, И.В Барышникова. – М., 2002

37. Психология Я-концепции: профессиональные особенности развития. Хрестоматия. / Сост. А.В. Иващенко, В.С. Агапов, И.В Барышникова. – М., 2002

38. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб., 1999. – С. 634-644 (Самосознание личности и ее жизненный путь)

39. Рубинштейн С.Л. Человек и мир. – М., 1997

40. Самосознание и защитные механизмы личности. Хрестоматия. / Сост. Д.Я. Райгородский. – Самара, 2000

41. Селюч М.Г. Системная концепция творческого Я руководителя образовательного учреждения. – М., 2008

42. Славская А.Н. Я – эгоцентризм или зависимость? Индивидуализм или взаимозависимость? Одиночество или самодостаточность? // Мир психологии. 2002. №2 (30). С. 44-53

43. Солдатова Г.У. Этническая идентичность. // Психология самосознания. Хрестоматия. / Сост. Д.Я. Райгородский. – Самара, 2000. – С. 656-667

44. Столик В.В. Самосознание личности. – М., 1983

45. Харламенкова Н.Е. Самоутверждение подростка. – М., 2007

46. Чеснокова И.И. Проблема самосознания в психологии. – М., 1977

47. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. – М., 1996

48. Эриксон Э. Идентичность. Теоретическая интерлюдия // Психология самосознания. Хрестоматия. / Сост. Д.Я. Райгородский. – Самара, 2000. – С.493-516

49. Эриксон Э. Идентичность. // Психология самосознания. Хрестоматия. / Сост. Д.Я. Райгородский. – Самара, 2000. – С. 517-533

50. Юнг К. Эон. – М., 2009. – С. 41-58 (IV. Самость), С. 59-97 (V. Христос, символ самости)








Date: 2015-09-24; view: 748; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию