Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Практическое задание
В центре листа нарисуйте солнце, а в центре солнечного круга – крупная буква «Я». Запишите продолжение незаконченных предложений на «лучах солнца». Предложения: · Мое любимое занятие… · Мой любимый цвет… · Лучше всего я умею… · У меня есть способность к… · Моя любимая одежда… · Когда я сержусь, я…
Какие образы Я актуализируются легче, какие труднее? Какими эмоциями сопровождается актуализация отдельных образов Я? Каковы роль и значение такой подструктуры, как мое в Я-концепции личности? С целью выявления особенностей образа Я проведите самодиагностику, используя тест интерперсональной диагностики Т.Лири, методику «КтоЯ?» М. Куна и Т. Макпартленда и методику Р.Циллера. На основе анализа полученных результатов кратко опишите выявленные особенности в представлениях о себе, своем идеальном Я, осознания социальных ролей. Какие выводы можно сделать? Предложенные методики можно найти в следующих источниках: · Иващенко А.В., Агапов В.С., Барышникова И.В. Методики изучения Я-концепции личности. – М., 2000. · Шайденкова Т.Н, Фельдман И.Л., Пазухина С.В. Развитие профессионального самопознания учителя начальных классов: программа и методики эмпирического исследования. – Тула, 2009. · Практикум по гендерной психологии / Под ред. И.С. Клёциной. – СПб., 2003. Обратите внимание на работу: · Чудова Н.В. Мифологическая составляющая образа «Я» // Психологический журнал. 1999. Т.20. №5. С. 45-50. Вопросы для самопроверки 1. Перечислите основные подходы ученых к пониманию самосознания личности. 2. Какие существуют подходы в отечественной психологии к структурированию самосознанию. 3. Охарактеризуйте структуру самосознания по В.С. Мерлину. 4. Перечислите компоненты структуры самосознания по В.С. Мухиной. 5. Осуществите структурный анализ Я-концепции. 6. Раскройте понятие «Я-концепции». 7. Охарактеризуйте взгляды В.В. Столина на строение самосознания самоотношения. 8. Охарактеризуйте строение самосознания по И.И. Гесноковой. 9. Каковы функции основных компонентов структуры Я-концепции? 10. Какую роль играет Я-коцепция в структуре личности? 11. Каково соотношение между понятиями «Образ Я» и «Я-концепция»? 12. Раскройте содержание понятие «Мое» в концепции У. Джемса. 13. Перечислите особенности развития Я-концепции в младенчестве. 14. Дайте определение самооценки и уровню притязаний. 15. Выделите критерии самосознания. 16. Охарактеризуйте психологические механизмы самосознания личности. 17. Сравните понятия «самость» и «идентичность». 18. Какие психологические теории Я-концепции личности Вы знаете? 19. Что такое «профессиональная Я-концепция»? 20. Назовите этапы развития Я-концепции. 21. Что понимается под «самоутверждением», «самореализацией» и «самосовершенствованием»? Рекомендуемая литература 1. Абульханова К.А. Стратегия жизни. – М., 1991 2. Агапов В.С. Профессиональное Я кадров управления: содержание у пути развития. – М., 2005 3. Агапов В.С. Акмеологическое становление Я-концепции руководителя. – М., 2008 4. Агапов В.С., Егунова Е.В. Типология структурной интеграции сознания личности. – М., 2008 5. Барский Ф.И. Личность как черты и как нарратив: возможности уровневых моделей индивидуальности. // Методология и история психологии. 2008. Т.3. Вып.3. Июль-сентябрь. С. 93-105 6. Бассин Ф.В. О силе «Я» и психологической защите. // Самосознание и защитные механизмы личности. Хрестоматия. / Сост. Д.Я. Райгородский, - Самара, 2000. – С. 3-12 7. Белопольская Н.Л., Иванова С.Р., Свистунова Е.В., Шафирова Е.И. Самопознание проблемных подростков. – М., 2007 8. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. – М., 1986 9. Бернс Р. Я-концепция и Я-образы // Самосознание и защитные механизмы личности. Хрестоматия. / Сост. Д.Я. Райгородский. – Самара, 2000. – С. 133-219 10. Бодалев А.А. О психологическом понимании Я человека. // Мир психологии, 2002. №2 (30). С. 12-17 11. Вахромов Е.Е. Проблема человека: самость и Я в психологии. // Мир психологии, 2002. №2 (30). С.30-44 12. Горбов Ф.Д. Я – второе Я. – М., Воронеж, 2000 13. Госвами А. Самосознающая вселенная. Как сознание создаёт материальный мир. – М., 2008. 14. Гофман И. Представление себя другим в повседневной жизни. – М., 2000. 15. Деркач А.А. Акмеологические основы развития профессионала. – М., Воронеж, 2004 16. Джемс У. Личность. // Психология самосознания. Хрестоматия. / Сост. Д.Я. Райгородский. – Самара, 2000. – С. 7-44 17. Ежов И.В. Сущность и границы «духовного Я» как субъекта духовно-нравственного самосознания личности. // Мир психологии. 2008. №3 (55). С. 75-88 18. Зенько Ю.М. Основы христианской антропологии и психологии. – СПб., 2007. – С. 320-324 («Я», самость) 19. Иванников В.А. Основы психологии. Курс лекций. – СПб., 2010. 20. Иващенко А.В., Агапов В.С., Баришникова И.В. Проблемы Я-концепции личности в отечественной психологии // Мир психологии. 2002. №2 (30). С. 17-30 21. Кон И.С. В поисках себя: личность и её самосознание. – М., 1984 22. Кон И.С. Проблема «Я» в психологии. // Психология самосознания. Хрестоматия. / Сост. Д.Я. Райгородский. – Самара, 2000. – С. 45-96 23. Кон И.С. Психология самосознания. // Психология самосознания. Хрестоматия. / Сост. Д.Я. Райгородский.- Самара, 2000. – С. 97-122 24. Коростылева Л.А. Психология самореализации личности: затруднения в профессиональной сфере. – СПб., 2005 25. Лапланш Ж., Панталис Ж.-Б. Категория «Я» в психологии // Самосознание и защитные механизмы личности. Хрестоматия. / Сост. Д.Я. Райгородский. – Самара, 2000. – С. 34-50 26. Лэнг Р. Расколотое «Я». – СПб., 1995. – С. 110-126 (Самосозание) 27. Лэнг Р. Самосознание. // Самосознание и защитные механизмы личности. Хрестоматия. / Сост. Д.Я. Райгородский. – Самара, 2000.– С. 51-65 28. Макадамс Д.П. Психология жизненных историй // Методология и история 29. Маркин В.Н. «Я» как личностная характеристика государственного служащего // Имидж госслужбы: Сб. научных трудов. – М., 1996. – С. 123-142 30. Мерлин В.С. Психология индивидуальности. – М., Воронеж, 1996 31. Михайлов Ф.Т. Сознание и самосознание. // Философские науки. 1990. №6. С. 8-17 32. Моросанова В.и., Аронова Е.А. Самосознание и саморегуляция поведения. – М., 2007 33. Налчаджян А.А. Этнопсихология. – СПб., 2004. – С. 276-339 (Глава 3. Этическое самосознание) 34. Платонов К.К. Занимательная психология. – М., 2011. 35. Психология самосознания. Хрестоматия. / Сост. Д.Я. Райгородский. – Самара, 2000 36. Психология Я-концепции: возрастные особенности развития. Хрестоматия. / Сост. А.В. Иващенко, В.С. Агапов, И.В Барышникова. – М., 2002 37. Психология Я-концепции: профессиональные особенности развития. Хрестоматия. / Сост. А.В. Иващенко, В.С. Агапов, И.В Барышникова. – М., 2002 38. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб., 1999. – С. 634-644 (Самосознание личности и ее жизненный путь) 39. Рубинштейн С.Л. Человек и мир. – М., 1997 40. Самосознание и защитные механизмы личности. Хрестоматия. / Сост. Д.Я. Райгородский. – Самара, 2000 41. Селюч М.Г. Системная концепция творческого Я руководителя образовательного учреждения. – М., 2008 42. Славская А.Н. Я – эгоцентризм или зависимость? Индивидуализм или взаимозависимость? Одиночество или самодостаточность? // Мир психологии. 2002. №2 (30). С. 44-53 43. Солдатова Г.У. Этническая идентичность. // Психология самосознания. Хрестоматия. / Сост. Д.Я. Райгородский. – Самара, 2000. – С. 656-667 44. Столик В.В. Самосознание личности. – М., 1983 45. Харламенкова Н.Е. Самоутверждение подростка. – М., 2007 46. Чеснокова И.И. Проблема самосознания в психологии. – М., 1977 47. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. – М., 1996 48. Эриксон Э. Идентичность. Теоретическая интерлюдия // Психология самосознания. Хрестоматия. / Сост. Д.Я. Райгородский. – Самара, 2000. – С.493-516 49. Эриксон Э. Идентичность. // Психология самосознания. Хрестоматия. / Сост. Д.Я. Райгородский. – Самара, 2000. – С. 517-533 50. Юнг К. Эон. – М., 2009. – С. 41-58 (IV. Самость), С. 59-97 (V. Христос, символ самости) Date: 2015-09-24; view: 748; Нарушение авторских прав |