Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Задачи и упражнения. 1. Что образует внутренний мир личности?





1. Что образует внутренний мир личности?

«Будучи отражением бытия, создание (и общественное, и индивидуальное) не является его прямым «сколком». Нельзя представлять себе дело так, что в каждый текущий момент сознание точно ему и соответствует. Это – не тень, прямым образом, однозначно повторяющая бытие. Сознание «совпадает» с бытием лишь в глобальном масштабе.

В процессе развития индивида формируется внутренняя связность его сознания. Своеобразная, «собственная логика». Идеальная форма отражения дает субъекту относительную независимость от непосредственного момента. Его поведение в каждый данный момент определяется не только этим моментом, но также предшествующей историей и представлениями о будущем, замыслами, целями, помыслами, воспоминаниями, представлениями о принципах поведения, мировоззрением и т.д. Все это в целом образует то, что принято называть «внутренним миром» личности. Нужно отметить, что понятие «внутренний мир» иногда считается якобы несовместимым с понятием отражения. Однако в действительности он выступает именно как отражение, но сложно организованное, «накопленное» в течение жизни, включающее многие уровни глубины и полноты осознаваемого и неосознаваемого, эмпирических и теоретических обобщений и т.д., именно внутренний мир характеризует уникальность каждой личности, ее своеобразие. Это своеобразие проявляется в более простых феноменах отражения лишь в той мере, в которой они связаны с внутренним миром личности.

Все основные характеристики индивидуального сознания: актуальность, идеальная форма отражения, рефлексивность и внутренняя связность – формируются и развиваются в процессе жизни индивида в обществе. Раскрыть объективные законы, которым подчиняется индивидуальное сознание (и внутренний мир личности), можно только на пути изучения развития индивида в обществе как действительного субъекта деятельности, общения и познания» (Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. – М., 1999. С. 143).

2. Какая проблема для науки обозначена К.А. Абульхановой?

«Социологи говорят об амбивалентности современного общественного сознания, о том, что в нем одновременно и параллельно сосуществуют и патерналистские установки (требование государственной заботы и опеки), и потребность освободиться от давления, контроля, ограничений государства. Это квалифицируется как «расщепленность» общественного сознания. Представляется, что дело обстоит намного сложнее. Уже не существует того единого «надстроечного», пронизанного идеологией общественного сознания. Общество дифференцировалось на страты, каждая из которых имеет свою психологию. Можно предполагать, что для общности, которая сегодня представляет обнищавший русский народ, ее «скрепами» являются не социальные связи, а бессознательный архетип (по Юнгу), воплотивший исторически сложившийся способ выживания, чувствования, верования. Проблема же – и теоретическая, и жизненная – состоит в следующем: как может быть высвобожден и проявить стойкость этот глубинный слой, если каждый оказался в одиночестве? Произошло отчуждение, всю меру которого нам не удалось постичь. Как бы не был формален, навязан и конструктивно неорганизован коллективизм, он был адекватен коллективному характеру российской психологии. В нем не нашлось места проявлению (не говоря о свободе) личности. Поэтому каждый выработал свой способ участия в коллективе – одни на основе ответственности, другие – безответственности. Социализм создал фантастический синтез добровольного принуждения к труду и такого же принуждения к коллективизму. Свобода и насилие сошлись на таком немыслимо узком человеческом пространстве, именуемом личность, которое исключало какую бы то ни было возможность их сосуществования. И все же эта возможность была российской личностью найдена, выработана, открыта. И этот личностный опыт – в отличие от опыта исторического – никогда не был понят, осмыслен и даже замечен ни наукой. Ни философией». (Абульханова К.А. Российская проблема свободы, одиночества и смирения // Психологический журнал. 1999. Т.20. №5. С.9)

3. Почему туземцы не видели и не слышали самолетов?

«Не все переживаемые события доводятся до уровня сознания, а только те. Которые могут быть поставлены в соответствие с личным опытом. Среди этнографов известна история об одном малазийском племени, в несколько сот человек, которое из-за горного обвала оказалось на века полностью изолированном от внешней цивилизации. Эти люди питались подножным кормом, охотились на мелкую дичь, строили хижины из подручного материала и таким образом получали все необходимое для выживания. Постепенно у них сложилась собственная Картина Мира: несложная мифология, зачатки культуры, обрядность и даже религия. Совсем недавно завал был расчищен, антропологи смогли проникнуть в этот «затерянный мир» и коммуникация возобновилась. И тут выяснился любопытный факт. На протяжении последних двух десятилетий дважды в день над заброшенной долиной на небольшой высоте пролетал пассажирский воздушный лайнер. При этом ни один из этих туземцев за всю свою жизнь ни разу не только не видел бороздившую небеса «железную птицу», но даже не слышал громоподобного рева его мощных двигателей. Самолет «отсутствовал» в их Картине Мира и поэтому не мог восприниматься сознанием этих отшельников вообще. Таким образом, то, что выпадает из привычного контекста, не имеет возможности встроиться в общую картину – пропускается мимо ушей, мимо глаз и… забывается». (Грановская Р.М. Психология в примерах. – СПб., 2002. – С. 126).

4. Выделите основные аспекты соотношения бытия и сознания человека по С.Л. Рубинштейну.

«Человек находится внутри бытия, а не только бытие внешне его сознанию. В этом смысле бытие обступает нас со всех сторон, и нам из него никуда «не уйти». Мир бытия, в котором мы находимся, - это его непосредственная данность, неотступность, со всех сторон нас объемлющая, его неотменяемость… При этом необходимо определение понятия «мир». Мир- это общающаяся друг с другом совокупность людей и вещей, точнее, совокупность вещей и явлений, соотнесенных с людьми. Иными словами, мир есть организованная иерархия различных способов существования, точнее, сущих с различным способом существования. В этой характеристике определяющим является человеческий общественный способ существования…

Вселенная с появлением человека – это осознанная, осмысленная Вселенная, которая изменяется действиями в ней человека...Сама вселенная – это уже не абстракция ее объективного бытия, она охватывает. Включает в себя и человека, его сознание, его бытие в качестве осознанной осмысленной объективности. Таким образом осознанность и деятельность выступают как новые способы существования в самой Вселенной. А не чуждая ей субъективность моего сознания…

Человек должен быть взят внутри бытия, в своем специфическом отношении к нему. Как субъекту познания и действия, как субъект жизни…» (Рубинштейн С.Л. Человек и мир. – М.,1997. – С. 9-10. 63-64)

«Сознание – предпосылка и результат процессов осознания мира человеком. Бытие в целом включает в себя и познающего субъекта… Наличие сознания и действия есть фундаментальная характеристика человеческого способа существования в мире. Здесь выступают и включенность человека в цепь причин и следствий, зависимость человека от условий жизни их зависимость от его деятельности. Своеобразное отношение человека к миру связано с наличием у него сознания. Человек выступает как часть бытия, сущего, осознающая в принципе все бытие…

Жизнь – это процесс, в котором объективно участвует сам человек. Основной критерий его отношения к жизни – строительство в себе и в других новых, все более совершенных внутренних, а не только внешних форм человеческой жизни и человеческих отношений… Содержательный мир внутри человека есть результат его жизни и деятельности…

Таково само бытие в его становлении и разрушении, включающее человека как сущее, осознающее мир и самое себя и потому способное изменить бытие. Бесконечно выйти за его пределы. Таков человек как часть бытия, как единственное существо, охраняющее свою единичность и поднимающееся до всеобщности. Отсюда утверждение бытия человека как бытия все более высокого плана, все большего внутреннего богатства, возникающего из бесконечно многообразного и глубокого отношения человека к миру и другим людям, - вот основа основ. Смысл человеческой жизни – быть источником света и тепла для других людей. Быть сознанием Вселенной и совестью человечества. Быть центром превращения стихийных сил в силы сознательные. Быть преобразователем жизни, выкорчевывать из нее всякую скверну и непрерывно совершенствовать жизнь». (Рубинштейн С.Л. Человек и мир. – М., 1997. – С. 70-71, 111-113).

«Идея С.Л. Рубинштейна, что не сознание, а человек субъектом и преодоленное им замещение человека его сознанием открыли перспективу разрешения ряда подобных противоречий и главное – возможность развития новых философско-онтологических подходов к сознанию, его роли и функциям в психологии… Субъект вписан в мир в качестве эпицентра, центра его преобразования…» (Абульханова К.А. Сознание как жизненная способность личности // Психологический журнал. 2009. Т.30. №1. С.32-43).

5. Какие зависимости существуют между сознанием личности от ее социальной деятельности и образа жизни?

В процессе социальной деятельности личность не только усваивает и присваивает объекты природной и общественной среды, раскрывая для себя их общественный смысл и назначение, но и преобразует, в определенном смысле создает свою социальную среду, «опредмечивая свои сущностные силы», реализуя творческие силы разума.

Социальная деятельность (в онтогенезе и филогенезе) формирует в человеке способность к предварительному мысленному построению действий и предвидению их результатов – это планирующая функция сознания, связанная с постоянным поиском и выбором направления и наилучших форм жизнедеятельности, отвечающих интересам личности, с принятием решений на основе знаний условий действий.

Наконец, социальная деятельность личности невозможна без стимулирования и контролирования всех взаимоотношений человека с общественной и природной действительностью, сознание выполняет функцию контроля.

В известном смысле можно говорить и об оценивающей функции сознания, поскольку человек не только понимает окружающий мир, но и предпочтительно относится к определенным социальным ценностям, принимает их, ориентируется на определенные формы деятельности и отношений, на определенные идеалы, нормы, принципы, признает их личную (для себя) значимость или, напротив, отвергает. Эта функция связана с формированием определенных потребностей и вытекающих из них сознательных установок, субъективных отношений личности, влияющих как на восприятие действительности, так и на выбор и принятие решений, а следовательно, и на характер деятельности личности. Знание о тех или иных общественных ценностях и их личное признание могут при этом не совпадать и даже противоречить друг другу». (Буева Л.П. Социальная среда и сознание личности. – М., 1968. – С. 67-68).

«Чтобы найти эту психологическую характеристику сознания (имеется в виду исследование его содержательной стороны)… необходимо … исследовать зависимость сознания человека от образа его жизни, от его бытия… нужно рассмотреть, как складываются жизненные отношения человека в тех или иных общественных условиях и каково то особенное строение деятельности, которое данные отношения порождают. Нужно, далее, рассмотреть, как вместе с изменением строения деятельности человека меняется и внутреннее строение его сознания. Характеристика внутреннего строения и есть его психологическая характеристика». (Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. – М., 1966. – С. 221).

Date: 2015-09-24; view: 369; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию