Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Задачи и упражнения. 1. Почему нельзя сознание тождественности свести к «схеме тела»?





1. Почему нельзя сознание тождественности свести к «схеме тела»?

«При расстройстве сознания тождественности отчуждается вся личность. Чужими кажутся свои чувства, мысли, представления, вся психическая деятельность. Уже по одному этому сознание тождественности нельзя сводить к «схеме тела». Сознание тождественности есть результат есть результат интегративной деятельности всего сознания в целом». (Мерлин В.С. Психология индивидуальности. – М., Воронеж, 1996. – С. 282-283)

2. Представленная ниже шкала стадий нарушения сознания составлена А.А. Меграбяном на принципах, выдвинутых И.П. Павловым о динамическом взаимоотношении оптимальной зоны и зоны минимального возбуждения высших нервных процессов в коре больших полушарий. Какие закономерности обнаруживают приведенные семь стадий нарушения сознания?

«Шкала фазовых состояний, предложенная И.П. Павловым, имеет непосредственное отношение к нормальным и патофизиологическим механизмам различных стадий изменения сознания, - от полного выключения его нормального бодрствующего состояния. На этой основе нами предложена шкала переходов отдельных стадий нарушенного сознания.

При составлении схематической шкалы переходных состояний сознания в последовательном порядке мы исходим из наличия переходных фазовых состояний, наблюдаемых при засыпании, т.е. перехода от деятельного бодрствующего сознания к глубокому сонному торможению. Этот переход особенно демонстративно наблюдается при инсулинотерапии, во время которой в течение нескольких часов бодрствующее сознание больного через ряд промежуточных фазовых состояний переходит к полному его выключению.

Подобные переходы наблюдаются при самых различных психических заболеваниях. Однако каждому заболеванию свойственно качественно особые характерные для него переходы от одной стадии к другой самой различной длительности по времени зафиксированности, интенсивности и глубины. Эта динамика фазовых патологических состояний, по мнению И.П. Павлова, «открывает путь к пониманию очень многих явлений как нормальной, так и патологической высшей нервной деятельности».

В первой графе нашей шкалы отмечается нормальное бодрствующее сознание.

Во второй графе фазово-гипнотическое состояние сознания в непсихотической стадии, характерное для клинической картины деперсонализации, дереализации, навязчивости и др. В зоне оптимальной возбудимости – наличие фазовых явлений в первой сигнальной системе, борьба и возможность нормального адекватного коррегирования нарушенного психосенсориума со стороны относительно сохраненной второй сигнальной системы. В зоне пониженной возбудимости – легкая степень общей заторможенности индукционного характера. Умеренно выраженная расторможенность подкорковой области.

В третьей графе – фазово-гипнотическое состояние сознания в психической стадии, характерное для клинической картины параноидной шизофрении. В зоне оптимальной возбудимости наличие фазовых состояний парадоксального или ультрапарадоксального характера с изолированностью пунктов инертного раздражения или торможения в первой и второй сигнальной системах. Наличие возможности патологически неадекватной дифференцированной переработки (бредовой) искаженных данных первой сигнальной системы со стороны второй.

В результате возникновения патологических неадекватных доминантных системных образований с одновременным сосуществованием не доминирующих адекватных реальности системных образований наблюдается своеобразная двойная ориентированность с преобладанием бредового сознания. В зоне пониженной возбудимости – наличие различной степени хронического гипнотического торможения индукционного характера. Возможность хаотического растормаживания подкорковых механизмов либо торможения их.

В четвертой графе – оглушенность сознания. Диффузная сноподобная заторможенность в различной степени всей коры полушарий, возможно и подкорковой области. Затрудненность и малая продуктивность относительно сохраненных первой и второй сигнальных систем. Возникновение нестойких переходящих фазовых состояний уравнительного либо парадоксального характера.

В графе пятой – делириозное состояние сознания. На фоне иррадирующей сновидной заторможенности коры полушарий в зоне оптимальной возбудимости – наличие лабильных, подвижных. Легко переходящих фазовых явлений как в первой, так и во второй сигнальных системах. Начинающаяся диссоциация системных образований. Недостаточная возможность патологически неадекватной переработки данных первой сигнальной системы со стороны второй. Подкорковая область, лишенная контроля в результате ослабления активной тормозной функции коры полушарий в норме и бодром состоянии, хаотически возбуждается.


В графе шестой – спутанность сознания. На фоне иррадиирующей диффузной сновидной заторможенности коры головного мозга – возникновение в зоне оптимальной возбудимости чрезвычайно лабильных, не дифференцированных, быстро переходящих фазовых явлений. Состояние хаотического возбуждения в первой сигнальной системе и подкорковой области. Также возможны состояния с преобладанием тормозных процессов. Отсутствие либо весьма малая возможность патологически неадекватной переработки данных первой сигнальной системы со стороны нарушенной второй. Диссоциация системных образований.

В седьмой графе – сомнолентное состояние сознания. Разлитое бесфазовое сонное торможение полушарий в горизонтальном и вертикальном направлениях различной степени глубины. На этом фоне возможны глубокие сновидные состояния с лабильными фазовыми явлениями и возбуждением автоматизированных действий (сумеречные состояния и явления сомнамбулизма).

В восьмой графе – коматозное состояние сознания. Глубокое разлитое угнетение мозговых клеток, выражающееся в ареактивности коры головного мозга, а также аналогичным снижением реактивности в нижележащих вегетативных центрах. «Возбудимость коры так низка, что делается почти невозможным или затруднительным торможение вообще» (И.П. Павлов). На этом фоне возможны эпилептиформные судорожные состояния.

Приведенные семь стадий нарушенного сознания в схематической шкале по мере перехода от нормального бодрствующего сознания в сторону понижения корковой реактивности до комы обнаруживают следующие закономерности: фазовые состояния в зоне оптимальной возбудимости коры от патологической инертности, изолированности и дифференцированности постепенно переходят в состояние патологической лабильности, подвижности, недифференциированности и, наконец, становятся редкими и даже исчезают в сомноленции и коме; здесь затормаживается и сама зона оптимальной возбудимости. В зоне пониженной возбудимости легкая гипнотическая (парциальная) заторможенность постепенно переходит в диффузное сноподобное состояние, и, наконец, в состояние глубокого разлитого застойного торможения; таким образом затормаживается и зона повышенной возбудимости.

Если в начальных стадиях нарушенного сознания имелись большие возможности патологической перестройки личности, неадекватной переработки данных первой сигнальной системы со стороны относительно сохраненной второй, то постепенно эти возможности слабеют и сходят на нет благодаря последующим глубоким нарушениям сигнальных систем.

По мере ослабления активных тормозных процессов в коре подкорковая область постепенно растормаживается, переходит в хаотическое состояние и. наконец, также затормаживается.» (Меграбян А.А. о природе индивидуального сознания. – Ереван, 1959. – С. 214-217)

3. Почему повышая самооценку надо развивать достоинства личности?

«Повышение самооценки целесообразно до такого уровня, когда у человека возникает уверенность в том, что кто-кто, а он-то сможет справиться с реальной травмирующей ситуацией. Протест против данной стратегии иногда возникает вследствие неявного допущения, что для повышения самооценки необходимо искоренить все свои недостатки. Не говоря уж о том, что это не достижимо, полезно иметь в виду, что не всегда имеет смысл прилагать усилия для устранения недостатков, но зато все свои достоинства следует развивать. Обратимся к примерам.


Однажды, посмотрев тренировку советских футболистов, знаменитый Пеле сказал, что знает, почему они играют так плохо – тренировки посвящены устранению недостатков, а надо развивать достоинства. По мнению Пеле, у него и его товарищей масса недостатков. Но мало кто их замечает, потому что то, что у них получается лучше всего, они умеют делать в совершенстве, а те недостатки, что остались, лишь продолжение их достоинств. Нельзя все делать одинаково хорошо, если не делать все поредственно.

Повышение самооценки может принимать самые неожиданные формы. Так, нормализации самооценки мужчин особенно способствует развитие в себе качеств, приписываемых «настоящему» мужчине и поэтому повышающих его статус в обществе. Этот факт хорошо иллюстрирует эффект от объявления, сделанного в 1899 году знаменитым полярным исследователем Э. Шеклтоном: «Нужны мужчины для опасного путешествия. Зарплата маленькая. Холода страшные. Долгие месяцы кромешной тьмы. Постоянная опасность. Благополучное возвращение сомнительно. Почести и признание в случае успеха». На призыв Шеклтона поступило более 2000 предложений. Исследователи допускают, что такой интерес к нему существенным укреплением самоуважения откликнувшихся, готовых к преодолению трудностей.

Известно, что человек живет не реальностью, а образами, сохраненными в памяти. Как отмечал И. Стравинский, зеркала – тоже инструменты памяти. В них человек видит себя скорее таким, каким был, нежели таким, каким является сейчас. Поэтому если нельзя повысить самооценку за счет развития способностей и преодоления трудностей, то можно попытаться не снижать ее. Страшась реальности и пытаясь цепляться за старые представления о себе.» (Грановская Р.М. Психология в примерах. – СПб., 2002. – С. 151-152)

4. Выявите особенности самосознания детей из групп социального риска.

«В современных исследованиях наиболее значимой характеристикой пограничной личности. Определяющей как структуру, так и ее генез, является диффузность самоидентичности – комплекс переживаний ребенка. Связанный с чувством неполноценности и потери своего «Я».

Такая особая структура самосознания ребенка другими авторами называется расколотой.

Расколотое самосознание состоит из двух «Я»: внешнего – защитно-идеализированного и глубинного – неразвитого, неэффективного. Их сосуществование как абсолютно противоположных Я-концепций оказывается возможным благодаря различным защитным механизмам, главную роль среди которых играет разъединение «внешнего Я» и «я реального». При этом «внешнее Я» доминирует, а «Я реальное» составляет угнетенную структуру, несформированную из-за значительной фрустрации ребенка в раннем детстве.


Противоречивая двойственность «Я» проявляется во всех формах психического становления проблемного ребенка, начиная с этапа среднего детства. Так, например, негативное влияние «внешнего Я» имеет место при значительном доминировании социальных целей и принципов. Сложности в общеобразовательном обучении или приобщении ребенка к какой-либо профессии возникают преимущественно потому, что мотивация успеха или достижения не связана с деятельностью, а чаще ориентирована на удовлетворение честолюбивых намерений, в том числе связанных с признанием значительности ребенка и с восхищением им окружающих.

Аналогично в том, что касается взаимодействий с другими, «внешнее Я» приводит сначала к идеализации. А далее к дискретизации таких ценностей.

В силу слабости «реально Я», инфантильности в самопроявлениях и потребностях у такого ребенка возникает стремление «опереться» на чью-либо силу и значимость. Порой идентификация с сильным, «могущественным» другим оказывается настолько глубокой, что отказ или нежелание партнера (чьи возможности и достоинства эксплуатируются) принять как должное претензии, воспринимается «инфантильным Я» как отказ в том, на что имеется право. При фрустрации таких потребностей стереотипно возникают ярость и ненависть. Кроме того, таким личностям свойственна патологическая нетерпимость и непереносимость критики.» (Психология человека от рождения до смерти. / Под ред. А.А. Реана. – СПб., 2001. – С. 293-294).

Прочитайте работу:

Валицкас Г.К., Гиппенрейтер Ю.Б. Самооценка у несовершеннолетних правонарушителей. // Вопросы психологии. 1989. №1. С. 45-54

Какие установлены различия в самооценках несовершеннолетних правонарушителей и правопослушных подростков?

 

5. Выполните упражнение «негативное и позитивное Я».

Запишите на листе список причин, по которым Вы не можете полюбить себя. Постарайтесь отметить все то, что относится к общим правилам, принципам: «Любить себя нескромно» и прочее, а также предложения, содержащие негативные высказывания родителей или других близких людей. Останется список недостатков, приписываемых себе самим человеком.







Date: 2015-09-24; view: 428; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.01 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию