Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Международные стандарты нефинансовой отчетности





Нефинансовый (социальный) отчет - это доступное, достоверное сбалансированное и связанное описание основных видов деятельности компании и результатов достижений, связанных с ценностями, целями, политикой устойчивого развития по вопросам, представляющим наибольший интерес ключевых заинтересованных сторон

Цель нефинансовой отчетности - дополнить финансовую информацию, что бы составить более полное представление об устойчивости и долгосрочных перспективах бизнеса.

Основные функции корпоративной социальной отчетности:

- информирование всех заинтересованных сторон о деятельности компании, в том числе предоставление дополнительной информации акционерам и инвесторам;

- достижение доверия со стороны заинтересованных сторон через информацию и прозрачность деятельности

Социальная отчетность также позволяет получать дополнительные конкурентные преимущества, разрабатывать стратегии развития компании. Непременным спутником работы над социальной отчетностью является его оценка и проверка (верификация) независимым аудитом. Такая проверка дает гарантию, что представленные сведения отражают объективную картину.

Классификация основных форм предоставления социальной отчетности:

- социальный отчет;

- отчет по корпоративной социальной ответственности;

- отчет по устойчивому развитию;

- стандартизированный отчет.

Социальный отчет включает сведенные воедино перечень и описание всех социальных, спонсорских и благотворительных проектов компании.

Отчет по корпоративной социальной ответственности включает в себя описание: корпоративных принципов, ценностей и культуры, миссии и стратегических целей компании, социальной политики по развитию коллектива, социальных, экологических, и общественных проектов компании на местном, региональном и федеральном уровнях, программ спонсорства и благотворительности, оценку будущих вызовов, и задач компании.

В отличие от него, отчет по устойчивому развитию включает, помимо вышеперечисленных корпоративных принципов, миссии, целей и будущих вызовов и задач компании, так же такие положения, как экономическая результативность и развитие, экологическая устойчивость производства, а так же результативность организации трудовых отношений, взаимодействия с сообществом, соблюдение прав человека.

Стандартизированные отчеты составляются на основе различных стандартов, в то же время наблюдается стремление использовать международные стандарты

Международные стандарты КСО могут быть сгруппированы по следующим категориям:

- руководящие принципы и кодексы поведения;

- системы управления и схемы сертификации;

- рейтинговые индексы;

- системы подготовки отчетности

Среди основных руководящих принципов и кодексов поведения можно отметить следующие:

- Нормы ООН относительно обязанностей компаний в области прав человека (UN Human Rights Norms for Business);

- Глобальный договор (Global Compact);

- Соглашения Международной Организации Труда (МОТ) (ILO Conventions);

- Глобальные принципы Салливана (Global Sullivan Principles) и другие.

Целью инициативы ООН, касающейся обязанностей компаний в области прав человека, является создание единого документа, который объединял бы все существующие международные нормы в области прав человека применительно к вопросам развития бизнеса и корпоративной социальной ответственности и предлагал пути их внедрения. Он, в частности, содержит свод обязанностей руководителей предприятий по соблюдению прав человека и трудового права. В случае утверждения и ратификации странами-участниками Норм ООН, касающихся обязанностей компании в области прав человека, предполагается. Что вопросы правовой поддержки и контроля соблюдения бизнесом требований этого документа должны быть решены на государственном уровне

Глобальный договор - это призыв к деловым кругам всего мира способствовать созданию таких социальных и экологических рамок, которые способны поддержать и обеспечить существование открытых и свободных рынков, одновременно обеспечив возможность для людей во всем мире пользоваться плодами новой глобальной экономики. Десять принципов Глобального договора относятся к сфере прав человека (заимствованы из Всеобщей декларации прав человека), труда (заимствованы из Декларации Международной организации труда об основополагающих принципах и правах в сфере труда) и окружающей среды (заимствованы из Риодежанейрской декларации по окружающей среде и развитию), борьбы с коррупцией. В круг ведущих участников входят Международная организация труда (МОТ), Программа ООН по окружающей среде (ЮНЕП), Управление Верховного комиссара ООН по правам человека (УВКООНПЧ), Программа развития ООН (ПРООН), и многие другие

Идея Глобального договора, направленного на участие корпораций в решении глобальных проблем цивилизации, была предложена на Всемирном Экономическом форуме 1999 года. Эта инициатива нацеливает компании, учреждения ООН, правительства и общественные организации на поддержку ряда универсальных принципов в сфере прав человека, труда и окружающей среды, борьбы с коррупцией. Глобальный договор представляет собой добровольную инициативу бизнеса в отношении поддержки принципов устойчивого развития, прозрачности операций, публичной отчетности, внедрения принципов Глобального договора в деловую стратегию, корпоративную культуру и повседневную деловую практику. Это универсальный документ, который применим к условиям любой страны и любой отрасли

К одним из наиболее важных международных документов, закрепляющих принципы социально ответственного поведения компаний, относятся соглашения МОТ. Основные из них - Конвенции МОТ, Декларация МОТ, Трехсторонняя декларация МОТ, 27 принципов Декларации Рио-де-Жанейро. Соглашения МОТ устанавливают нормы для всех аспектов условий труда и производственных отношений. Некоторые из наиболее важных описывают основные стандарты труда (ряд конвенций МОТ, Трехсторонняя декларация МОТ). Ряд соглашений обязателен во всех странах, их ратифицировавших, а некоторые не имеют обязывающей силы, но распространяются на все страны МОТ в силу их членства в ней

Глобальные принципы Салливана, разработанные Леоном Салливаном, были приняты в 1999г. Они представляют собой расширенную версию добровольного кодекса поведения для компаний, ведущих бизнес в ЮАР. К глобальным принципам Салливана относятся поддержка экологической, социальной и политической справедливости, соблюдение прав человека, равные возможности при приеме персонала, поддержание терпимости, обучение и продвижение социально-уязвимых категорий работников

Кроме вышеперечисленных принципов и кодексов, так же можно отметить следующие: Руководящие принципы ОЭСР (Организации экономического сотрудничества и развития) для транснациональных корпораций (OECD Guidelines for Multinational Enterprises); Базовый кодекс торговли; хартия «Кейданрен» о достойном корпоративном поведении и другие.

Кроме того, разрабатываются отраслевые кодексы для отдельных отраслей промышленности: добывающей, туризма, лесной, автомобильной, химической и кондитерской. С каждым годом таких кодексов становиться все больше

К системам управления и схемам сертификации относят:

- схему эко-менеджмента и аудита EMAS;

- эко-стандарты ISO 9000 и 14001;

- стандарт для оценки социальных аспектов систем управления SA 8000;

- стандарт промышленной безопасности и здоровья OHSAS 18001 и другие.

Схема эко-менеджмента и аудита Европейского Сообщества EMAS (Eco-Management and Audit Scheme) была опубликована в 1993 г., а с 1995 г. предприятия получили возможность быть сертифицированными в соответствии с ней Экологический менеджмент. Задача этого документа - создать стимулы использования приемов экологического аудирования для оценки деятельности предприятий. Причем оценки, включающей не только проверку выполнения требований природоохранительного законодательства, но и задач собственной экологической политики предприятия.

Цель разработки EMAS состояла в оценке и улучшении экологических характеристик деятельности промышленных предприятий и в создании условий для предоставления населению экологической информации. Предполагалось, что внедрение систем экологического менеджмента будет способствовать постоянному улучшению экологических характеристик деятельности предприятий путем разработки и реализации экологической политики и экологических программ, а так же периодической объективной и систематизированной оценки параметров деятельности всех подразделений предприятия. Регистрация (сертификация) организаций в соответствии с требованиями является добровольной. Данная система создана исключительно для промышленных предприятий.

Стандарт ISO серии 9000 являются универсальными и могут применяться в любой организации независимо от вида и масштабов ее деятельности, ее организационно правовой формы. Этот стандарт является наиболее популярным сертификационным стандартом на системы менеджмента во всем мире. Его внедрение дает организациям совокупность организационных, экономических, репутационных и стратегических преимуществ. По данным Ростест-Москва эффективность работы предприятий, внедривших систему качества ISO 9000, в 2-3 раза выше, чем у тех, кто ее не имеет.

Стандарт SA 8000 разработан Агентством по аккредитации Совета по экономическим приоритетам (Consul of Economic Priorities Accreditation Agency, CEPAA) в 1997 г. Он построен на принципах ISO (ISO 9000 и ISO 14001) и устанавливает нормы ответственности работодателя в области условий труда по девяти основным пунктам - от параметров использования детского труда в производстве до стандартизации системы менеджмента. Стандарт может быть применен к любой организации, независимо от ее размера, формы собственности и видов деятельности.

SA 8000 фокусируется на достаточно узком аспекте корпоративной социальной ответственности, а именно, на соблюдении компанией прав трудящихся. Стандарт основан на нормах МОТ, Декларации прав человека ООН и конвенции ООН о правах ребенка. Основные вопросы стандарта: детский труд; здоровье и безопасность; свобода объединений и право на коллективный договор; дискриминация на рабочем месте; дисциплина; рабочее время; компенсация; система менеджмента.

Стандарт SA 8000 предполагает обязательное наличие внешней аудиторской организации для проведения процесса верификации. Сам аудитор должен быть сертифицирован Международной организацией социальной отчетности. В России к настоящему времени нет аудиторской компании, уполномоченной проводить сертификацию по стандарту SA 8000. Это затрудняет его внедрение в нашей стране Там же..

Стандарт OHSAS 18001 «Система оценки профессиональной безопасности и здоровья» разработан Британской, Испанской, Норвежской, Южно-Африканской и некоторыми другими национальными организациями по стандартизации. Стандарт предусматривает установку и достижение целей в области промышленной безопасности и здоровья для каждой функциональной единицы на каждом уровне организации.

Одним из наиболее распространенных инструментов оценки взаимодействия компаний с обществом выступают рейтинги социальной ответственности (или социальные рейтинги), показывающие уровень социальной ответственности компании в рамках принятой оценочной шкалы. Отличаются они набором показателей социальной ответственности, методикой сбора информации и оценкой показателей. Зарубежные рейтинговые индексы можно разделить на две группы: нефондовые и, соответственно, фондовые индексы КСО.

Нефондовые индексы используются для сравнительного позиционирования, главным образом, социальных аспектов деятельности компании. Нефондовый индекс корпоративной ответственности CPI (Corporate Philanthropy Index) присвоен более чем 350 компаниям США и Канады. Он основывается на оценке деятельности компании различными группами заинтересованных сторон. Максимальная величина CPI равна 5,0. если компании присвоен CPI, равный 4,0 и выше, то это является свидетельством ее высокой социальной ответственности (для Канады и США среднее значение CPI - 3,8). Индексирование целесообразно проводить каждые 2-3 года.

Другим примером нефондового индекса является социальный индекс SI (Social Index), разработанный Министерством социальной политики Дании в 2000 году. При оценке данным методом основное внимание уделяется кадровой политике, социальным программам и преодолению различных форм дискриминации на рабочем месте. Индекс SI позволяет показать степень ответственности компании по отношению к сотрудникам и «внешним» группам заинтересованных сторон. Результатом оценки является численное значение от 0 до 100. Компании, у которых значение индекса превышает 60, получают право размещать специальный знак социально ответственной компании на упаковке своих товаров, в годовом отчете и т. д.

Фондовые индексы помимо социальных, учитывают так же и финансовые, этические, экологические аспекты. К ним относятся:

- семейства индексов Dow Jones по устойчивому развитию DJSI (Dow Jones Sustainability Index);

- «этические» индексы FTSE4Good;

- индексы KLD и т. д.

Индексы устойчивости из семейства Dow Jones строятся на принципах отбора лучших компаний в своей отрасли из базовых индексов (best-in-class approach). Анализируются все промышленные группы, но если наивысший балл, который набрала в своей группе компания, меньше одной пятой от максимально возможной оценки, тогда из дальнейшего рассмотрения исключается вся промышленная группа. Оценка компаний производиться по следующим направлениям:

- экономическая основа для устойчивого развития компании (не ее финансовые результаты, а более долгосрочные характеристики, такие как организационная структура, система управления, интеллектуальный капитал, способность к инновациям и т. п.);

- активность компании в социальной сфере;

- мероприятия, направленные на защиту окружающей среды.

Специализированные индексы DJSI так же исключают компании, извлекающие прибыль от производства алкоголя, табака, оружия и военного снаряжения, а так же занятые в игорном бизнесе. По каждой из 64 промышленных групп определяются компании, набравшие наивысший балл по критериям устойчивости и корпоративной ответственности. Такая информация представляет все больший интерес, как для общественности, так и для инвесторов, которые учитывают эти показатели при принятии инвестиционных решений.

Dow Jones Sustainability Indexes включают мировые индексы устойчивости Dow Jones Sustainability World Indexes (10% лучших с точки зрения устойчивости и корпоративной ответственности компаний из крупнейших 2500 компаний, составляющих индекс Dow Jones Global Index) и европейские Dow Jones STOXX Sustainability Indexes (лучшие 20% компаний, составляющих индекс Dow Jones STOXX 600 Index).

Значимый вклад в разработку социальных фондовых индексов внесла американская компания KLD Research &Analytics. Общепризнанный и самый известный социально ориентированный индекс этой компании - Domini Social Index (DSI) 400 - был учрежден в 1990г. Это взвешенный по капитализации индекс 400 компаний, отобранных с помощью социальных и экологических критериев. Среди отсекающих фильтров, использующихся при формировании расчетной базы DSI 400, - производство оружия, алкоголя, табака, ядерная энергетика и азартные игры. Данный подход имеет неоспоримые преимущества перед экспертами. Во-первых, он ориентируется на оценку основной деятельности компании, что существенно важнее, чем, например, оказание благотворительной помощи. Во-вторых, оценка производится по объективным показателям, легко проверяемым любыми заинтересованными сторонами.

Фондовые социальные индексы группы FTSE4Good были разработаны компанией FTSE (совместное предприятие Financial Times и лондонской фондовой биржи LSE) в 2001 г. Отбор составляющих для включения в индексы FTSE4Good производится из компаний, представленных в расчетной базе одного из двух базовых индексов: FTSE Developed Index (индекс ведущих мировых компаний) и FTSE All-Share Index (индекс всех 757 британских компаний, акции которых торгуются на LSE). Сразу из рассмотрения исключаются компании, принадлежащие к «запрещенным» отраслям (производство оружия, табачная и алкогольная промышленность, добыча и обработка урана). Компании, попавшие в первичную обработку из базовых индексов, подвергаются дальнейшему «просеиванию» через специальные фильтры FTSE4Good по трем направлениям:

- деятельность по защите окружающей среды;

- социальная политика и отношения с заинтересованными лицами, включая акционеров, служащих, потребителей;

- соблюдение прав человека.

Таким образом, во всех рейтингах используется «отсев» компаний, не удовлетворяющих установленным требованиям и анализ деятельности компании по ряду направлений (экономическая, экологическая, социальная составляющие и соблюдение прав человека).

В европейской практике наиболее распространенными стандартами социальной отчетности, основанными на комплексном подходе к оценке деятельности компании, являются стандарты серии АА 1000 и «руководство по отчетности в области устойчивого развития Глобальной инициативы по отчетности (GRI)». Оба стандарта являются результатом работы международного коллектива экспертов из Европы, США, Австралии, Индии и Южной Африки.

Стандарт АА 1000 разработан Институтом социальной и этической ответственности Великобритании (Institute of Social and Ethical Accountability ), предназначен для измерения результатов деятельности компаний с этических позиций и представляет собой набор критериев, на основе которых может быть проведен аудит деятельности любого типа предприятия в социальной сфере.

Базовый принцип стандарта - диалог с заинтересованными сторонами, максимальное вовлечение их в процесс принятия решения о социальных аспектах деятельности компании.

Стандарт АА 1000 - это общеприменимый стандарт оценки отчетности организации по показателям ее устойчивого развития, а так же оценки лежащих в его основе процессов, систем и уровня компетентности. Стандарт дает представление о ключевых элементах процесса верификации. Верификация - это метод, который с помощью ряда конкретных принципов и подходов позволяет оценить качество подготавливаемых организацией материалов, например, ее отчетов, а также существующих в организации систем, процессов и уровень компетентности, которые обеспечивают эффективность ее работы. Верификация предполагает, что результаты такой оценки будут открыты для широкой публики, что послужит для получателей отчета гарантией его достоверности.

Date: 2015-09-24; view: 646; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию