Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Республика как форма государственного правления ⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3
государство монархия парламентарный президентский республика Республика (в переводе с латинского – общественное дело) – эта форма правления, при которой верховная власть в государстве осуществляется выборными органами. Основные характерные черты данной формы правления сводятся к следующим: источником власти является народ; полномочия высших органов ограничены определенным сроком; проведен принцип разделения властей и др. По характеру взаимоотношений между исполнительной и законодательной властью принято различать парламентарную, президентскую и смешанную (полупрезидентскую) республики. Парламентская республика (ФРГ, Финляндия, Эстония, Венгрия, Турция, Индия) характеризуется наличием сильной законодательной власти, а исполнительная власть подчинена ей. В парламентарной республике президент избирается обычно таким образом, чтобы он не получал свой мандат непосредственно от избирателей и вследствие этого не мог противопоставлять себя парламенту, как лицо, чьи полномочия непосредственно опираются на прямые выборы. В отличие от президента в президентской республики он избирается либо парламентом, либо особой коллегией, специально формируемой только для этой цели. В Германии в состав такой коллегии (она называется Федеральным собранием) входят все депутаты нижней палаты парламента – Бундестага и такое же число делегатов, избранных представительными органами земель (ландтагами). Как мы отмечали выше, способ выборов имеет важное, но не решающее значение для определения данной формы правления. Главное состоит в порядке назначения правительства, подотчетность и способе его политической ответственности. Назначение президентом правительства – это лишь юридический акт, в известной степени формальность. В парламентской республике президент не свободен в выборе премьер- министра и подборе министров. Ему приходиться назначать главой правительства лицо, которое пользуется доверием парламента, его нижней палаты, а это возможно только в том случае, если определенная партия или коалиция партий, заключивших соглашение между собой и заранее в переговорах распределивших министерские портфели, составляют большинство в нижней палате парламента. Если президент решит назначить правительство, исходя из другого принципа, это действие будет безрезультативным: правительство при голосовании не получит утверждения парламента (вотума доверия) и, следовательно, не будет создано. Если же президент, допустим, будет упорствовать, то после нескольких таких попыток или истечения определенного срока (например, в Польше 14 дней) парламент может сам избрать председателя правительства, который формирует состав совета министров, утверждаемый парламентом. Поэтому пост премьер- министра всегда занимает лидер партии, имеющей большинство мест в парламенте, или кандидат, предложенный блоком объединившихся партий (коалиционное правительство). Особые случаи формирования правительства в парламентской республике – это создание служебного правительства и «правительства парламентского меньшинства». Первое – это временное, переходное правительство, образуемое в тех случаях, когда не удается создать правительство на партийной основе. Оно правит страной в течение нескольких месяцев, его основная задача – подготовить и провести новые выборы в парламент, которые создадут возможность формирования нового правительства на партийной основе. Члены этого правительства могут представителями различных партий, но они не должны в этот период руководствоваться партийными интересами. Чаще такое правительство создается из числа беспартийных чиновников высокого ранга. Правительство парламентского меньшинства создается и действует на несколько иной основе. Оно формируется партией, которая располагает довольно большим числом мандатов в нижней палате парламента, но все-таки этого количества недостаточно, чтобы при голосовании получить вотум доверия. Коалицию создать тоже по каким – то причинам не удается, главным образом потому, что партийные противоречия слишком сильны, взгляды лидеров партий на принципы государственной политики сильно расходятся. В этом случае партия, формирующая правительство, стремиться заручиться поддержкой голосов двух-трех мелких партий с тем, чтобы при утверждении правительства собрать большинство голосов в парламенте. Однако эти мелкие партии в коалицию не входят, и правительство не формируется как коалиционное. Президентская республика (США, Бразилия, Мексика, Филиппины, Нигерия, Казахстан) характеризуется тем, что президент занимает очень значительное место в системе органов высшей власти. Большинство республик, существующих в мире, являются президентскими республиками. В «классической» президентской республике (США) президент является одновременно и главой государства и главой исполнительной власти. Обычно в президентских республиках он имеет право законодательной инициативы, назначения референдумов, право введения чрезвычайного положения, по должности он является верховным главнокомандующим вооруженными силами, имеет право заключать мир, объявлять войну и т. д. Президент в пределах своей компетенции самостоятельно издает нормативно-правовые акты, которые занимают важное место в иерархии законодательства страны. Несколько десятилетий назад в форме президентской республики стали происходить определенные изменения. Одним из важнейших стало образование правительства – Совет министров. Совет министров стал принимать коллегиальные решения. Однако премьер – министром был так называемый административный премьер. Фактическим руководителем Совета министров оставался президент, правительство по-прежнему несло ответственность перед ним, а не парламентом. Многими министрами премьер – министр не руководил, они подчинялись непосредственно президенту. Важнейшие решения принимались на заседаниях правительства только под председательством президента, и лишь решения оперативного характера принимались Советом министров без его участия, но такие заседания премьер проводил, как правило, только по указанию президента. Другое изменение в форме президентской республике связано с установлением частичной ответственности министров перед парламентом в тех странах, где нет премьер- министра, а министры непосредственно ответственны перед президентом. [8] Разумеется, такая ответственность не распространяется на самого президента. Эти нововведения были сделаны первоначально в некоторых станах Латинской Америки, затем были восприняты в конституциях некоторых постсоветских странах. Например, в ст. 53 Конституции Республики Казахстан Правительство (Совет министров) также в одном случае может быть ответственно перед парламентом: отклонение парламентом программы правительство означает вотум недоверия, но за такое решение должны проголосовать две трети членов парламента на совместном заседании обеих палат (Мажилиса и Сената).[9] Новым институтом для традиционной президентской республики является интерпелляция, возможная в некоторых странах Латинской Америки. Это – форма ответственности министров, связанная с запросом на пленарном заседании парламента и возможностью отставки министра, если парламент не удовлетворен его ответом. Любая форма президентской республики усиливает позиции главы государства в отношениях: глава государства - парламент- правительство, ослабляя парламент и правительство (правительство). При некоторых разновидностях этой формы президент становиться средоточием всей власти, а иногда непогрешимым руководителем созданной партийно-государственной политической структуры (современная Куба, КНДР). Лишь в условиях, когда имеются две сильные политические партии, которые чередуются на выборах президента, как это имеет место в США, парламент играет важную роль и может соперничать с президентом. Кроме двухпартийной системы в президентской республике для утверждения определенного баланса властей нужно еще много слагаемых: действительное господство права, высокий уровень политической и правовой культуры не только законодателей, но и широкого круга избирателей, воспитанное десятилетиями и даже столетиями чувство гражданской ответственности и т.д. Соединение рассмотренных выше двух тенденций в развитии президентской и парламентской республик, переплетение некоторых институтов привело к появлению в некоторых странах новой формы правления – смешанной, полупрезидентской, полупарламентской республики. Появление данной формы правления связывают с принятием Конституции Франции 1958 г. Два главных обстоятельства послужили причиной этого. Во- первых, Франция, которая воспитывалась на традициях парламентаризма, в тот период развития объективно была нужна сильная власть, которую прежние парламентские формы не могли обеспечить. Только сильная и разумная государственная власть могла преодолеть всесторонний общенациональный кризис и, прежде всего, решиться покончить с войной в Алжире, согласиться на его отделение, хотя эта мера была непопулярна во многих слоях населения: в Алжире традиционно проживало большое количество французов, сохранявших семейные и иные связи с Францией. Во – вторых, избранный президентом де Голль, герой французского сопротивления в борьбе против фашизма в годы второй мировой войны, стремился к сильной личной власти. Полномочия президента парламентарной республики, который по Конституции был в значительной мере безвластной личностью, его не устраивали. [10] В последнее время происходят изменения в теоретическом понимании формы правления, так как в форме правления конкретных государств иногда сочетаются признаки и монархий, и республик (ОАЭ, Малайзия, КНДР, ряд латиноамериканских стран). В качестве вывода можно отметить, что форма правления – это, прежде всего, проблема признания или непризнания принципа разделения властей, способов формирования законодательной и исполнительной властей, степень ответственности их перед народом.
Date: 2015-09-22; view: 329; Нарушение авторских прав |