Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие и виды формы государственного правления





Термин «форма правления» (реже - «форма государственного правления») содержится во многих конституциях стран современного мира. [1]

Почти всегда говорится и том, что является государство монархией или республикой, но в конституциях развернутого понятия формы правления не содержится. Оно вырабатывается доктринальным путем в научных работах ученых и исследователей.

Теория государства и права выделяет и исследует общие закономерности возникновения и развития различных социальных явлений и процессов. Она апеллирует к их повторяющимся, наиболее типичным свойствам и формам проявления. Реальная жизнь более сложна и многообразна. Конкретные государственно-правовые явления служат внешним выражением не только закономерного, но и случайного, не только прогрессивного, но и регрессивного. Их сущность предопределяется особенностями функционирования этих явлений во времени и пространстве.

Современные черты той или иной формы государства нельзя понять и объяснить, отвлекаясь от характера тех производственных отношений, которые сложились на данной ступени и экономического развития. Однако экономический строй общества, определяя всю надстройку в целом, характеризует форма государственного правления лишь в конечном итоге, преломляясь через его сущность и содержание. Среди факторов, обуславливающих специфику конкретной формы государственного правления, первостепенное значение имеет соотношение классовых сил, социальное представительство высшей политической элиты в данной стране на конкретном этапе исторического развития.

На форму государственного правления известное влияние оказывают также национальный состав населения, уровень культуры и те традиции, которые складываются в процессе исторического развития страны (например, монархические традиции в Японии, Великобритании), а в определенной степени, хотя и косвенно, даже особенности ее природно-географического положения.

При анализе формы государственного правления следует учитывать и влияние международных связей. При современном многообразии экономических, политических, культурных и иных взаимоинтеграционных зависимостей между странами и регионами даже мощные государства не могут полноценно развиваться в международной изоляции. В этой связи происходит известная адаптация государственного аппарата, в ходе которой менее развитые в экономическом и политическом отношении страны используют государственно-правовой опыт строительства более развитых государств и создают органы функционально одинаковой направленности.

В учебной и научной литературе предлагаются следующие определения формы государственного правления:

«Под формой государственного правления принято подразумевать организацию высших органов власти, их структуру, порядок образования, распределения компетенции и взаимоотношения с населением;[2]

«Форма правления – это способ организации структуры и взаимоотношений всех органов государственной власти, а также их прямых и обратных связей с населением; [3]

Анализ имеющихся определений отчетливо показывает наличие научной и учебной литературе существование различных подходов к понятию формы государственного правления.

Сторонники узкой трактовки этого понятия связывают форм правления только или, прежде всего с правовым положением главы государства, приверженцы широкой трактовки включают в это понятие отношения высших органов государственной власти с центрами экономической и политической власти и даже политическую среду.

Узкая трактовка недостаточно учитывает роль других органов государства, в том числе парламента, правительства, широкая придает понятию формы государства несвойственный ей характер. Приверженцы широкой трактовки включают в это понятие отношения высших органов государственной власти с центрами экономической и политической власти и даже политическую среду. [4]

В современной литературе традиционно форма правления определяется как характеристика структуры и взаимоотношений высших органов государства. Нередко перечень этих органов ограничивают главой государства, парламентом и правительством. Такой подход в основном верен, так как делает акцент на органах, играющих решающую роль в управлении государством. Однако если понимать государственное управление в более широком смысле, то следует учесть и роль судебной власти, особое значение органов конституционного контроля.

В управление государством принимают участие также местные органы государства. Многое зависит и от реальной роли бюрократии, чиновничества в управление государством. Эта роль оказывает важное, а иногда и первостепенное, воздействие на форму правления. Наконец, само управление предполагает не только прямые, но и обратные связи органов государства с населением.

Таким образом, оценивая ту или иную форму правления, помимо структуры и взаимоотношений трех традиционных для определения этого понятия органов, следует учитывать роль других органов государства, которым по конституции принадлежит государственная власть или которые осуществляют ее на практике, формы прямых и обратных связей органов государства с населением.

Форму правления нельзя отождествлять с управлением государством. Последнее – гораздо более широкое понятие. Кроме того, название существующей формы правления не всегда дает правильное представление о способе управления.

Принято выделять две основные формы государственного правления: монархическую и республиканскую.

Долгое время классификация форм государственного правления отличалась стабильностью, она сложилась давно, юридические классификации установились, и исследовательский интерес к этой проблематике возрос в последние десятилетия. Возродился он и резко возрос в последние десятилетия. Сначала это было связано с идеей «рационального парламентаризма», затем – с появлением экзотических форм правления в некоторых освободившихся от колониальной зависимости странах (особенно в Африке), наконец, с созданием своеобразных форм правления – в постсоциалистических государствах, в том числе России. Правда, еще до этого некоторые гибридные и смешанные формы стали появляться в Азии и Латинской Америке.

Как было отмечено выше, мировой государственно-правовой истории известны две формы правления: монархическая и республиканская. Монархия преобладала в государствах древнего мира и в средние века. Республика стала господствующей формой правления Новое время. Ныне 5/6 государств мира являются республиками, хотя и монархическая форма правления вовсе не исчезла. Главное различие между ними состоит в условиях замещения поста главы государства и его ответственности. Монарх занимает свой пост по наследству и пожизненно, он является неприкосновенной особой, никакой ответственности не подлежит. В республиках глава государства избирается из среды граждан может быть досрочно смещен, например, в порядке импичмента.

Хотя разделение государств на монархии и республики продолжает оставаться основным при классификации форм правления, иногда возникают смешанные, гибридные формы.

 


Date: 2015-09-22; view: 406; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию