Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Глава 1. Понятие корпорации и корпоративного права 4 page
-------------------------------- <1> Подробнее об этом см. далее, п. 5 § 4 и п. 2 § 5 гл. 2 настоящей работы. <2> Подробнее об этом см. далее, п. п. 2 и 3 § 2 гл. 5 настоящей работы.
Все эти и другие возможные примеры лишь подтверждают очевидную незавершенность отечественного корпоративного права и необходимость его дальнейшего развития, особенно в направлении постепенного разумного сближения с западноевропейским корпоративным правом и устранения из него чужеродных юридических конструкций и малооправданных новаций. Именно эта линия была отчетливо выражена в Концепции развития гражданского законодательства РФ и в разработанном на ее основе законопроекте об изменениях и дополнениях ГК РФ, которые, к сожалению, не удалось в должной мере реализовать в законодательстве. Представляется, что речь должна идти о возвращении российского права на традиционные пути правового оформления корпоративных отношений, которое должно осуществляться прежде всего с учетом опыта высокоразвитых европейских континентальных правопорядков, а не достаточно чужеродного (хотя и активно навязываемого, в том числе со стороны авторитетных институтов публичной власти) опыта англо-американского права. Опасными представляются и многочисленные попытки насыщения отечественного права скороспелыми и малопродуманными конструкциями юридических лиц, призванных решить сиюминутные задачи.
§ 3. Понятие и предмет корпоративного права
1. Предмет и юридическая природа корпоративного права
Своеобразие корпоративного права, позволяющее обособить его в отдельную сферу частного права, объясняется тем, что в отличие от большинства других подотраслей и институтов частного (гражданского) права "оно не имеет целью в первую очередь защиту и удовлетворение самостоятельных интересов отдельных лиц (индивидуальных интересов), а занимается интересами, общими для нескольких лиц", при этом последние "целенаправленно взаимодействуют на основе частноправового договора", причем такое взаимодействие является длительным и "функционально разделенным", основанным на общих процедурных правилах и принципах <1>. Поэтому корпоративное право в западноевропейских правовых системах со времен О. ф. Гирке принято рассматривать как "право общностей" (Gemeinschaftsrecht), "право частноправового сотрудничества" (privatrechtliches Kooperationsrecht). -------------------------------- <1> См., например: Hueck G., Windbichler Ch. Gesellschaftsrecht. 20. Aufl. , 2003. S. 1; Kalls S., Nowotny Ch., Schauer M. Gesellschaftsrecht. S. 3.
Двумя основными принципами западноевропейского корпоративного права считаются принцип закрытого (исчерпывающего) перечня (numerus clausus) корпоративных форм, допустимых к использованию участниками имущественных отношений, и принцип защиты интересов кредиторов <1>, но, разумеется, не принцип свободы договоров. Даже свобода выбора формы (вида) корпорации подвергается здесь определенным ограничениям, в том числе в публичных интересах. Например, банковская и страховая деятельность может осуществляться только объединениями капиталов (в предусмотренных законом случаях - также обществами взаимного страхования и сберегательными кассами, признаваемыми, например, в Австрии, самостоятельными разновидностями корпораций), но не объединениями лиц. -------------------------------- <1> Bydlinski P. des Privatrechts. 5. Aufl. Wien, 2002. S. 294.
Предмет корпоративного права здесь обычно составляют: - внутренние (членские) отношения участников корпорации друг с другом и с корпорацией в целом; - внешние частноправовые отношения корпораций, оформляющие их правовое положение по отношению к третьим лицам - представительство и иные случаи выступления от имени корпораций, а также их отношения с корпоративными кредиторами (ответственность вплоть до банкротства); - взаимоотношения коммерческих корпораций в форме объединений капиталов, являющихся материнскими, дочерними и иными взаимосвязанными предприятиями, составляющими концерны и (или) холдинги. В отличие от западноевропейских подходов англо-американское корпоративное право включает в свой предмет только отношения предпринимательских корпораций (business corporations), холдингов и их участников. Его предмет составляют прежде всего внутренние взаимоотношения участников коммерческих корпораций (shareholders, обычно рассматриваемых в качестве инвесторов) и корпоративного менеджмента - совета директоров (board of directors) и других руководителей корпорации (corporate officers), а также взаимоотношения участников корпораций друг с другом и с корпорацией в целом. Вместе с тем в него включаются многие внешние отношения корпораций с их клиентами (corporate clients, suppliers), к которым обычно относят основных поставщиков, кредиторов по займам (т.е. банки) и работников по трудовым договорам. К сфере корпоративного права почти всегда относят и взаимоотношения участников холдингов (материнских и дочерних компаний, т.е. право концернов в европейском понимании), и право, регулирующее несостоятельность и банкротство корпораций. Наконец, общепризнанный предмет корпоративного права составляют отношения имущественной ответственности корпораций, их руководителей (директоров) и участников (в случаях снятия корпоративной маски) по долгам перед кредиторами (третьими лицами). С этой точки зрения можно констатировать значительное совпадение круга отношений, включаемых в предмет континентально-европейского и англо-американского корпоративного права. Вряд ли можно найти серьезные основания для иного определения предмета формирующегося российского корпоративного права. К сожалению, большинство современных отечественных исследователей этой проблематики, отвергая подходы прежнего правопорядка, в силу ряда причин не смогли обратиться к классическим (европейским) подходам к пониманию корпоративного права и либо в той или иной форме воспроизводят американские взгляды (господствующие в отечественной экономической литературе и отчасти - в действующем законодательстве), либо пытаются создавать собственные концепции, основанные главным образом на формально-логических рассуждениях и критике взглядов своих коллег. Например, сторонники концепции предпринимательского права предлагают считать, что "корпоративное право регулирует создание, деятельность и прекращение корпораций" в их частноправовых и публично-правовых аспектах <1>. Но ведь деятельность корпораций регулируется отнюдь не только корпоративным правом. Корпоративное право прежде всего определяет внутреннюю организацию, управление корпорациями, но вместе с тем регулирует и такие важнейшие аспекты их внешней деятельности, как представительство перед третьими лицами и ответственность перед кредиторами. В предложенном определении заметно и влияние американских подходов, в соответствии с которыми корпоративное право регулирует не столько статус организаций, сколько организацию предпринимательской деятельности в форме корпораций. -------------------------------- <1> Корпоративное право: Учебный курс / Отв. ред. И.С. Шишкина. М., 2011. С. 25 - 26.
В попытках доказать, что корпорации являются субъектом особых - предпринимательских, а не гражданско-правовых отношений, сторонники данного подхода ограничивают круг корпораций только коммерческими организациями, в имуществе которых их участники имеют долю (пай), т.е. обладают правом на часть имущества юридического лица. Юридические лица, также созданные за счет имущественных взносов их участников (учредителей), но действующие с идеальными целями и потому не предоставляющие своим членам каких-либо субъективных прав на соответствующую часть своего имущества, с этой точки зрения не являются корпорациями и остаются за пределами действия корпоративного права. Отрицание корпоративной природы некоммерческих организаций, построенных на началах членства, к сожалению, получило значительное распространение в современной отечественной правовой доктрине, которая, подобно англо-американскому праву, сосредоточила свое внимание преимущественно на статусе акционерных и других хозяйственных обществ, почти не уделяя его гражданско-правовому статусу некоммерческих корпораций. Лишь в отдельных современных исследованиях, рассматривающих природу корпоративных отношений, появляются справедливые указания на наличие корпоративных, и притом имущественных, отношений в различных общественных организациях (например, связанных с обязанностью внесения членских взносов в имущество таких юридических лиц) <1>. -------------------------------- <1> См.: Гутников О.В. Содержание корпоративных отношений // Журнал российского права. 2013. N 1.
Новаторским на первый взгляд выглядит предложение различать "корпоративное право в широком смысле", которым регулируются любые гражданско-правовые "отношения сотрудничества, участия или членства", т.е. любые (гражданско-правовые) объединения лиц, направленные на достижение общей цели, и "корпоративное право в узком (специальном) смысле", основанное на предлагаемом автором различии "корпоративных" ("широких") и "корпорационных" ("узких") отношений <1>. Фактически же речь идет об отождествлении корпоративных отношений с экономическими кооперационными связями, которые лежат в основе многих гражданско-правовых договоров, а также с различными неправосубъектными объединениями лиц, обладающих одним и тем же правом (сособственники, сонаследники, сокредиторы и т.д.). При этом упускается из виду и то обстоятельство, что перечисленные разновидности юридических общностей (Rechtsgemeinschaften) уже давно и глубоко изучены в западноевропейской доктрине, в частности в указанном ранее классическом труде О. ф. Гирке "Германское кооперационное право". Уже более века назад были выявлены основные особенности правового статуса коммерческих и некоммерческих корпораций, принципиально отличающие их от других юридических общностей и составляющие основу корпоративного права. -------------------------------- <1> Корпоративное право: актуальные проблемы теории и практики / Под ред. В.А. Белова. М., 2009. С. 21 - 22, 51 - 57 (автор главы - В.А. Белов).
Важно также отметить, что в развитых западноевропейских правопорядках давно общепризнано, что корпоративное право по своей юридической природе является частным правом, составляя его относительно самостоятельную ветвь (подотрасль) в виде специального частного права (Sonderprivatrecht) по отношению к общему частному (гражданскому) праву. Дело в том, что частное право здесь принято подразделять на общее частное (т.е. гражданское) право и специальные подотрасли частного права (Sonderprivatrechte) - торговое право, корпоративное право, авторское и патентное право , трудовое право и др., которые охватывают частноправовую материю, не вошедшую в традиционную пандектную систематику. Практически это означает, что нормы корпоративного права как положения специального частного права соотносятся с нормами гражданского права (общего частного права) как lex specialis и lex generalis, т.е. корпоративные отношения при отсутствии специальных предписаний регулируются общими положениями гражданского права, поскольку в сущности речь идет лишь об их дополнениях и модификациях. Никакого смешения частноправового и публично-правового регулирования, ведущего к созданию комплексной правовой отрасли, при этом, разумеется, не возникает. Гражданско-правовая (частноправовая) природа корпоративных отношений едва ли может быть подвергнута серьезным сомнениям и в российской правовой системе (лишь недавно возродившей принципиальное деление права на публичное и частное). Субъектами этих отношений являются исключительно субъекты гражданского права, а сами отношения, складывающиеся между участниками корпораций, а также между ними и корпорациями, безусловно отвечают всем признакам отношений, составляющих предмет гражданского права в соответствии с п. 1 ст. 2 ГК РФ (в том числе когда речь идет о некоммерческих корпорациях): юридическое равенство участников, автономия их воли и имущественная самостоятельность. Именно частные собственники создают корпорации за счет объединения имущественных взносов и в дальнейшем участвуют в их деятельности и в управлении ими (в этом же качестве в соответствии с п. 1 ст. 124 ГК РФ в корпоративных отношениях участвуют и публично-правовые образования). Можно спорить о признаках и содержании корпоративных отношений, их имущественной или неимущественной природе, но оспаривать их гражданско-правовой характер нет никаких оснований.
2. Корпоративные и договорные отношения
Корпорации возникают на основе гражданско-правового договора (либо односторонней сделки единственного учредителя/участника). Более того, первый по времени возникновения тип корпораций - товарищества - характеризуется тем, что именно товарищеский договор в дальнейшем определяет всю организацию их деятельности. Однако во всех других видах корпораций, особенно в объединениях капиталов и в производственных кооперативах, содержание корпоративных отношений определяют отнюдь не договор учредителей об их создании, а нормы корпоративного права, в том числе во многом имеющие императивный характер. Поэтому такие отношения ни в коей мере не могут считаться разновидностью обычных договорных (обязательственных) гражданско-правовых отношений. Более того, в силу принципа numerus clausus видов корпораций их учредители могут выбрать только такую организационно-правовую форму корпорации, которая прямо предусмотрена действующим законодательством, и в дальнейшем должны придерживаться установленных им рамок соответствующей юридической конструкции. Поэтому в дальнейшем они лишены возможности произвольно (по своему соглашению) пересматривать рамки своих корпоративных взаимоотношений как в сторону их расширения, так и в сторону сужения или смешения, если это не предусмотрено законом. Иначе говоря, договорная свобода участников корпоративных отношений ограничена возможностями выбора одного из видов корпораций, установленных законодательством. С точки зрения корпоративных отношений важно и то, что их непременный участник - корпорация возникает в результате исполнения товарищеского договора, но не является его стороной и, строго говоря, не связана его условиями, хотя ее воля обусловлена совместными решениями его участников. Это обстоятельство является следствием давно отмеченной в доктрине особой юридической природы товарищеского договора, который представляет собой весьма своеобразный договор организационного, а не товарообменного типа, исключающий применение к возникшим на его основе отношениям многих общих норм обязательственного права. Общепризнанным считается то, что, будучи обязательственно-правовым договором, стороны которого взаимно обязаны друг перед другом (что предполагает применение к нему некоторых общих норм обязательственного права), товарищеский договор вместе с тем не относится к числу обычных обменных договоров (schuldrechtlicher, aber kein Austauschvertrag), в силу чего общие нормы договорного права применимы к нему в очень ограниченном объеме <1>. Поэтому и порожденные им корпоративные отношения в любом случае не могут рассматриваться в качестве разновидности обычных договорных отношений. -------------------------------- <1> Подробнее об этом см., например: Hueck G., Windbichler Ch. Gesellschaftsrecht. S. 66 - 69.
Иное дело, что в связи с деятельностью современных корпораций, особенно и главным образом акционерных обществ как классических объединений капиталов, лишенных какого-либо личностного элемента, развиваются и определенные договорные связи, которые иногда ошибочно относят к корпоративным. Так, в связи с переходом на бездокументарные акции в роли их эмитентов и учетчиков в развитых европейских правопорядках теперь обычно выступают не сами акционерные общества, а обслуживающие их коммерческие банки. Соответственно, и отношения акционеров с акционерными обществами по приобретению, отчуждению и отчасти даже по использованию таких акций во многих случаях превращаются в сугубо обязательственные отношения их покупателей и продавцов с коммерческими банками. Приобретатели и отчуждатели таких безбумажных активов нередко вообще не вступают ни в какие правоотношения с формально эмитировавшими их акционерными обществами. Аналогичная по сути ситуация имеет место и с акционерными соглашениями, пришедшими в европейское корпоративное право из американского права, где такие соглашения играют роль и товарищеских договоров, и уставов корпораций. Отдельные участники акционерного общества как законные владельцы акций (долей), разумеется, вправе совершать определенные сделки по их использованию, в том числе относительно порядка их отчуждения (заключение соглашения об установлении чьего-то преимущественного права на их приобретение) и (или) порядка реализации закрепленных в них корпоративных прав (на голосование, т.е. участие в управлении делами корпорации). Это, однако, не превращает данные чисто обязательственные (договорные) отношения в корпоративные (иначе корпоративными сделками пришлось бы объявлять и завещания, содержащие условия о переходе принадлежавших наследодателю акций к его наследникам) <1>. -------------------------------- <1> Подробнее об акционерных (корпоративных) соглашениях см. § 2 гл. 4 настоящей работы.
Следует также отметить, что попытки рассматривать корпоративные отношения как разновидность гражданско-правовых договорных отношений не только основаны на чужеродных российскому праву подходах, свойственных американскому праву, но и чреваты опасностью распространения на них общего принципа свободы договоров, ведущего к безбрежной либерализации и диспозитивности содержания корпоративно-правового регулирования. В свою очередь, такой подход не только не отвечает существу корпоративного права (призванного прежде всего защищать интересы миноритариев и потенциальных кредиторов - третьих лиц), но и ведет к отрицанию самой его необходимости и существования самих корпоративных отношений путем их замены общими нормами договорного права и договорными отношениями. Этот путь удачно охарактеризовал один из современных германских исследователей: так что же, "прощай корпоративное право, здравствуй договорное право? Необходимо просто разрешить свободно действовать магии рынка? Неужели это действительно может быть так просто? Неужели поколения одаренных ученых в области корпоративного права континентально-правового типа так глубоко заблуждались?" <1>. Ответ на эти вопросы представляется очевидным; во всяком случае ему в значительной мере будет посвящено дальнейшее изложение. -------------------------------- <1> См.: Mankowski P. Reicht das Vertragsrecht einen angemessenen Schutz der und ihren Interessen aus? // Das Kapital der Aktiengesellschaft in Europa. Berlin, 2006. S. 489 (Zeitschrift Unternehmens- und Gesellschaftsrecht / ZGR-Sonderheft 17).
В целом же все это говорит о том, что корпоративные отношения не могут считаться разновидностью договорных отношений, а корпоративное право - частью договорного права. Иной взгляд в настоящее время следует считать прямо противоречащим общим правилам гражданского права (абз. 1 п. 1 ст. 2 ГК РФ), включившим корпоративные отношения в предмет гражданско-правового регулирования в качестве его особой составной части <1>. -------------------------------- <1> Необходимо также отметить, что действующие пока положения п. 2 ст. 48 ГК РФ, согласно которым права участников хозяйственных товариществ и обществ охарактеризованы как обязательственные, не следует воспринимать буквально: при их формулировании в начале 90-х годов прошлого века важно было показать абсурдность действовавшего в то время законодательства о предприятиях и предпринимательской деятельности, объявившего участников корпораций сособственниками их имущества (а имущество корпораций - объектом долевой собственности их участников). Это и было сделано таким образом в отсутствие ясности относительно понятия и природы корпоративных отношений. Принятый в первом чтении Госдумой проект новой редакции ГК РФ предполагает отмену этих правил (которые теперь сами противоречат новым положениям абз. 1 п. 1 ст. 2 ГК РФ).
§ 4. Основные источники корпоративного права
1. Законодательство о корпорациях в континентальных европейских правовых системах
На развитие европейского континентального корпоративного права решающее влияние исторически оказало господство в континентальной Европе XIX в. дуализма частного права, т.е. разделения гражданского и торгового права, которое в то время можно было считать своего рода правовым стандартом. В этих условиях законы о статусе отдельных видов корпораций создавались и совершенствовались обособленно друг от друга: статус торговых товариществ (объединений лиц) обычно регулировался торговыми кодексами, статус простых товариществ (товариществ гражданского права) - гражданскими кодексами (ими же обычно регулировался и статус немногочисленных правосубъектных некоммерческих корпораций - союзов, или объединений), а статус появлявшихся объединений капиталов (хозяйственных обществ, главным образом акционерных) устанавливался отдельными законами. Типичный пример такого законодательного развития представляет собой корпоративное право Германии (Gesellschaftsrecht). Статус открытых (полных), коммандитных и негласных (простых) товариществ и в настоящее время регулируется здесь действующим Торговым кодексом 1897 г., статус простых товариществ (договоров о совместной деятельности) и правосубъектных объединений (Vereine - некоммерческих организаций) - Гражданским кодексом 1896 г., а статус акционерных обществ (включая акционерную коммандиту), обществ с ограниченной ответственностью и кооперативов - специальными законами (соответственно Законом об акционерных обществах 1965 г. - Aktiengesetz; Законом об обществах с ограниченной ответственностью 1892 г. - Gesetz betreffend die Gesellschaften mit Haftung, Законом о производственных и хозяйственных кооперативах 1889 г. - Genossenschaftsgesetz). В 1994 г. в Германии из англо-американского права была заимствована новая форма корпорации - партнерство лиц свободных профессий (Partnerschaftsgesellschaft, PartG), которая была введена специальным Законом о партнерствах лиц свободных профессий (Gesetz Partnerschaftsgesellschaften Freier Berufe (Partnerschaftsgesellschaftgesetz, PartGG)). Подобно этому, и в Австрии статус полных, коммандитных и негласных товариществ урегулирован Торговым кодексом 2006 г., формально называющимся теперь Федеральным законом об особых гражданско-правовых предписаниях для предпринимателей (Предпринимательским кодексом, ПК) (Bundesgesetz besondere zivilrechtliche Vorschriften Unternehmen (Unternehmensgesetzbuch, UGB)), статус товариществ гражданского права - Гражданским кодексом (Общим гражданским уложением) 1811 г., статус объединений капиталов и кооперативов - специальными законами (соответственно Законом об обществах с ограниченной ответственностью 1906 г., Федеральным законом об акционерных обществах 1965 г. и Законом о производственных и хозяйственных кооперативах 1873 г.). Здесь также принят специальный Федеральный закон "О зарегистрированных торговых товариществах" (eingetragene Erwerbsgesellschaften), позволяющий создать открытое (полное) и коммандитное товарищество с полной правосубъектностью (в качестве юридического лица). Для некоммерческих корпораций действует Федеральный закон об объединениях 2002 г. Но в XX в. эта ситуация начала изменяться: в ряде высокоразвитых правопорядков последовал отказ от обособления торгового права (Швейцария, Италия, Нидерланды), в связи с чем дуализм частного права утратил свои господствующие позиции. Во всех указанных государствах это повлекло сосредоточение регламентации статуса корпораций (включая объединения капиталов) в единых гражданских кодексах. В правовых системах, сохранивших обособленное торговое право (например, в Германии и Австрии), получило распространение специальное акционерное законодательство и законодательство о других видах коммерческих корпораций, включая кооперативы, развитие которого происходит за рамками торговых и гражданских кодексов. В восточноевропейских странах в последнее время стали приниматься отдельные законы кодифицированного типа о коммерческих корпорациях: в Венгрии действует специальный Закон о хозяйственных обществах 1998 г.; в Польше в 2000 г. принят Кодекс торговых обществ; в Чехии с 1 января 2014 г. вступил в силу новый кодифицированный Закон о торговых корпорациях. Коммерческий кодекс Эстонии 1995 г., несмотря на свое название, в действительности регулирует только статус юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, т.е. фактически также является корпоративным кодексом; аналогичное содержание, видимо, будет иметь и Торговый кодекс Словакии, готовящийся к принятию параллельно с разработкой нового Гражданского кодекса. При этом в большинстве названных стран новые кодифицированные акты корпоративного права заменили собой ранее действовавшие в них торговые кодексы (если еще в 90-е годы прошлого века почти половина из двадцати стран Восточной Европы имела отдельные торговые кодексы, то в настоящее время самостоятельная кодификация торгового права сохраняется лишь в Словакии, Болгарии и Литве). По существу, в этом же направлении развивается французское торговое право после того, как в 2000 г. в Торговый кодекс 1807 г. без каких-либо изменений были инкорпорированы тексты законов о торговых товариществах 1996 г. и о торговом представительстве 1991 г. и он стал рассматривается как Новый Коммерческий кодекс (Nouveau Code de Commerce) - консолидированный акт инкорпорации, или компиляции (что, по некоторым доктринальным оценкам, ознаменовало фактическую декодификацию французского торгового права). Примечательно, что проведенная в 1998 г. реформа германского Торгового уложения 1897 г. также ограничилась модернизацией его корпоративно-правовых норм - о торговой фирме и о полных (открытых) и коммандитных товариществах, оставив практически без всякого внимания нормы о торговых сделках. Все это позволяет говорить о том, что современное торговое право (в тех правопорядках, где оно сохраняется в качестве особого явления) переживает процесс постепенного преобразования, перехода из права, регулировавшего преимущественно торговые сделки (коммерческие договоры), в право, охватывающее главным образом регламентацию корпоративных отношений. Вместе с тем вне сферы действия большинства традиционных торговых кодексов по-прежнему остается статус акционерных и других хозяйственных обществ (объединений капиталов). В целом же торговое право безусловно сохраняет свой частноправовой характер и как специальное частное право в целом подчиняется действию гражданского права как общего частного права, поэтому любой торговый кодекс всегда является lex specialis в отношении гражданского кодекса как lex generalis. Исключительно важную роль в развитии европейского корпоративного права (включая и английское) играют директивы Евросоюза в области корпоративного права, в частности: Директива 77/91/ЕЭС от 13 декабря 1976 г. о создании акционерного общества, а также о сохранении и изменении размера его капитала (Вторая директива, или Директива о капитале); Директива 89/667/ЕЭС от 21 декабря 1989 г. об обществах с ограниченной ответственностью с единственным участником (Двенадцатая директива, или Директива о компании одного лица); Директива 2007/36/ЕС от 11 июля 2007 г. об осуществлении определенных прав акционеров в компаниях, имеющих листинг на бирже (Директива о правах акционеров), и др.
2. Англо-американское законодательство о корпорациях
Традиционной особенностью стран common law является господство в них прецедентного права (case law), т.е. решений высших судов по конкретным делам в качестве важнейшего, основного источника <1>. Однако в сфере корпоративных отношений статутное право Англии и США традиционно играет гораздо большую роль, чем в других сферах (например, в области договорного права). Date: 2015-09-24; view: 626; Нарушение авторских прав |