Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вооружение и боевая техника





 

Специализированного стрелкового вооружения для воздушно‑десантных войск в годы войны в СССР не существовало. Стрелковые подразделения ВДВ вооружались обычными драгунскими винтовками Мосина образца 1891/1930 годов — «драгунками». В 40‑е годы, после появления в больших количествах на вооружении Красной Армии пистолетов‑пулеметов ППД и ППШ, было принято решение о практически полном перевооружении имевшихся формирований ВДВ автоматическим оружием. Эти планы были достаточно успешно реализованы — даже фотографии первых лет войны показывают очень высокую степень насыщения десантных подразделений пистолетами‑пулеметами. Правда, основным стрелковым оружием «спешенных» воздушно‑десантных дивизий, пришедших на смену корпусам в 1942 году, вплоть до конца войны оставались трехлинейки.

Кстати, в СССР с самого начала отказались от идеи сбрасывания индивидуального стрелкового оружия в грузовых контейнерах — винтовки и автоматы (последние — обязательно с отомкнутыми магазинами) во время прыжка с парашютом находились при бойце, будучи зафиксированными на левом боку.

Полностью экипированный парашютист нес на себе два парашюта (основной на спине, запасной, поменьше размером — на груди), вещмешок и личное оружие (автоматы — обязательно с вынутым магазином). Оружие не упаковывалось в чехлы, как это делали почти во всем мире, а просто закреплялось за левым плечом в вертикальном положении стволом вниз.

Полевое снаряжение бойцов и командиров — общеармейского образца, специализированных десантных предметов экипировки у нас так и не разработали. Исключение составлял «финский» нож, который носили все военнослужащие воздушно‑десантных войск. В случае нужды ножи применялись для обрезки парашютных строп, хотя не имели выступов стропореза на лезвии.

После переформирования корпусов в дивизии личный состав ВДВ продолжал носить финки; их простые деревянные рукоятки переделывали, украшая цветным оргстеклом. Прочее снаряжение былообычным для всей пехоты: саперная лопатка, противогаз, вещевой мешок. По свидетельству многих ветеранов, каски (обычные армейские образца 1940 года), которые впервые стали поступать в воздушно‑десантные части зимой 1943‑го на Северо‑Западном фронте, популярностью у солдат не пользовались. Иногда их носили на переднем крае, но в основном предпочитали идти в бой в пилотках. Виной этому была неудачная конструкция амортизатора и подбородочного ремня — шлем все время сползал. Использовать эти каски в воздушно‑десантных операциях было вообще невозможно по той же самой причине (недаром во всех ВДВ прочих стран были приняты специальные образцы стальных шлемов, при разработке которых основное внимание обращалось именно на их прочную фиксацию на голове парашютиста — болтающаяся каска от сильного сотрясения при приземлении могла даже череп разбить). Офицеры‑десантники, «даже лейтенанты в первой траншее, тем более ротные или комбаты» (13, стр. 100) не носили их практически никогда. Вряд ли стоит говорить, какие лишние потери вызывались этим пренебрежением к средствам индивидуальной защиты.

За неимением лучшего десантники использовали и весьма неприспособленные для этого рода войск станковые пулеметы «максим». Часть личного оружия и другие малоразмерные грузы сбрасывались в ПДММ — парашютно‑десантных мягких мешках: громоздкие, но надежные жесткие десантные контейнеры, широко применявшиеся в иностранных армиях, в СССР не прижились.

 

* * *

 

В СССР давно изучали возможность переброски по воздуху танков и другой бронированной боевой техники. Наступательная доктрина РККА предусматривала высокую степень насыщения танками соединений всех родов войск, не обошли вниманием и ВДВ. Танковые подразделения в их составе должны были значительно увеличить ударную мощь и мобильность десанта после высадки. Находившиеся в то время на вооружении военно‑воздушных сил тяжелые бомбардировщики ТБ‑3 обеспечивали подъем в воздух достаточно тяжелых и крупноразмерных грузов и их перевозку на значительные расстояния. Высота стоек шасси этих самолетов делала возможной подвеску под их фюзеляжи артиллерийских орудий, некоторых типов бронеавтомобилей и даже танков.

Созданный в Ленинградском ВО в 1930 году внештатный авиамотодесантный отряд (первое тактическое воздушно‑десантное подразделение) располагал несколькими легкими танками МС‑1. Поскольку последние не могли перебрасываться по воздуху, вскоре их заменили на танкетки Т‑27 — маленькие компактные машины, лишенные вращающейся башни и вооруженные одним пулеметом винтовочного калибра. Т‑27 представляли собой несколько переделанные английские танкетки Garden Loyd Mk VI, широко поставлявшиеся в конце 20‑х годов на экспорт и с незначительными изменениями принятые на вооружение во многих странах мира. Выпускались они с 1931 по 1933 год и вначале предназначались для сопровождения пехоты (впоследствии — для ведения разведки). В 1933 году в каждом из четырех воздушно‑десантных батальонов специального назначения Красной Армии числилось по роте Т‑27, а реально техника их десантирования была отработана уже к 1935 году. Автором устройства, с помощью которого осуществлялась выброска, был А. Ф. Кравцов. С помощью этой системы танкетки могли не только десантироваться посадочным способом, но и сбрасываться на землю с малой высоты.

Основным отличием советской машины от базового британского образца стал двигатель отечественного производства (лицензионный 4‑цилиндровый рядный карбюраторный автомобильный Форд‑АА жидкостного охлаждения, затем переименованный в ГАЗ‑АА). Двигатель развивал мощность 40 л. с. при 2200 об/мин и располагался в средней части танкетки вдоль ее корпуса. Трансмиссия также автомобильная, типа ГАЗ‑АА. Подвеска блокированная, на листовых рессорах. Т‑27 не плавала, но могла преодолевать брод до 0,5 метра глубиной (угол подъема до 30 градусов, ров шириной до 1,2 и стенку высотой до 0,5 метра).

Механик‑водитель располагался в рубке справа, командир, вооруженный пулеметом ДТ с плечевым упором — слева. Боекомплект составлял 1764 патрона (на ранних образцах 2520). Экипаж защищен катаными броневыми листами максимальной толщиной 10 мм (крыша 6 мм), соединенными клепкой или на болтах. Радиостанции в танкетках отсутствовали.

Боевая масса 2,7 тонны. Габаритные размеры: 2,6 метра длина, 1,82 ширина, 1,44 метра высота. Скорость по шоссе 42 км/ч, запас хода 120 км.

Недостатки Т‑27, главным из которых было отсутствие вращающейся башни, заставили уже в начале 30‑х годов заменить ее специализированным разведывательным танком. В 1933 году на вооружение армии был принят легкий танк Т‑37А. В соответствии с традиционной советской концепцией разработки машин для ведения разведки он мог преодолевать на плаву водные преграды значительной ширины, для чего был оборудован гребным винтом, включающимся через трансмиссию. Первые машины этого типа поступили на вооружение 47‑й авиабригады специального назначения (воздушно‑десантной) в 1936 году.

Т‑37А имел традиционную компоновку с вращающейся башней, в которой устанавливался пулемет ДТ с плечевым упором (боекомплект — 2140 патронов). Механик‑водитель размещался слева, в отделении управления, командир — справа, в башне. Двигатель (ГАЗ‑АА) установлен вдоль оси машины, механическая трансмиссия (сцепление, коробка передач автомобильного типа, простой дифференциал с колодочными тормозами) — в передней части корпуса. Подвеска блокированная, на пружинных рессорах.

Корпус танка герметизирован для обеспечения плавучести, броневые листы максимальной толщиной 8 мм клепаные или сварные. Командирские машины (модификация Т‑37ТУ) и часть серийных Т‑37А оборудовались радиостанцией с поручневой антенной, установленной на корпусе.

Боевая масса 3,2 тонны. Габаритные размеры: 3,73 метров длина, 1,94 ширина, 1,84 метра высота. Скорость по шоссе 40 км/ч (на плаву 6 км/ч). Запас хода 230 км. Преодолеваемые препятствия: угол подъема до 35 градусов, ров шириной 1,4 и стенка высотой 0,5 метра.

В 1934 году к семейству Т‑37А присоединился легкий плавающий танк Т‑38, разработанный под руководством видного советского конструктора Н. А. Астрова. Танк в целом повторял компоновку своего предшественника, но стал заметно шире и ниже, что повысило его остойчивость на воде. Была улучшена подвеска, благодаря чему стал более плавным ход. Облегчилось и управление машиной, осуществлявшееся теперь через бортовые фрикционы.

Боевая масса 3,3 тонны. Габаритные размеры: 3,78 метра длина, 2,33 ширина, 1,63 метра высота. Толщина брони: 8 мм лоб, борт и башня. Вооружение — 1 7,62‑мм пулемет ДТ (боекомплект 1512 патронов). Двигатель — ГАЗ АА. Скорость по шоссе 40 км/ч (на плаву 6 км/ч), запас хода 220 км. Преодолеваемые препятствия: как у Т‑37А.

Танки Т‑38 и Т‑38М выпускались до 1939 года, а годом раньше в серию пошел усовершенствованный образец Т‑38М2, отличавшийся новым двигателем ГАЗ‑M1 мощностью 50 л. с. (вместе с коробкой передач заимствован от легкового автомобиля — «эмки»). Боевая масса машины увеличилась до 3,8 тонны, а скорость — до 46 км/ч (6 км/ч на плаву). Башня сдвинута к левому борту, практически все машины радиофицированы (громоздкая поручневая антенна на танках поздних выпусков заменена на компактную штыревую).

Машины Т‑37А и Т‑38 приняли участие в проводимых в 1936 году уникальных опытах по сбрасыванию плавающих танков на воду с бреющего полета. Под руководством известного танкового конструктора Ж. Я. Котина отрабатывалась возможность десантирования на поверхность реки или озера бронетехники с низколетящего бомбардировщика ТБ‑3. В тактическом смысле эта операция замышлялась следующим образом: группа ТБ должна была высадить вышеописанным способом в тылу противника танковый десант, после чего, в случае надобности, приземлилась бы поблизости и провела дозаправку танков из вместительных фюзеляжных топливных баков. На испытаниях в районе подмосковных Медвежьих озер 2,5‑тонный танк Т‑37А (разумеется, без экипажа) был сброшен на поверхность воды с высоты одного метра. Испытания в целом прошли успешно, но глубоко погрузившаяся при сбросе машина затонула из‑за негерметизированных смотровых щелей. По этой и другим причинам основным способом десантирования бронетехники оставался посадочный — все прочие не вышли из стадии опытов.

К началу 40‑х годов все описанные выше машины устарели и мало подходили даже для ведения разведки. Тонкая броня и совершенно неудовлетворительное вооружение Т‑37 и Т‑38 заставили искать им замену. В 1939 году все тем же Астровым был создан новый легкий танк, получивший обозначение Т‑40, а в начале следующего года развернуто его серийное производство.

Компоновка Т‑40 существенно не отличалась от его предшественников.

Механик‑водитель располагался справа, командир танка — слева, в башне. На сей раз вооружение машины включало в себя мощный 12,7‑мм пулемет ДШКТ, надежно обеспечивавший поражение легкобронированных целей, спаренный с 7,62‑мм пулеметом ДТ (боекомплект 500 12,7‑мм и 2016 7,62‑мм патронов). Корпус собирался из 13 — 10‑мм катаных броневых листов методами клепки и сварки. Для улучшения плавучести он был значительно уширен сверху; в кормовой части машины устанавливался четырехлопастный гребной винт и рули. Командирские машины оснащались рациями.

Боевая масса 5,5 тонны. Габаритные размеры: 4,11 метра длина, 2,33 ширина, 1,9 метра высота. 6‑цилиндровый рядный карбюраторный двигатель ГАЗ‑11 модели 202 жидкостного охлаждения размещался в средней части корпуса и был сдвинут вправо. Мотор развивал мощность 70 л. с. при 3400 об/мин. Трансмиссия — механическая, сцепление и коробка передач автомобильного типа (КП монтировалась непосредственно на кожухе двигателя). Подвеска индивидуальная торсионная. Скорость по шоссе 45 км/ч (на плаву 6 км/ч), запас хода 300 км. Преодолеваемые препятствия: подъем до 34 градусов, стенка высотой до 0,6 и ров шириной до 1,7 метра.

Т‑40 стали основными плавающими разведывательными танками Красной Армии в начале Великой Отечественной войны, заменив в танковых подразделениях воздушно‑десантных войск устаревшие машины Т‑37А и Т‑38.

 

* * *

 

Итак, основу танкового парка ВДВ в 30 — 40‑е годы составили легкие танки со слабым бронированием и неудовлетворительными боевыми качествами. Необходимо заметить, что в армиях иностранных государств парашютно‑десантные части в то время вообще не имели бронетехники, что объяснялось отсутствием летательных аппаратов, могущих поднять в воздух такие сравнительно тяжелые и крупногабаритные грузы. Все же вступление СССР во вторую мировую войну показало устарелость концепции применения танков с чисто пулеметным вооружением в современных условиях. На вооружении РККА уже состояли более солидные боевые разведывательные машины, снабженные малокалиберными автоматическими пушками, но их боевая масса резко возросла и перевозка таких танков по воздуху даже с использованием гиганта ТБ‑3 стала невозможной. Пришлось искать другие пути. Наиболее приемлемой оказалась идея доставки бронетехники на планерах. Опыта создания тяжелых транспортных планеров, подобных английскому «Гамилькару» и тем более немецкому Me 321, в СССР не было. Поэтому опираясь на эксперименты Кристи (считавшимся у нас непререкаемым авторитетом в области танкостроения) в США и ряд теоретических выкладок, советские конструкторы попытались создать танк‑планер путем монтажа несущих плоскостей и элементов хвостового оперения непосредственно на корпусе машины. Считалось, что легкий танк, сравнимый по массе с десантным планером, при установке крыла достаточно большой площади сможет подниматься в воздух и буксироваться четырехмоторным ТБ‑3. К этим работам был привлечен О. К. Антонов, имевший определенный опыт создания спортивных и десантных планеров, и в конце 1941 года он предложил свой вариант такого «гибрида». В соответствии с разработанной концепцией предполагалось, что снабженный крыльями танк будет отцепляться от буксировщика за 20 — 25 км от цели, тихо планировать и производить посадку, после чего крылья будут сбрасываться, а машина приводиться в состояние боеготовности. Проект получил наименование КТ («Крылья танка»).

Объектом исследований, проводимых КБ Антонова, стал танк Т‑60, принятый на вооружение осенью 1941 года. Разработанный Н. А. Астровым, он имел боевую массу в 6,4 тонны, не плавал (преодолеваемый брод — до 0,9 метра) и был вооружен 20‑мм пушкой ТНШ с ленточным питанием и пулеметом. Максимальная толщина брони достигала 35 мм, скорость по шоссе 42 км/ч.

Крыло планера представляло собой бипланную коробку, что позволило значительно уменьшить его размах. Хвостовое оперение — также бипланного типа с разнесенными килями; устанавливалось на двух балках, соединенных с нижней плоскостью крыла. Длина планера 12 метров, размах 18, площадь бипланной коробки 86 кв. метров. Общая масса КТ достигла 7,8 тонны, две из которых приходились на планерное оборудование, остальные — на облегченный танк Т‑60. Удельная нагрузка на крыло составляла 90 кг/кв. метр.

В корпусе танка размещались механик‑водитель (он же пилот) и командир танка (он же стрелок). Управление в воздухе осуществлялось с помощью рулей и элеронов: для обеспечения аэродинамической компенсации на них установили стабилизаторы небольшого размаха. Пилот сбрасывал крыло с помощью специального механизма, не выходя из танка.

Испытания КТ начались в подмосковном Летно‑исследовательском институте (ЛИИ) 7 августа 1942 года. На начальном этапе проводились пробежки облегченной машины по грунтовой и бетонной ВПП (необходимо было выяснить, выдержит ли скорость порядка 110 — 115 км/ч ходовая часть танка). После этого КТ совершил три подлета на высоте 4 метра, в которых опробовали систему управления.

Первый полет КТ состоялся 2 сентября. Буксировщик ТБ‑3 с форсированными до 970 л. с. двигателями пилотировал П. А. Еремеев, в прошлом — конструктор спортивных пилотажных планеров. Танком управлял летчик‑испытатель опытно— испытательного полигона ВДВ РККА С. Н. Анохин. Из‑за большой массы и малой обтекаемости КТ буксировка велась на близкой к максимальной мощности моторной группы самолета со скоростью 130 км/ч. Несмотря на все старания летчика, скорость подъема связки оказалась недостаточной. Самолет едва смог набрать высоту 40 метров. Попытка увеличить скорость до 140 км/ч привела лишь к тому, что ТБ с танком на буксире начинал снижаться с вертикальной скоростью 0,5 м/с. Кроме того, сразу начинала повышаться температура воды в системе охлаждения двигателей, что грозило их перегревом. В этих условиях Еремеев решил вывести связку в район расположенного неподалеку аэродрома Быково и отцепить планер. Анохин с большим трудом посадил машину и, не отцепляя крыльев, на малой скорости двинулся к КНП аэродрома. Ничего не знавший о проходящих испытаниях руководитель полетов поднял по боевой тревоге расчет зенитной батареи, а когда Анохин вылез из машины, его немедленно «взяли в плен», откуда летчика вызволила только подоспевшая аварийно‑спасательная команда ЛИИ. После этого танк своим ходом перегнали в поселок Стахановск (ныне город Жуковский) на аэродром института.

Первый полет КТ оказался последним: в акте об испытаниях опытного образца указывалось, что задача создания летающего танка в целом решена, но в его конструкции допущены определенные ошибки. Представленные для продува в аэродинамической трубе модели планера и танка были выполнены в упрощенном варианте — без тросов, соединяющих коробку крыла и оперения, а также без моделирования гусениц машины. Все это привело к ошибке в расчетах аэродинамики КТ и требуемой мощности двигателей буксировщика. Кроме того, не учитывалось также влияние аэродинамического сопротивления воздуха, что не позволило ТБ‑3 поднять планер на расчетную высоту и существенно затруднило управление последним.

Если конструкция самого КТ вполне позволяла довести ее до требуемых стандартов (в акте указывалось на необходимость увеличения триммера руля высоты, установки штурвального управления с червячной передачей и внесения изменений в аэродинамическую компенсацию элеронов и управления закрылками), то с буксировщиком дело обстояло сложнее. Из более мощных, чем ТБ‑3, самолетов, способных обеспечить доставку КТ к цели, ВВС, РККА располагала лишь дальним бомбардировщиком Пе‑8 (ТБ‑7). Однако за войну было построено всего 80 таких машин, которые активно использовались в дальнебомбардировочной авиации и не могли быть задействованы для нужд ВДВ. В связи с этим дальнейшие испытания «крыльев танка» прекратились.

 

Date: 2015-09-24; view: 291; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию