Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Боевая техника





 

Очень широко американские воздушно‑десантные войска использовали легковые 1/4‑тонные автомобили Willys MB и Ford GPW — знаменитые джипы. Поистине универсальные полноприводные вездеходы, легкие и надежные, могли быть доставлены на землю на любом типе союзного планера или сброшен с грузовыми парашютами с транспортного самолета. Вдобавок они могли буксировать прицеп аналогичной грузоподъемности, что сделало эти автомобили неоценимым транспортным средством для десантников. «Виллис» начал серийно выпускаться с конца 1941 года, а «форд» — с 1942‑го. Оба образца широко поставлялись армиям союзных государств, в том числе и в СССР.

Американцы никогда не оснащали свои автомобили таким устрашающим набором вооружения, как их британские союзники, хотя крупнокалиберный пулемет Browning M2HB справа от водителя нередко устанавливали. Был разработан и специальный бронированный вариант автомобиля, на котором ветровое стекло защищалось листами брони с узкими смотровыми отверстиями. Дополнительная пластина прикрывала также радиатор. Эти джипы с установленными на них пулеметами должны были выполнять роль легких авиадесантных бронемашин, но их серийное производство было очень ограниченным — сказалось перетяжеление конструкции и соответственное ухудшение проходимости. Такие машины, в частности, применялись при обороне Бастони зимой 1944/45 годов.

Мотоциклы янки предпочитали тяжелые, марок «Harley Davidson» или «Indian». Впрочем, джипов в воздушно‑десантной дивизии было больше, да и солдаты к ним относились с большей симпатией.

По примеру немцев для десантников был разработан комплекс артиллерийских безоткатных орудий. Работа над ними началась еще в 1943‑м, появились на вооружении они в 1944 году и широко применялись также в общевойсковых частях. Наиболее распространены были 75‑мм противотанковая пушка М20 (образца 1945 года) и аналогичная 57‑мм пушка M18. Американская концепция создания орудий с низким давлением пороховых газов основывалась на применении боеприпасов с перфорированной гильзой. Затвор типа «Cromuskeith» удерживал гильзу за донце и шейку. Во время выстрела продукты сгорания выходили из нее через многочисленные отверстия, попадали в наружную расширительную камору и вырывались наружу через несколько сопел (диаметр последних равнялся диаметру канала ствола) между казенной частью и затвором. Для заряжания приходилось откидывать в сторону среднюю часть затворного блока.

Орудия устанавливались на стандартные треноги от 7,62 мм станкового пулемета Browning М1917 — задняя длинная нога станка смотрела в сторону дульного среза ствола. 75‑мм пушка могла вести огонь кумулятивными, осколочно‑фугасными и дымовыми снарядами на дистанцию 6400 метров. Начальная скорость достигала 305 м/с, что позволяло 6‑килограммовому кумулятивному снаряду поражать броню толщиной до 80 мм. Боевая масса — 71,6 кг; расчет переносил снятое со станка орудие на себе.

75‑мм безоткатное орудие М20 (станок от 7,62‑мм пулемета)

Наиболее популярной у парашютистов стала специально созданная для операций в «особых условиях» 75‑мм легкая полевая или горная гаубица M1/M1 A1 — основной тип артиллерийского вооружения воздушно‑десантных войск, а также морской пехоты (особенно в непролазных джунглях тихоокеанских островов). Гаубица могла устанавливаться на любом, даже самом крошечном пятачке и уверенно поражала 6,2‑килограммовыми фугасными снарядами цели на дистанции до 8925 метров. Заряжание раздельное (в боекомплекте имелись и кумулятивные унитарные снаряды). В горном варианте эта легкая артсистема в разобранном виде могла перевозиться на шести мулах, в воздушно‑десантном (на станке М8) — сбрасываться на парашютах или доставляться грузовыми планерами Waco.

При выброске части разобранной гаубицы укладывались в несколько прямоугольных парашютных контейнеров. Гаубицы M1, в частности, широко применялись американскими десантниками в Арнемской операции.

 

* * *

 

В Соединенных Штатах еще в начале 30‑х годов прорабатывался вопрос о возможности переброски по воздуху бронетанковой техники (правда, не для усиления воздушно‑десантных частей, которые еще не существовали, а с целью увеличения мобильности армейских танковых соединений). Пионером этих исследований стал выдающийся конструктор Дж. У. Кристи (J. W. Christie), а плодом его работы — аэротранспортабельные танки M1932 и M1933. Первый, М1932, разрабатывался в соответствии с распространенной в то время концепцией аэротанка, то есть бронированной машины, к которой в случае надобности могли присоединяться несущие плоскости и хвостовое оперение с рулями поворота и высоты. Предусмотрен был также вспомогательный вал двигателя для привода воздушного винта. Предполагалось, что армады таких машин смогут самостоятельно подниматься в воздух, достигать назначенного района и внезапно обрушиваться на голову ошеломленного противника (идею подобной глубокой десантной операции в сочетании с мощными ударами авиации в 20‑е годы пропагандировал известный итальянский военный теоретик генерал Джулио Дуэ (Douhet). После приземления крылья должны были демонтироваться, превращая таким образом самолет в танк. Внешне М1932 выглядел достаточно необычно. Он представлял собой безбашенный танк с вооружением, установленным в передней части корпуса (на прототипе не устанавливалось, но предусматривался набор из 37‑мм танковой пушки и нескольких пулеметов). Конструкция танка была максимально облегчена для обеспечения приемлемого взлетного веса системы, что и вызвало отказ от вращающейся башни. Несущие конструкции выполнялись из стали, прочие — из дюралюминия. Экипаж из трех человек размещался в рубке. Броневые листы толщиной до 12,7 мм устанавливались под большими углами наклона. Боевая масса 5 тонн. Габаритные размеры: 6,6 метра длина, 2,13 ширина, 1,73 метра высота.


Машина оборудовалась «визитной карточкой» Кристи — колесно‑гусеничным движителем, идея которого заключалась в возможности снятия гусениц и переходом на колеса, подобно автомобилю. Теоретически танк, снабженный этим устройством, по шоссе мог двигаться на колесном шасси с большой скоростью, а при действиях на бездорожье надевать гусеницы, которые в походном положении укладывались на гусеничных полках. В первом случае управление осуществлялось через передние поворотные колеса, во втором — через бортовые фрикционы. Подвеска индивидуальная торсионная, 8 катков большого диаметра снабжались двойными скатами и пневматиками. Ведущее колесо расположено сзади, при переходе на колесный движитель оно соединялось наружной цепной передачей с задней парой катков. Операция по смене способа движения выполнялась силами экипажа за 30 минут. Управление штурвальное. Мощный V‑образный 12‑цилиндровый авиационный двигатель Hispano Suiza мощностью 760 л. с. с жидкостным охлаждением по проекту мог сообщать танку фантастическую скорость в 156 — 160 (по другим данным, 193) км/ч на колесах и 96 на гусеницах. При этом удельная мощность силовой установки была доведена до 152 — 169 л. с./т.

Несмотря на сложность движителя, M1932 показал хорошую проходимость: танк преодолевал подъем крутизной до 35 градусов, вертикальную стенку высотой 0,65 метра и брод глубиной 1 метр. Ров с шириной до 3,66 м танк форсировал «с разбегу», прыжком (Кристи полагал, что современные танки должны развивать высокую скорость, чтобы эффективно уклоняться от атак штурмовой авиации). При совершении взлета, кроме воздушного винта, двигатель должен был приводить в движение гусеницы либо ведущие колеса M1932. Опытный образец танка построен и испытан, а вот его крылья так и остались в проекте.


Через год Кристи разработал еще одну аэротранспортабельную машину, сходную с М1932. Она получила название «танк‑бронеавтомобиль M1933». В ней идея монтажа вокруг броневого корпуса крыльев и хвостового оперения сменилась более технически осуществимым принципом подвески танка под фюзеляжем транспортного самолета. Для обеспечения такой возможности M1933 пришлось еще больше облегчить по сравнению с его предшественником. Четыре пары катков сменились тремя, причем средняя была съемной, что позволяло превращать машину в легкий разведывательный бронеавтомобиль. Двигатель тоже заменили на более легкий и маломощный, что отрицательно сказалось на расчетной скорости (90 км/ч при колесном движителе и 45 при гусеничном). В остальном машина практически идентична M1932. Ее вооружение должны были составить 37‑мм пушка и пулемет в скошенном лобовом листе. Экипаж из трех человек находился в рубке, снабженной двумя колпаками с прорезями для наблюдения (правый, командирский, — повыше и просторнее, левый, механика‑водителя, — пониже). Бронирование — до 14 мм, боевая масса — 2,2 т. Предполагаемый запас хода составлял 250 км. Оба образца были доведены только до постройки прототипов, а их летные испытания так и не проводились, поскольку армия США не проявила интереса к разработкам Кристи. Понадобилось еще восемь лет, чтобы для десантных операций наконец был создан легкий аэротранспортабельный танк, получивший наименование М22. Эта, уже вполне классическая машина создавалась в соответствии с техническими требованиями, разработанными ВДВ: боевая масса танка не должна была превышать 7,5 тонны. Участие в конкурсе приняли Дж. Кристи, корпорация «General Motors» и фирма «Marmon‑Herrington». Проект последней оказался наиболее подходящим и в мае 1941 года в ней размещен заказ на изготовление опытного образца Т9 (Airborne). Одновременно с этим началась разработка самолета, способного поднять новый танк в воздух.

Первый вариант Т9 весил 8 тонн. Корпус выполнен‑из катаных листов, башня литая. Вооружение — 37‑мм пушка и три 7,62‑мм пулемета (два из них неподвижно установлены в углах корпуса в качестве курсовых).

В январе 1942 года армия заказала фирме изготовление двух улучшенных прототипов Т9Е1. Форма башни несколько изменилась, ее круговое вращение стало осуществляться с помощью сервопривода. Пушка получила гироскопический стабилизатор. Усилено лобовое бронирование, сняты курсовые пулеметы. В апреле 1942 года военные заказали 500 танков Т9Е1, хотя к этому времени испытания машины даже еще не были начаты. Из‑за технологических проблем и многочисленных изменений, вносившихся в первоначальный проект, из запланированных к постройке 1900 танков к февралю 1944 года войскам передали только 830, после чего их производство прекратили. Т9Е1 начал поступать в части ВДВ в марте 1943 года. Этими машинами в ходе войны укомплектовали 38‑й авиадесантный (Air‑landing) танковый батальон и несколько отдельных танковых рот, предназначенных для включения в состав вновь формируемых воздушно‑десантных дивизий. Танк в ограниченном количестве поставлялся по ленд‑лизу и в британские ВДВ, где получил обозначение «Locust». В августе 1944 года Т9Е1 получил стандартное обозначение М22.


Основой для М22 послужила база хорошо освоенного производством разведывательного танка МЗ «Stuart»: у него почти без изменений заимствованы силовая передача, ходовая часть и вооружение. Танк характеризовался хорошей подвижностью и малым весом (боевая масса 7,7 тонны). Габаритные размеры: 3,32 метра длина, 2,23 ширина, 1,74 метра высота.

Корпус сварной, его носовая часть выполнена со значительным углом наклона броневых листов. Так же установлена передняя стенка литой двухместной цилиндрической башни. По бортам корпуса имелись узлы крепления к подфюзеляжной (наружной) подвеске транспортного самолета С 54.

Башня имела развитую кормовую нишу, в которой размещалась радиостанция SCR 510. В литой маске располагались стабилизированная 37‑мм пушка М6 с длиной ствола 53,2 калибра и спаренный с ней 7,62‑мм пулемет Browning М1919А4. Боекомплект: 50 выстрелов к пушке и 2500 патронов. Экипаж 3 человека. Толщина брони: лоб корпуса до 13 мм, борт 10 — 13, корма и крыша 13, днище 10, башня до 25 мм. Двигатель — 6‑цилиндровый горизонтально‑оппозитный карбюраторный Lycoming O‑435T жидкостного охлаждения. Мощность 162 л. с. при 2800 об/мин. Трансмиссия состояла из многодискового главного фрикциона сухого трения, карданного вала, дифференциала, четырехскоростной коробки передач с синхронизатором и бортовых передач. Тормоза ленточные.

Ведущий каток с двумя съемными зубчатыми венцами располагался спереди (зацепление цевочное), задний направляющий (как и на его предшественнике М3) подрессорен и опущен на землю для увеличения опорной поверхности. Четыре опорных катка на борт с резиновыми бандажами сблокированы попарно в две тележки, каждая из которых подвешена на двух вертикальных буферных пружинах. Два поддерживающих катка по борту.

Скорость по шоссе 56 км/ч, запас хода 180 км (по другим данным, 64 и 216 км соответственно). Танк мог преодолевать подъем до 26 градусов, стенку высотой до 0,46 метра, ров шириной до 1,67 и брод глубиной до 0,92 метра. Для десантных операций машина все же оказалась тяжеловатой: ни один из существовавших в то время транспортных самолетов ВВС армии США не мог поднять М22 в воздух в собранном виде. Отработанная схема транспортировки предусматривала подвеску корпуса на тросовых расчалках под фюзеляжем самолета С 54 «Skymaster»; снятая башня при этом загружалась в отсек, что серьезно затягивало приведение танка в боевую готовность во время реальной десантной операции.

Кроме того, М22 имел морально устаревшую конструкцию и слабое (по меркам 1944 года) вооружение и бронирование, поэтому использовался в основном в качестве учебного. Малый вес танка с учетом сложности его транспортировки перестал быть его преимуществом, броня пробивалась даже 12,7‑мм бронебойными пулями, а пушка не могла бороться ни с одним из германских танков того времени. Конструкторы предприняли попытку усилить огневую мощь танка за счет использования фугасных боеприпасов и предложили модификацию Т9Е2, вооруженную заряжающимся с казенной части 81‑мм минометом. Однако после окончания войны этот довольно интересный проект был отвергнут военными. Машины же М22 так и не участвовали в боях на стороне армии США: несколько машин были применены в бою только английскими десантниками.

Очевидная слабость и ограниченная боеспособность имеющихся авиадесантных танков заставила янки последовать примеру союзников‑англичан и в 1945 году принять на вооружение ВДВ машины, значительно более добротные. Ими стали легкие танки М24. Этот танк изначально разрабатывался в качестве разведывательного, но командование армии США надеялось на возможность его транспортировки по воздуху.

По устоявшейся традиции давать танкам имена известных генералов машину нарекли в честь создателя бронетанковых войск США Эдны Чеффи (Adna Chaffee). 18,4‑тонная машина была вооружена 75‑мм пушкой М6 (переработанное авиационное орудие с тяжелого двухмоторного бомбардировщика‑штурмовика В 25D Mitchell) в цилиндрической маске и двумя 7,62‑мм пулеметами М1919А4 — курсовым и спаренным с орудием. На крыше литой башни размещался зенитный 12,7‑мм пулемет Browning M2HB. Боекомплект: 48 выстрелов к пушке, 440 12,7‑мм и 3750 7,62‑мм патронов. Танк оснащался 50,8‑мм дымовым гранатометом.

Высота машины составила 2,54 метра, длина 5,49, ширина 2,84 метра. Корпус и башня сварные, броневые листы располагались под большими углами наклона. Максимальная толщина брони составила 38 мм (башня); лоб и борт корпуса 25,4, корма 19 мм.

Экипаж 4 — 5 человек. Особенностью конструкции М24 стало наличие двух постов управления (у механика‑водителя и пулеметчика); кроме того, в боевом отделении установлено пятое сиденье — для командира подразделения. Все танки оборудовались радиостанцией SCR 538.

Танк имел два V‑образных карбюраторных 8‑цилиндровых двигателя Cadillac 44T24 мощностью по 110 л.с. при 3400 об/мин и оборудовался гидравлической трансмиссией (тоже марки Cadillac). В последнюю входили две гидромуфты, две планетарные коробки передач, карданный вал, демультипликатор, двойной дифференциал и бортовые передачи. Трансмиссия обеспечивала возможность движения на шести скоростях вперед и одной назад.

Силовая установка размещена в кормовой части машины. Двигатель и трансмиссия заимствованы у легкого танка М3, а элементы подвески — у противотанковой самоходки M18 «Hellcat». Ходовая часть состояла из пяти опорных катков с резиновыми бандажами и трех поддерживающих. Подвеска (впервые в американском танкостроении) индивидуальная торсионная. Ведущее колесо переднего расположения со съемными зубчатыми венцами, зацепление цевочное. Направляющее колесо снабжалось специальным компенсатором, обеспечивающим постоянное натяжение гусеницы.

Максимальная скорость по шоссе 54 км/ч, запас хода 160 км. М24 преодолевал угол подъема до 30 градусов, стенку высотой до 0,91 метра, ров шириной до 2,4 и брод до метра глубиной.

Производство танка началось в апреле 1944 года: в основном его поставляли в разведывательные подразделения бронетанковых соединений. Машины поставлялись компаниями «Cadillac», «American Car & Foundry» и «Massey Harris». Перевозить М24 по воздуху оказалось возмржным только с появлением тяжелого транспортника С 82 с грузоподъемностью 10 тонн, однако при этом с танка, как и с его предшественника М22, пришлось демонтировать башню. Как и следовало ожидать, столь сложный способ транспортировки не позволил «Чеффи» получить широкое распространение в ВДВ — из 4070 выпущенных танков воздушно‑десантные соединения получили лишь несколько сотен.

Первым новые машины получил 504‑й воздушно‑десантный полк, а боевое крещение «Чеффи» принял в декабре 1944 года в составе 740‑го танкового батальона 82‑й воздушно‑десантной дивизии. Полностью танковые подразделения ВДВ перевооружились на «Чеффи» в самом конце войны.

Десантирование парашютистов осуществлялось с помощью военно‑транспортных самолетов Douglas С 47 «Skytrain» (военный вариант пассажирского DC3), ставших широко известными под английским наименованием «Dakota». Специально для ВДВ выпускался специальный десантный вариант С 53 «Skytrooper». Вторым по распространенности стал весьма похожий на С 47 и отчасти унифицированный с ним самолет С 46R фирмы «Curtiss‑Wright», впоследствии также доработанный под стандарт С 53 и получивший наименование «Commando». Тяжелая техника (например, танки) перевозилась четырехмоторными транспортниками С 54 «Skymaster» фирмы «Дуглас».

Необходимо отметить, что американцы значительно шире использовали парашюты, чем англичане, которые делали основную ставку на высадку с планерных десантов. Союзники весьма массированно применяли авиацию в воздушных десантах. Например, в операции «Market Garden» десантирование частей двух американских и одной британской воздушно‑десантных дивизий 17 сентября 1944 года задействовались 1344 транспортника и 491 десантный планер (при таком же числе буксировщиков). Вторая волна, стартовавшая на следующее утро, насчитывала 1360 «дакот» и 1203 планера с буксировщиками. Всего в тылу противника было высажено 34 876 солдат и офицеров, 568 артиллерийских орудий, 1926 единиц транспортных средств. За всю операцию в расположение трех воздушно‑десантных дивизий было доставлено 5227 тонн грузов.

Кроме специальных транспортно‑десантных машин, для доставки десанта в район высадки американцы использовали и хорошо вооруженные четырехмоторные бомбардировщики В 24 «Liberator» различных модификаций (особенно при полетах на большие расстояния и при отсутствии сопровождения истребителей, например, при заброске разведывательно‑диверсионных групп на территорию противника). Эти же машины часто привлекались к буксировке шеститонных грузовых планеров. Американцы для проведения десантных операций широко использовали планеры Waco CG4A и CG5A (Cargo Glider — грузовой планер), как обычно, сконструированный по схеме подкосного высо‑коплана. Шасси двухколесное, с хвостовым костылем. Для обеспечения приземления при его поломке, что случалось весьма часто, под плоским днищем аппарата установлены две лыжи. Под пилотской кабиной размещены две мощные посадочные фары. Планер брал на борт 15 десантников либо боевую технику с массой до 1,7 тонн (джип или 75‑мм легкую полевую гаубицу). Во всех без исключения десантных операциях американцы широко использовали британские планеры «Horsa». Отцепка планеров, как правило, проводилась на высоте 500 метров.

Танки и прочее тяжелое вооружение доставлялись специальными планерами той же фирмы «Waco». Модели CG10A и CG1 ЗА грузоподъемностью 6 тонн обеспечивали возможность переброски по воздуху всех образцов оружия и боевой техники, состоявших на вооружении ВДВ армии США.

 







Date: 2015-09-24; view: 455; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.013 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию