Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Обучение плаванию





 

При обучении плаванию занимающиеся не только осваива­ют навык плавания, но и развивают функциональные возможно­сти, совершенствуют деятельность всех систем организма, при­обретают гигиенические навыки, укрепляют здоровье и повы­шают уровень развития двигательных качеств (силы, быстроты, выносливости, гибкости и ловкости). Однако главным, домини­рующим фактором в этом процессе является овладение навы­ком плавания. Кроме этого, занимающиеся получают хорошую физическую и волевую закалку, приобретают необходимые об­щие и специальные знания и навыки.

Основные средства обучения. К основным средствам обучения плаванию относятся общеразвивающие, подготовительные и специальные физические уп­ражнения.

Общеразвивающие упражнения способствуют развитию ос­новных физических качеств: силы, быстроты, выносливости, гиб­кости и ловкости. Они являются прекрасным средством лечеб­ной физической культуры, способным корригировать развитие позвоночника, грудной клетки, конечностей, исправлять осанку, воздействовать на развитие отдельных мышечных групп и т. д. Кроме этого, общеразвивающие упражнения совершенствуют функциональные возможности, расширяют круг умений и дви­гательных навыков учащихся и, таким образом, подготавлива­ют их к наиболее эффективному освоению плавательных дви­жений.

Как правило, общеразвивающие упражнения выполняются в форме гимнастических упражнений: ходьба, бег, прыжки, уп­ражнения без предметов и с предметами, упражнения на сна­рядах, на местности, элементы художественной гимнастики (для девушек) и др.

Подготовительные упражнения способствуют развитию тех физических качеств, которые необходимы для изучения навыка плавания и совершенствования в отдельных элементах техники. Существует три группы подготовительных упражнений: а) для освоения с водой; б) для изучения облегченных спосо­бов плавания и в) для изучения техники спортивных способов плавания.

Подготовительные упражнения для освоения с водой помо­гают преодолеть чувство страха перед водой, научиться при­нимать в воде горизонтальное положение и выполнять про­стейшие движения.

Подготовительные упражнения дляизучения спортивных способов плавания включают упражнения на суше, имитацион­ные упражнения и упражнения в воде.

К подготовительным упражнениям на суше относятся спе­циальные гимнастические упражнения для развития силы и гибкости: упражнения на растягивание и подвижность в суста­вах (особенно в голеностопных и плечевых), упражнения с ре­зиновыми амортизаторами и на блочных аппаратах, упражне­ния на гимнастической стенке, упражнения с гантелями и на­бивными мячами.

Имитационные упражнения используются для ознакомления занимающихся с формой движений. Они выполняются на суше и не создают тех ощущений, которые испытывает занимаю­щийся в воде, поэтому выполнять эти движения многократно не рекомендуется: они могут сформироваться как навык и тор­мозить освоение движений в воде.

Специальные упражнения применяются для совершенствова­ния в технике спортивных способов плавания путем устранения ошибок и освоения наилучших вариантов техники, соответст­вующих индивидуальным особенностям занимающихся.

Одним из важных средств, используемых при обучении детей плаванию, являютсяподвижные игры в воде: командные и не­командные, сюжетные и бессюжетные (типа «Кто первый», «Кто дальше», «Кто быстрее» и т. д.).

Рассмотрим несколько таких игр.

Буря в море. Участники игры располагаются в колонну по одному в определенном месте водоема. По команде «Начинается буря!» все разбегаются в разные стороны (убегают от волн), а по команде «Буря утихла!» занимают исходное по­ложение.

Место для игры ограничивается. Игра проводится в быст­ром темпе. Для этого надо почаще напоминать, что волны погоняют играющих и нужно убегать быстрее. Продолжитель­ность игры не более 1 мин. Повторить 2—3 раза.

Насос. Играющие встают парами и берутся за руки. По сигналу они начинают попеременные приседания, погружаясь в воду с головой и делая выдох. Запрещается сходить со своего места, мешать друг другу. Продолжительность игры не более 2 мин.

Общая физическая подготовка. Общая физическая подготовка (ОФП) является необходимым звеном спортивной тренировки пловца. Она решает сле­дующие задачи: укрепление здоровья и гармоническое физи­ческое развитие пловца; развитие и совершенствование силы, гибкости, быстроты, выносливости и ловкости; расширение круга двигательных навыков и повышение функциональных возможностей организма; использование физических упражне­ний с целью активного отдыха и профилактического лечения.


Основными средствами ОФП являются физические упраж­нения, которые выполняются на суше и в воде. Все упражне­ния, выполняемые в воде, включены в раздел ОФП, который получил название общей плавательной подготовки.

Средствами общей плавательной подготовки решаются все основные задачи ОФП, но в специфических условиях водной среды.

ОФП является действенным средством укрепления здо­ровья: большинство физических упражнений выполняются на суше в хороших гигиенических условиях. Кроме того, много­численные упражнения позволяют улучшать физическое разви­тие пловцов, способствуют уменьшению и ликвидации физичес­ких недостатков (искривление позвоночника, слабая подвиж­ность в суставах, недостаточное развитие мускулатуры и др.), закаливают организм детей, прививают необходимые гигиени­ческие навыки.

Развитие силы. Сила как физическое качество представляет собой способ­ность человека преодолевать различные сопротивления за счет необходимого уровня напряжения отдельных мышц или груп­пы мышц. Когда спортсменов характеризуют по силовым ка­чествам, то обычно называют максимальные показатели силы у каждого из них. Эта сила является результатом разносторон­ней силовой подготовки, осуществляемой средствами ОФП пловца и направленной на повышение силовых возможностей его мускулатуры.

Основными средствами для развития силы являются сило­вые упражнения. Все они делятся на две группы. К первой группе относятся упражнения, способствующие развитию только силы. Они получили названия собственно силовых упражнений (например, выжимание штанги). Ко второй груп­пе принадлежат упражнения, которые выполняются в скоростно-силовом режиме, т. е. развивают как силу, так и быстроту (например, толкание ядра). Собственно силовые упражнения вызывают значительные напряжения мышц, в то время как скоростно-силовые - быстроту их сокращения.

Развитие гибкости. Гибкость — это способность пловца выполнять различные движения с максимальной амплитудой. Эта способность зави­сит от развития подвижности в суставах, которая в свою оче­редь определяется эластичностью мышц, сухожилий и связок. Таким образом, упражнения для развития гибкости должны быть направлены на увеличение подвижности в суставах, ко­торая обеспечивается растягиванием мышц, сухожилий и свя­зок. Для этого необходимо, чтобы средства ОФП обеспечили пловцу выполнение движений головой, руками, туловищем и ногами с большей амплитудой, чем при обычном плавании. Эти движения должны осуществляться в основном по таким же направлениям, по которым выполняются движения пловца в воде.

Для того чтобы увеличить подвижность в суставах и обес­печить выполнение движений большой амплитуды, необходимо длительное время выполнять упражнения на растягивание.

Развитие быстроты. Быстрота характеризуется способностью человека выполнить то или иное движение с наименьшей затратой времени, т. е. с максимальной скоростью, которая зависит от величины соп­ротивления этому движению и силовых характеристик групп мышц, участвующих в движениях. Кроме этого, скорость зави­сит от быстроты нервно-мышечных реакций, эластичности мышц и технической совершенности движений. Поскольку скорость движения спортсмена зависит от величины сопротивления этим движениям, то в условиях водной среды пловец не может эф­фективно развивать быстроту и повышать скорость. Поэтому основными средствами развития быстроты являются упражнения на суше. Они создают фундамент для повышения скоростных возможностей пловца в воде. Чтобы повысить уровень развития быстроты, необходимо овладеть всеми ее проявлениями, а имен­но: быстротой реакции на внешний раздражитель (стартовый сигнал, мяч в подвижных и спортивных играх, касание финиш­ной стенки при смене этапов в эстафетном плавании и др.), скоростью выполнения отдельного движения и максимальным тем­пом мышечных сокращений.


Для развития быстроты необходима большая подвижность нервных процессов, которая наблюдается у детей. Вот почему развитие быстроты у детей следует всегда стимулировать, а не заглушать работой над техникой и выполнением тренировочных упражнений в медленном темпе.

Развитие выносливости. Выносливость—это способность человека в течение продол­жительного времени выполнять интенсивную физическую рабо­ту. Эту способность обычно определяют по двум показателям: скорости передвижения и времени, в течение которого эта ско­рость сохранялась. В свою очередь уровень этих показателей зависит от развития силы, быстроты и гибкости, от степени тех­нической и функциональной подготовленности человека.

В настоящее время в спортивной тренировке различают общую и специальную выносливость. Общая выносливость характеризуется длительной работоспособностью пловца при вы­полнении любой работы (любых физических упражнений), а спе­циальная выносливость—длительной работоспособностью при выполнении определенной работы (специфических физических упражнений).

В свою очередь специальная выносливость разделяется на силовую и скоростную. Силовой выносливостью называется та, которая обеспечивает длительное выполнение силовых упражне­ний. Силовая выносливость пловца в достаточной степени обе­спечивается упражнениями для развития силы. Выполнение этих упражнений предусматривается как в общей, так и в спе­циальной физической подготовке пловца. Скоростная выносли­вость — способность пловца проплывать основную дистанцию с максимальной равномерной скоростью и показывать при этом наиболее высокий личный результата.

Развитие ловкости. Ловкость—это собирательное двигательное качество чело­века,.которое зависит от уровня развития всех других двига­тельных качеств. Уровень развития ловкости выражается спо­собностью пловца быстро осваивать различные по сложности новые движения, умением правильно координировать свои дей­ствия, т. е. быстро находить наилучшую зависимость между фор­мой, характером и временем выполнения отдельных частей дви­гательного действия. У пловца ловкость проявляется в умении быстро осваивать элементы старта, новые повороты, новые вари­анты отдельных движений и способов плавания в целом. В про­цессе спортивной тренировки ловкость проявляется во всех но­вых тренировочных упражнениях.







Date: 2015-09-24; view: 381; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию