Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
ГЛОССАРИЙ. Активное слушание — средство повышения эффективности коммуникации, состоящее в использовании высказываний
Активное слушание — средство повышения эффективности коммуникации, состоящее в использовании высказываний, облегчающих принятие и самораскрытие партнеров по общению, и в избегании высказываний, затрудняющих этот процесс. Акцентуации характера — крайние варианты нормы характера, граничащие с психопатиями, при которых отдельные черты чрезмерно усилены, в силу чего обнаруживается избирательная уязвимость к определенным психогенным воздействиям при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим. Анализ продуктов деятельности — метод исследования материальных, документально фиксированных продуктов деятельности и функциональных (процессуальных) продуктов деятельности. Анализатор — орган, обеспечивающий ощущение и восприятие. Анализатор состоит из периферического рецептора, проводящих путей, центрального участка коры головного мозга. Амнезия — нарушение памяти в виде утраты способности сохранять и воспроизводить ранее приобретенные знания, отсутствие воспоминаний о событиях и переживаниях определенного периода. Анамнеза метод — метод сбора данных об истории развития конкретной личности как субъекта трудовой деятельности, ее биографии, особенностях профессионального развития. Обычно используется в профессиональном консультировании для определения степени устойчивости мотивов, для выявления некоторых способностей и личностных особенностей, не поддающихся непосредственному наблюдению, для построения прогноза профессиональной карьеры личности. Анкета психологическая — метод психологии, при котором предусматривается письменная постановка вопросов исследователя и ответов на них по предусмотренной форме исследуемого об объективных или субъективных фактах его деятельности. Анкета в дальнейшем предусматривает ее анализ для вынесения суждения. Аттестация — система оценивания или конкретная процедура оценки персонала в организации, рассматривающая в качестве своего предмета реально выполненные сотрудником работы и его личные качества: способности, знания, умения, навыки, направленная на выявление уровня квалификации работника в целях определения степени его эффективности. Аттракция — процесс взаимного тяготения людей друг к другу и формирования одного человека для другого. Аффект — кратковременная, но довольно сильная, положительная или отрицательная эмоция в ответ на сильный раздражитель, связанный с резким изменением важных для личности жизненных обстоятельств, сопровождаемая резко выраженными двигательными проявлениями и соматоневрологическими изменениями, возникшая в ответ на воздействие внутренних или внешних факторов. Аффект классический (физиологический) — состояние внезапно возникшего сильного душевного волнения (эмоциональная реакция) в ответ на личностно значимый раздражитель (насилие, издевательство, тяжкое оскорбление, противоправные или аморальные действия окружающих и т.д.), которое сопровождается эмоциональным взрывом с резкими вегетативными и двигательными проявлениями, но не психотическими (как при патологическом аффекте) изменениями психической деятельности. Аффект кумулятивный — состояние постепенно нарастающего психического напряжения, вызванного постоянной психотравмирующей ситуацией, возникшей в связи с систематическим противоправным 'или аморальным поведением окружающих, при котором его тяжесть и длительность (от нескольких дней до нескольких месяцев и даже лет) обусловили кумуляцию эмоционального напряжения в виде его накопления и реакцию по типу «последней капли», после которого следует эмоциональный взрыв с вегетативными и двигательными проявлениями, однако не достигающими психотических нарушений как при патологическом аффекте. Аффект патологический — кратковременное психотическое расстройство с помрачением сознания, бредовыми и галлюцинаторными нарушениями, неадекватным поведением, возникающее в ответ на интенсивную, внезапную психическую травму и выражающееся концентрацией сознания на травмирующих переживаниях с последующим аффективным разрядом, за которым следуют вегетативные расстройства и прострация (общая расслабленность, безразличие, сон, частичная или полная амнезия). Аффективная разрядка — ощущение облегчения, иногда опустошенности, наступающее в результате вызванных аффектом действий. Аффективная тупость — психическое расстройство, характеризующееся слабостью эмоциональных реакций и контактов, оскудением чувств, эмоциональной холодностью, переходящее в полное равнодушие и безучастность. Аффективное состояние — длительное и глубокое эмоциональное переживание, имеющее для личности индивидуальное значение. Беседа — один из основных методов психологии, предусматривающий прямое или косвенное устное получение от исследуемого лица сведений путем речевого общения с ним о его деятельности, в которых объективизируются свойственные ему психические явления. Виды беседы: сбор субъективного анамнеза, интервью, вопросники и психологические анкеты. Бессвязность мышления (инкогеренция) — утрата способности к образованию ассоциативных связей, соединению восприятия, представлений, понятий, отражению действительности в ее связях и отношениях; потеря способности к элементарным обобщениям, анализу и синтезу. Бесхарактерность (слабохарактерность) — особенность характера, проявляющаяся в отсутствии «собственной линии поведения», т.е. в слабой выраженности характера. Биографический метод — метод психологии, изучающий личность с использованием субъективного и объективного анамнеза (истории жизни). Виктимология — наука, изучающая личность потерпевшего, его связи и взаимоотношения с преступником, особенности поведения жертвы в генезисе самого преступления. Внушение — особый вид эмоционально-волевого целенаправленного, но неаргументированного воздействия одного человека на другого или группу людей. Волевое усилие — особое состояние психического напряжения, мобилизующее физические и психические силы на выполнение поставленной цели. Воля — одно из специфических свойств психики человека, проявляющееся в сознательных действиях, направленных на достижение цели, осуществление которых связано с преодолением определенных трудностей. Воображение — мыслительный процесс создания образов и представлений нового, т.е. того, что человек в прошлом не воспринимал, с чем не встречался, но что будет им создано заново в процессе трудовой деятельности. Воображение позволяет представить результат труда до его начала, тем самым ориентируя человека на определенный процесс его деятельности. Активизация воображения в нужном направлении — важнейший путь воспитания и перевоспитания человека. Вопросник психологический — метод психологии, который проводится в виде письменной беседы, предусматривающий (в отличие от анкеты) ответы в произвольной форме, нередко использующийся как план устной беседы Воспоминание — мысленное припоминание в памяти фактов, имевших место в прошлом. Восприятие — психический процесс, отражающий в сознании человека объективный мир, связанный с пониманием целостности отраженного феномена, т.е. реальной действительности, предметов и явлений, непосредственно воздействующих на органы чувств (слух, зрение, обоняние, ощущение и т.д.) в виде субъективных образов. Впечатление — психическое явление, свойственное человеку, в структуру которого входит нечеткое восприятие, усиленное его эмоциональной окраской, в силу чего оно доминирует над сознанием. Галлюцинация (видение) — психическое расстройство, возникающее вследствие обманов органов чувств (слуха, зрения, обоняния, вкуса, осязания и т.д.) в виде ложного (мнимого) восприятия, непроизвольно возникающего нереального объекта в виде ощущений, видений, голосов, звуков, запахов и т.д., и приобретающего характер объективности. Горе — астеническая эмоция, вызванная трагическими причинами. Группа — социологическая категория. Состав группы может включать в себя от двух людей и более. Различают большие и малые группы. Группа состоит из ведущего (лидера), основного ядра, ведомых. Группа может быть контактная, реальная, условная. Девиантное поведение — проблемное поведение в виде отдельных поступков или система поступков, противоречащих принятым в обществе правовым и нравственным нормам. Деградация — это утрата личностью ранее занимаемого социального положения в обществе, присущих ей ранее свойств с обеднением всех ее способностей (чувств, суждений, активности и т.д.). Деградация может быть социальной, соматической, психической. Дезадаптация — нарушение процесса приспособления организма человека к условиям и требованиям окружающей среды, обусловленное в основном психологическими проблемами. Деперсонализация — составляющая синдрома психического выгорания, предполагающая циничное отношение работника к труду и его объектам. Проявляется в бесчувственном, негуманном отношении к людям, обратившихся к работнику в рамках выполнения им своих профессиональных обязанностей. Депривация (утрата) — лишение или ограничение возможности удовлетворения каких-либо потребностей организма. Депривация может быть двигательная (у осужденных, заключенных в одиночные или маломестные камеры), социальная (утрата привычных и значимых связей, привязанностей в связи с уходом на пенсию, вдовство и т.д.) и др. Деятельность — форма активного отношения субъекта к действительности, направленная на достижение сознательно поставленных целей и связанная с созданием общественно значимых ценностей и освоением социального опыта. Делинквентное поведение — отклоняющееся, проблемное поведение у несовершеннолетних, не подлежащее по тем или иным причинам уголовному преследованию, но противоречащее общественно правовым или нравственным нормам (аморальное поведение, стяжательство, распущенность, драки, мелкие кражи, пьянство, наркомания, токсикомания и т.д.). Делинквентность (прегрешение) — синдром патохарактерологической реакции у несовершеннолетних (подростков), заключающийся в совершении ими мелких аморальных проступков и правонарушений, не достигающих степени уголовно наказуемого деяния. Делинквентность чаще констатируют при психопатиях и акцентуациях неустойчивой личности, дефектах воспитания, злоупотреблении алкогольными напитками, наркотическими и токсикоманическими средствами или их суррогатами, беспорядочном образе жизни и т.д. Диалогическая речь — основной вид речи, используемый в процессе общения следователя, судьи, прокурора, адвоката с участниками судопроизводства, с различными должностными, иными лицами. Жертва преступления — человек, перенесший моральный, физический и материальный вред от противоправного деяния, независимо от того, признан ли он в установленном законом порядке потерпевшим или нет. То есть «жертва преступления» является более широким понятием, чем понятие «потерпевший». Жест — телодвижение, преимущественно руками, обычно сопровождающее речь для придания ей большей выразительности. Забывание — свойство памяти, заключающееся в потере возможности воспроизведения ранее запомненного. Забывание нередко снижает продуктивность памяти или приводит к иллюзиям. Запоминание — свойство памяти запечатлевать ощущения, воспринятые, продуманные или пережитые. Застревание — нарушение мышления, проявляющееся в крайней туго- подвижности и бедности ассоциаций. Заторможенность — замедленность темпа мышления, речи, движения, сочетающаяся с их обеднением и однообразием, забывчивостью и невозможностью сосредоточения на какой-либо деятельности. Иерархичность — свойство профессионального общения, выражающееся в тенденции устанавливать в ходе профессиональной деятельности объектные, манипулятивные отношения между людьми. Инертность (малая подвижность) — свойство личности, при котором констатируют замедленность психических процессов, застойность, неподвижность, нарушение переключаемости или патологическую фиксацию внимания. Интервью — метод психологии, осуществляемый в виде беседы, при которой ставится задача получить ответы опрашиваемого (испытуемого) на определенные (обычно заранее приготовленные) вопросы. Интуиция — это непосредственное познание действительности, сопровождаемое внутренним ощущением очевидности и основанное на предшествующем опыте и знаниях. Интуиция достаточно индивидуальна, присуща разным людям в разной степени и тесно связана с эмоциональным состоянием человека. Интуиция усиливается в состоянии тревоги или напряжения. Качество внимания — интенсивность внимания, его концентрация, направленность, объем, переключение, распределение, устойчивость. Коллектив — группа людей, объединенных общей деятельностью при повседневных контактах, конечная цель которых совпадает с целью общества. Коммуникативная компетентность — обобщающее коммуникативное свойство личности, включающее развитые коммуникативные способности и сформированные умения и навыки межличностного общения, знания об основных его закономерностях и правилах. Коммуникативные процессы — класс процессов, обеспечивающих функционирование коммуникативной подсистемы психики и лежащих в основе межличностного взаимодействия. Включает эмпатию, экспрессию, аттракцию, атрибуцию, вербальное и экспрессивное взаимодействие и др. Коммуникативные феномены — психологические явления, сопровождающие коммуникацию. Включают средства воздействия в процессе общения, коммуникативные способности субъекта общения и др. Коммуникативный цикл — завершающий процесс коммуникативного обмена, начиная от возникновения намерения (интенции) к высказыванию и кончая получением обратной связи о его понимании адресатом и коррекцией первоначального сообщения. Коммуникация — обмен информацией между людьми или группами людей. Конвенциональность профессионального общения — обусловленность его нормами и правилами, установленными в данном виде деятельности для поддержания ее целостности. Конструктивная деятельность суда состоит из: 1) установления и надлежащей проверки всех фактов относящихся к делу и учитываемых в решениях суда; 2) обязательного выслушивания мнения всех заинтересованных сторон как по совокупности фактов, так и по поводу предлагаемого решения; 3) обсуждения в рамках судебного разбирательства всех выявленных фактов и вынесения судом решения по делу. Конфликт — вид общения, в основе которого лежат различного рода реальные или иллюзорные, объективные или субъективные и в какой то мере осознанные противоречия в целях у общающихся (контактирующих) личностей. Конфликт внутренний — тяжело переживаемое психическое состояние, вызванное амбивалентностью чувств или затянувшейся борьбой мотивов. Конформизм — жесткая зависимость личности от социальной среды (группы), в которой она вынуждена приспосабливаться к микросоциальным условиям ее жизнесуществования. Конформность — поведение, ориентированное на других. Конформист — человек, проявляющий себя подобным образом, не имеющий собственного внутреннего стержня. Коррекция — процесс обнаружения отклонений в ожидаемых результатах деятельности и внесения изменений в ее процесс в целях обеспечения необходимых результатов. Криминальное поведение — уголовно наказуемое поведение. Логическое мышление — вид мышления, сущность которого в оперировании умозаключениями с произвольным или непроизвольным использованием законов логики. Личность - устойчивая система социально-значимых черт, характеризующих индивида как представителя того или иного общества или общности. Масочное общение — наиболее формализованный вид общения, где взаимодействие сводится к обмену знаками или ритуалу. Например, приветствие. Меланхолик — тип темперамента, характеризующийся низким уровнем психической активности, замедленностью движений, сдержанностью моторики и речи, быстрой утомляемостью. Меланхолик легко раним, склонен к глубокому переживанию даже незначительных неудач, но внешне вяло реагирующий на окружающее и окружающих. Метод постановки косвенных вопросов – допрашиваемому лицу ставятся вопросы, имеющие второстепенное для него значение, но, отвечая на них, он вынужден сообщить именно те сведения, ради которых и были поставлены эти «второстепенные» вопросы. Мечта — воображение, направленное в будущее, на жизненную перспективу и деятельность человека. Мимика — движение мышц лица. Мировоззрение — одна из форм направленности личности как системы имеющихся понятий и представлений о мире, природе, обществе. Мотив — психическое явление, становящееся побуждением к действию. Мышление — психический процесс опосредованного и обобщающего отражения связей и отношений между предметами или явлениями объективной действительности, обусловленный и связанный с речью. Мышление является высшей формой творческой активности человека, функцией второй сигнальной системы высшей нервной деятельности. Мышление может быть замедленным, ускоренным, абстрактным, аутистическим, бессвязным, вязким, конкретным, образным, обстоятельным, паралогическим, разорванным, резонерствующим, символическим и др. Наблюдение — метод психологии, заключающийся в получении суждений о субъективных психических явлениях у исследуемого лица, проявляющихся в его поведении. Наблюдательность — способность личности замечать в воспринимаемом образе малозаметные, но существенные для определенной цели детали. Наказание — способ порицания личности или группы. Наказание психологически позволяет наказуемому человеку понять чувство вины за совершенный поступок и недопустимость его повторения. Направленность — одно из качеств в подструктуре личности, являющееся ее высшим уровнем, которое формируется воспитанием. Направленность имеет ряд качеств уровень, широту, интенсивность, устойчивость, действенность. Направленность может быть выражена в формах: влечения, желания, интересы, склонности, идеалы, мировоззрение, убеждение Нарушение внимания — изменение направленности психической деятельности. Выделяют сужение объема внимания (расстройство распределения внимания), неустойчивость внимания (расстройство концентрации внимания и повышенная отвлекаемость на посторонние раздражители). Нарушение мышления — расстройство интеллектуальной деятельности, возникающее при различных психических состояниях, локальных поражениях мозга и аномалиях психического развития. Нарушение памяти — расстройство способности запоминать, сохранять, узнавать и воспроизводить информацию. Выделяют такие нарушения памяти как амнезию (отсутствие памяти), гипермнезию (усиление памяти), гипомнезию (ослабление памяти), парамнезию (обманы памяти). Настроение — не резкое, но стойкое проявление тех или иных эмоций у личности или группы. Невербальное средство общения — неречевая форма общения в виде жеста, мимики, пантомимики и т.д., которая, как правило, усиливает вербальную. Невнимательность — расстройство внимания в виде рассеянности, либо направленное на свои мысли, либо быстро истощаемое и теряющее интенсивность внимание. Нонконформизм — стремление личности во что бы то ни стало перечить мнению большинства и поступать противоположным образом, не считаясь ни с чем. Обвинительный уклон — проявление профессиональных стереотипов в деятельности дознавателя, следователя, прокурора представляющее собой неосознаваемую установку на человека, чья вина еще не доказана, как на лицо, определенно совершившее преступление. Обобщение независимых характеристик — разновидность групповой экспертной оценки. Используется при описании профессионально важных качеств конкретного профессионала. Суть метода — в получении информации о личности из разных источников, которыми могут быть руководители организации или подразделения, коллеги, подчиненные, в силу тех или иных обстоятельств хорошо знающие данного специалиста. Образное мышление — вид мышления, сущность которого в оперировании образами ранее бывших восприятий. Общение — процесс установления и развития контактов между людьми на основе взаимного отражения реального мира, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя восприятие и понимание другого человека, выработку единой стратегии взаимодействия (интеракции). Общественно опасное деяние невменяемого — предусмотренное уголовным законом деяние, совершаемое лицом, которое не могло во время правонарушения осознавать характер и общественную опасность своих действий или руководить ими. Данное деяние является преступлением. Общественное мнение — феномен, свойственный большим группам людей, проявляющийся как наиболее часто встречающаяся оценка членами этой группы какого-либо явления, имеющего общественное значение. Объем кратковременной памяти — максимальное количество элементов, цифр, слов, знаков, припоминаемых без ошибок сразу или чрез несколько секунд после их предъявления при психологическом исследовании. Ограниченная пенитенциарная дееспособность — наличие пограничных психических расстройств у осужденных, затрудняющих процесс отбывания наказания и достижения его целей в местах лишения свободы. Отвлекаемость — вид расстройства внимания, характеризующийся быстрым переключением на новые объекты при возникновении случайных ассоциаций или действий внешних раздражителей. Ошибка работника — любое конкретное действие в процессе трудовой деятельности, которое выходит за допустимые границы и становится неадекватным. Пантомимика — выразительное движение тела, поза, жесты, отображающие чувства, отношение человека к объекту внимания. Память — способность человека закреплять, сохранять и воспроизводить полученную информацию, прежние впечатления и прошлый опыт. Различают память: вербальную, образную, двигательную и эмоциональную; зрительную, слуховую и осязательную; кратковременную и долговременную; выделяют также непроизвольное и произвольное, а также опосредованное и непосредственное запоминание. Парамнезия — извращенная память, возникающая в результате слияния актуального восприятия и впечатления с мнимым, бывшим якобы в прошлом. Парамнезии делятся на криптомнезию (искажение памяти) и конфабуляцию (ложные воспоминания). Пенитенциарная дееспособность — способность осужденного, отбывающего наказание в местах лишения свободы, правильно понимать и исполнять требования уголовно-исполнительного законодательства. Пенитенциарная психиатрия — раздел социальной психиатрии, изучающий вопросы клиники и эпидемиологии психических расстройств в популяции мест лишения свободы, а также разрабатывающий методы диагностики, лечения, профилактики и реабилитации осужденных, страдающих психическими нарушениями различной этиологии. Пенитенциарная психология — раздел юридической психологии, рассматривающий особенности адаптации и психологическую характеристику лиц, находящихся в условиях социальной изоляции под следствием или судом в следственных изоляторах, и уголовно-исполнительной психологии, изучающей психологические особенности осужденных, отбывающих уголовное наказание. Персеверация — навязчивая склонность к повторению одних и тех же образов воображения в памяти, в мыслях и действиях. Переключение внимания — сознательное перемещение внимания с одного объекта на другой, связанное с переходом от одной деятельности к другой или постановкой новой задачи. Пороги ощущения — минимальная или максимальная величина раздражителя, при которой начинается (нижний порог) или заканчивается (максимальный порог) ощущение. Правосознание — сфера общественного и индивидуального сознания, включающая работу всех функций психики (сознания, самосознания), опосредствованную правовыми значениями и ценностями. Предмет судебной психологии — это изучение психологических фактов, закономерностей и механизмов, влияющих на осуществление судебного процесса и соответственно на его участников, а также разработка научно-обоснованных рекомендаций по повышению эффективности судопроизводства. Преступная группа — это антиобщественное объединение людей на основе совместной преступной деятельности, представляющее собой малую неформальную группу, определенным образом организованную и выступающую как единый особый субъект деятельности. Преступность — совокупность преступных деяний, совершенных членами общества. Проективные тесты — группа тестов, предполагающих проведение диагностики, основанной на анализе особенностей взаимодействия субъекта с внешне нейтральным, безличным материалом, на который субъект проецирует свои установки, желания и личностные качества. Произвольное внимание — ориентация психической деятельности в определенном направлении, осуществляемая волевым усилием. Профессионализация — процесс формирования личности профессионала, начинающийся с момента выбора профессии и длящийся в течение всей профессиональной жизни человека. Профессиограмма — описание социально-экономических, производственно-технических, санитарно-гигиенических, психологических и других особенностей профессии. Профессиография — комплексный метод изучения и описания содержательных и структурных характеристик профессий в целях установления особенностей взаимоотношения субъекта труда с компонентами деятельности (ее содержанием, средствами, условиями, организацией) и ее функционального обеспечения. Профессиональная деформация – результат искажения профессиональных и личностных качеств работника под влиянием отрицательных факторов деятельности и окружающей среды. Изменения, вызванные профессией, приобретают стойкий характер. Деформации могут подвергаться мотивационные, познавательные компоненты структуры субъекта деятельности и сфера его индивидуально-личностных особенностей. Профессионально важные качества (ПВК) — свойства субъекта деятельности, необходимые для ее нормативно заданного выполнения и положительно коррелирующие хотя бы с одним ее параметром. Профессиональное развитие — неотъемлемая часть профессионализации личности, сложный процесс циклического характера, проявляющийся как в совершенствовании знаний, умений, навыков и способностей человека, так и в формировании отрицательных феноменов (деформаций, специфических состояний), снижающих профессиональную эффективность и нарушающих «непрофессиональную» жизнь. Профессионально психологический отбор – совокупность специальных процедур, в ходе которых определяется пригодность человека к определенной разновидности юридической деятельности. Профессиональный стереотип — определенный уровень достигнутого профессионального мастерства, проявляющийся в знаниях, автоматизированных умениях и навыках, подсознательных установках, не загружающих сознания. Отрицательное влияние стереотипов проявляется в упрощенном подходе к решению проблем, к созданию представления о том, что данный уровень знаний и представлений может обеспечить успешность деятельности. Психическая реабилитация — система медико-психологических, педагогических, социальных мероприятий, направленных на восстановление, коррекцию или компенсацию нарушенных психических функций, состояний, личностного и социально-трудового статуса лица, а также лиц, перенесших заболевание, получивших психическую травму в результате резкого изменения социальных отношений, условий жизни и т. д. Психическое выгорание — профессиональный синдром, включающий эмоциональное истощение, деперсонализацию (цинизм) и редукцию профессиональных достижений. Психоанализ — метод изучения неосознаваемых психических процессов у личности, путем анализа ассоциаций, воспоминаний, сновидений, описок при письме, оговорок с целью восстановления в сознании комплексов, конфликтов, сексуальных переживаний раннего детства, вытесненных в бессознательное и являющихся причиной психических расстройств. Психогенная амнезия - неспособность воспроизвести в памяти психотравмирующее событие в деталях. Психограмма — составная часть профессиограммы, представляющая собой характеристику требований, предъявляемых профессией к психике человека. Психические процессы - это отдельные проявления психической деятельности человека, изучаемые в динамике и условно вычленяемые в качестве относительно изолированных объектов исследования: познавательные (когнитивные), эмоциональные, волевые. Психическое развитие — процесс развития познавательных функций и свойств личности в их единстве, взаимосвязи и взаимовлиянии. Психические свойства - самостоятельные компоненты в структуре психики (ее подструктуры), определяющие индивидуально-психологические особенности личности. Среди них можно выделить: 1) динамику ее психических процессов - темперамент; 2) психические возможности личности, в отдельных видах деятельности - способности; 3) направленность личности - характерные для нее потребности, мотивы, чувства, интересы, оценки, симпатии и антипатии, идеалы и мировоззрение; 4) проявляясь в соответствующих обобщенных способах поведения, направленность обусловливает характер личности. Психическое состояние — целостная характеристика психической деятельности за определенный период, показывающая ее состояние и своеобразие протекания психических процессов в зависимости от психических свойств личности, отражаемых предметов и явлений. Психодиагностика – теория и практика изучения индивидуальных или типических психических характеристик личности, группы или организации в процессе наблюдения или в экспериментальном исследовании. Психодиагностика является практической отраслью психологии, обеспечивающей конкретную работу психолога в различных сферах применения психологического знания. Психология (учение о душе) — наука, изучающая психику и закономерности психической деятельности человека, а также развитие и функционирование его нормальных психических процессов как формы жизнедеятельности. Психология изучает процессы активного отражения человеком объективной реальности в форме восприятий, понятий, ощущений, чувств и др. явлений психики. Психология имеет свой предмет, объекты, задачи, принципы и методы. Психология уголовного судопроизводства — подраздел судебной психологии, изучающий психологические проблемы, относящиеся к уголовному судопроизводству. Психологическая коррекция – целенаправленный процесс исправления личности осужденных с использованием современных психотехнологий, приводящий к изменению их взглядов, установок, личностных качеств, психических состояний и социального поведения. Психологическая подготовка — вид формирования личности, цель которого — развитие способностей к определенной деятельности с учетом ее условий и усиления ее мотивации и морального компонента. Психологическая подготовка является неотъемлемой частью управления деятельностью коллектива и личности, особенно в экстремальных условиях. Психологическая совместимость — вид групповой совместимости, наличие которой часто бывает незаметной, но отсутствие которой резко снижает эффективность групповой деятельности, иногда приводя к конфликту ее исполнителей. Психологическая структура деятельности — целостное единство основных инвариантных компонентов деятельности, а также реализующих их психических механизмов. Психологическая структура судебной деятельности включает в себя следующие подструктуры: 1) познавательную; 2) конструктивную; 3) коммуникативную; 4) организационную; 5) воспитательную. Психологические условия всестороннего познавательного исследования и конструктивной деятельности суда включают в себя: 1) проявление максимально возможного внимания, активности восприятия и запоминания информации; 2) постановка во время рассмотрения дела судом только логически обоснованных и этически выдержанных вопросов; 3) активное устранение попыток внушающего или манипулятивного воздействия на участников судебного процесса. Психология гражданского судопроизводства — подраздел судебной психологии, изучающий психологические проблемы, относящиеся к гражданскому и арбитражному судопроизводству. Распределение внимания — одно из качеств внимания, определяющее способность человека выполнять несколько действий, рассредоточивая между ними свое внимание. Распределение внимания выполняется, чередуясь с переключением внимания. Редукция профессиональных достижений — составляющая феномена психического выгорания, проявляющаяся в возникновении у работника чувства некомпетентности в своей профессиональной сфере, осознании неуспеха в ней. Режим труда и отдыха — чередование периодов отдыха и работы, при котором достигается оптимальный уровень работоспособности и производительности труда и хорошее состояние здоровья работающих. Ресоциализация — восстановление (реабилитация) у лиц, отбывавших наказание в уголовно-исполнительной системе Минюста РФ, социально одобряемого обществом поведения. Ресоциализация представляет собой устранение имевшейся ранее общественной дезадаптации, восстановление социальных контактов. Речь (говорение) — способность общаться посредством языка. Речь рассматривается как универсальное средство общения людей. Видами речи являются: устная и письменная, монологическая и диалогическая, внешняя и внутренняя. Речевое общение — основная форма общения людей. Речевое общение может быть как интеллектуальным, эмоциональным, образным, ассоциативным и др. Рефлексия (размышление, обдумывание) — обращенность познания человека на самого себя, свой внутренний мир, свое состояние, свои психические качества (эмоции, мысли, влечения). Ролевое общение — формальный вид общения, в котором ограничения на взаимоотношения людей и проявление их индивидуальности наложены социальными ролями. Например, общение в русле деловых отношений и профессиональной деятельности. Роршаха тест — экспериментально-психологический метод, применяемый при исследовании личности, основанный на анализе толкования испытуемым 10 стандартных чернильных пятен различной конфигурации. Сангвиник — тип темперамента, который характеризуется высокой психической активностью, работоспособностью, быстротой и живостью движений, разнообразием и богатством мимики, быстрым темпом речи. Сангвиник стремится к частой смене впечатлений, легко и быстро отзывается на окружающие события, достаточно общителен. Самонаблюдение — метод психологии как учет и анализ своих субъективных явлений. Самонаблюдение не способно дать объяснения психическим явлениям, но иногда дает ценные сведения, которые должны стать объектами для дальнейшего анализа и синтеза. Ситуативность — свойство общения в профессиональной деятельности, заключающееся во влиянии ситуации совместной деятельности на различные аспекты общения. Скачкообразное мышление (скачки идей) — расстройство мышления, при котором происходит его резкое усиление в связи с постоянно изменяющейся целью мыслительного процесса, крайней неустойчивостью внимания и непостоянством установок. Социальная стереотипия — вид социальной установки, значимый для данной личности, которая устойчива и четко выражена. Специальные познания эксперта-психолога — профессиональные знания психолога как специалиста в области психологии, необходимые для производства судебно-психологической экспертизы. Ее может проводить только судебный психолог, т.е. лицо, имеющее высшее психологическое образование и специальную подготовку по уголовному и гражданскому праву и процессу. Специальные способности — индивидуально-психологические свойства личности, являющиеся условиями достижения высоких результатов при выполнении какого-либо одного вида деятельности. Способности — это комплекс психических (психофизиологических) возможностей человека, обусловливающих его успешное самоуправление при овладении и выполнении им определенной деятельности, а также создании им нового функционирования в данной области требований. Судебная психиатрия — раздел психиатрии, изучающий психические заболевания (нарушения, расстройства) и их диагностику, лечение и реабилитацию психически больных людей, применительно к решению специальных задач уголовного и гражданского судопроизводства. Судебная психология – раздел юридической психологии, где изучаются психологические аспекты судебного разбирательства. Судебно-психологическая экспертиза (СПЭ) - специальное процессуальное действие, заключающееся в исследовании сведущим лицом - психологом по заданию следователя или суда предоставленных ему подэкспертных материалов с целью установления фактических данных, имеющих значение для дела и дачи заключения в установленной форме. Страсть — стабильное и длительное проявление эмоций, чаще входящих в структуру стойких чувств, становящееся доминирующим мотивом деятельности. Стресс — (напряжение, сдавливание) вид эмоционального состояния, при котором возникает напряженность. Напряженность, вызывающая деструкцию в функционировании психики называют дистрессом. Темперамент - это индивидуальные свойства психики, определяющие динамику психической деятельности человека, особенности поведения и степень уравновешенности реакций на жизненные воздействия. Тест — краткий экспериментально-психологический метод, исследующий тот или иной психический процесс, личность в целом или группу. Применение теста построено по принципу моделирования психологических особенностей и последующего их психологического анализа. Тесты объективные — группа тестов, диагностирующих индивидуально-психологические характеристики человека на основе результатов выполнения определенных заданий и способа их решения. К их числу относят тесты интеллекта, профессиональных способностей, достижений, а также некоторые личностные тесты. Тесты субъективные — группа тестов, предполагающая диагностику свойств на основе самооценки и самоописания человеком своего поведения и личностных особенностей. В эту группу входят самые разнообразные личностные тесты — опросники, оценивающие личностные черты, а также профессиональные интересы и установки людей. Тестирование — метод психологической диагностики, использующий стандартные вопросы и задачи (тесты), имеющие определенное значение (шкалу ценностей). Тестирование применяется для стандартизованного измерения индивидуальных различий. Травма психическая — эмоциональное воздействие, вызвавшее временное или стойкое психическое расстройство под влиянием субъективного для личности психического раздражителя. Тревожность – индивидуальная психологическая особенность, проявляющаяся в склонности человека к частым и интенсивным переживаниям состояния тревоги и низком пороге его возникновения. Трудоголизм — проявление профессиональной деформации мотивационной сферы личности, заключающееся в чрезмерной увлеченности человека своей работой как попытке уйти от трудностей и проблем реальной жизни. Трудоспособность — способность человека к труду, не ограниченная заболеваниями или физическими и умственными недостатками. Убеждение — метод воздействия на сознание личности через обращение к ее собственному критическому суждению для формирования определенных взглядов и в целом мировоззрения. Узнавание — проявление памяти как воспроизведение образа при повторном восприятии объекта. Умозаключение — специфическая форма мышления при сопоставлении ряда суждений. Умозаключение как мыслительное действие начинается с осознания задачи и заканчивается либо новым суждением, либо принятием решения. Умственное развитие — процесс формирования познавательных функций (памяти, мышления и др.). Устойчивость внимания — длительное удержание внимания на предмете или какой-либо деятельности. Фантазия — наиболее выраженное творческое воображение. Флегматик — тип темперамента, характеризующийся низким уровнем психической активности, медлительностью, устойчивостью интересов и стремлений, слабым внешним выражением субъективных переживаний, невыразительностью мимики. Флегматик трудно переключается с одного вида деятельности на другой и приспосабливается к новой обстановке. У флегматика обычно преобладает спокойное, ровное настроение; чувства и настроения обычно отличаются постоянством. При неблагоприятных условиях у флегматика может развиваться вялость, бледность эмоций, склонность к выполнению однообразных привычных действий. Фрустрация - эмоция переживания неудачи (стресс «рухнувшей надежды»); психическое состояние человека при возникновении реальных или воображаемых преград на пути к цели, которые он оценивает как сложные или непреодолимые. Характер - совокупность наиболее устойчивых психических черт, определяющих все стороны деятельности личности и выражающих ее индивидуальное своеобразие. Холерик — тип темперамента, который характеризуется высоким уровнем психической активности, энергичностью действий, порывистостью, стремительностью, силой движений, их быстрым темпом. Отмечается особая склонность холерика к неустойчивости, резким сменам настроения, вспыльчивости, гневливости, нетерпеливости, эмоциональным срывам и даже агрессивности. Холерик плохо контролирует себя в трудных жизненных ситуациях. Чувства — особая форма психического отражения как объективная форма совокупности устойчивых эмоциональных черт человека на реакцию окружающей действительности. Шок психический (эмоциональный шок) — состояние, возникающее при внезапных психических потрясениях, угрожающих жизни обстоятельствах или ситуациях, влекущих за собой изменение поведения, появление резкого аффекта страха, и проявляющееся либо в форме беспорядочного двигательного возбуждения, либо заторможенности вплоть до ступора Эксперт-психолог — лицо, обладающее специальными познаниями в области судебной психологии и производящее по поручению судебно-следственных органов судебно-психологическую экспертизу Экспрессия — выразительность и сила проявления чувств и переживаний. Экспрессивные реакции являются внешним проявлением эмоций и чувств человека в мимике, пантомимике, голосе и жестах. Экстравертированность (экстраверсия) — особенность личности, проявляющаяся в повышенном стремлении к общению с другими людьми, более интересными для него. Экстремальные условия — психотравмирующие условия, вызывающие максимальное напряжение личности, находящейся из-за внешнего воздействия на грани патологических нарушений. Эмпатия — сопереживание эмоциональному состоянию другого человека. Эмоционально-волевая устойчивость — степень волевого владения личности своими эмоциями. Эмоция — психический процесс, отражающий непосредственное чувственное переживание человека, связанное с его отношением к тем или иным явлениям действительности. Эмпирические критерии — целенаправленные критерии отбора кандидатов на ту или иную должность, построенные на опыте практической деятельности специалистов-профессионалов. Эффект ореола возникает под влиянием заранее распространяемой и односторонне поданной информации происходит приписывание субъекту определенных черт, которых у него нет и, которые заслоняют его подлинные качества. Юридическая психология - прикладная область психологии, изучающая психическую активность человека в сфере правоотношений.
Кафедра уголовно-правовых дисциплин
Date: 2015-09-22; view: 613; Нарушение авторских прав |