Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






ГЛОССАРИЙ. Активное слушание — средство повышения эффективно­сти коммуникации, состоящее в использовании высказыва­ний





Активное слушание — средство повышения эффективно­сти коммуникации, состоящее в использовании высказыва­ний, облегчающих принятие и самораскрытие партнеров по общению, и в избегании высказываний, затрудняющих этот процесс.

Акцентуации характера — крайние варианты нормы характера, грани­чащие с психопатиями, при которых отдельные черты чрезмерно усилены, в силу чего обнаруживается избирательная уязвимость к определенным пси­хогенным воздействиям при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим.

Анализ продуктов деятельности — метод исследования ма­териальных, документально фиксированных продуктов дея­тельности и функциональных (процессуальных) про­дуктов деятельности.

Анализатор — орган, обеспечивающий ощущение и восприятие. Анализатор со­стоит из периферического рецептора, проводящих путей, центрального уча­стка коры головного мозга.

Амнезия — нарушение памяти в виде утраты способности сохранять и воспроизводить ранее приобретенные знания, отсутствие воспоминаний о событиях и переживаниях определенного периода.

Анамнеза метод — метод сбора данных об истории раз­вития конкретной личности как субъекта трудовой дея­тельности, ее биографии, особенностях профессионально­го развития. Обычно используется в профессиональном консультировании для определения степени устойчивос­ти мотивов, для выявления некоторых способностей и личностных особенностей, не поддающихся непосредствен­ному наблюдению, для построения прогноза профессио­нальной карьеры личности.

Анкета психологическая — метод психологии, при котором предусмат­ривается письменная постановка вопросов исследователя и ответов на них по предусмотренной форме исследуемого об объективных или субъектив­ных фактах его деятельности. Анкета в дальнейшем предусматривает ее анализ для вынесения суждения.

Аттестация — система оценивания или конкретная про­цедура оценки персонала в организации, рассматривающая в качестве своего предмета реально выполненные сотрудни­ком работы и его личные качества: способности, знания, умения, навыки, направленная на выявление уровня квали­фикации работника в целях определения степени его эффек­тивности.

Аттракция — процесс взаимного тяготения людей друг к другу и формирования одного человека для другого.

Аффект кратковременная, но довольно сильная, положительная или отрицательная эмоция в ответ на сильный раздражитель, связанный с рез­ким изменением важных для личности жизненных обстоятельств, сопрово­ждаемая резко выраженными двигательными проявлениями и соматоневрологическими изменениями, возникшая в ответ на воздействие внутренних или внешних факторов.

Аффект классический (физиологический) — состояние внезапно возник­шего сильного душевного волнения (эмоциональная реакция) в ответ на личностно значимый раздражитель (насилие, издевательство, тяжкое ос­корбление, противоправные или аморальные действия окружающих и т.д.), которое сопровождается эмоциональным взрывом с резкими вегетативными и двигательными проявлениями, но не психотическими (как при патологи­ческом аффекте) изменениями психической деятельности.

Аффект кумулятивный — состояние постепенно нарастающего психи­ческого напряжения, вызванного постоянной психотравмирующей ситуаци­ей, возникшей в связи с систематическим противоправным 'или амораль­ным поведением окружающих, при котором его тяжесть и длительность (от нескольких дней до нескольких месяцев и даже лет) обусловили кумуляцию эмоционального напряжения в виде его накопления и реакцию по типу «последней капли», после которого следует эмоциональный взрыв с вегета­тивными и двигательными проявлениями, однако не достигающими психо­тических нарушений как при патологическом аффекте.

Аффект патологический — кратковременное психотическое расстрой­ство с помрачением сознания, бредовыми и галлюцинаторными наруше­ниями, неадекватным поведением, возникающее в ответ на интенсивную, внезапную психическую травму и выражающееся концентрацией сознания на травмирующих переживаниях с последующим аффективным разрядом, за которым следуют вегетативные расстройства и прострация (общая рас­слабленность, безразличие, сон, частичная или полная амнезия).

Аффективная разрядка — ощущение облегчения, иногда опустошенно­сти, наступающее в результате вызванных аффектом действий.

Аффективная тупость — психическое расстройство, характеризующееся слабостью эмоциональных реакций и контактов, оскудением чувств, эмоцио­нальной холодностью, переходящее в полное равнодушие и безучастность.


Аффективное состояние — длительное и глубокое эмоциональное пере­живание, имеющее для личности индивидуальное значение.

Беседа — один из основных методов психологии, предусматривающий прямое или косвенное устное получение от исследуемого лица сведений путем речевого общения с ним о его деятельности, в которых объективизи­руются свойственные ему психические явления. Виды беседы: сбор субъективного анамнеза, интервью, вопросники и психологические анкеты.

Бессвязность мышления (инкогеренция) — утрата способности к образо­ванию ассоциативных связей, соединению восприятия, представлений, по­нятий, отражению действительности в ее связях и отношениях; потеря спо­собности к элементарным обобщениям, анализу и синтезу.

Бесхарактерность (слабохарактерность) — особенность характера, про­являющаяся в отсутствии «собственной линии поведения», т.е. в слабой выраженности характера.

Биографический метод — метод психологии, изучающий личность с ис­пользованием субъективного и объективного анамнеза (истории жизни).

Виктимология — наука, изучающая личность потерпевшего, его связи и взаимоотношения с преступником, особенности поведения жертвы в генезисе самого преступления.

Внушение — особый вид эмоционально-волевого целенаправленного, но неаргументированного воздействия одного человека на другого или группу людей.

Волевое усилие — особое состояние психического напряжения, мобили­зующее физические и психические силы на выполнение поставленной цели.

Воля одно из специфических свойств психики человека, проявляю­щееся в сознательных действиях, направленных на достижение цели, осу­ществление которых связано с преодолением определенных трудностей.

Воображение — мыслительный процесс создания образов и представле­ний нового, т.е. того, что человек в прошлом не воспринимал, с чем не встречался, но что будет им создано заново в процессе трудовой деятельно­сти. Воображение позволяет представить результат труда до его начала, тем самым ориентируя человека на определенный процесс его деятельности. Активиза­ция воображения в нужном направлении — важнейший путь воспитания и перевоспи­тания человека.

Вопросник психологический — метод психологии, который проводится в виде письменной беседы, предусматривающий (в отличие от анкеты) ответы в произвольной форме, нередко использующийся как план устной беседы

Воспоминание — мысленное припоминание в памяти фактов, имевших место в прошлом.

Восприятие психический процесс, отражающий в сознании человека объективный мир, связанный с пониманием целостности отраженного фе­номена, т.е. реальной действительности, предметов и явлений, непосредст­венно воздействующих на органы чувств (слух, зрение, обоняние, ощуще­ние и т.д.) в виде субъективных образов.

Впечатление психическое явление, свойственное человеку, в структу­ру которого входит нечеткое восприятие, усиленное его эмоциональной окраской, в силу чего оно доминирует над сознанием.

Галлюцинация (видение) — психическое расстройство, возникающее вследствие обманов органов чувств (слуха, зрения, обоняния, вкуса, осяза­ния и т.д.) в виде ложного (мнимого) восприятия, непроизвольно возни­кающего нереального объекта в виде ощущений, видений, голосов, звуков, запахов и т.д., и приобретающего характер объективности.


Горе — астеническая эмоция, вызванная трагическими причинами.

Группа — социологическая категория. Состав группы может включать в себя от двух людей и более. Различают большие и малые группы. Группа состоит из ведущего (лидера), ос­новного ядра, ведомых. Группа может быть контактная, реальная, условная.

Девиантное поведение — проблемное поведение в виде отдельных по­ступков или система поступков, противоречащих принятым в обществе правовым и нравственным нормам.

Деградация — это утрата личностью ранее занимаемого социального положения в обществе, присущих ей ранее свойств с обеднением всех ее способностей (чувств, суждений, активности и т.д.). Деградация может быть социальной, соматической, психической.

Дезадаптация — нарушение процесса приспособления организма чело­века к условиям и требованиям окружающей среды, обусловленное в ос­новном психологическими проблемами.

Деперсонализация — составляющая синдрома психичес­кого выгорания, предполагающая циничное отношение работ­ника к труду и его объектам. Проявляет­ся в бесчувственном, негуманном отношении к людям, обратившихся к работнику в рамках выполнения им своих профессиональных обязанностей.

Депривация (утрата) — лишение или ограничение возможности удовле­творения каких-либо потребностей организма. Депривация может быть двигательная (у осужденных, заключенных в одиночные или маломестные камеры), со­циальная (утрата привычных и значимых связей, привязанностей в связи с уходом на пенсию, вдовство и т.д.) и др.

Деятельность — форма активного отношения субъекта к действительности, направленная на достижение сознатель­но поставленных целей и связанная с созданием обществен­но значимых ценностей и освоением социального опыта.

Делинквентное поведение — отклоняющееся, проблемное поведение у несовершеннолетних, не подлежащее по тем или иным причинам уголов­ному преследованию, но противоречащее общественно правовым или нрав­ственным нормам (аморальное поведение, стяжательство, распущенность, драки, мелкие кражи, пьянство, наркомания, токсикомания и т.д.).

Делинквентность (прегрешение) — синдром патохарактерологической реакции у несовершеннолетних (подростков), заключающийся в соверше­нии ими мелких аморальных проступков и правонарушений, не достигающих степени уголовно наказуемого деяния. Делинквентность чаще констатируют при психопати­ях и акцентуациях неустойчивой личности, дефектах воспитания, злоупот­реблении алкогольными напитками, наркотическими и токсикоманическими средствами или их суррогатами, беспорядочном образе жизни и т.д.

Диалогическая речь — основной вид речи, используемый в про­цессе общения следователя, судьи, прокурора, адвоката с участниками судопроизводства, с различными должностными, иными лицами.

Жертва преступления — человек, перенесший моральный, физический и материальный вред от противоправного деяния, независимо от того, при­знан ли он в установленном законом порядке потерпевшим или нет. То есть «жертва преступления» является более широким понятием, чем понятие «потерпевший».


Жест — телодвижение, преимущественно руками, обычно сопровож­дающее речь для придания ей большей выразительности.

Забывание — свойство памяти, заключающееся в потере возможности воспроизведения ранее запомненного. Забывание нередко снижает продуктивность памяти или приводит к иллюзиям.

Запоминание — свойство памяти запечатлевать ощущения, восприня­тые, продуманные или пережитые.

Застревание — нарушение мышления, проявляющееся в крайней туго- подвижности и бедности ассоциаций.

Заторможенность — замедленность темпа мышления, речи, движения, сочетающаяся с их обеднением и однообразием, забывчивостью и невоз­можностью сосредоточения на какой-либо деятельности.

Иерархичность — свойство профессионального общения, выражающееся в тенденции устанавливать в ходе профес­сиональной деятельности объектные, манипулятивные от­ношения между людьми.

Инертность (малая подвижность) — свойство личности, при котором констатируют замедленность психических процессов, застойность, непод­вижность, нарушение переключаемости или патологическую фиксацию внимания.

Интервью — метод психологии, осуществляемый в виде беседы, при которой ставится задача получить ответы опрашиваемого (испытуемого) на определенные (обычно заранее приготовленные) вопросы.

Интуиция — это непосредственное познание действительности, сопро­вождаемое внутренним ощущением очевидности и основанное на предше­ствующем опыте и знаниях. Интуиция достаточно индивидуальна, присуща разным людям в разной степени и тесно связана с эмоциональным состоянием че­ловека. Интуиция усиливается в состоянии тревоги или напряжения.

Качество внимания — интенсивность внимания, его концентрация, на­правленность, объем, переключение, распределение, устойчивость.

Коллектив — группа людей, объединенных общей деятельностью при по­вседневных контактах, конечная цель которых совпадает с целью общества.

Коммуникативная компетентность — обобщающее ком­муникативное свойство личности, включающее развитые коммуникативные способности и сформированные умения и навыки межличностного общения, знания об основных его закономерностях и правилах.

Коммуникативные процессы — класс процессов, обеспе­чивающих функционирование коммуникативной подсистемы психики и лежащих в основе межличностного взаимодей­ствия. Включает эмпатию, экспрессию, аттракцию, атрибу­цию, вербальное и экспрессивное взаимодействие и др.

Коммуникативные феномены — психологические явле­ния, сопровождающие коммуникацию. Включают средства воздействия в процессе общения, коммуникативные способ­ности субъекта общения и др.

Коммуникативный цикл — завершающий процесс ком­муникативного обмена, начиная от возникновения намере­ния (интенции) к высказыванию и кончая получением об­ратной связи о его понимании адресатом и коррекцией первоначального сообщения.

Коммуникация — обмен информацией между людьми или группами людей.

Конвенциональность профессионального общения — обусловленность его нормами и правилами, установленны­ми в данном виде деятельности для поддержания ее целост­ности.

Конструктивная деятельность суда состоит из: 1) установления и надлежащей проверки всех фактов относящихся к делу и учитываемых в решениях суда; 2) обязательного выслушивания мнения всех заинтересованных сторон как по совокупности фактов, так и по поводу предлагаемого решения; 3) обсуждения в рамках судебного разбирательства всех выявленных фактов и вынесения судом решения по делу.

Конфликт — вид общения, в основе которого лежат различного рода реальные или иллюзорные, объективные или субъективные и в какой то мере осознанные противоречия в целях у общающихся (контактирующих) личностей.

Конфликт внутренний — тяжело переживаемое психическое состояние, вызванное амбивалентностью чувств или затянувшейся борьбой мотивов.

Конформизм — жесткая зависимость личности от социальной среды (группы), в которой она вынуждена приспосабливаться к микросоциальным условиям ее жизнесуществования.

Конформность — поведение, ориентированное на других. Конфор­мист — человек, проявляющий себя подобным образом, не имеющий собственного внутреннего стержня.

Коррекция — процесс обнаружения отклонений в ожида­емых результатах деятельности и внесения изменений в ее процесс в целях обеспечения необходимых результатов.

Криминальное поведение — уголовно наказуемое поведение.

Логическое мышление — вид мышления, сущность которого в опериро­вании умозаключениями с произвольным или непроизвольным использова­нием законов логики.

Личность - устойчивая система социально-значимых черт, характеризующих индивида как представителя того или иного общества или общности.

Масочное общение — наиболее формализованный вид общения, где взаимодействие сводится к обмену знаками или ритуалу. Например, приветствие.

Меланхолик — тип темперамента, характери­зующийся низким уровнем психической активности, замедленностью дви­жений, сдержанностью моторики и речи, быстрой утомляемостью. Меланхолик легко раним, склонен к глубокому переживанию даже незначительных неудач, но внешне вяло реагирующий на окружающее и окружающих.

Метод постановки косвенных вопросов – допрашиваемому лицу ставятся вопросы, имеющие второстепенное для него значение, но, отвечая на них, он вынужден сообщить именно те сведения, ради которых и были поставлены эти «второстепенные» вопросы.

Мечта — воображение, направленное в будущее, на жизненную пер­спективу и деятельность человека.

Мимика — движение мышц лица.

Мировоззрение — одна из форм направленности личности как системы имеющихся понятий и представлений о мире, природе, обществе.

Мотив — психическое явление, становящееся побуждением к действию.

Мышление — психический процесс опосредованного и обобщающего отражения связей и отношений между предметами или явлениями объек­тивной действительности, обусловленный и связанный с речью. Мышление является высшей формой творческой активности человека, функцией второй сигнальной системы высшей нервной деятельности. Мышление может быть замедлен­ным, ускоренным, абстрактным, аутистическим, бессвязным, вязким, кон­кретным, образным, обстоятельным, паралогическим, разорванным, резо­нерствующим, символическим и др.

Наблюдение — метод психологии, заключающийся в получении сужде­ний о субъективных психических явлениях у исследуемого лица, прояв­ляющихся в его поведении.

Наблюдательность — способность личности замечать в воспринимае­мом образе малозаметные, но существенные для определенной цели детали.

Наказание — способ порицания личности или группы. Наказание психологически позволяет наказуемому человеку понять чувство вины за совершенный поступок и недопустимость его повторения.

Направленность — одно из качеств в подструктуре личности, являющее­ся ее высшим уровнем, которое формируется воспитанием. Направленность имеет ряд качеств уровень, широту, интенсивность, устойчивость, действенность. Направленность может быть выражена в формах: влечения, желания, интересы, склонности, идеалы, миро­воззрение, убеждение

Нарушение внимания — изменение направленности психической дея­тельности. Выделяют сужение объема внимания (расстройство распределе­ния внимания), неустойчивость внимания (расстройство концентрации внимания и повышенная отвлекаемость на посторонние раздражители).

Нарушение мышления — расстройство интеллектуальной деятельности, возникающее при различных психических состояниях, локальных пораже­ниях мозга и аномалиях психического развития.

Нарушение памяти — расстройство способности запоминать, сохранять, узнавать и воспроизводить информацию. Выделяют такие нарушения памя­ти как амнезию (отсутствие памяти), гипермнезию (усиление памяти), гипомнезию (ослабление памяти), парамнезию (обманы памяти).

Настроение — не резкое, но стойкое проявление тех или иных эмоций у личности или группы.

Невербальное средство общения — неречевая форма общения в виде жеста, мимики, пантомимики и т.д., которая, как правило, усиливает вербальную.

Невнимательность — расстройство внимания в виде рассеянности, либо направленное на свои мысли, либо быстро истощаемое и теряющее интен­сивность внимание.

Нонконформизм — стремление личности во что бы то ни стало перечить мнению большинства и поступать противоположным образом, не считаясь ни с чем.

Обвинительный уклон — проявление профессиональных стереотипов в деятельности дознавателя, следователя, прокурора представляющее собой неосознаваемую установку на человека, чья вина еще не доказана, как на лицо, определенно совершившее преступ­ление.

Обобщение независимых характеристик — разно­видность групповой экспертной оценки. Используется при описании профессионально важных качеств конкретного профессионала. Суть метода — в получении информации о личности из разных источников, которыми могут быть ру­ководители организации или подразделения, коллеги, под­чиненные, в силу тех или иных обстоятельств хорошо зна­ющие данного специалиста.

Образное мышление — вид мышления, сущность которого в оперирова­нии образами ранее бывших восприятий.

Общение — процесс установления и развития контактов между людьми на основе взаимного отражения реального мира, порождаемый потребно­стями в совместной деятельности и включающий в себя восприятие и по­нимание другого человека, выработку единой стратегии взаимодействия (интеракции).

Общественно опасное деяние невменяемого — предусмотренное уголов­ным законом деяние, совершаемое лицом, которое не могло во время пра­вонарушения осознавать характер и общественную опасность своих дейст­вий или руководить ими. Данное деяние является преступлением.

Общественное мнение — феномен, свойственный большим группам людей, проявляющийся как наиболее часто встречающаяся оценка членами этой группы какого-либо явления, имеющего общественное значение.

Объем кратковременной памяти — максимальное количество элементов, цифр, слов, знаков, припоминаемых без ошибок сразу или чрез несколько секунд после их предъявления при психологическом исследовании.

Ограниченная пенитенциарная дееспособность — наличие пограничных психических расстройств у осужденных, затрудняющих процесс отбывания наказания и достижения его целей в местах лишения свободы.

Отвлекаемость вид расстройства внимания, характеризующийся бы­стрым переключением на новые объекты при возникновении случайных ассоциаций или действий внешних раздражителей.

Ошибка работника — любое конкретное действие в про­цессе трудовой деятельности, которое выходит за допусти­мые границы и становится неадекватным.

Пантомимика — выразительное движение тела, поза, жесты, отобра­жающие чувства, отношение человека к объекту внимания.

Память способность человека закреплять, сохранять и воспроизво­дить полученную информацию, прежние впечатления и прошлый опыт. Различают память: вербальную, образную, двигательную и эмоциональную; зрительную, слуховую и осязательную; кратковременную и долговременную; выделяют также непроизвольное и произвольное, а также опосредованное и непосредственное запоминание.

Парамнезия — извращенная память, возникающая в результате слияния актуального восприятия и впечатления с мнимым, бывшим якобы в про­шлом. Парамнезии делятся на криптомнезию (искажение памяти) и конфабуляцию (ложные воспоминания).

Пенитенциарная дееспособность — способность осужденного, отбываю­щего наказание в местах лишения свободы, правильно понимать и испол­нять требования уголовно-исполнительного законодательства.

Пенитенциарная психиатрия — раздел социальной психиатрии, изучаю­щий вопросы клиники и эпидемиологии психических расстройств в попу­ляции мест лишения свободы, а также разрабатывающий методы диагно­стики, лечения, профилактики и реабилитации осужденных, страдающих психическими нарушениями различной этиологии.

Пенитенциарная психология — раздел юридической психологии, рассматривающий особенности адаптации и психологическую характеристику лиц, находящихся в условиях социальной изоляции под следствием или судом в следственных изоляторах, и уголовно-исполнительной психологии, изучающей психологические особенности осужденных, отбывающих уголовное наказание.

Персеверация — навязчивая склонность к повторению одних и тех же образов воображения в памяти, в мыслях и действиях.

Переключение внимания — сознательное перемещение внимания с од­ного объекта на другой, связанное с переходом от одной деятельности к другой или постановкой новой задачи.

Пороги ощущения — минимальная или максимальная величина раздра­жителя, при которой начинается (нижний порог) или заканчивается (макси­мальный порог) ощущение.

Правосознание — сфера общественного и индивидуального созна­ния, включающая работу всех функций психики (сознания, самосозна­ния), опосредствованную правовыми значениями и ценностями.

Предмет судебной психологии — это изучение психологических фактов, закономерностей и механизмов, влияющих на осуществление судебного процесса и соответственно на его участников, а также разработка научно-обоснованных рекомендаций по повышению эффективности судопроизводства.

Преступная группа — это антиобщественное объедине­ние людей на основе совместной преступной деятельности, представляющее собой малую неформальную группу, определенным образом организованную и выступающую как еди­ный особый субъект деятельности.

Преступность — совокупность преступных деяний, совершенных членами общества.

Проективные тесты — группа тестов, предполагающих проведение диагностики, основанной на анализе особеннос­тей взаимодействия субъекта с внешне нейтральным, безлич­ным материалом, на который субъект проецирует свои установки, желания и личностные качества.

Произвольное внимание ориентация психической деятельности в опре­деленном направлении, осуществляемая волевым усилием.

Профессионализация — процесс формирования личнос­ти профессионала, начинающийся с момента выбора профес­сии и длящийся в течение всей профессиональной жизни человека.

Профессиограмма — описание социально-экономических, производственно-тех­нических, санитарно-гигиенических, психологических и других особенностей профессии.

Профессиография — комплексный метод изучения и опи­сания содержательных и структурных характеристик профес­сий в целях установления особенностей взаимоотношения субъекта труда с компонентами деятельности (ее содержани­ем, средствами, условиями, организацией) и ее функциональ­ного обеспечения.

Профессиональная деформация – результат искажения профессиональных и личностных ка­честв работника под влиянием отрица­тельных факторов деятельности и окружающей среды. Изменения, вызванные профессией, приоб­ретают стойкий характер. Деформации могут подвергать­ся мотивационные, познавательные компоненты структуры субъекта деятельности и сфера его индивидуально-личност­ных особенностей.

Профессионально важные качества (ПВК) — свойства субъекта деятельности, необходимые для ее нормативно за­данного выполнения и положительно коррелирующие хотя бы с одним ее параметром.

Профессиональное развитие — неотъемлемая часть про­фессионализации личности, сложный процесс циклического характера, проявляющийся как в совершенствовании знаний, умений, навыков и способностей человека, так и в формиро­вании отрицательных феноменов (деформаций, специфичес­ких состояний), снижающих профессиональную эффектив­ность и нарушающих «непрофессиональную» жизнь.

Профессионально психологический отбор – совокупность специальных процедур, в ходе которых определяется пригодность человека к определенной разновидности юридической деятель­ности.

Профессиональный стереотип — определенный уровень достигнутого профессионального мастерства, проявляющий­ся в знаниях, автоматизированных умениях и навыках, под­сознательных установках, не загружающих сознания. Отрицательное влияние стереотипов проявляется в упрощенном подходе к решению проблем, к созданию представления о том, что данный уровень знаний и представлений может обеспечить успешность деятельности.

Психическая реабилитация — система медико-психологических, педа­гогических, социальных мероприятий, направленных на восстановление, коррекцию или компенсацию нарушенных психических функций, состоя­ний, личностного и социально-трудового статуса лица, а также лиц, перенесших заболевание, получивших психическую травму в результате резкого изменения социальных отношений, условий жизни и т. д.

Психическое выгорание — профессиональный синдром, включающий эмоциональное истощение, деперсонализацию (цинизм) и редукцию профессиональных достижений.

Психоанализ — метод изучения неосознаваемых психических процессов у личности, путем анализа ассоциаций, воспоминаний, сновидений, описок при письме, оговорок с целью восстановления в сознании комплексов, кон­фликтов, сексуальных переживаний раннего детства, вытесненных в бессоз­нательное и являющихся причиной психических расстройств.

Психогенная амнезия - неспособность воспроизвести в памяти психотравмирующее событие в деталях.

Психограмма — составная часть профессиограммы, пред­ставляющая собой характеристику требований, предъявля­емых профессией к психике человека.

Психические процессы - это отдельные проявления пси­хической деятельности человека, изучаемые в динамике и ус­ловно вычленяемые в качестве относительно изолированных объектов исследования: познавательные (когнитивные), эмо­циональные, волевые.

Психическое развитие — процесс развития познавательных функций и свойств личности в их единстве, взаимосвязи и взаимовлиянии.

Психические свойства - самостоятельные компоненты в структуре психики (ее подструктуры), определяющие инди­видуально-психологические особенности личности. Среди них можно выделить: 1) динамику ее психических процессов - темперамент; 2) психические возможности личности, в от­дельных видах деятельности - способности; 3) направленность личности - характерные для нее потребности, мотивы, чувст­ва, интересы, оценки, симпатии и антипатии, идеалы и миро­воззрение; 4) проявляясь в соответствующих обобщенных спо­собах поведения, направленность обусловливает характер личности.

Психическое состояние — целостная характеристика психической дея­тельности за определенный период, показывающая ее состояние и своеоб­разие протекания психических процессов в зависимости от психических свойств личности, отражаемых предметов и явлений.

Психодиагностика – теория и практика изучения инди­видуальных или типических психических характеристик личности, группы или организации в процессе наблюдения или в экспериментальном исследовании. Психодиагностика является практической отраслью психологии, обеспечиваю­щей конкретную работу психолога в различных сферах при­менения психологического знания.

Психология (учение о душе) — наука, изучающая психику и закономер­ности психической деятельности человека, а также развитие и функциони­рование его нормальных психических процессов как формы жизнедеятель­ности. Психология изучает процессы активного отражения человеком объективной реальности в форме восприятий, понятий, ощущений, чувств и др. явлений психики. Психология имеет свой предмет, объекты, задачи, принципы и методы.

Психология уголовного судопроизводства — подраздел судебной психологии, изучающий пси­хологические проблемы, относящиеся к уголовному судо­производству.

Психологическая коррекция – целенаправленный процесс исправления личности осужденных с использованием современных психотехнологий, приводящий к изменению их взглядов, установок, личностных качеств, психических состояний и социального поведения.

Психологическая подготовка — вид формирования личности, цель кото­рого — развитие способностей к определенной деятельности с учетом ее условий и усиления ее мотивации и морального компонента. Психологическая подготовка является неотъ­емлемой частью управления деятельностью коллектива и личности, особенно в экстремальных условиях.

Психологическая совместимость — вид групповой совместимости, нали­чие которой часто бывает незаметной, но отсутствие которой резко снижает эффективность групповой деятельности, иногда приводя к конфликту ее исполнителей.

Психологическая структура деятельности — целостное единство основных инвариантных компонентов деятельно­сти, а также реализующих их психических механизмов.

Психологическая структура судебной деятельности включает в себя следующие подструктуры: 1) познавательную; 2) конструктивную; 3) коммуникативную; 4) организационную; 5) воспитательную.

Психологические условия всестороннего познавательного исследования и конструктивной деятельности суда включают в себя: 1) проявление максимально возможного внимания, активности восприятия и запоминания информации; 2) постановка во время рассмотрения дела судом только логически обоснованных и этически выдержанных вопросов; 3) активное устранение попыток внушающего или манипулятивного воздействия на участников судебного процесса.

Психология гражданского судопроизводства — подраздел судебной психологии, изучающий пси­хологические проблемы, относящиеся к гражданскому и арбитражному судо­производству.

Распределение внимания — одно из качеств внимания, определяющее способность человека выполнять несколько действий, рассредоточивая ме­жду ними свое внимание. Распределение внимания выполняется, чередуясь с переключением внимания.

Редукция профессиональных достижений — составля­ющая феномена психического выгорания, проявляющая­ся в возникновении у работника чувства некомпетентнос­ти в своей профессиональной сфере, осознании неуспеха в ней.

Режим труда и отдыха — чередование периодов отдыха и работы, при котором достигается оптимальный уровень ра­ботоспособности и производительности труда и хорошее со­стояние здоровья работающих.

Ресоциализация — восстановление (реабилитация) у лиц, отбывавших наказание в уголовно-исполнительной системе Минюста РФ, социально одобряемого обществом поведения. Ресоциализация представляет собой устранение имевшейся ранее общественной дезадаптации, восстановление социальных контактов.

Речь (говорение) — способность общаться посредством языка. Речь рассматривается как универсальное средство общения людей. Видами речи являются: устная и письменная, монологическая и диалогическая, внешняя и внутренняя.

Речевое общение — основная форма общения людей. Речевое общение может быть как интеллектуальным, эмоциональным, образным, ассоциативным и др.

Рефлексия (размышление, обдумывание) — обращенность познания че­ловека на самого себя, свой внутренний мир, свое состояние, свои психи­ческие качества (эмоции, мысли, влечения).

Ролевое общение — формальный вид общения, в котором ограниче­ния на взаимоотношения людей и проявление их индивидуальности наложены социальными ролями. Например, общение в русле деловых отношений и профессиональной деятельности.

Роршаха тест — экспериментально-психологический метод, применяе­мый при исследовании личности, основанный на анализе толкования ис­пытуемым 10 стандартных чернильных пятен различной конфигурации.

Сангвиник — тип темперамента, который характеризуется высокой психической активностью, работоспособностью, быстротой и живостью движений, разнообразием и богатством мимики, быстрым темпом речи. Сангвиник стремится к частой смене впечатлений, легко и быстро отзывается на окружающие события, достаточно общителен.

Самонаблюдение — метод психологии как учет и анализ своих субъек­тивных явлений. Самонаблюдение не способно дать объяснения психическим явлениям, но иногда дает ценные сведения, которые должны стать объектами для даль­нейшего анализа и синтеза.

Ситуативность — свойство общения в профессиональной деятельности, заключающееся во влиянии ситуации совме­стной деятельности на различные аспекты общения.

Скачкообразное мышление (скачки идей) — расстройство мышления, при котором происходит его резкое усиление в связи с постоянно изменяющей­ся целью мыслительного процесса, крайней неустойчивостью внимания и непостоянством установок.

Социальная стереотипия — вид социальной установки, значимый для данной личности, которая устойчива и четко выражена.

Специальные познания эксперта-психолога — профессиональные знания психолога как специалиста в области психологии, необходимые для произ­водства судебно-психологической экспертизы. Ее может проводить только судебный психолог, т.е. лицо, имеющее высшее психологическое образование и специальную подготовку по уголовному и гражданскому праву и процессу.

Специальные способности — индивидуально-психоло­гические свойства личности, являющиеся условиями дости­жения высоких результатов при выполнении какого-либо одного вида деятельности.

Способности — это комплекс психических (психофизиологи­ческих) возможностей человека, обусловливающих его успешное самоуправление при овладении и выполнении им определенной деятельности, а также создании им нового функционирования в данной области требований.

Судебная психиатрия — раздел психиатрии, изучающий психические за­болевания (нарушения, расстройства) и их диагностику, лечение и реабили­тацию психически больных людей, применительно к решению специальных задач уголовного и гражданского судопроизводства.

Судебная психология – раздел юридической психологии, где изу­чаются психологические аспекты судебного разбирательства.

Судебно-психологическая экспертиза (СПЭ) - специальное процессуальное действие, заключающееся в исследовании сведущим лицом - психоло­гом по заданию следователя или суда предоставленных ему подэкспертных материалов с целью установления фактиче­ских данных, имеющих значение для дела и дачи заключения в установленной форме.

Страсть — стабильное и длительное проявление эмоций, чаще входя­щих в структуру стойких чувств, становящееся доминирующим мотивом деятельности.

Стресс (напряжение, сдавливание) вид эмоционального состо­яния, при котором возникает напряженность. Напряженность, вы­зывающая деструкцию в функционировании психики называют дистрессом.

Темперамент - это индивидуальные свойства психики, определяющие динамику психической деятельности человека, особенности поведения и степень уравновешенности ре­акций на жизненные воздействия.

Тест — краткий экспериментально-психологический метод, исследую­щий тот или иной психический процесс, личность в целом или группу. Применение теста построено по принци­пу моделирования психологических особенностей и последующего их пси­хологического анализа.

Тесты объективные — группа тестов, диагностирующих индивидуально-психологические характеристики человека на основе результатов выполнения определенных заданий и способа их решения. К их числу относят тесты интеллекта, профессиональных способностей, достижений, а также не­которые личностные тесты.

Тесты субъективные — группа тестов, предполагающая диагностику свойств на основе самооценки и самоописания человеком своего поведения и личностных особенностей. В эту группу входят самые разнообразные личностные тес­ты — опросники, оценивающие личностные черты, а также профессиональные интересы и установки людей.

Тестирование — метод психологической диагностики, использующий стандартные вопросы и задачи (тесты), имеющие определенное значение (шкалу ценностей). Тестирование применяется для стандартизованного измерения ин­дивидуальных различий.

Травма психическая — эмоциональное воздействие, вызвавшее времен­ное или стойкое психическое расстройство под влиянием субъективного для личности психического раздражителя.

Тревожность – индивидуальная психологическая особенность, проявляющаяся в склонности человека к частым и интенсивным переживаниям состояния тревоги и низком пороге его возникновения.

Трудоголизм — проявление профессиональной деформа­ции мотивационной сферы личности, заключающееся в чрез­мерной увлеченности человека своей работой как попытке уйти от трудностей и проблем реальной жизни.

Трудоспособность — способность человека к труду, не ограниченная за­болеваниями или физическими и умственными недостатками.

Убеждение — метод воздействия на сознание личности через обращение к ее собственному критическому суждению для формирования определенных взглядов и в целом мировоззрения.

Узнавание проявление памяти как воспроизведение образа при по­вторном восприятии объекта.

Умозаключение — специфическая форма мышления при сопоставлении ряда суждений. Умозаключение как мыслительное действие начинается с осознания зада­чи и заканчивается либо новым суждением, либо принятием решения.

Умственное развитие — процесс формирования познавательных функ­ций (памяти, мышления и др.).

Устойчивость внимания — длительное удержание внимания на предмете или какой-либо деятельности.

Фантазия — наиболее выраженное творческое воображение.

Флегматик — тип темперамента, характеризующийся низким уровнем психической активности, медлительностью, устойчивостью интересов и стремлений, слабым внешним выражением субъективных переживаний, невыразительностью мимики. Флегматик трудно пере­ключается с одного вида деятельности на другой и приспосабливается к новой обстановке. У флегматика обычно преобладает спокойное, ровное настроение; чувства и настроения обычно отличаются постоянством. При неблагопри­ятных условиях у флегматика может развиваться вялость, бледность эмоций, склон­ность к выполнению однообразных привычных действий.

Фрустрация - эмоция переживания неудачи (стресс «рухнувшей надежды»); психиче­ское состояние человека при возникновении реальных или воображаемых преград на пути к цели, которые он оценивает как сложные или непреодолимые.

Характер - совокупность наиболее устойчивых психиче­ских черт, определяющих все стороны деятельности личности и выражающих ее индивидуальное своеобразие.

Холерик — тип темперамента, который характеризуется высоким уровнем психической активности, энергичностью действий, порывистостью, стремительностью, силой движений, их быстрым темпом. Отмечается особая склонность холерика к неустойчивости, резким сменам настроения, вспыльчивости, гневливости, нетерпеливости, эмоциональным срывам и даже агрессивности. Холерик плохо контролирует себя в трудных жиз­ненных ситуациях.

Чувства — особая форма психического отражения как объективная форма совокупности устойчивых эмоциональных черт человека на реакцию окружающей действительности.

Шок психический (эмоциональный шок) — состояние, возникающее при внезапных психических потрясениях, угрожающих жизни обстоятельст­вах или ситуациях, влекущих за собой изменение поведения, появление резкого аффекта страха, и проявляющееся либо в форме беспорядочного двигательного возбуждения, либо заторможенности вплоть до ступора

Эксперт-психолог — лицо, обладающее специальными познаниями в области судебной психологии и производящее по поручению судебно-следственных органов судебно-психологическую экспертизу

Экспрессия — выразительность и сила проявления чувств и пережива­ний. Экспрессивные реакции являются внешним проявлением эмоций и чувств человека в мимике, пантомимике, голосе и жестах.

Экстравертированность (экстраверсия) — особенность личности, про­являющаяся в повышенном стремлении к общению с другими людьми, бо­лее интересными для него.

Экстремальные условия — психотравмирующие условия, вызывающие максимальное напряжение личности, находящейся из-за внешнего воздей­ствия на грани патологических нарушений.

Эмпатия — сопереживание эмоциональному состоянию другого чело­века.

Эмоционально-волевая устойчивость — степень волевого владения личности своими эмоциями.

Эмоция — психический процесс, отражающий непосредственное чувст­венное переживание человека, связанное с его отношением к тем или иным явлениям действительности.

Эмпирические критерии — целенаправленные критерии отбора кандида­тов на ту или иную должность, построенные на опыте практической дея­тельности специалистов-профессионалов.

Эффект ореола возникает под влиянием зара­нее распространяемой и односторонне поданной инфор­мации происходит приписывание субъекту определенных черт, которых у него нет и, кото­рые заслоняют его подлинные качества.

Юридическая психология - прикладная область психо­логии, изучающая психическую активность человека в сфере правоотношений.

 

 


 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ПРАВОСУДИЯ» Казанский филиал

 

Кафедра уголовно-правовых дисциплин

 

 

 

 

 







Date: 2015-09-22; view: 613; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.067 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию