Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Нескромное обаяние аристократии
28. 06. 2011
Не то чтоб меня сильно занимала «аристократическая» тема, которой я коснулся на прошлой неделе, но так уж вышло, что на днях я по случайному совпадению соприкоснулся с сюжетом, подкрепившим мою разночинскую антипатию к этому капризному сословию. Я давно собирался съездить посмотреть на бретонский замок Кериоле. Много слышал про эту архитектурную «folie russe», экзотичную для тамошних краев. Съездил – и не пожалел. Теперь расскажу вам сказку. Давным‑давно, а если точнее в 60‑х годах 19 века, сумасбродная русская барыня выстроила в Финистере, суровом и скудном рыбацком крае, чудо‑замок.
Черт‑те что (и сбоку в качестве бантика архангел Гавриил)
Получился шибающий по мозгам «ёрш» из неоготики, бретонского фольклора и романтизма, увенчанный русским медведем на крыше, который тоскливо глядит на восток, в сторону России‑матушки.
На пятиконечную звезду не обращайте внимания. Архитектор был франк‑масон и понатыкал их по всему фасаду
Нынешний вид замка дает слабое представление о былом роскошестве. Все декоративные элементы когда‑то были цвета небесной лазури, а лилии и звезды сверкали позолотой. Современники прямо‑таки очумевали, когда видели это варварское великолепие среди монохромного лесного пейзажа.
Всё что осталось от былой красочности
История замка Кериоле – это вариация на тему купринского рассказа «Белый пудель». Помните? «Хочу собаку! Трилли хочет собаку!». Жила‑была великосветская дама, вдовствующая княгиня Зинаида Юсупова, née Нарышкина (1803–1893). И всё у нее в жизни всегда было очень хорошо, и ни в чем никогда ей не было отказу. Родилась она с золотой ложкой во рту, с детства как сыр в масле каталась, долго‑предолго жила‑поживала и добро проживала, но добра было столько, что и за девяносто лет Зинаида Ивановна его растранжирить не смогла. И вот повстречался ей в Париже красавец‑француз. Она – княгиня почти что царской крови, он – плебей; ей уже пятьдесят семь, ему – тридцать два. Однако Трилли заголосил: «Хочу собаку!» И всё покорилось. Красавец Шарль не устоял перед соблазнами, которые сулил ему этот мезальянс. Зинаида Ивановна купила жениху видную должность и аж два аристократических титула – графа и маркиза – с кучей знатных предков в придачу.
Это липовые предки графа‑маркиза в Рыцарском зале замка
Портреты молодых:
Характер сразу понятен, А вот и «белый пудель» (не такой уж, по‑моему, адонис)
Свой трофей ее сиятельство заперла в бретонской глуши, для чего и было выстроено любовное гнездышко. Судя по старинным снимкам, интерьеры замка были еще пышнее экстерьера, однако от них мало что сохранилось. Почему – объясню чуть позже. На парадном фасаде красуется герб Нарышкиных, хотя после двух браков можно было бы так уж не кичиться своей девичьей фамилией. Узнав, что я из России, экскурсовод попросила меня перевести девиз:
Не без труда я разобрал, что над гербом высечено «При той»
Я предположил, что невразумительная формула может выражать генеалогическое почтение к самой знаменитой представительнице рода царице Наталье Кирилловне. Мол, мы все, Нарышкины, ютимся охвостьем При Той, Которая Родила Великого Петра. Во время первой половины экскурсии, пока нам рассказывали об экстравагантных тратах и выходках princesse russe, я не раз ловил на себе почтительные взгляды французской группы. Должно быть, давая согласие на брак, бравый молодец думал: «Ну сколько ей осталось?». Но старушка, естественно, пережила своего принца‑шармана и поплакала на его похоронах. Потом пожила еще и наконец отдала Богу душу, сделав напоследок департаменту типично аристократический подарок: завещала Кериоле бретонцам, однако с массой занудных условий и ограничений – и то с поместьем делать нельзя, и это. Сменились эпохи, прошли мировые войны, началась гонка ядерных вооружений. Однажды правнук Зинаиды Ивановны, затравленный кредиторами Феликс Юсупов (l’assassin de Raspoutine, подняла палец экскурсоводша, и вся группа закивала) вспомнил, что была у него какая‑то полоумная прабабка, а у прабабки был какой‑то полоумный, но дорогущий замок. «Хочу собаку!» – сказал Трилли. К тому времени русский Дориан Грей был уже не похож на знаменитый портрет кисти Серова, а выглядел вот так (cм. след. стр.). Разумеется, экспертиза установила, что через 60 лет после смерти княгини никто уже не помнит ни про какое завещание. Что‑то из коллекций переправлено в местные музеи, что‑то в парке изменено. Вознегодовав на такое кощунство, Юсупов подал в суд и после многолетней тяжбы отобрал у департамента замок, получив еще и солидный штраф. Сразу же вслед за этим, наплевав на плебейские условности (вот он, истинный аристократизм!), бережный хранитель священной прабабушкиной памяти распродал весь интерьер и вообще всё, что только было возможно. Умудрился даже загнать ближайшему муниципалитету старинный колодец из замкового двора – на вывоз. Всю землю разделил на участки и выставил на торги. Потом объявил, что в архитектурном смысле Кериоле – жуткая безвкусица (мне, честно говоря, тоже так показалось) и продал обобранную постройку под гостиницу.
Всё равно, конечно, красавец
В этом месте экскурсии я начал ежиться – теперь вся французская группа смотрела на меня с русофобско‑санкюлотским гневом, как будто я и был тот самый князь Юсупов граф Сумароков‑Эльстон. И побрел я прочь, пока все не запели: «Аристократов на фонарь!». Всё оглядывался на замок, и в своем обветшавшем виде он вдруг показался мне трогательным и прекрасным, как райская птица, по нелепой случайности залетевшая в чужой серый край и растерявшая там свои лазоревые перья.
А сломанному каштану справа 400 лет, и он все еще живет
Из комментариев к посту: Date: 2015-09-24; view: 354; Нарушение авторских прав |