Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Структура обучения навыкам игры и развития физических качеств





Все изложенное ранее (разделы 3.1 и 3.2) показывает, насколько сложен и многоаспектен путь овладения арсеналом технических при-


емов и тактических действий на должном уровне физических кон­диций. Все многообразие задач, средств, методов, теоретико-ме­тодических положений находит отражение в структуре обучения техническим приемам, тактическим действиям, развития физичес­ких качеств.

Структура обучения техническим приемам, тактическим дей­ствиям и развития физических качеств - целостный процесс, состо­ящий из четырех этапов, расположенных в определенной последо­вательности и содержащих специфические задачи, средства и ме­тоды, отражающие педагогические и психофизиологические зако­номерности формирования навыков. Обучение можно рассматри­вать как систему, в качестве составляющих этой системы выступа­ют: 1 - знания, технико-тактическое действие и качества; 2 - обуча­ющий и преподавание; 3 - обучаемый и учение; 4 - двигательный навык и суперумение как результат совместной деятельности обу­чающего и обучаемого - субъектов обучения.

В процессе обучения происходит развитие приема игры от не­знания и неумения до навыка и суперумения. В этом процессе раз­вертываются во времени: 1 - фиксация в сознании обучающего по­зиции «чему учить» и «как учить»; 2 - фиксация в сознании обуча­емого позиции «чему учиться» и «как учиться»; 3 - совместная дея­тельность обучающего и обучаемого по освоению знаний, умений, навыков; 4 - фиксация результата: уровень освоенности техншсо-тактических действий, комплекса специальных знаний.

В этой системе обучающий и обучаемый являются субъектами обучения, от активного участия, проявления профессионализма в преподавании и учении зависит эффективность обучения.

При построении процесса обучения учитывается структура со­ревновательной деятельности в спортивных играх, в ней выделя­ются следующие компоненты:

- целостное соревновательное противоборство в игре;

- командные, групповые, индивидуальные тактические действия в нападении, защите;

- приемы техники игры в нападении, в защите;

- специальные физические и психические качества, координа­ционные способности;

- двигательные качества и навыки, функциональные возможно­сти, морфологические признаки.

Становление навыков игры происходит в обратном порядке по отношению к уровням структуры:

- создание качественной, координационной, функциональной

основы;

- развитие специальных качеств и способностей;

- овладение приемами (средствами) ведения игры (техникой);

- овладение рациональными формами борьбы в игре (тактикой);

 

- комплексная реализация приемов в игре и соревнованиях -
спортивный результат.


Со структурой соревновательной деятельности и ступенями ста­новления навыков игры связана классификация средств обучения техническим приемам и тактическим действиям, применяемых в тренировке; они сгруппированы по их образовательному значе­нию (рис. 12).

Отправным моментом в построении классификации принята соревновательная игровая деятельность и те специфические дей­ствия, при помощи которых спортсмены ведут борьбу с соперни­ком в игре. Следуя этому принципу, все упражнения делятся на со­ревновательные и тренировочные. В соревновательные упражнения входят двусторонние учебные игры, упражнения по тактике и по технике - в нападении и защите. Тренировочные упражнения вклю­чают в себя: специальные - подводящие (облегчающие освоение тех­ники), подготовительные (развивающие специальные физические качества для конкретного приема); общеразвивающие - для разви­тия двигательных (физических) качеств (силы, быстроты, ловкос­ти, выносливости, гибкости), совершенствования навыков естествен­ных видов движений (расширение двигательного опыта).

В единстве с этими упражнениями происходит усвоение знаний, воспитание психических, волевых и личностных качеств.

На рисунке 13 представлены этапы обучения и задачи, средства, методы на этих этапах.

Первый этап. Этап создания предпосылок и ознакомления с техническим приемом (тактическим действием). В качестве пред­посылок успешного обучения выступают двигательный опыт обу­чаемого, уровень развития физических качеств, знание об изучае­мом приеме игры (ориентировочная основа действия и основные опорные точки, основные моменты движения).

Задачи. 1. Создать кондиционную базу для обучения. 2. Сформи­ровать представление об изучаемом приеме игры. На этом этапе про­исходит повышение уровня развития основных и специальных физи­ческих качеств, расширение двигательного опыта, создание ориен­тировочной основы действия и ознакомление с основными опорны­ми точками. Формируется образ, модель изучаемого приема игры.

Средства. 1. Общеразвивающие и подготовительные упражне­ния. 2. Аудиовизуальное средства. Общеразвивающие упражнения направлены на повышение уровня развития основных физических качеств и расширение двигательного опыта, подготовительные -на развитие специальных для конкретного приема игры качеств. При помощи аудиовизуальных средств формируется представление, «об­раз» приема.

Методы. 1. Методы развития силы, быстроты, выносливости, ловкости, гибкости. 2. Методы наглядного восприятия. 3. Словес­ные методы. 4. Аудиовизуальные воздействия.

Второй этап. Этап разучивания технического приема (так­тического действия). Это процесс практического освоения, воспро­изведения разучиваемого приема по созданному образу, модели.




Задачи. 1. Уточнить представление об изучаемом приеме игры. 2. Сформировать двигательное умение. Углубляется ориентировоч­ная основа действия и изучаются более детально основные опор­ные точки. Главная задача - воспроизведение изучаемого приема в целом, со всеми входящими в него движениями.

Средства. 1. Подводящие упражнения. 2. Упражнения по техни­ке (тактике). 3. Средства наглядности. 4. Средства первого этапа.


Подводящие упражнения способствуют более быстрому освоению техники приема игры (его структуры), упражнения по технике на­правлены на целостное выполнение приема (объединение состав­ных частей, освоенных с помощью подводящих упражнений).

Методы. 1. Метод расчлененного обучения. 2. Метод целостно­го обучения. 3. Методы развития физических качеств. 4. Методы первого этапа. На втором этапе важно своевременно разученные «части» приема игры объединять (по мере освоения), доводя до це­лостного выполнения приема. Одновременно осуществляется раз­витие физических качеств и проработка образа технического при­ема (тактического действия).

Третий этап. Этап совершенствования технического приема (тактического навыка выполнения приема в сложных условиях).

Задачи. 1. Детализировать представление, образ. 2. Сформировать двигательный навык приема игры. Более глубоко и детально прора­батывается представление об осваиваемом приеме игры, который выполняется уверенно и эффективно в усложненных условиях.

Средства. 1. Упражнения по технике и тактике. 2. Подготови­тельные упражнения. 3. Средства первого и второго этапов. На тре­тьем этапе технический прием (тактическое действие) выполняется в целостном виде, в вариативных и усложненных условиях. Важно добиться формирования прочного навыка, эффективного в изме­няющихся игровых условиях.

Методы. 1. Метод целостного выполнения приема игры в вари­ативных условиях. 2. Интеграция навыков и качеств в сложных ус­ловиях упражнений и игры при высокой интенсивности. 3. Методы первого и второго этапов. Очень важная задача сформировать «гиб­кий» навык, чтобы прием игры был эффективным в изменяющихся и сложных условиях, особенно при ограниченном времени и высо­кой интенсивности (физических и психических напряжениях).

Четвертый этап. Этап интеграции навыков технических приемов и тактических действий в игровую и соревновательную деятельность. Характерная черта этого этапа - совершенствование технико-тактических действий в структуре сложной игровой и со­ревновательной деятельности, в системе сочетания комплекса осво­енных приемов игры.

Задачи. 1. Сформировать комплексный образ технико-тактиче­ских навыков. 2. Сформировать суперумение - комплекс навыков при высоком уровне развития качеств. Отличительная особенность этого этапа в том, что здесь происходит дальнейшее совершенство­вание навыков приемов игры и, самое главное, сочетание несколь­ких технико-тактических действий в различных условиях сложной соревновательной деятельности.

Средства. 1. Технико-тактические упражнения. 2. Упражнения на сочетание совершенствования техники и развития физических качеств. 3. Упражнения на переключение в действиях. 4. Средства предыдущих этапов. Характерная особенность на четвертом эта-


пе - выполнение технико-тактических действий в сложных услови­ях, при высоком физическом и психическом напряжении, а также умение оперировать несколькими приемами на уровне прочных дви­гательных навыков в целостной соревновательной деятельности.

Методы. 1. Метод совмещенных (сопряженных) воздействий. 2. Соревновательный метод. 3. Игровой метод. 4. Выполнение за­даний в вариативных условиях в игре при высокой интенсивности. • 5. Методы предыдущих этапов. Характерная черта четвертого эта­па: интегральное сопряжение техники с физическими качествами, техники с тактикой, отражение условий соревновательной игровой деятельности. При этом как по отношению к отдельным приемам игры, так и особенно в сочетании нескольких технико-тактических действий (одновременно, последовательно, в переключениях).

Таким образом, в процессе обучения и совершенствования про­исходит освоение технических приемов и тактических действий от первоначальных умений и до высокого мастерства в процессе со­ревнований по спортивным играм. Общая картина выглядит сле­дующим образом.

Формированию навыков предшествует физическая подготовка (общая и специальная). При помощи подводящих упражнений про­исходит овладение структурными элементами приемов игры. На этой основе при помощи упражнений по технике продолжается ов­ладение основой структуры приема игры. Вначале обучение про­водится в условиях, облегчающих занимающимся процесс овладе­ния приемом и по возможности исключающих «лишние» движе­ния, присущие начальной стадии становления навыка.

По мере того как обучаемые овладевают основой двигательно­го навыка, условия выполнения приема постепенно изменяются та­ким образом, что в процессе изучения техники у обучаемых фор­мируются тактические умения, связанные с применением приема в игре. Совершенствование технического приема происходит в ус­ловиях, характерных для спортивной игры, - упражнения по тех­нике, игровые фрагменты, подготовительные к спортивной игре. На­конец, прием применяется в двусторонней игре, контрольных иг­рах и на соревнованиях.

Каждая предшествующая ступень создает логическую основу для другой, как бы «переходит, преобразуется» одна в другую. Так, под­готовительные упражнения заканчиваются упражнениями, отража­ющими в общих чертах структуру изучаемого приема игры. Под­водящие упражнения служат своеобразным мостом для перехода от специальной физической к технической подготовке. Упражне­ния по технике, построенные в определенной системе усложнения, способствуют формированию тактических умений. На этой основе затем изучаются индивидуальные, групповые и командные такти­ческие действия, фрагменты игры, учебные двусторонние игры с за­даниями, игровые тренировки, контрольные и календарные игры.


Date: 2015-09-24; view: 508; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию