Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Ситаров В. А., Пустовойтов В. В. 2 page





Экологическое направление в географии растений на протяже­нии всей первой половины XIX в. развивал немецкий естествоис­пытатель-энциклопедист, географ и путешественник Александр Фридрих Вильгельм Гумбольдт (1769-1859). Он подробно изучил особенности климата в различных районах Северного полушария и составил карту его изотерм, обнаружил связь между климатом и характером растительности, предпринял попытку выделения на этой основе ботанико-географических областей (фитоценозов).

Особую роль в становлении экологии сыграли труды английско­го естествоиспытателя Чарлза Дарвина (1809-1882), создавшего теорию происхождения видов путем естественного отбора. К числу важнейших проблем экологии, исследованных Дарвином, принад­лежит проблема борьбы за существование, в которой согласно предложенной концепции выигрывает отнюдь не сильнейший вид, а тот, который сумел лучше приспособиться к специфическим об­стоятельствам жизни. Он обратил особое внимание на влияние образа жизни, условий существования и межвидовых взаимодей­ствий на их морфологию и поведение.

В 1866 г. немецкий зоолог-эволюционист Эрнст Геккель (1834-1919) в своей работе «Общая морфология организмов» предложил весь круг вопросов, связанных с проблемой борьбы за существо­вание и влияния на живые существа комплекса физических и био­тических условий, назвать термином «экология». В своей речи «О пути развития и задаче зоологии», произнесенной в 1869 г., Гек­кель определил предмет новой отрасли знания следующим обра­зом: «Под экологией мы подразумеваем науку об экономии, домаш­нем быте животных организмов. Она исследует общие отношения животных как к их неорганической, так и к их органической среде, их дружественные и враждебные отношения к другим животным и растениям, с которыми они вступают в прямые или непрямые контакты, или, одним словом, все те запутанные взаимоотношения, которые Дарвин условно обозначил как борьбу за существование». Следует отметить, однако, что предложение Геккеля несколько опередило его время: прошло более полувека, прежде чем слово «экология» прочно вошло в научный обиход как обозначение но­вой самостоятельной отрасли научного знания.

В течение второй половины XIX в. сложилось несколько круп­ных, относительно автономно развивающихся направлений эко­логических исследований, своеобразие каждого из которых опре­делялось наличием у него специфического объекта изучения. К таковым с известной долей условности можно отнести экологию растений, экологию животных, экологию человека и геоэкологию.

Экология растений формировалась на базе сразу двух ботани­ческих дисциплин - фитогеографии и физиологии растений. Со­ответственно основное внимание в рамках этого направления уделялось раскрытию закономерностей распределения различных видов растений по поверхности Земли, выявлению возможностей и механизмов их приспособления к конкретным условиям произ­растания, изучению особенностей питания растений и др. Суще­ственный вклад в развитие этого направления во второй половине XIX столетия внесли немецкие ученые - ботаник А. А. Гризенбах, агрохимик Ю.Либих, физиолог растений Ю.Сакс, русский химик и агрохимик Д. И. Менделеев и др.

Исследования в рамках экологии животных также велись по нескольким основным направлениям: выявлялись закономерности расселения конкретных видов по поверхности планеты, выяснялись причины, способы и пути их миграции, изучались пищевые цепи, особенности меж- и внутривидовых взаимоотношений, возмож­ности их использования в интересах человека и др. Разработкой этих и ряда других направлений занимались американские иссле­дователи - зоолог С.Форбс и энтомолог Ч.Ренли, датский зоолог О. Ф. Мюллер, русские исследователи - палеонтолог В. А. Ковалев­ский, зоологи К.М.Бэр, А. Ф. Миддендорф и К.Ф.Рулье, натура­лист А. А. Силантьев, зоогеограф Н. А. Северцов и др.

Проблематика экологии человека разрабатывалась преимущест­венно в связи с изучением экологических аспектов человеческой эволюции и исследованиями в области медицинской эпидемиоло­гии и иммунологии. Первое направление исследований в рассмат­риваемый период представляли английские биологи-эволюциони­сты Ч.Дарвин и Т.Гексли, английский философ, социолог и пси­холог Г. Спенсер, немецкий естествоиспытатель К. Фогт и некото­рые другие исследователи, второе направление - микробиологи, эпидемиологи и иммунологи Э.Беринг, Р.Кох, И.И.Мечников, Л. Пастер, Г. Риккетс, П. П. Э. Ру, П. Эрлих и др.

Геоэкология возникла на стыке двух крупнейших наук о земле -географии и геологии, а также биологии. Наибольший интерес у исследователей на заре развития этой отрасли экологии вызывали проблемы организации и развития ландшафтных комплексов, влияния геологических процессов на живые организмы и челове­ка, строения, биохимического состава и особенностей формиро­вания почвенного покрова Земли и др. Значительный вклад в раз­витие этого направления внесли немецкие географы А. Гумбольдт и К.Риттер, русский почвовед В.В.Докучаев, русский географ и ботаник А.Н.Краснов и др.


Исследования, проводимые в рамках перечисленных выше на­правлений, заложили основу для выделения их в самостоятельные отрасли научного знания. В 1910 г. в Брюсселе состоялся Между­народный ботанический конгресс, на котором в качестве само­стоятельной ботанической дисциплины была выделена экология растений - биологическая наука, изучающая взаимосвязи живого организма и окружающей его среды. В последующие несколько десятилетий официальное признание в качестве относительно са­мостоятельных направлений исследований получили также эко­логия человека, экология животных и геоэкология.

Еще задолго до того, как отдельные направления экологических исследований обрели самостоятельность, наметилась очевидная тенденция к постепенному укрупнению объектов экологического изучения. Если первоначально в качестве таковых выступали еди­ничные особи, их группы, конкретные биологические виды и т.д., то с течением времени их стали дополнять крупные природные комплексы, такие, как «биоценоз», понятие о котором было сфор­мулировано немецким зоологом и гидробиологом К.Мебиусом еще в 1877 г. (новый термин призван был обозначать совокуп­ность растений, животных и микроорганизмов, населяющих от­носительно однородное жизненное пространство). Незадолго до этого, в 1875 г., австрийский геолог Э.Зюсс для обозначения «пленки жизни» на поверхности Земли предложил понятие «био­сфера». Значительно расширил и конкретизировал это понятие русский, советский ученый В.И.Вернадский в своей книге «Био­сфера», увидевшей свет в 1926 г. В 1935 г. английский ботаник А.Тенсли ввел понятие «экологическая система» (экосистема). А в 1940 г. советским ботаником и географом В.Н.Сукачевым был введен термин «биогеоценоз», которым он предложил обозначать элементарную единицу биосферы. Естественно, что изучение столь масштабных комплексных образований требовало объединения исследовательских усилий представителей разных «специальных» экологии, что, в свою очередь, было бы практически невозможно без согласования их научного категориального аппарата, а также без выработки общих подходов к организации самого процесса исследования. Собственно именно этой необходимости и обяза­на своим появлением экология как единая наука, интегрирующая в себе развивавшиеся ранее относительно независимо друг от дру­га частные предметные экологии. Результатом их воссоединения стало образование «большой экологии» (по выражению Н.Ф.Рей-мерса) или «макроэкологии» (по Т.А.Акимовой и В.В.Хаскину), включающей сегодня в свою структуру следующие основные разделы:

• общая экология;

• биоэкология;

• геоэкология;

• экология человека (включая социальную экологию);

• прикладная экология.

 

Рис. 1. Подразделения современной экологии. (по Т. А. Акимовой и В.В.Хаскину)


 

Структура каждого из названных разделов и круг проблем, рассматриваемых в каждом из них, показаны на рис. 1. Она хоро­шо иллюстрирует тот факт, что современная экология представ­ляет собой комплексную науку, решающую чрезвычайно широкий спектр задач, крайне актуальных на современном этапе развития общества. По емкому определению одного из крупнейших совре­менных экологов Юджина Одума, «экология - это междисципли­нарная область знания, наука об устройстве многоуровневых сис­тем в природе, обществе, их взаимосвязи».

СТАНОВЛЕНИЕ ПРЕДМЕТА СОЦИАЛЬНОЙ ЭКОЛОГИИ

Для того чтобы лучше представить предмет социальной эколо­гии, следует рассмотреть процесс ее возникновения и оформления как самостоятельной отрасли научного знания. По сути, возник­новение и последующее развитие социальной экологии явились естественным следствием все более возрастающего интереса пред­ставителей различных гуманитарных дисциплин - социологии, экономической науки, политологии, психологии и др., - к проб­лемам взаимодействия человека и окружающей среды.

Своим появлением термин «социальная экология» обязан аме­риканским исследователям, представителям Чикагской школы социальных психологов - Р. Парку и Е.Берджесу, впервые упот­ребившим его в своей работе по теории поведения населения в городской среде в 1921 г. Авторы использовали его в качестве си­нонима понятия «экология человека». Понятие же «социальная экология» было призвано подчеркнуть, что речь в данном контек­сте идет не о биологическом, а о социальном явлении, имеющем, впрочем, и биологические характеристики.

Одно из первых определений социальной экологии дал в своей работе 1927 г. Р. Мак-Кензил, охарактеризовавший ее как науку о территориальных и временных отношениях людей, на которые оказывают влияние селективные (избирательные), дистрибутивные (распределительные) и аккомодационные (приспособительные) силы среды. Такое определение предмета социальной экологии призвано было стать основой для исследования территориально­го деления населения внутри городских агломераций.

Нужно отметить, однако, что термин «социальная экология», лучше всего, по-видимому, подходящий для обозначения специ­фического направления исследований взаимоотношений человека как социального существа со средой своего существования, так и не прижился в западной науке, в рамках которой предпочтение с само­го начала стало отдаваться понятию «экология человека» (human ecology). Это создало известные трудности для становления соци­альной экологии как самостоятельной, гуманитарной по своей основной направленности, дисциплины. Дело в том, что парал­лельно с развитием собственно социально-экологической пробле­матики в рамках экологии человека в ней разрабатывались био­экологические аспекты человеческой жизнедеятельности. Прошед­шая к этому времени длительный период становления и за счет этого имеющая больший вес в науке, располагавшая более разви­тым категориальным и методологическим аппаратом биологиче­ская экология человека долго «заслоняла» гуманитарную соци­альную экологию от взоров передовой научной общественности. И все же социальная экология некоторое время существовала и развивалась относительно самостоятельно как экология (социоло­гия) города.


Несмотря на явное стремление представителей гуманитарных отраслей знания высвободить социальную экологию из-под «гнета» биоэкологии, она продолжала на протяжении многих десятилетий испытывать существенное влияние со стороны последней. В резуль­тате большую часть понятий, свой категориальный аппарат соци­альная экология заимствовала у экологии растений и животных, а также у общей экологии. В то же время, как отмечает Д. Ж. Мар­кович, социальная экология постепенно совершенствовала свой методологический аппарат с освоением пространственно-времен­ного подхода социальной географии, экономической теории дист­рибуции и др.

Существенный прогресс в развитии социальной экологии и процессе ее обособления от биоэкологии произошел в 60-е годы текущего столетия. Особую роль в этом сыграл состоявшийся в 1966 г. Всемирный конгресс социологов. Быстрое развитие соци­альной экологии в последующие годы привело к тому, что на оче­редном конгрессе социологов, прошедшем в Варне в 1970 г., было принято решение создать Исследовательский комитет Всемирного объединения социологов по проблемам социальной экологии. Тем самым, как отмечает Д. Ж. Маркович, было, по сути, призна­но существование социальной экологии как самостоятельной на­учной отрасли и дан толчок более быстрому ее развитию и более точному определению ее предмета.

В рассматриваемый период существенно расширился перечень задач, которые была призвана решать эта постепенно обретающая самостоятельность отрасль научного знания. Если на заре станов­ления социальной экологии усилия исследователей в основном сводились к поиску в поведении территориально локализованной человеческой популяции аналогов законов и экологических от­ношений, характерных для биологических сообществ, то со вто­рой половины 60-х годов круг рассматриваемых вопросов допол­нили проблемы определения места и роли человека в биосфере, выработки способов определения оптимальных условий его жиз­ни и развития, гармонизации взаимоотношений с другими ком­понентами биосферы. Охвативший в последние два десятилетия социальную экологию процесс ее гуманитаризации привел к тому, что помимо названных задач в круг разрабатываемых ею вопро­сов были включены проблемы выявления общих законов функ­ционирования и развития общественных систем, изучения влия­ния природных факторов на процессы социально-экономического развития и поиска способов управления действием этих факторов.

В нашей стране к концу 70-х годов также сложились условия для выделения социально-экологической проблематики в само­стоятельное направление междисциплинарных исследований. Су­щественный вклад в развитие отечественной социальной экологии внесли Э.В.Гирусов, А. Н. Кочергин, Ю.Г.Марков, Н.Ф.Реймерс, С. Н. Соломина и др.

Одной из важнейших проблем, стоящих перед исследователями на современном этапе становления социальной экологии, является выработка единого подхода к пониманию ее предмета. Несмотря на очевидный прогресс, достигнутый в деле изучения различных аспектов взаимоотношений человека, общества и природы, а также на значительное число публикаций по социально-экологической проблематике, появившихся в последние два-три десятилетия у нас в стране и за рубежом, по вопросу о том, что именно изучает эта отрасль научного знания по-прежнему существуют различные мнения. В школьном справочнике «Экология» А. П. Ошмарина и В.И.Ошмариной даны два варианта определения социальной экологии: в узком смысле под ней понимают науку «о взаимодей­ствии человеческого общества с окружающей природной средой», а в широком - науку «о взаимодействии отдельного человека и человеческого общества с природной, социальной и культурными средами». Совершенно очевидно, что речь в каждом из представ­ленных случаев толкования идет о разных науках, претендующих на право называться «социальной экологией». Не менее показа­тельно сравнение между собой определений социальной экологии и экологии человека. Согласно тому же источнику последняя оп­ределяется как: «I) наука о взаимодействии человеческого обще­ства с природой; 2) экология человеческой личности; 3) экология человеческих популяций, в том числе учение об этносах». Хорошо заметна почти полная идентичность определения социальной эко­логии, понимаемой «в узком смысле», и первого варианта интер­претации экологии человека. Стремление к фактическому отожде­ствлению этих двух отраслей научного знания, действительно, по-прежнему характерно для зарубежной науки, но оно довольно часто подвергается аргументированной критике отечественными учеными. С.Н.Соломина, в частности, указывая на целесообраз­ность разведения социальной экологии и экологии человека, ог­раничивает предмет последней рассмотрением социально-гигие­нических и медико-генетических аспектов взаимоотношений че­ловека, общества и природы. С подобной трактовкой предмета экологии человека солидарны В.А.Бухвалов, Л.В.Богданова и некоторые другие исследователи, но категорически не согласны Н.А.Агаджанян, В. П. Казначеев и Н.Ф.Реймерс, по мнению ко­торых, эта дисциплина охватывает значительно более широкий круг вопросов взаимодействия антропосистемы (рассматриваемой на всех уровнях ее организации - от индивида до человечества в целом) с биосферой, а также с внутренней биосоциальной органи­зацией человеческого общества. Нетрудно заметить, что подобная интерпретация предмета экологии человека фактически прирав­нивает ее к социальной экологии, понимаемой в широком смысле. Такое положение в значительной мере связано с тем, что в на­стоящее время наметилась устойчивая тенденция сближения этих двух дисциплин, когда наблюдается взаимопроникновение пред­метов двух наук и их взаимообогащение за счет совместного ис­пользования накопленного в каждой их них эмпирического мате­риала, а также методов и технологий социально-экологических и антропоэкологических исследований.

Сегодня все большее число исследователей склоняются к рас­ширенному толкованию предмета социальной экологии. Так, по мнению Д.Ж.Марковича, предметом изучения современной со­циальной экологии, понимаемой им как частная социология, яв­ляются специфические связи между человеком и средой его обита­ния. Основные задачи социальной экологии исходя из этого могут быть определены следующим образом: изучение влияния среды обитания как совокупности природных и общественных факторов на человека, а также влияния человека на окружающую среду, воспринимаемую как рамки человеческой жизни.

Несколько иную, но не противоречащую предыдущей, интер­претацию предмета социальной экологии дают Т.А.Акимова и В.В.Хаскин. С их точки зрения, социальная экология как часть экологии человека представляет собой комплекс научных отраслей, изучающих связь общественных структур (начиная с семьи и других малых общественных групп), а также связь человека с природной и социальной средой их обитания. Такой подход представляется нам более правильным, ибо он не ограничивает предмет социаль­ной экологии рамками социологии или какой-нибудь другой от­дельной гуманитарной дисциплины, а особо подчеркивает ее междисциплинарный характер.

Некоторые исследователи при определении предмета социаль­ной экологии склонны особо отмечать ту роль, которую эта мо­лодая наука призвана сыграть в гармонизации взаимоотношений человечества со средой своего обитания. По мнению Э.В.Гирусова, социальная экология должна изучать прежде всего законы общества и природы, под которыми он понимает законы саморегу­ляции биосферы, реализуемые человеком в его жизнедеятельности.

ЛИТЕРАТУРА

Акимова Т. А., Хаскин В. В. Экология. - М., 1998.

Агаджанян Н. А., Торшин В. И. Экология человека. Избранные лекции. -М, 1994.

Бухвалов В. А., Богданова Л. В. Введение в антропоэкологию. - М., 1995.

Гирусов Э. В. Основы социальной экологии. - М., 1998.

Девятова С. В., Купцов В. И. Развитие естествознания в контексте мировой истории. -М., 1998.

Краткая философская энциклопедия. - М., 1994.

Лосев А. В., Провадкин Г. Г. Социальная экология. - М., 1998.

Лункевич В. В. От Гераклита до Дарвина. Очерки по истории биологии: В 2т.-М„ 1960.

Магидович И. П., Магидович В. И. Очерки по истории географических от­крытий. - М., 1982; 2-е изд. - 1986.

Маркович Д. Ж. Социальная экология. - М., 1991.

Реймерс Н. Ф. Экология (теория, законы, правила, принципы и гипотезы). -М., 1994.

Соломина С. Н. Взаимодействие общества и природы. - М., 1982.

Фолта Я., Новы Л. История естествознания в датах. - М., 1987.

Ошмарин А. П., Ошмарина В. И. Экология. Школьный справочник. - Яро­славль, 1998.

Глава 2 СОЦИАЛЬНО-ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ И ЕГО СУБЪЕКТЫ

ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО КАК СУБЪЕКТЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

Человек как объект познания рассматривается современными научными дисциплинами с различных точек зрения, а потому пред­стает подчас в однобоком виде. Однако сегодня в науке появились отрасли, ориентированные на преодоление фрагментарности ви­дения человека. В этом качестве помимо других метанаук высту­пают современные экология человека и социальная экология, имеющие своим предметом изучение человека (общества) как цент­рального объекта в основе большой, многоуровневой системы, называемой средой.

Современная наука видит в Человеке прежде всего биосоциаль­ное существо, прошедшее в своем становлении длительный путь эволюции и выработавшее сложную социальную организацию.

Выйдя из животного царства, Человек и поныне остается одним из его членов. Царство Животные, подцарство Многоклеточные, раздел Двусторонне-симметричные, тип Хордовые, подтип Позво­ночные, группа Челюстноротые, класс Млекопитающие, отряд Приматы, подотряд Обезьяны, секция Узконосые, надсемейство Высшие узконосые (гоминоиды), семейство Гоминиды, род Чело­век, вид Человек разумный - таково его положение в системе ор­ганического мира.

Согласно сложившимся в науке представлениям современный человек произошел от обезьяноподобного предка - дриопитека, представителя ветви гоминид, отделившихся примерно 20-25 млн лет назад от высших узконосых обезьян. Причиной отхода пред­ков человека от генеральной линии эволюции, предопределивших невиданный скачок в совершенствовании его физической органи­зации и расширении возможностей функционирования, стали из­менения условий существования, произошедшие вследствие раз­вития естественных природных процессов. Общее похолодание, вызвавшее сокращение ареалов лесов - естественных экологиче­ских ниш, населяемых предками человека, поставили его перед не­обходимостью приспособиться к новым, крайне неблагоприятным обстоятельствам жизни. Одной из особенностей специфической стратегии приспособления человеческих предков к новым условиям было то, что они «сделали ставку» преимущественно на механиз­мы поведенческой, а не морфофизиологической адаптации. Это дало возможность более гибко реагировать на текущие изменения во внешней среде и тем самым успешнее адаптироваться к ним. Важнейшим фактором, обусловившим выживание и последующее прогрессивное развитие человека, стала его способность созда­вать жизнеспособные, предельно функциональные социальные общности. Постепенно, по мере освоения человеком умений соз­дания и использования орудий, создания им развитой материаль­ной культуры, и, что самое главное, развития интеллекта, он фак­тически перешел от пассивного приспособления к условиям суще­ствования к активному и сознательному их преобразованию. Та­ким образом, происхождение и эволюция человека не только за­висели от эволюции живой природы, но и в значительной степени предопределили серьезные экологические изменения на Земле.

В соответствии с предложенным Л. В. Максимовой подходом к анализу сущности и содержания базовых категорий экологии че­ловека понятие «человек» может быть раскрыто посредством со­ставления иерархической типологии его ипостасей, а также свойств человека, оказывающих влияние на характер его отношений со средой и на последствия для него этого взаимодействия.

Первыми, кто обратил внимание на многоаспектность и ие­рархичность понятия «человек» в системе «человек-среда», были А.Д.Лебедев, В.С.Преображенский и Е.Л.Райх. Они выявили различия систем этого понятия, выделенных по биологическому (индивид, половозрастная группа, население, конституциональные типы, расы) и социально-экономическому (личность, семья, группа населения, человечество) признакам. Ими также было по­казано, что каждому уровню рассмотрения (индивид, популяция, общество и т.д.) соответствуют своя среда и свои способы адап­тации к ней.

С течением времени представления об иерархической структуре понятия «человек» усложнялись. Так, модель-матрица Н.Ф.Реймерса насчитывает уже шесть рядов иерархической организации и более 40 терминов (табл. 1).

Таблица 1

Модель-матрица человечества как многоуровневой системы (по Н. Ф. Реймерсу)

  Ряды иерархии
  Видовой (генетиче­ская ана-томо-мор-фофизио-логическая основа) Этолого-поведенче-ский. Психологи­ческий (поведен­ческая матрица) Трудовой (трудовые объеди­нения) Этниче­ский (историко-эво-люционное отражение системы «природ­ная среда -человек») Социаль­ный (со­циальные группы) Экономи­ческий (экономи­ческие группи­ровки)
  Особь Этологи-ческая еди­ница Трудя­щийся Этниче­ский инди­видуум Личность Произво­дитель об­ществен­ных благ
  Репродук­тивная группа Этологи-ческая группа Группа узких про­изводст­венных ин­тересов, или трудо­вая клика Семья Социаль­ная клика Экономи­ческая ячейка
  Морфо-биологи-ческая группа Этологи-ческая форма Группа узкой спе­циализации Конвикция Малая социальная группа Объедине­ние, отрас­ли специа­лизации
  Экологи­ческая по­пуляция Этологи-ческое объ­единение Специаль­ность Этническая консорция Социаль­ный слой Объедине­ние отрас­ли произ­водства об­ществен­ных благ
  Адаптив­ный тип Поведен­ческий сте­реотип Объедине­ние облас­ти деятель­ности Субэтнос Класс Объедине­ние произ­водства (промыш­ленного, с/х и т. п.) обществен­ных благ
Народ­ность Поведен­ческий склад Локальные трудовые ресурсы Этнос Общество (регио­нальное) Экономика государства или его крупного региона  
Раса Поведен­ческий тип Региональ­ный трудо­вой потен­циал Культура (суперэтнос) Социаль­ная систе­ма Общест­венно-эко­номическая система  
Вид Человек разумный Глобаль­ная этологическая система Глобаль­ная трудо-производст-венная сис­тема Глобаль­ная этносистема Социо-антропо-система мира Мировая экономи­ческая система  
                         

 

Данная модель-матрица подчеркивает сложность человека и многообразие человеческих общностей. Даже на уровне отдельного человека, индивида в каждой из подсистем приходится иметь дело с неисчислимым разнообразием черт, признаков, свойств, ибо двух генетически идентичных людей не бывает. Также, очевидно, нет одинаковых личностей и т.д. и т.п. Это справедливо и в отноше­нии объединений людей, многообразие которых увеличивается с ростом иерархического уровня, вплоть до уникального - человече­ства, представленного бесконечным разнообразием людей и чело­веческих общностей.

Важнейшими характеристиками человека в антропоэкологических и социально-экологических исследованиях выступают его свойства, среди которых Л.В.Максимова выделяет наличие по­требностей и способности к адаптации, которая осуществляется через освоенные механизмы адаптации и завершается адаптированностью как результатом адаптации.

Одну из первых позиций в этом ряду свойств занимают потреб­ности, рассматриваемые как нужда в чем-либо необходимом для жизнедеятельности и развития человека. Отражая его зависимость от условий окружающей среды, они в то же время выступают как источник активности человека в его отношениях со средой, регу­лятор его поведения, направления мышления, чувств и воли.

В зависимости от конкретных задач изучения потребности могут быть классифицированы по различным основаниям, например, по субъекту потребностей, по их функциональности и др. Потребно­сти человека образуют своеобразную иерархию, в основании ко­торой находятся биологические потребности, свойственные и че­ловеку и животным, а последующие уровни представлены прису­щими исключительно человеку социальными и духовными потреб­ностями.

Одним из ключевых свойств человека в его отношениях со сре­дой выступает адаптивность, определяемая Л. В. Максимовой как способность к активному приспособлению к окружающей среде и ее изменениям. Адаптивность человека проявляется в присущих ему адаптивных способностях и адаптивных признаках. Своим образованием она обязана таким человеческим качествам, как изменчивость и наследственность.

Понятие механизмы адаптации отражает представления о спо­собах приспособления человека и общества к изменениям, проис­ходящим в окружающей среде. Все множество таких механизмов может быть условно подразделено на две большие группы: биоло­гических и внебиологических механизмов. К первой согласно Л.В.Максимовой уверенно можно отнести механизмы морфоло­гической, физиологической, иммунологической, генетической и поведенческой адаптации, ко второй - социальное поведение и механизмы культурной адаптации. Менее определенное, проме­жуточное по отношению к двум названным группам место зани­мают механизмы репродуктивного поведения и психологической адаптации, объединяющие в себе черты как биологических, так и внебиологических механизмов адаптации.







Date: 2015-09-24; view: 426; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.02 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию