Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Международное экологическое право





Охрана окружающей природной среды относится к глобальным проблемам выживания человеческой ци­вилизации. Поэтому окружающая природная среда вы­ступает важным объектом международно-правового регулирования.

Под экологическим правом понимают совокупность принципов и норм, регулирующих деятельность госу­дарств по предотвращению и устранению ущерба раз­личного вида и из различных источников, наносимого национальным системам окружающей природной сре­ды отдельных государств и системам окружающей при­родной среды, находящимся за пределами националь­ной юрисдикции.

Основными объектами международно-правовой ох­раны окружающей природной среды являются суша, недра, Мировой океан, небесные тела, воздушное про­странство, космическое пространство, флора и фауна Земли, а также борьба с основными источниками заг­рязнения окружающей природной среды.

Основными источниками загрязнения окружающей природной среды являются промышленные и химичес­кие отходы, ядерное оружие и составные материалы, нефть и газ, транспортные средства, деятельность чело­века (правомерная и неправомерная).


 

 

 


Существуют следующие группы объектов междуна­родно-правовой охраны окружающей природной среды: I. Вся планетарная среда (экосистема) Земли:

— Мировой океан и его природные ресурсы;

— атмосферный воздух;

— околоземное космическое пространство;

— отдельные представители животного и раститель­ного мира;

— уникальные природные комплексы;

— часть пресноводных ресурсов, генетический фонд Земли (чернозем).

П. Национальные природные ресурсы^ находящиеся под юрисдикцией государства. В определении их пра­вового статуса основную роль играют нормы внутрен­него права. Наравне с этим по отдельным объектам увеличивается число международных договоров, каса­ющихся их охраны.

III. Международные природные ресурсы, находящи­еся за пределами действия национальной юрисдикции или которые в процессе своего развития (естественного цикла), оказываются на территории других государств.

Правовой режим охраны и использования этих ре­сурсов определяется нормами международного права.

Ресурсы делятся на две группы:

1. Универсальные, которые находятся в общем пользовании всех государств (например, открытое море, космическое пространство, Антарктика, морское дно за пределами национальной юрисдикции);

2. Многонациональные (разделяемые), которые при­надлежат двум или более странам либо используются ими (например, водные ресурсы многонациональных рек, популяции мигрирующих животных, пограничные при­родные комплексы).

Источники международного экологического права делятся на две группы:

международные договоры и

международные обычаи. Виды международных договоров:


а) универсальные:

— Конвенция по предотвращению загрязнения моря сбросами отходов и других материалов 1972 года;

— Конвенция о предотвращении загрязнения с су­дов 1973 года;

— Конвенция о международной торговле видами ди­кой флоры и фауны, находящейся под угрозой исчезно­вения, 1973 года;

— Конвенция о запрещении военного и любого ино­го враждебного использования средств воздействия на природную среду 1977 года;

— Конвенция о трансграничном загрязнении возду­ха на дальние расстояния 1979 года;

— Конвенция ООН по морскому праву 1982 года; 6) региональные:

Конвенция об охране фауны и флоры в Европе 1979 года;

— Конвенция об охране Средиземного моря от заг­рязнения 1976 года.

— и другие.

Основные принципы международного экологическо­го права:

международное природно-охранительное сотруд­ничество государств и других субъектов международ­ного права;

— непричинение вреда окружающей природной среде;

— оценка трансграничных экологических послед­ствий планируемой деятельности;

— окружающая природная среда вне государствен­ной границы является общим достоянием всего чело­вечества;

— международная ответственность за экологический ущерб;

— свобода исследования и использования окружаю­щей природной среды и ее компонентов;

— рациональное использование окружающей природ­ной среды;


— и другие.

В условиях продолжающейся научно-технической революции, увеличения реальной угрозы чрезвычайных происшествий техногенного характера возрастает зна­чение международного сотрудничества в этой сфере. Большую роль в таком сотрудничестве играет заклю­чение международных договоров профильного харак­тера. Так, например, к международным конвенциям по экологической безопасности относятся:


а) Конвенция о запрещении военного или любого иного враждебного воздействия на природную среду 1977 года, которая обязывает:

— не прибегать к военному или любому иному враж­
дебному использованию средств воздействия на окру­
жающую природную среду путем преднамеренного из­
менения динамики состояния, структуры Земли, вклю­
чая ее биоту, литосферу, гидросферу, атмосферу или
космос; i

— не помогать, не поощрять и не побуждать субъек­тов международного права к осуществлению военного или иного враждебного использования средств воздей­ствия на окружающую природную среду;

— использовать средства воздействия на окружаю­щую природную среду в мирных целях;

— принимать любые законные меры по запрещению и предотвращению любой деятельности, противореча­щей осуществлению мер экологической безопасности;

б) Конвенция о трансграничном загрязнении возду­ха 1979 года, которая обязывает:

— охранять человека и окружающую природную, сре­ду от загрязнения воздуха, ограничивать, сокращать и предотвращать загрязнение воздуха от источников, на­ходящихся на государственной территории;

— с помощью обмена информацией, консультаций и мониторинга (постоянного наблюдения) разработать стратегию борьбы с выбросами загрязнителей воздуха;

— разрабатывать наилучшие системы регулирования качества воздуха, меры по борьбе с его загрязнением.

708 -


Международное сотрудничество в области охраны окружающей природной среды может быть глобальным, региональным, субрегиональным и межгосударственным.

В 1972 году в рамках ООН разработана Программа по защите окружающей природной среды (ЮНЕП), име­ющая штаб-квартиру в Найроби (Кения). Эта програм­ма представляет собой специальный международный механизм по координации сотрудничества государств в области охраны окружающей природной среды. В струк­туру ЮНЕП входят Совет управляющих, Секретариат и Фонд окружающей среды.

Возглавляют ЮНЕП директор и Совет управляющих, состоящий из представителей 58 стран. Основными фун­кциями Совета являются:

— содействие международному сотрудничеству в об­ласти окружающей среды и предоставление по мере не­обходимости рекомендаций относительно проводимой с этой целью политики;

— осуществление общего руководства и координа­ции программ в области окружающей среды, выполня­емых организациями ООН;

— подготовка обзоров состояния окружающей сре­ды и определение путей международного сотрудниче­ства;

— осуществление постоянного наблюдения (монито­ринга) за влиянием национальной и международной политики на состояние окружающей среды и природо-охранительных мер для развивающихся стран;

— подготовка обзора мероприятий, предусмотренных Фондом окружающей среды, и т.д.

ЮНЕП действует в сессионном порядке. Сессия со­бирается ежегодно, в ее подготовке участвуют исполни­тельный директор и секретариат.

Исполнительный директор возглавляет канцелярию, в которую входят: отдел оценки окружающей природ­ной среды; отдел управления в области охраны окру­жающей природной среды; отдел но проблемам опус-


тынивания; сектор природоохранительного образования; | сектор докладов о состоянии окружающей природной! среды.

Под руководством секретариата действуют: бюро по вопросам программы; отдел внешних сношений и планирования политики; бюро связи в Нью-Йорке и Женеве; служба информации, региональные предста- j вительства.


В вопросах деятельности Фонда окружающей при-1 родной среды важную роль играет бюро по вопросам! Фонда окружающей природной среды и администра­ции. В него входит административный отдел и помощ­ник исполнительного директора.

К важнейшим направлениям природоохранительной | деятельности ЮНЕП относятся:

— охрана отдельных природных объектов (защита j морской среды, охрана почв и пресных вод);

— борьба с различными видами вредного воздействия I (борьба с опустыниванием, загрязнением);

— рациональное использование природных ресурсов;

— создание мировой справочной службы по наблю­дению за состоянием окружающей среды (мониторинг);

— изучение экологических особенностей развития j населенных пунктов;

— разработка международно-правовой основы при­родоохранительной деятельности и т.д.

При поддержке и активном участии ЮНЕП были разработаны и приняты Конвенция по охране Среди­земного моря от загрязнения 1976 года, Кувейтская ре­гиональная конвенция по охране морской среды от заг­рязнения 1978 года, Боннская конвенция о сохранении мигрирующих видов диких животных 1979 года и мно­гие другие.

Весьма актуальными и эффективными являются международные форумы, организованные под эгидой ООН и посвященные проблемам охраны окружающей природной среды. Одним из таких представительных международных форумов явилась Конференция по ох-


ране окружающей природной среды и развитию, кото­рая прошла в 1992 году в Рио-де-Жанейро. Важней­шим результатом конференции явилось принятие Дек­ларации.

Принципы, закрепленные в «Декларации Рио»:

— соблюдения прав человека в области охраны ок­ружающей природной среды;

— сотрудничества государств в области охраны ок­ружающей природной среды;

— устойчивого развития человеческого общества;

— мира и мирного разрешения экологических спо­ров.

В этом же документе вновь были закреплены прин­ципы сотрудничества государств в области охраны ок­ружающей природной среды:

(а) защита окружающей природной среды — состав­ная часть процесса мирного развития;

(б) принятие государствами эффективных законов в области охраны окружающей природной среды с уста­новлением ответственности субъектов за загрязнение окружающей природной среды;

(в) предупреждение фактов перемещения в другие государства загрязнителей, наносящих ущерб окружа­ющей природной среде и человеку;

(г) взаимная информация о мероприятиях, которые могут иметь негативные трансграничные последствия для окружающей природной среды;

(д) глобальное партнерство государств в целях со­хранения экосистемы Земли;

(е) оценка предполагаемых экологических послед­ствий в проспективной деятельности;

(ж) уважение международного права и обеспечение защиты окружающей природной среды в период воо­руженных конфликтов.


Помимо универсальных международных организа­ций, проблемами охраны окружающей природной сре­ды занимаются многие региональные организации об­щей и специальной компетенции.

', 711


Так, Маастрихтский договор о Европейском союзе (ЕС) закрепляет природоохранительные цели этой орга-! низации — содействовать на международном уровне мерам (| относящимся к региональным и общемировьи проблемам окружающей среды. Приложениями к Ма астрихтскому договору являются три декларации по эко логической тематике: директивы о вредных выбросах о воздействии мероприятий ЕС на охрану окружающе! среды; о защите животных.

В рамках ЕС в мае 1990 года были созданы Европей­ское агентство по окружающей среде и Европейская сеть информации и наблюдения за окружающей средой. Ос­новной задачей этого Агентства является предоставле­ние ЕС и государствам-членам объективной информа­ции с целью разработки и реализации действенной и эффективной политики в отношении окружающей сре­ды. Агентство составляет ежеквартальные отчеты о ка­честве, интенсивности и характере воздействия на ок­ружающую среду, разрабатывает единые оценочные кри­терии, данные о состоянии среды. Приоритетными объектами наблюдения в деятельности Агентства явля­ются: воздух, его качество и выбросы в атмосферу; вода, ее качество и агенты, загрязняющие водные ресурсы; почва, ее состояние, флора, фауна, биотоки и их состоя­ние; землепользование и природные ресурсы; утилиза­ция и повторное использование отходов, безотходные технологии; шумовое загрязнение; химические веще­ства, наносящие вред окружающей среде, и т.д.

Другие региональные организации (ОБСЕ, СЕ, СНГ) уделяют все больше внимания проблемам экологичес­кой безопасности. Так, в рамках ОБСЕ в Софии в 1989 году было проведено Совещание по защите окружаю­щей среды. В рекомендациях Совещания, которые были позднее приняты Парижской встречей на высшем уров­не (1990 год), подчеркивалась важность сотрудничества государств в научно-техническом, административном, правовом и образовательном аспектах защиты окру­жающей среды.


К региональным огранизациям специальной ком­петенции можно отнести Комиссию для стран южной части Тихого океана, которая была создана в 1947 году. Ее основной задачей является содействие улучшению экономических, социальных и культурных условий, а также охране окружающей среды посредством взаим­ных консультаций правительств государств региона.

Примером международного субрегионального сотруд­ничества государств в сфере природоохранительной де­ятельности может служить Программа по защите Черно­го моря, разработанная в рамках созданной в июне 1992 года Организации Черноморского экономического со­трудничества.

Большую роль в защите окружающей природной сре­ды играют международные неправительственные орга­низации (Всемирный фонд охраны дикой живой при­роды, Гринпис, Международный институт по окружаю­щей среде и развитию, Международный совет по природоохранному праву, Международный экологичес­кий суд и др.). Их деятельность активизируется и при­обретает на международной арене все более действен­ный характер, обеспечивая общественную поддержку и; контроль международной общественности в вопросах экологической безопасности. Международная практи­ка в последние годы дает примеры позитивного взаи­модействия государств и международных межправи­тельственных организаций с этими общественными структурами в экологической сфере.

Литература:

1. Колбасов О.С. Международно-правовая охрана окружа­ющей среды. — М., 1982.

2. Курс международного права. В 7 т. Т. 5. — М., 1992.

3. Сперанская Л.В., Третьякова К.В. Международное право окружающей среды. — М., 1995.

4. Тимошенко А.С. Формирование и развитие междуна­родного права окружающей среды. — М., 1986.

5. Чичварин В.А. Охрана окружающей природной среды и международные отношения. — М., 1970.








Date: 2015-09-24; view: 595; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.02 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию