Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Международные полеты и их правовое регулирование





Важность международного воздушного пространства, а также национального воздушного пространства зак­лючается в его интенсивном использовании в транс­портных целях, что объективно требует строгой регла­ментации такой деятельности как на национальном, так и международном уровне и обусловливает разработку технических требований к ней.

На международном уровне необходимо было регла­ментировать регулярные, транзитные полеты воздуш­ных судов, совместные международные полеты с терри­тории одного на территорию другого государства, с тран­зитом через территорию третьего государства или без такового с использованием международного воздушно­го пространства.


В этих целях в 1944 году в Чикаго была заключена Конвенция о международной гражданской авиации и создана универсальная международная межправитель­ственная организация — Международной гражданской авиации (ИКАО).

Цель и задача этой организации — регламентация международных полетов гражданских воздушных су­дов в международном и национальном воздушном про­странствах с целью обеспечения их эффективности и безопасности.

Чикагская конвенция положила начало формированию новой отрасли международного права — международного воздушного права — совокупности и системы норм, регу­лирующих деятельность международной гражданской авиации. Но международное воздушное право — это и система международно-правовых норм, регулирующих, в частности, правовое положение национальных физи­ческих и юридических лиц, занимающихся воздушны­ми полетами, кроме того, оно-включает в себя опреде­ленные положения, предусматривающие гражданско-правовую ответственность этих лиц.

В международное воздушное право также входят многообразные и многочисленные предписания техни­ческого характера, которые касаются полетов воздуш­ных судов и маршрутов таких полетов. Они разрабаты­ваются в соответствии с предусмотренной процедурой, главным образом в рамках ИКАО, и становятся обяза­тельными для исполнения в силу устанавливающей та­кую обязанность международно-правовой нормы.

Назовем основные договоры в сфере международно­го воздушного права, принятые под эгидой ИКАО: (1) Договоры чикагской системы:

Конвенция о международной гражданской авиа­
ции (Чикаго, 1944 год); ">

— Устав международной организации гражданской авиации (Чикаго, 1944 год);

— Соглашение о транзите по международным воз­душным линиям, «о двух свободах воздуха» (Чикаго, 1944 год);


— О международном воздушном транспорте, «о пяти свободах воздуха» (1944 год);

— Договор по открытому небу 1992 года.

(2) Договоры варшавской системы:

Конвенция для унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок (Варшава, 1929 год и Гаагский протокол к этой конвен­ции 1955 года);

— Конвенция об ответственности авиаперевозчика на международных линиях (Варшава, 1929 год);

(3) Договоры римской системы:

Конвенция об ущербе, причиненном иностранно­му воздушному судну и третьим лицам на поверхнос­ти (Рим, 1952 год);

— Дополнительный протокол к конвенции 1952 года (Рим, 1978 год);

(4) Договоры о незаконном вмешательстве в дея­тельность гражданской авиации:

— Конвенция о преступлениях и некоторых других действиях на борту воздушного судна (Токио, 1963 год);

— Конвенция о борьбе с незаконным захватом воз­душных судов (Гаага, 1970 год);

— Конвенция о борьбе с незаконными актами, на­правленными против безопасности гражданской авиа­ции (Монреаль, 1971 год и Дополнительный протокол к ней 1978 года).

В соответствии с этими документами разработаны и применяются принципы международного воздушного права:

— свободы полетов в международном воздушном пространстве;

— уважения суверенитета государства над его воз­душным пространством;

— признания национальности судна на основе его регистрации;

— обеспечения безопасности международных воздуш­ных сообщений;

— защиты воздушных судов от актов незаконного вмешательства;


— возмещения ущерба, причиненного воздушным судам.

Поскольку основным источником современного меж-,
дународного воздушного права является Чикагская кон­
венция 1944 года, необходим ее более детальный ана­
лиз. <

Конвенция, в соответствии с ее заглавием, посвящает­ся деятельности международной гражданской авиации, но фактически ее положения существенно шире и каса­ются осуществления любых международных полетов, а также любой деятельности государств за пределами их национальной юрисдикции. Ее участниками являются, за немногими исключениями, все государства мира.


Конвенция, согласно ее статьи 3, «применяется толь­ко к гражданским воздушным судам и не применяет­ся к государственным воздушным судам», каковыми являются воздушные суда, используемые на военной, таможенной и полицейской службах.

Но в то же время никакое государственное воздуш­ное судно не производит полета над территорией друго­го государства и не совершает на ней посадки, кроме как с разрешения, предоставляемого специальным со­глашением или иным образом, и в соответствии с его условиями.

Регулярные международные воздушные сообщения (международные полеты), регулируемые Чикагской кон­венцией, не могут осуществляться над территорией или на территорию государства-участника иначе чем по спе­циальному разрешению или с иной санкции этого госу­дарства. Чаще всего такое разрешение дается путем зак­лючения соответствующих международных соглашений. Однако государства-участники Конвенции согласи­лись, что воздушные суда других государств, не занятые в регулярных воздушных сообщениях, имеют право при соблюдении положений Конвенции осуществлять поле­ты на их территорию или транзитные беспосадочные полеты через их территорию без получения предвари­тельного разрешения.


Л

Конвенция также учредила Международную органи­зацию гражданской авиации (ИКАО), подробно опреде-, лив в статье 44 ее цели и задачи. В их числе:

— обеспечивать безопасное и упорядоченное разви­тие международной гражданской авиации во всем мире;

— способствовать безопасности полетов в междуна­родной аэронавигации.

Обеспечение безопасности международных полетов является одной из главнейших целей международного воздушного права. Эта цель достигается путем разра­ботки мер, касающихся технической надежности авиа­ционной техники, аэропортов и других средств, исполь­зуемых в международной аэронавигации, что входит в задачу ИКАО и составляет содержание принимаемых ею регламентов, а также путем установления правил и регламентов, касающихся полетов и маневрирования воздушных судов. Она также достигается путем зак­лючения международных конвенций по инициативе ИКАО о незаконных актах, направленных против безо­пасности воздушного судна и находящихся на его бор­ту лиц или имущества.

Этому служат специальные конвенции профильного характера: Конвенция о преступлениях и некоторых других актах, совершаемых на борту воздушных судов (Токийская конвенция 1963 года); Конвенция о борьбе с незаконным захватом воздушных судов (Гаагская кон­венция 1970 года) и Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданс­кой авиации (Монреальская конвенция 1971 года).

, Цель обеспечения' безопасности международной воз­душной аэронавигации достигается также организаци­ей движения воздушных судов и управления их поле­тами путем, в частности, установления воздушных трасс и коридоров, управления полетами с помощью средств воздушной аэронавигации. Над открытым морем эта задача осуществляется органами ИКАО, а в пределах государственной территории — соответствующими на­циональными службами.


Все это является воплощением обязательств госу­дарств, закрепленных в статье 37 Чикагской конвен­ции, относительно сотрудничества в обеспечении мак­симально достижимого единообразия правил, стандар­тов, процедур в отношении воздушных судов, персонала, воздушных трасс и вспомогательных служб, по всем воп­росам, в которых такое единообразие будет содейство­вать аэронавигации и совершенствовать ее.


Чикагская конвенция, а также заключаемые на ее основе государствами двусторонние и многосторонние соглашения регулируют, главным образом, регулярные международные полеты гражданской авиации, осуще­ствляемые должным образом управомоченными на то государством его национальными авиапредприятиями для перевозки пассажиров, багажа, грузов и почты за установленную плату, т.е. в коммерческих целях. При этом в соответствии с действующими соглашениями они наделены следующими основными правами, именуемы­ми также пятью «свободами воздуха»:

а) правом транзитного полета без посадки на терри­тории государства, предоставившего такое право;

б) правом перевозки в другое государство пассажи­ров, груза и почты, взятых на борт в государстве регис­трации воздушного судна;

в) правом перевозки пассажиров, груза и почты с территории другого государства в государство регист­рации (национальности) воздушного судна;

г) правом принимать на борт на территории другого государства пассажиров, груз и почту для перевозки на территорию третьего государства, а также правом вы­саживать пассажиров и выгружать грузы и почту на территории этого другого государства, следующие на тер­риторию третьего государства;

д) правом посадки в ходе транзитного полета над территорией другого государства на его территории в некоммерческих целях (для заправки топливом, исправ­ления возникших повреждений и т.п.).

Все это подробно регламентируется соответствующи­ми межгосударственными соглашениями..


Чикагская конвенция 1944 года содержит специаль­ную главу «Споры и невыполнение обязательств». В ней предусматривается, в частности, что разногласия между государствами-участниками, касающиеся толкования или применения Конвенции и ее Приложений, неурегу­лированные путем переговоров, по просьбе любого го­сударства в споре, подлежат разрешению Советом ИКАО. Такие решения Совета могут быть обжалованы путем обращения к третейскому суду (арбитражу), образован­ному в соответствии с положениями Конвенции.

В этой главе также предусмотрены санкции в отно­шении авиапредприятия, не выполняющего соответству­ющие решения, и санкции в отношении государства, не выполняющего обязательств, предусмотренных в дан­ной главе Конвенции.

Таковы некоторые основные положения современ­ного международного воздушного права в соответствии с действующими международными соглашениями, ре­гулирующими осуществление международной аэрона­вигации.

Центральное такое соглашение, участниками кото­рого являются практически все заинтересованные го­сударства (более 160 государств), — Конвенция о меж­дународной гражданской авиации 1944 года, учредив­шая ИКАО. Интегральной частью Конвенции являются приложения к ней, конкретизирующие и развивающие соответствующие ее положения. Ныне число таких При­ложений достигло 17. Приведем заглавия некоторых из них:


Приложение 1. Требование к личному составу граж­данской авиации при выдаче свидетельств; Приложение 2. Правила полетов; Приложение 3. Метеорология; Приложение 6. Производство полетов; Приложение 8. Летная годность воздушных судов; Приложение 10. Радионавигация и радиосвязь; Приложение 11. Служба управления воздушным дви­жением; Приложение 14. Аэродромы.


Помимо ИКАО, существенную роль в деле становле­ния и развития международного воздушного права иг­рают Международные региональные авиационные орга­низации и органы, которых насчитывается ныне около четырех десятков. К наиболее важным таким органи­зациям относятся, в частности: Европейская конферен­ция гражданской авиации, созданная в 1954 году; Ев-' ропейская организация по обеспечению безопасности на­вигации — Евроконтроль, образованная в 1960 году; Африканская комиссия гражданской авиации, возник­шая в 1969 году; Агентство по обеспечению безопасно­сти аэронавигации в Африке и Мадагаскаре, учрежден­ное в 1959 году; Цетральноамериканская организация по обслуживанию аэронавигации, учрежденная в 1960 году; Латиноамериканская комиссия гражданской авиа­ции, образованная в 1973 году; Совет гражданской авиа­ции арабских государств, учрежденный в 1967 году.

Существует, кроме того, значительное число между­народных неправительственных организаций, призван­ных оказывать содействие сотрудничеству государств в деле обеспечения эффективной и безопасной междуна­родной аэронавигации. В их числе можно выделить та­кие научные международные организации, как Ассоци­ация международного права и Институт международ­ного права, которые неоднократно рассматривали соответствующие международно-правовые проблемы на своих регулярных сессиях.

3. Международное космическое право и его источники

Следует указать на то, что космическое пространство, расположенное в юридическом и физическом смысле за пределами земного воздушного пространства и про­стирающееся в бесконечность не имея никакого предела, не приспособлено для жизни и деятельности человека, а также никаких других живых существ, кроме специаль­ных аппаратов и устройств, причем на ограниченное


время. Поэтому в настоящее время для государств не имеет смысла объявлять территориальные притязания на определенные участки таких пространств.

В результате такой ограниченной функциональнос­ти юридический статус космического пространства с на­чала космической деятельности сложился как статус международного пространства, т.е. пространства, на которое не распространяется суверенитет либо юрис­дикция какого-либо государства. Правовой режим кос­мического пространства (практически в пределах всей солнечной системы) также типичен для международ­ного пространства.

Международное космическое право — отрасль совре­менного международного права, регулирующая деятель­ность государств по исследованию и использованию кос­мического пространства, устанавливающая его правовой режим.

Потребность международного правового регулирова­ния космической деятельности была порождена науч­но-техническим прогрессом, приведшим к запуску Со­ветским Союзом 4 октября 1957 года первого искусст­венного спутника Земли, ознаменовавшему начало освоения человечеством космического пространства.

Космической деятельностью занимается ныне весь­ма ограниченное число высокоразвитых и обладающих соответствующими возможностями государств. Имен­но они и выступают основными субъектами междуна­родного космического права. Но в результате такой де­ятельности и в ее международно-правовом регулирова­нии заинтересованы все государства мира, человечество в целом. Поэтому правовое регулирование космической деятельности с самого начала стало осуществляться пу­тем заключения, главным образом, универсальных меж­дународных соглашений, открытых для участия всех государств. Основная роль в деле разработки таких до­говоров принадлежит Организации Объединенных На­ций в лице Генеральной Ассамблеи, ее вспомогательно­го органа — Комитета по использованию космического


пространства в мирных целях и его подкомитета по правовым вопросам.

Как отмечалось ранее, космическое пространство — это негосударственная (международная) территория, юри­дический статус и правовой режим которой определя­ются международным правом. В основе правового ре­жима космического пространства лежат выработанные в рамках ООН или под ее эгидой международные уни­версальные договоры. В их числе: Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использова­нию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела 1967 года; Конвенция о регистрации объект тов, запускаемых в космическое пространство, 1975 года; Соглашение о деятельности государств на Луне и других небесных телах 1979 года. Такими договорами являют­ся также: Соглашение о спасании космонавтов, возвра­щении космонавтов и возвращении объектов, запущен­ных в космическое пространство, 1968 года; Конвенция о международной ответственности за ущерб, причинен­ный космическими объектами, 1972 года.

Исходя из положений этих универсальных междуна­родных соглашений, многие государства заключили со­глашения о научно-техническом сотрудничестве в сфе­ре космической деятельности, их число превышает де­сятки, если не сотни, и продолжает непрерывно расти.

К числу источников международного космического права универсального характера относятся также дого­воры, частично регулирующие и космическую деятель­ность. Это, например, Договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космическом про-• странстве и под водой 1963 года; Конвенция о запреще­нии военного или любого иного враждебного использо­вания средств воздействия на природную среду 1977 года. Кроме того, к источникам международного космичес­кого права относятся международные договоры двусто­роннего характера. Так, в 1963 году между СССР и США было заключено джентльменское соглашение о неразме­щении в космическом пространстве любых объектов с ядерным оружием и другими средствами массового по-


ражения. Всеобщее значение этого соглашения было подтверждено в резолюции Генеральной Ассамблеи ООН 1884 (XVIII). В 1998 году Российская Федерация, США, страны, входящие в Европейское космическое агентство, Япония и Канада заключили соглашение о создании международной космической станции.







Date: 2015-09-24; view: 951; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.012 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию