Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Законодательство Украины о международных договорах





В национальное законодательство Украины о меж­дународных договорах входят следующие нормативно-правовые акты:

— Конституции Украины от 28 июня 1996 года.

— Закон Украины от 22 декабря 1993 года «О меж­дународных договорах»;

Закон Украины от 10 декабря 1991 года «О действии международных договоров на территории Украины»;

— Постановление Кабинета Министров Украины от 17 июня 1994 г. №422 «Об утверждении Положения о порядке заключения, исполнения и денонсации между­народных договоров Украины межведомственного ха­рактера» и др.

Принятие Конституции Украины 1996 года явилось важным социально-политическим событием, которое имело не только внутригосударственный, но и между­народный аспект.

Одним из существенных аргументов, подтверждаю­щих такой международный аспект, явилась конститу­ционная регламентация международных договоров Ук­раины, определяющая ее правовое поведение на между­народной арене.

В статье 9 Конституции Украины закреплено, что действующие международные договоры, согласие на обязательность которых дано Верховной Радой Украи­ны, являются частью национального законодательства Украины.

Здесь же содержится положение о том, что заключе­ние международных договоров, противоречащих Кон­ституции Украины, возможно только после внесения со­ответствующих изменений в Конституцию Украины.


Если эти положения можно назвать статутарными, то другие статьи Конституции Украины содержат в се­бе положения, которые, скорее всего, имеют процессу­альный характер. Так, статья 26 Конституции содер­жит указание на то, что права, свободы, а также обязан­ности иностранцев и апатридов, находящихся в Украине на законных основаниях, могут быть ограничены меж­дународными договорами Украины; статья 32 Консти­туции закрепляет полномочия Верховной Рады Украи­ны на дачу в установленный срок.согласия на обяза­тельность международных договоров Украины и денонсацию международных договоров Украины; в ста­тье 106 Конституции закреплены права Президента Ук­раины на ведение переговоров и заключение междуна­родных договоров Украины. Наконец, в статье 151 Кон­ституции Украины закреплены права Конституционного Суда Украины на дачу заключения о соответствии Кон­ституции Украины действующих международных до­говоров Украины или тех международных договоров, которые вносятся в Верховную Раду Украины для дачи согласия на их обязательность.

Следует отметить, что исходя из конституционных положений, международные договоры однозначно яв­ляются частью национального законодательства Украи­ны. Это вытекает и из Закона Украины от 10 декабря 1991 года «О действии международных договоров на территории Украины», согласно которому заключенные и надлежащим образом ратифицированные Украиной международные договоры составляют неотъемлемую часть национального законодательства Украины и при­меняются в порядке, предусмотренном для норм на­ционального законодательства.

Однако из указанных положений нельзя сделать вы­вод о том, обладают ли нормы международного догово­ра (т.е. по сути нормы международного права) приори­тетом по отношению к нормам национального законо­дательства. Заложенный в Конституции и Законе механизм их имплементации (трансформация в форме


прямой рецепции) включает их в национальное зако­нодательство и нивелирует их приоритетность.

Следует иметь в виду, что в текущем законодатель­стве Украины заключен иной механизм имплемента-ции. Например, в Законе Украины «О внесении измене­ний и дополнений в Закон Украины «О плате за зем­лю» от 19 сентября 1996 года, и других закреплено положение о том, что если международным договором Украины установлены иные правила, чем те, что опре­делены настоящим Законом, то применяются правила международного договора.

В профильном Законе Украины от 22 декабря 1993 года «О международных договорах Украины» одновре­менно содержатся оба механизма имплементации. В его статье 17 закреплено, что:

— заключенные и должным образом ратифициро­ванные международные договоры Украины составляют неотъемлемую часть национального законодательства Украины и применяются в порядке, предусмотренном для национального законодательства;

— если международным договором Украины, заклю­чение которого состоялось в форме закона, установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законо­дательством Украины, то применяются правила меж­дународного договора Украины.

Таким образом, налицо коллизия, которая нуждает­ся в разъяснении Конституционного Суда Украины. Не­обходимо разрешить вопрос о допустимости приорите­та международного договора над внутригосударствен­ным (национальным) законом либо о допустимости приоритета норм международного права над нормой внутригосударственного права.


В блок национального законодательства, регламенти­рующего порядок заключения, исполнения и денонса­ции международных договоров Украины, входит Закон Украины «О международных договорах Украины», при­нятый Верховным Советом Украины 22 декабря 1993 года. Именно в этом законодательном акте, по сравне­нию с другими нормативно-правовыми актами, подроб-


но разработаны и закреплены, положения профильного характера, характеризующие восприятие Украиной норм права международных договоров, а также нацио­нальные особенности такого восприятия.

В соответствии с Преамбулой, Закон Украины от 22 декабря 1993 года «О международных договорах Ук­раины» устанавливает порядок заключения, выполне­ния и денонсации международных договоров Украины с целью надлежащего обеспечения национальных инте­ресов, осуществления целей, задач и принципов внеш­ней политики Украины, закрепленных в Конституции Украины. Он применяется ко всем международным договорам Украины — межгосударственным, межпра­вительственным и межведомственным, регулируемым нормами международного права, независимо от их фор­мы и наименования (договор, соглашение, конвенция, пакт, протокол, обмен письмами или нотами, другие фор­мы и наименования международных договоров).

В этом законе понятие «заключение международно­го договора Украины» применяется в расширительном и многоаспектном смысле и охватывает ведение перего­воров с целью подготовки текста международного дого­вора, принятие текста международного договора или ус­тановление его аутентичности и выражение согласия на обязательность международного договора для Украины.

Отличительной особенностью данного нормативно-правового акта, подтверждающей его профильный ха­рактер, является системная классификация междуна­родных договоров Украины, данная в статье 2 Закона. В соответствии с ней международные договоры Украи­ны заключаются с иностранными государствами и ме­ждународными организациями от имени:

а) Украины;

б)Правительства;

в)министерств и других центральных органов госу­дарственной исполнительной власти.

От имени Украины заключаются международные до­говоры:


а) политические, территориальные, мирные;

б) касающиеся прав и свобод человека;

в) о гражданстве;

г) об участии Украины в межгосударственных сою­зах и иных межгосударственных объединениях (орга­низациях), системах коллективной безопасности;

д) о военной помощи и относительно направления контингента Вооруженных Сил Украины в другую стра­ну или допуска вооруженных сил иностранных госу­дарств на территорию Украины;

е) об использовании территории и природных ресур­сов Украины;

ж) которым с согласия Сторон придается межгосу­дарственный характер.

От имени Правительства заключаются международ­ные договоры по экономическим, торговым, научно-тех­ническим и другим вопросам, относящимся к его ком­петенции.

От имени министерств и других центральных орга­нов государственной исполнительной власти Украины, заключаются международные договоры по вопросам, от­носящимся к их компетенции.


Процессуальные стадии заключения международных договоров Украины в основном не отличаются от ана­логичных стадий, вытекающих из Венской конвенции 1969 года, но имеют свою национальную специфику.

Так, предложения по заключению международных договоров Украины представляются Правительству Ук­раины Министерством иностранных дел Украины (МИД Украины). Другие министерства и центральные органы государственной исполнительной власти пред­ставляют Правительству Украины предложения по за­ключению международных договоров Украины совме­стно с Министерством иностранных дел Украины или по согласованию с ним.

Порядок представления предложений о заключении министерствами и другими центральными органами го­сударственной исполнительной власти международных договоров межведомственного характера определяется


Правительством Украины. В таких предложениях обос­новывается необходимость заключения международно­го договора, определяются возможные политические, пра­вовые, материальные и финансовые последствия его за­ключения, указываются субъекты выполнения между­народного договора, предлагается состав делегации или представитель Украины для ведения переговоров, при­нятия текста международного договора или установле­ния его аутентичности. К ним прилагается проект меж­дународного договора и в случае необходимости проект рекомендации делегации или представителю Украины.

Правительство Украины рассматривает внесенные предложения и не позднее чем в десятидневный срок представляет их вместе с соответствующими заключе­ниями Президенту Украины, а по договорам, заключен­ным от имени Правительства Украины, принимает ре­шение о заключении такого договора Украиной.

Предложения по заключению международных дого­воров Украины, которые устанавливают иные правила, чем те, которые содержатся в законодательстве Украи­ны, представляются в Правительство Украины по согла­шению с Министерством юстиции Украины (статья 3 Закона Украины от 22 декабря 1993 года).

В соответствии со статьей 4 Закона от 22 декабря 1993 года решения о проведении переговоров и о под­писании международных договоров Украины принима­ются:

— в отношении договоров, заключаемых от имени Украины, — Президентом Украины;

— в отношении договоров, заключаемых от имени Правительства Украины, — Правительством Украины;

— в отношении договоров, заключаемых от имени министерств и других центральных органов государст­венной исполнительной власти Украины, — в порядке, установленном Правительством Украины.

В Украине имеются свои отличия в сфере определе­ния и дачи полномочий на заключение международно­го договора (статья 5 Закона от 22 декабря 1993 года).


Так, ведение переговоров о подготовке текста меж­дународного договора, принятии его текста или уста­новлении его аутентичности и подписании международ­ного договора Украины осуществляется лишь уполно­моченными на то лицами.


Президент Украины, Премьер-министр Украины и Министр иностранных дел Украины имеют право вес­ти переговоры и подписывать международные догово­ры Украины без специальных полномочий в силу зани­маемой должности.

Глава дипломатического представительства Украи­ны в иностранном государстве или глава представитель­ства Украины при международной организации имеют право вести без специальных полномочий переговоры о заключении международного договора Украины соот­ветственно с государством пребывания или в рамках соответствующей международной организации.

Полномочия на ведение переговоров и подписание международных договоров Украины предоставляются:

— в отношении договоров, заключаемых от имени
Украины, — Президентом Украины; <

— в отношении договоров, заключаемых от имени!
Правительства Украины, — Правительством Украины!
или по его поручению — МИД Украины; И

— в отношении договоров межведомственного харак­тера — соответствующим министерством или другим центральным органом государственной исполнитель^ ной власти совместно с МИД Украины.

Делегация или представитель Украины, наделенные полномочиями в соответствии с настоящим Законом, обя-1 заны вести переговоры либо осуществлять иные деист-» вия в соответствии с предоставленными им полномочия­ми и с учетом рекомендаций МИД Украины. Эти субъ­екты, по согласованию с МИД Украины, представляют Президенту Украины или Правительству Украины от­чет о выполнении данных им рекомендаций. Отчет дол­жен содержать заключения о последующих действиях Украины относительно заключения международного до­говора.

224,,


Ратификация международного договора, на особен­ностях которой мы останавливались, также осуществ­ляется на основе этого профильного закона.

В нем же регламентирован порядок утверждения ме­ждународных договоров Украины, не требующих рати­фикации.

Он осуществляется:

— в отношении договоров, заключаемых от имени Украины, — Президентом Украины. Решение Прези­дента Украины об утверждении международного дого­вора Украины принимается в форме указа;

— в отношении договоров, заключаемых от имени Правительства Украины, — Правительством Украины. Решение Правительства Украины об утверждении ме­ждународного договора Украины принимается в форме постановления;

— утверждение международных договоров Украи­ны межведомственного характера производится в по­рядке, определяемом Правительством Украины (ст. 9 Закона от 22 декабря 1993 года).

Решения о присоединении Украины к международ­ным договорам или их принятии принимаются:

— в отношении договоров, требующих ратифика­ции, — Верховной Радой Украины в форме законов;

— в отношении договоров, не требующих ратифика­ции, и присоединение к которым или принятие кото­рых производится от имени Украины, — Президентом Украины в форме указа;

— в отношении договоров, не подлежащих рати­фикации, и присрединение к которым или принятие которых производится от имени Правительства Ук­раины, — Правительством Украины в форме поста­новления.

Решения о присоединении к международным дого­ворам межведомственного характера или их принятии принимаются в порядке, определяемом Правительством Украины.

В случае, когда международный договор вступает в силу с момента его подписания, согласие на обязатель-


ный характер его положений выражается в форме под­писания международного договора уполномоченным на то лицом.

Профильный характер Закона Украины 1993 года «О международных договорах Украины» подтверждает и детальная регламентация основных положений по вы­полнению международных договоров Украины, вклю­чающих в себя соблюдение и обеспечение их выполне­ния, общий надзор за выполнением международных до­говоров Украины и меры, принимаемые в случае нарушения международного договора Украины други­ми его участниками.

В соответствии со статьей 12 Закона 1993 года, меж­дународные договоры Украины подлежат неукоснитель­ному соблюдению Украиной в соответствии с нормами международного права. Согласно принципу добросове­стного соблюдения международных договоров Украина выступает за то, чтобы и другие участники двусторон­них и многосторонних международных договоров, в ко­торых участвует Украина, неукоснительно выполняли свои обязательства, вытекающие из этих договоров.

Президент Украины и Правительство Украины при­нимают меры по обеспечению выполнения международ­ных договоров Украины (статья 13).

В статье 14 Закона закреплено, что министерства и другие центральные органы государственной и испол­нительной власти Украины, Правительство Автономной Республики Крым, другие государственные органы, к компетенции которых относятся вопросы, регулируемые международными договорами Украины, обеспечивают выполнение обязательств, взятых по международным договорам Украинской Стороной, следят за осуществ­лением прав, вытекающих из таких договоров для Ук­раинской Стороны, и за выполнением другими участ­никами международных договоров и обязательств.

Эти органы, а также предприятия, учреждения и ор­ганизации обязаны предоставлять Министерству ино­странных дел Украины информацию, касающуюся вы­полнения международных договоров Украины.


Общий надзор за выполнением международных до­говоров Украины осуществляет МИД Украины. По тре­бованию органов, применяющих международные дого­воры Украины, МИД Украины должен предоставить официальную информацию относительно вопросов, воз­никающих в связи с выполнением международного до­говора Украины. В случае ненадлежащего выполнения обязательств, взятых на себя по международным дого­ворам Украинской Стороной, МИД Украины информи­рует об этом Президента Украины или Правительство Украины для принятия необходимых мер (статья 15). В случае нарушения обязательств по международному договору Украины другими его участниками МИД Ук­раины, другие центральные органы государственной ис­полнительной власти Украины, Правительство Автоном­ной Республики Крым по согласованию с МИД Украины представляют Президенту Украины или Правительству Украины предложения о принятии необходимых мер в соответствии с нормами международного права. В случае существенного нарушения международного договора Ук­раины другими его участниками, а также в иных случаях, предусмотренных нормами международного права, такой договор может быть денонсирован в порядке, установлен­ном данным Законом (статья 16).

В отличие от Венской конвенции 1969 года, Закон Ук­раины 1993 года содержит отличительные положения по опубликованию международных договоров Украины, имеющие национальные особенности. Но по вопросу ре­гистрации международных договоров Украины положе­ние этих двух документов совпадает (статьи 80 Венской конвенции и 21 Закона Украины 1993 года).

Договоры, вступившие в силу для Украины, — рати­фицированные договоры и договоры, утверждение, при­нятие или присоединение к которым осуществлено на основании решений соответственно Верховной Рады Ук­раины или Президента Украины, договоры вступившие в силу с момента подписания их Президентом Украи­ны, публикуются в «Ведомостях Верховной Рады Ук-


раины», в газете Верховной Рады Украины и в «Собра­нии действующих международных договоров Украины».

Договоры, вступившие в силу для Украины, между­народные договоры, не требующие ратификации, утвер­ждения, принятия или присоединения соответственно Верховной Радой Украины или Президентом Украины, а также договоры, принятие или присоединение к кото­рым было осуществлено на основании решений Прави­тельства Украины, публикуются в «Собрании постанов­лений Правительства Украины» и в газете Правитель­ства Украины. В настоящее время международные договоры Украины публикуются в «Офшдйному в!сни-ку Украши».

Порядок опубликования вступивших в силу между­народных договоров Украины межведомственного,ха­рактера определяется Правительством Украины.

Если международный договор Украины имеет аутен­тичный текст на государственном языке Украины, — публикуется аутентичный текст на государственном языке Украины. В случае, когда международный дого­вор Украины не имеет аутентичного текста на государ­ственном языке Украины, — публикуется один из ау­тентичных текстов на иностранном языке, а также офи­циальный перевод на государственный язык Украины, осуществленный МИД Украины.

Регистрация международных договоров, вступивших в силу для Украины, осуществляется МИД Украины в Секретариате Организации Объединенных Наций и в соответствующих органах других международных ор­ганизаций.

Оригиналы текстов международных договоров Ук­раины сохраняются в МИД Украины. Порядок хране­ния международных договоров Украины межведомст­венного характера определяется Правительством Ук­раины.

В Законе Украины 1993 года подробно разработан
механизм денонсации международных договоров Ук­
раины.., •


Предложения о денонсации международных догово­ров Украины представляются МИД Украины, другими министерствами и ведомствами Правительству Украи­ны в соответствии с порядком, установленным для вне­сения предложений о заключении международного до­говора. Правительство Украины вносит соответствую­щие предложения Президенту Украины или Верховной Раде Украины.

Денонсация международных договоров Украины осу­ществляется законом Украины, указом Президента Ук­раины, постановлением Правительства Украины.

Денонсация международных договоров Украины, ра­тифицированных Верховной Радой Украины, договоров, принятие или присоединение к которым было осуще­ствлено на основании решений Верховной Рады Украи­ны, осуществляется Верховной Радой Украины в форме закона.

Следует отметить, что Верховная Рада Украины, в со­ответствии со своими полномочиями, на практике осу­ществляет денонсацию международных договоров. Так, 14 октября 1998 года парламент Украины принял За­кон Украины «О денонсации Гарантийного соглашения (Проект развития энергорынка Украины) между Украи­ной и Европейским банком реконструкции и развития».

Территориальные международные договоры Украи­ны и иные международные договоры Украины денон­сируются законом Украины, который принимается дву­мя третями голосов народных депутатов от фактиче­ского количества народных депутатов Украины, полномочия которых' признаны и не прекращены дос­рочно в установленном законом порядке.

Денонсация международных договоров Украины, за­ключенных Президентом Украины, не требующих ра­тификации, принятия или присоединения Верховной Ра­дой Украины, производится Президентом Украины в форме указа. Денонсация международных договоров, заключенных Правительством Украины и не требую­щих ратификации, принятия или присоединения Вер­ховной Радой Украины, производится Правительством


Украины. Денонсация международных договоров Ук­раины межведомственного характера производится в по­рядке, определяемом Правительством Украины.

Верховная Рада Украины в течение тридцати дней должна быть проинформирована о заключении и пре­кращении международных договоров Украины, по от­ношению к которым ратификация или денонсация не предусмотрены.

Литература:

1. Венская конвенция о праве международных договоров. Комментарий. — М., 1997.

2. Евинтов В.И. Многоязычные договоры в современном международном праве. — К., 1981.

3. Лукашук И.И. Стороны в международных договорах. — М., 1966.

4. Талалаев А.Н. Международные договоры в современном мире. — М., 1973.

5. Талалаев А.Н. Право международных договоров. Общие вопросы. — М., 1980.

6. Талалаев А.Н. Право международных договоров. Дейст­вие и применение договоров. — М., 1985.

7. Тиунов О.И. Принцип соблюдения договоров в междуна­родном праве. — Пермь, 1976.

8. Ульянова Н.Н. Общие многосторонние договоры в совре­менных международных отношениях. — К., 1981.

9. Черкес М.Е. Международное право: Учебное пособие. — Одесса, 1998.








Date: 2015-09-24; view: 898; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.021 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию