Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Паспорт проекта закона
96700088-2 О нормативных правовых актах Российской Федерации. Дата внесения в ГД: 2 июня 1996 года. Комитеты: Комитет ГД по конституционному законодательству и государственному строительству (ответственный), Комитет ГД по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству (соисполнитель). Стадия: Рассмотрение законопроекта во втором чтении (рассмотрение законопроекта Государственной Думой). Результат: 12 мая 2004 года было принято решение отклонить законопроект и снять с дальнейшего рассмотрения. Документ: Постановление ГД N 491-IV ГД.
Проект
Вносится депутатами Государственной Думы - членами Комитета Государственной Думы по законодательству и судебно-правовой реформе
ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ
ПАРЛАМЕНТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Обеспечение принципов правового государства неотделимо от высокой эффективности законодательного регулирования общественных отношений, основой которой являются единство и непротиворечивость правовой системы, строгая соподчиненность и взаимодействие нормативных правовых актов, уровень их подготовки, а также наличие механизмов реализации правовых норм.
Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Настоящим Федеральным законом на основе и во исполнение Конституции Российской Федерации устанавливаются единые требования к законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, их подготовке, внесению, рассмотрению, принятию, опубликованию, толкованию и систематизации, правила законодательной техники, а также определяются способы разрешения юридических коллизий (противоречий между правовыми актами). Отношения, являющиеся предметом настоящего Федерального закона, регулируются также Федеральным конституционным законом "О референдуме Российской Федерации", другими федеральными конституционными законами, Федеральным законом "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания", регламентами палат Федерального Собрания, а также издаваемыми на основе настоящего Федерального закона иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Международные договоры Российской Федерации наряду с общепризнанными принципами и нормами международного права являются составной частью правовой системы Российской Федерации. Порядок заключения, выполнения и прекращения международных договоров Российской Федерации устанавливается Федеральным законом "О международных договорах Российской Федерации". Статья 2. Нормативный правовой акт - письменный официальный документ, принятый (изданный) в определенной настоящим Федеральным законом форме, направленный на установление, изменение или отмену правовых норм как общеобязательных государственных предписаний постоянного или временного характера, рассчитанных на многократное применение. Нормативный правовой акт принимается либо путем референдума, либо органом государственной власти, который наделен правом принятия (издания) нормативных правовых актов (нормотворческий орган) по предметам его ведения. Нормативными правовыми актами Российской Федерации являются: Конституция Российской Федерации, законы Российской Федерации, нормативные постановления палат Федерального Собрания Российской Федерации, нормативные указы Президента Российской Федерации, нормативные постановления Правительства Российской Федерации, нормативные правовые акты Центрального банка Российской Федерации, нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, нормативные постановления Конституционного Суда Российской Федерации. Особыми видами нормативных правовых актов являются Федеративный и иные договоры о разграничении предметов ведения и полномочий, а также соглашения о передаче осуществления полномочий между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Статья 3. Нормативные правовые акты федеральных органов государственной власти составляют федеральное законодательство. Нормативные правовые акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления составляют законодательство субъектов Российской Федерации. Федеральное законодательство и законодательство субъектов Российской Федерации составляют законодательство Российской Федерации. Статья 4. Действовавшие на территории Российской Федерации до вступления в силу Конституции Российской Федерации законы и другие нормативные правовые акты применяются на территории Российской Федерации в части, не противоречащей Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам, принятым (изданным) после 25 декабря 1993 года, другим нормативным правовым актам Российской Федерации, международным договорам Российской Федерации. Статья 5. Порядок подготовки, внесения, рассмотрения, принятия (издания), вступления в силу и официального опубликования законов и иных нормативных правовых актов, составляющих законодательство Российской Федерации, определяется Конституцией Российской Федерации, Федеральным конституционным законом "О референдуме Российской Федерации", другими федеральными конституционными законами, Федеральным законом "О международных договорах Российской Федерации", настоящим Федеральным законом, а также принятыми в соответствии с ним регламентами палат Федерального Собрания Российской Федерации, другими федеральными законами Российской Федерации, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации. Статья 6. Нормативные правовые акты, составляющие законодательство Российской Федерации, действуют на основе принципа верховенства актов, обладающих более высокой юридической силой. В случае коллизии субъекты права обязаны руководствоваться нормативным правовым актом, обладающим более высокой юридической силой. В случае коллизии правовых актов, обладающих равной юридической силой, действуют положения акта, принятого позднее. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Статья 7. Правомочные принимать или издавать нормативные правовые акты органы государственной власти (нормотворческие органы) в процессе подготовки, принятия и реализации нормативных правовых актов обеспечивают отражение интересов граждан Российской Федерации. Нормотворческие органы Российской Федерации поддерживают народную правотворческую инициативу, учитывают предложения граждан, политических партий и иных общественных объединений, органов местного самоуправления о принятии, изменении или отмене нормативных правовых актов. Для выявления и использования общественного мнения нормотворческие органы Российской Федерации могут проводить всенародное, общественное и профессиональное обсуждение проектов нормативных правовых актов.
Глава II. ВИДЫ И ИЕРАРХИЯ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Статья 8. Конституция Российской Федерации закрепляет основополагающие принципы правового регулирования в Российской Федерации, является правовой основой законодательства Российской Федерации. Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты в Российской Федерации принимаются на основе и во исполнение Конституции и не могут ей противоречить. Статья 9. Закон Российской Федерации регулирует наиболее значимые, типичные и устойчивые общественные отношения и принимается в соответствии с Конституцией Российской Федерации путем референдума Российской Федерации или представительным и законодательным органом Российской Федерации. Законы Российской Федерации принимаются в виде: законов Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации; федеральных конституционных законов, принимаемых по вопросам, предусмотренным Конституцией Российской Федерации; федеральных законов. Федеральные законы не могут противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным конституционным законам. Статья 10. Федеральные законы могут также приниматься в форме основ законодательства и кодексов. Основы законодательства - федеральный закон, содержащий принципы и основные положения законодательного регулирования определенной сферы общественных отношений, подлежащие развитию и конкретизации в нормативных правовых актах Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Основы законодательства принимаются по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Кодекс - систематизированный нормативный правовой акт, принимаемый по предметам ведения Российской Федерации, а также по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, требующим единообразного регулирования. Кодекс содержит всю или основную массу норм, регулирующих определенную сферу общественных отношений. Основам законодательства и кодексам должны соответствовать все другие нормативные правовые акты, издаваемые в Российской Федерации в сфере общественных отношений, регулируемых основами законодательства или кодексом. Статья 11. К сфере исключительного регулирования Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами Российской Федерации относятся: основы конституционного строя Российской Федерации; основные права, свободы и обязанности граждан; основы федеративного устройства Российской Федерации; порядок выборов Президента Российской Федерации и Государственной Думы, формирования Совета Федерации, их правовой статус; основные принципы организации, формирования и деятельности органов законодательной, исполнительной и судебной власти; ратификация и денонсация международных договоров Российской Федерации; правовые основы экономического, социального и экологического развития Российской Федерации; правовое положение партий и иных общественных объединений; правовой статус средств массовой информации; порядок формирования и расходования федерального бюджета; федеральные налоги и сборы; общие вопросы национальной безопасности Российской Федерации; порядок введения режима чрезвычайного, военного положения; порядок ратификации и денонсации международных договоров Российской Федерации; уголовная ответственность и уголовный процесс, порядок исполнения уголовных наказаний; судоустройство; иные вопросы, отнесенные Конституцией Российской Федерации к ведению Российской Федерации. Статья 12. В соответствии с Конституцией Российской Федерации Совет Федерации и Государственная Дума принимают и одобряют федеральные конституционные законы, федеральные законы, постановления и регламенты. Регламенты палат и нормативные постановления Совета Федерации и Государственной Думы принимаются на основе и во исполнение Конституции Российской Федерации, законов Российской Федерации и не могут им противоречить. Статья 13. Президент Российской Федерации издает в пределах своей компетенции указы и распоряжения. Указы и распоряжения Президента Российской Федерации принимаются на основе и во исполнение Конституции Российской Федерации и законов Российской Федерации и не могут им противоречить. Нормативные правовые акты Президента принимаются исключительно в форме указов. Указы Президента Российской Федерации, восполняющие пробелы законодательства в сфере регулирования исключительно федеральными конституционными законами и федеральными законами, действуют впредь до принятия соответствующих федеральных законов. В случае издания Президентом Российской Федерации указов, восполняющих пробелы законодательства в сфере регулирования исключительно федеральными конституционными законами и федеральными законами, Президент Российской Федерации не позднее десяти дней после их вступления в силу вносит в Государственную Думу в порядке законодательной инициативы соответствующие проекты законов. Государственная Дума рассматривает такие законопроекты в первоочередном порядке. Указы Президента Российской Федерации о введении военного положения и о введении чрезвычайного положения подлежат утверждению Советом Федерации. Статья 14. Правительство Российской Федерации в пределах своей компетенции издает постановления и распоряжения, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации принимаются на основе и во исполнение Конституции Российской Федерации, законов Российской Федерации, нормативных указов Президента Российской Федерации, нормативных постановлений палат Федерального Собрания Российской Федерации и не могут им противоречить. Нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации принимаются исключительно в форме постановлений. Статья 15. Федеральные органы исполнительной власти в пределах своей компетенции издают нормативные правовые акты в виде постановлений, правил, приказов, инструкций, положений, разъяснений, указаний и в иных видах, предусмотренных положениями о соответствующих органах федеральной исполнительной власти. Такие нормативные правовые акты издаются на основе и во исполнение Конституции Российской Федерации, законов Российской Федерации, нормативных указов Президента Российской Федерации, нормативных постановлений палат Федерального Собрания Российской Федерации, нормативных постановлений Правительства Российской Федерации. Нормативный правовой акт может быть издан совместно несколькими органами федеральной исполнительной власти или одним из них по согласованию с другими. Структурные подразделения федеральных органов исполнительной власти не вправе принимать нормативные правовые акты.
Глава III. ПЛАНИРОВАНИЕ НОРМОТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Статья 16. В целях создания единой и непротиворечивой системы законодательства РФ, обеспечения гласности в нормотворческой деятельности, совершенствования процесса подготовки нормативных правовых актов, координации деятельности нормотворческих органов, во избежание дублирования правового регулирования общественных отношений в нормотворческой деятельности применяется текущее и перспективное планирование. Статья 17. Текущие программы нормотворческих работ разрабатываются и утверждаются соответствующими органами государственной власти на определенный срок. В ходе нормотворческого процесса текущие программы могут корректироваться. Статья 18. В программах нормотворческих работ указываются наименования и виды актов, а также органы, ответственные за разработку нормативных правовых актов и сроки их подготовки. Статья 19. Принятие и утверждение программ нормотворческих работ не исключают подготовку и внесение нормативных правовых актов, не включенных в них. Статья 20. Перспективные федеральные программы законопроектных работ разрабатываются Государственной Думой на основе предложений субъектов права законодательной инициативы. Субъекты права законодательной инициативы представляют в Государственную Думу программы подготовки законопроектов, которые они намереваются внести в Государственную Думу в сроки, установленные Государственной Думой. В перспективных программах могут определяться направления развития законодательства, мероприятия по кодификации и иному упорядочению нормативно-правовых актов, подготовка систематизированных изданий. Перспективные программы учитываются и конкретизируются в текущих программах законопроектных работ. Статья 21. Программы федеральных законопроектных работ утверждаются Государственной Думой и одобряются Советом Федерации. Если в ходе реализации программ перспективных законопроектных работ соответствующие субъекты права законодательной инициативы придут к выводу о нецелесообразности подготовки соответствующего проекта нормативного правового акта, они представляют мотивированное обоснование в Государственную Думу, которая вправе принять решение об исключении проекта из программы. Перспективные программы законопроектных работ подлежат опубликованию в Собрании Законодательства Российской Федерации.
Глава IV. ВНЕСЕНИЕ ПРОЕКТОВ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Статья 22. В соответствии со статьей 134 Конституции Российской Федерации предложения о поправках и пересмотре Конституции Российской Федерации вправе вносить Президент Российской Федерации, Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство Российской Федерации, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации, а также группа численностью не менее одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы. Право внесения предложений о поправках к Конституции Российской Федерации реализуется посредством внесения проектов законов Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации. Статья 23. В соответствии с частью 1 статьи 104 Конституции Российской Федерации право законодательной инициативы принадлежит Президенту Российской Федерации, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству Российской Федерации, законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации, а также Конституционному Суду Российской Федерации, Верховному Суду Российской Федерации и Высшему Арбитражному Суду Российской Федерации по вопросам их ведения. Право законодательной инициативы реализуется посредством внесения проектов федеральных конституционных законов и федеральных законов. Порядок внесения проектов федеральных законов о ратификации и денонсации международных договоров Российской Федерации устанавливается Федеральным законом "О международных договорах Российской Федерации". Статья 24. В соответствии с частью 2 статьи 104 Конституции Российской Федерации законопроекты - проекты законов Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации, проекты федеральных конституционных законов и проекты федеральных законов вносятся в Государственную Думу. Необходимым условием внесения законопроекта является представление пояснительной записки, содержащей в себе обоснование необходимости принятия законопроекта, развернутую характеристику его целей, основных положений, места в системе действующего законодательства, а также прогноза социально-экономических и иных последствий его принятия. Статья 25. В соответствии с частью 3 статьи 104 Конституции Российской Федерации законопроекты о введении или отмене налогов, об освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства и другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, могут быть внесены в Государственную Думу только при наличии заключения Правительства Российской Федерации и не могут быть без него предметом рассмотрения Государственной Думы. Такие законопроекты направляются субъектами права законодательной инициативы или субъектами права внесения предложений о поправках к Конституции Российской Федерации на заключение в Правительство Российской Федерации. Правительство Российской Федерации обязано направить заключение соответствующему субъекту права законодательной инициативы либо субъекту права внесения предложений о поправках к Конституции Российской Федерации не позднее одного месяца со дня поступления законопроекта в Правительство Российской Федерации. Непредставление заключения в установленный срок приравнивается к даче положительного заключения Правительством Российской Федерации. Статья 26. Государственная Дума обязана рассмотреть внесенный субъектом права законодательной инициативы либо субъектом права внесения предложений о поправках к Конституции Российской Федерации законопроект и принять по нему решение. Статья 27. Депутаты Государственной Думы вправе осуществлять законодательную инициативу в форме внесения законодательных предложений (предложений о разработке проектов федеральных законов). Государственная Дума в обязательном порядке рассматривает законодательное предложение депутата и принимает по нему постановление о поручении разработки проекта федерального конституционного закона или федерального закона, либо отклоняет законодательное предложение. Необходимым условием внесения законодательных предложений является представление письменного обоснования необходимости разработки законопроекта. Статья 28. Перечень субъектов права внесения проектов постановлений Государственной Думы, требования к проектам постановлений Государственной Думы и процедура внесения устанавливаются Регламентом Государственной Думы. Перечень субъектов права внесения проектов постановлений Совета Федерации, требования к проектам постановлений Совета Федерации и процедура внесения устанавливается Регламентом Совета Федерации. Статья 29. Перечень субъектов права внесения проектов нормативных указов Президента Российской Федерации, требования к проектам указов Президента Российской Федерации и процедура внесения устанавливаются Президентом Российской Федерации. Статья 30. Перечни субъектов права внесения проектов нормативных постановлений Правительства Российской Федерации и права внесения проектов нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, требования к названным проектам и процедуры внесения устанавливаются Правительством Российской Федерации. Статья 31. Законопроекты могут быть вынесены на всенародное обсуждение. Порядок организации и проведения всенародных обсуждений устанавливается федеральным законом. Статья 32. Для оценки качества внесенного в нормотворческий орган проекта нормативного правового акта может проводиться его независимая научная (правовая, финансовая, научно-техническая, экологическая и др.) экспертиза. Заключения экспертов прилагаются к проекту нормативного акта при его внесении. Статья 33. Научная экспертиза проектов нормативных правовых актов осуществляется научными учреждениями и вузами соответствующего профиля, экспертами из числа ведущих ученых и специалистов в зависимости от содержания нормативных правовых актов. В качестве экспертов привлекаются ученые и специалисты, не принимавшие непосредственного участия в подготовке соответствующего проекта. Для проведения научной экспертизы могут быть приглашены ведущие ученые и специалисты из зарубежных государств и международных организаций.
Глава V. ПОРЯДОК ПРИНЯТИЯ, ПОДПИСАНИЯ, ОФИЦИАЛЬНОГО ОПУБЛИКОВАНИЯ И ВСТУПЛЕНИЯ В СИЛУ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Статья 34. Порядок, правила и процедуры подготовки к рассмотрению и рассмотрения Государственной Думой законопроектов и постановлений Государственной Думы устанавливаются Регламентом Государственной Думы. Требования Регламента Государственной Думы, относящиеся к порядку, правилам и процедурам подготовки и рассмотрения проектов нормативных правовых актов, обязательны для государственных органов, должностных лиц, общественных объединений и граждан. Регламент Государственной Думы не может противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону и другим федеральным законам. Статья 35. Порядок, правила и процедуры подготовки к рассмотрению и рассмотрения Советом Федерации одобренных Государственной Думой проектов законов Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации и федеральных конституционных законов, принятых Государственной Думой федеральных законов и проектов постановлений Совета Федерации устанавливаются Регламентом Совета Федерации. Требования Регламента Совета Федерации, относящиеся к порядку, правилам и процедурам подготовки к рассмотрению и рассмотрения проектов нормативных правовых актов и принятых Государственной Думой федеральных законов обязательны для государственных органов, должностных лиц, общественных объединений и граждан. Регламент Совета Федерации не может противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону и другим федеральным законам. Статья 36. Порядок принятия, подписания, вступления в силу и официального опубликования законов Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации устанавливаются федеральным законом, принятым в соответствии с положениями статьи 136, части 2 статьи 108 и части 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации. Статья 37. Федеральные конституционные законы принимаются в порядке, установленном частью 2 статьи 108 Конституции Российской Федерации. Федеральные конституционные законы подписываются Президентом Российской Федерации в порядке, установленном частью 2 статьи 108 Конституции Российской Федерации. Статья 38. Федеральные законы принимаются Государственной Думой в порядке, установленном статьями 105 и 107 Конституции Российской Федерации, а также Регламентом Государственной Думы. Федеральные законы одобряются либо отклоняются Советом Федерации в порядке, установленном статьями 106 и 107 Конституции Российской Федерации, а также Регламентом Совета Федерации. Совет Федерации после одобрения им федерального закона путем голосования или без рассмотрения его в четырнадцатидневный срок обязан направить закон Президенту Российской Федерации для подписания и обнародования. Совет Федерации обязан направить федеральный закон Президенту Российской Федерации для подписания и обнародования также в случаях, когда он пропустил четырнадцатидневный срок. Несогласие Совета Федерации с принятым Государственной Думой законом, заявленное по истечении этого срока, не считается отклонением закона и не порождает юридических последствий, предусмотренных частью 4 статьи 105 Конституции Российской Федерации. Федеральные законы подписываются либо отклоняются Президентом Российской Федерации в порядке, установленном статьей 107 Конституции Российской Федерации. Решение Президента Российской Федерации об отклонении закона, заявленное по истечении четырнадцатидневного срока, не порождает юридических последствий, предусмотренных частью 3 статьи 107 Конституции Российской Федерации. Президент Российской Федерации не вправе возвращать принятый Государственной Думой и одобренный Советом Федерации с соблюдением требований Конституции Российской Федерации федеральный закон иначе, чем в порядке, предусмотренном частью 3 статьи 107 Конституции Российской Федерации либо оставлять его без рассмотрения. Статья 39. Постановления Государственной Думы принимаются в порядке, установленном частью 3 статьи 103 Конституции Российской Федерации и Регламентом Государственной Думы. Статья 40. Постановления Совета Федерации принимаются в порядке, установленном частью 3 статьи 102 Конституции Российской Федерации и Регламентом Совета Федерации. Статья 41. Порядок официального опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания устанавливается федеральным законом. В соответствии с частью 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации неопубликованные официально федеральные конституционные законы и федеральные законы не применяются. Статья 42. Порядок, правила и процедуры подготовки к рассмотрению и рассмотрения проектов указов Президента Российской Федерации, а также порядок принятия, официального опубликования и вступления в силу указов Президента Российской Федерации устанавливаются Президентом Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом. Статья 43. Порядок, правила и процедуры подготовки к рассмотрению и рассмотрения проектов постановлений Правительства Российской Федерации, а также порядок принятия, официального опубликования и вступления в силу постановлений Правительства Российской Федерации устанавливаются Федеральным конституционным законом "О Правительстве Российской Федерации" и Регламентом Правительства Российской Федерации. Регламент Правительства Российской Федерации не может противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону и другим федеральным законам. Статья 44. Порядок принятия, официального опубликования и вступления в силу нормативных правовых актов иных федеральных органов исполнительной власти устанавливается Правительством Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом. Статья 45. Нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и иных федеральных органов исполнительной власти подлежат официальному опубликованию. Такие нормативные правовые акты не применяются, если они не опубликованы официально. Если нормативный правовой акт содержит сведения, составляющие государственную тайну, то официальному опубликованию подлежат только его наименование, реквизиты, а также положения, не содержащие сведения, составляющие государственную тайну. Статья 46. Если нормативный правовой акт не опубликован официально до указанной в нем даты вступления в силу, то днем его вступления в силу является день его официального опубликования. Статья 47. В соответствии с частью 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения. Статья 48. Нормативный правовой акт, в который внесены многочисленные изменения и дополнения, может быть официально опубликован повторно по решению нормотворческого органа, принявшего соответствующий акт. Статья 49. Вопросы о внесении изменений и дополнений, а также о признании утратившими силу актов ликвидированного или преобразованного нормотворческого органа федеральной исполнительной власти решается его правопреемником или Правительством Российской Федерации.
Глава VI. ТОЛКОВАНИЕ И РАЗЪЯСНЕНИЕ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Статья 50. В случае обнаружения неясностей и различий в понимании положений, а также противоречивой практики применения нормативного правового акта осуществляется его официальное нормативное толкование. Официальное нормативное толкование - деятельность нормотворческих органов по обязательному для исполнения установлению содержания норм права. Толкование нормативного акта не должно изменять его смысл. Статья 51. В соответствии с частью 5 статьи 125 Конституции Российской Федерации Конституционный Суд Российской Федерации дает толкование Конституции Российской Федерации. Статья 52. Государственная Дума дает толкование федеральных конституционных и федеральных законов. Толкование федеральных конституционных законов и федеральных законов оформляется постановлением Государственной Думы. Постановление Государственной Думы о толковании федерального конституционного закона вступает в силу после утверждения Советом Федерации. Статья 53. Президент Российской Федерации дает толкование указов Президента Российской Федерации. Статья 54. Толкование иных нормативных правовых актов осуществляется исключительно теми нормотворческими органами, которыми они принимаются (издаются).
Глава VII. ПРАВИЛА ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ ТЕХНИКИ
Статья 55. Нормативные правовые акты Российской Федерации излагаются на русском языке - государственном языке Российской Федерации. Статья 56. В нормативный правовой акт может включаться преамбула, содержащая в себе разъяснение мотивов и целей его издания. Нормативные предписания в преамбулу не включаются. Статья 57. В Конституции Российской Федерации и в законах Российской Федерации нормативные предписания излагаются в виде статей, имеющих порядковый номер. Статьи законов Российской Федерации могут подразделяться на абзацы, именуемые частями. В частях статей могут содержаться пункты и подпункты. В иных нормативных правовых актах Российской Федерации нормативные предписания излагаются в виде пунктов, имеющих порядковый номер. Пункты могут подразделяться на подпункты. Статья 58. Статьи (пункты) близкого содержания значительных по объему нормативных правовых актов объединяются в главы. В необходимых случаях главы могут объединяться в разделы. Разделы и главы имеют заголовки и нумеруются. Статья 59. В нормативных правовых актах даются определения вводимых в законодательство юридических, технических и других специальных терминов. В нормативных правовых актах не допускается употребление устаревших слов и выражений, образных сравнений, эпитетов, метафор. Статья 60. В случае необходимости в нормативном правовом акте воспроизводятся отдельные положения из нормативных правовых актов более высокой юридической силы со ссылкой на такие акты. В нормативных правовых актах не воспроизводятся повторно нормативные предписания, содержащиеся в действующих нормативных правовых актах той же юридической силы. Статья 61. Ссылки в статьях, пунктах или подпунктах нормативного правового акта на другие его статьи, пункты или подпункты, а также на иные действующие нормативные правовые акты, их отдельные положения применяются в случаях, когда необходимо показать взаимную связь нормативных предписаний либо избежать повторений. Статья 62. Нормативные правовые акты Российской Федерации имеют следующие реквизиты: наименование (вид и название) нормативного правового акта; дата принятия, издания, одобрения, подписания нормативного правового акта и его номер; подписи лиц, полномочных подписывать соответствующие нормативные правовые акты. Статья 63. При издании федеральным органом исполнительной власти нормативного правового акта в нем указывается, во исполнение какого акта издается данный акт. Статья 64. В связи с принятием нормативного правового акта подлежат отмене или признанию утратившими силу нормативные правовые акты или их части, если они противоречат положениям принятого нормативного правового акта. Статья 65. Положения об отмене, признании утратившими силу, изменениях и дополнениях ранее принятых нормативных правовых актов, их отдельных частей включаются либо непосредственно в текст нормативного правового акта, либо в текст нормативного правового акта о его вступлении в силу. Предложения и поручения отменить, изменить или дополнить ранее принятые нормативные правовые акты в связи с принятием данного нормативного правового акта включаются либо непосредственно в текст нормативного правового акта, либо в текст нормативного правового акта о его вступлении в силу.
Глава VIII. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 66. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования. Статья 67. Предложить Президенту Российской Федерации и поручить Правительству Российской Федерации привести свои правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.
Президент Российской Федерации
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ", СОСТАВЛЕННАЯ КОМИТЕТОМ ПО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ И СУДЕБНО-ПРАВОВОЙ РЕФОРМЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ
В ходе осуществления конституционной реформы создается практически новая правовая система, отражающая потребности качественно нового этапа развития Российского общества. Этим объясняется насущная потребность в урегулировании правотворческого процесса, упорядочении видов и форм издаваемых нормативных актов, установлении их соотношения между собой. Действующее законодательство Российской Федерации неполно регулирует различные стороны правотворчества, до сих пор отсутствует определение понятия и видов нормативных правовых актов, полномочий правотворческих органов, не регламентирован порядок подготовки и оформления проектов актов. Это осложняет взаимоотношения между участниками процесса создания правовых актов, отрицательно сказывается на качестве актов, оперативности их принятия, что нарушает системные связи между ними и приводит к возникновению многочисленных юридических противоречий и коллизий. Цель законопроекта - упорядочить всю систему действующих в Российской Федерации нормативных правовых актов, создать научно обоснованные стандарты, определяющие содержание и форму правового акта, обеспечить законность в процессе принятия правотворческих решений. В законопроекте впервые на законодательном уровне дается определение понятия нормативного правового акта, устанавливаются виды негативных правовых актов Российской Федерации в зависимости от их юридической значимости и особенностей предмета регулирования, закрепляется принцип планирования правотворческой деятельности и организации независимой профессиональной экспертизы внесенных проектов, определяются порядок толкования законов и иных нормативных правовых актов и органы, уполномоченные осуществлять эту деятельность. Среди имеющих важное значение для правотворчества новелл можно назвать также определение круга вопросов, по которым могут издаваться только законы и которые не могут быть предметом регулирования Президентом РФ и Правительством РФ. Специальный раздел проекта посвящен новой, возникшей в практике последних лет проблеме - рассмотрению и принятию конституционных поправок. В ряде субъектов Российской Федерации приняты законы о нормативных правовых актах, которые способствуют повышению уровня правотворчества и правоприменения на соответствующих территориях. В ряде зарубежных государств уже многие десятилетия действуют специальные законы и иные нормативные акты по вопросам правотворчества. Так, в Японии еще в 1898 г. было принято Общее положение о законах, более двух десятилетий закон о нормативных актах действует в Болгарии, в 1987 г. закон о правотворчестве принят в Венгрии. Процесс разработки и принятия актов, регулирующих работу с нормативно-правовым массивом, активно происходит в субъектах Российской Федерации. Законы о нормативных правовых актах приняты в Республике Беларусь - Закон Республики Беларусь от 10 января 2000 г. N 361-3 "О нормативных правовых актах Республики Беларусь". Такой Закон принят в Казахстане - Закон Республики Казахстан от 24 марта 1998 года N 213-I "О нормативных правовых актах" // www.kmg.kz/.../3акон_РК_(О_нормативных_правовых_актах).do. Аналогичные законы приняты в субъектах РФ: Кодекс о нормативных правовых актах Чукотского автономного округа от 24 февраля 2009 г. N 25-ОЗ (принят Думой Чукотского автономного округа 20 февраля 2009 г.) (с изменениями и дополнениями); Закон Краснодарского края от 6 июня 1995 г. N 7-КЗ "О правотворчестве и нормативных правовых актах Краснодарского края"; Закон УР от 2 июля 2008 г. N 20-РЗ "О регистре муниципальных нормативных правовых актов Удмуртской Республики"; Закон Тверской области от 5 июля 2012 г. N 55-ЗО "О ведомственном контроле за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права"; Закон Вологодской области от 5 июля 2012 г. N 2806-ОЗ "О нормативных правовых актах Вологодской области"; Закон Республики Карелия от 4 июля 2012 г. N 1619-ЗРК "О нормативных правовых актах Республики Карелия"; Закон Еврейской автономной области от 27 июня 2012 г. N 80-ОЗ "О мониторинге нормативных правовых актов Еврейской автономной области"; Закон Республики Хакасия от 9 июня 2012 г. N 49-ЗРХ "О мониторинге правоприменения нормативных правовых актов в Республике Хакасия"; Закон Астраханской области от 10 апреля 2012 г. N 18/2012-ОЗ "О нормотворческой деятельности, нормативных правовых актах и иных правовых актах органов государственной власти Астраханской области"; Закон Орловской области от 8 июня 2010 г. N 1068-ОЗ "О внесении изменений в закон Орловской области "О правотворчестве и нормативных правовых актах Орловской области"; Закон Забайкальского края от 16 декабря 2009 г. N 321-ЗЗК "О нормативных правовых актах Забайкальского края"; Закон Республики Марий Эл от 6 марта 2008 г. N 5-З "О нормативных правовых актах Республики Марий Эл"; Закон Республики Алтай от 5 марта 2008 г. N 18-РЗ "О нормативных правовых актах Республики Алтай"; Закон Костромской области от 11 января 2007 г. N 106-4-ЗКО "О нормативных правовых актах Костромской области"; Закон Новосибирской области от 25 декабря 2006 г. N 80-ОЗ "О нормативных правовых актах Новосибирской области"; Закон Ненецкого автономного округа от 3 февраля 2006 г. N 673-ОЗ "О нормативных правовых актах Ненецкого автономного округа"; Закон Нижегородской области от 10 февраля 2005 г. N 8-З "О нормативных правовых актах Нижегородской области"; Закон Курганской области от 8 октября 2004 г. N 444 "О нормативных правовых актах Курганской области"; Закон Архангельской области от 15 июля 2003 г. N 183-23-ОЭ "Об официальном толковании законов и иных нормативных правовых актов Архангельского областного Собрания депутатов"; Закон Орловской области от 15 апреля 2003 г. N 319-ОЭ "О правотворчестве и нормативных правовых актах Орловской области"; Закон Ханты-Мансийского АО от 25 февраля 2003 г. N 14-оз "О нормативных правовых актах Ханты-Мансийского автономного округа - Югры" (с изменениями и дополнениями); Закон Омской области от 21 ноября 2002 г. N 409-ОЗ "О нормативных правовых актах Омской области" (с изменениями и дополнениями); Закон Волгоградской области от 1 октября 2002 г. N 736-ОД "О законах и иных областных нормативных правовых актах" (с изменениями и дополнениями); Закон Челябинской области от 30 мая 2002 г. N 87-ЗО "О нормативных правовых актах Челябинской области" (с изменениями и дополнениями); Закон Республики Северная Осетия - Алания от 18 марта 2002 г. N 4-РЗ "О нормативных правовых актах Республики Северная Осетия - Алания" (с изменениями и дополнениями); Закон Томской области от 7 марта 2002 г. N 9-ОЗ "О нормативных правовых актах Томской области" (принят Постановлением Государственной Думы Томской области от 21 февраля 2002 г. N 49) (с изменениями и дополнениями); Закон Республики Адыгея от 9 октября 1998 г. N 92 "О нормативных и иных правовых актах" (с изменениями и дополнениями); Закон Брянской области от 3 ноября 1997 г. N 28-З "О законах и иных нормативных правовых актах Брянской области" (с изменениями и дополнениями); Закон Республики Дагестан от 16 апреля 1997 г. N 8 "О нормативных правовых актах Республики Дагестан" (с изменениями и дополнениями); Закон Липецкой области от 27 марта 1997 г. N 64-ОЗ "О нормативных правовых актах Липецкой области" (с изменениями и дополнениями); Закон Калужской области от 25 июля 1995 г. N 12 "О нормативных правовых актах органов государственной власти Калужской области" (с изменениями и дополнениями); Закон Воронежской области от 1 февраля 1995 г. N 11-з "О нормативных правовых актах Воронежской области" (с изменениями и дополнениями); Положение о законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации утверждено Постановлением Правительства РФ от 30 апреля 2009 г. N 389. Приводим названное положение для изучения. I. Планирование законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации. 1. Законопроектная деятельность Правительства Российской Федерации (далее - Правительство) осуществляется в соответствии с планом законопроектной деятельности Правительства. План законопроектной деятельности Правительства принимается в целях реализации мероприятий, предусмотренных основными направлениями деятельности Правительства, утверждаемыми на определенный период, и уточняется в соответствии с ежегодными посланиями Президента РФ Федеральному Собранию Российской Федерации (далее - Федеральное Собрание), программами социально-экономического развития государства и иными программными документами Президента РФ и Правительства, а также предложениями федеральных органов исполнительной власти и организаций, которым федеральными законами предоставлено право вносить в установленном порядке в Правительство законопроекты по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности (далее - организации). 2. Проект плана законопроектной деятельности Правительства разрабатывается Министерством юстиции Российской Федерации на основе предложений о разработке законопроектов федеральных органов исполнительной власти и организаций. 3. Предложения о разработке законопроектов для включения в проект плана законопроектной деятельности Правительства направляются федеральными органами исполнительной власти и организациями в Министерство юстиции Российской Федерации до 1 октября года, предшествующего планируемому периоду. Федеральные органы исполнительной власти и организации в обязательном порядке разрабатывают и представляют в Министерство юстиции Российской Федерации предложения о подготовке законопроектов, которые должны обеспечивать в полном объеме реализацию мероприятий по основным направлениям деятельности Правительства, связанных с совершенствованием законодательства, в рамках компетенции соответствующего федерального органа исполнительной власти или организации. 4. Предложение о разработке законопроекта, представляемое в Министерство юстиции Российской Федерации для включения в проект плана законопроектной деятельности Правительства, должно содержать рабочее наименование законопроекта, наименование федерального органа исполнительной власти либо организации - головного исполнителя и перечень соисполнителей, ориентировочные сроки представления законопроекта в Правительство и внесения его в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации (далее - Государственная Дума), а также пояснительную записку, содержащую изложение предмета законодательного регулирования и основной идеи законопроекта. По решению Комиссии Правительства РФ по законопроектной деятельности (далее - Комиссия) законопроект может быть включен в проект плана законопроектной деятельности Правительства только после разработки и представления в установленном порядке концепции этого законопроекта и проекта технического задания на его разработку. См. Положение о Комиссии Правительства РФ по законопроектной деятельности, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 2 июня 2004 г. N 264. 5. Проект плана законопроектной деятельности Правительства с приложением в случае необходимости концепций законопроектов и проектов технических заданий на их разработку вносится в установленном порядке Министерством юстиции Российской Федерации в Правительство до 1 ноября года, предшествующего планируемому периоду. 6. Правовой департамент Правительства направляет проект плана законопроектной деятельности Правительства в структурные подразделения Аппарата Правительства, к сфере ведения которых относятся вопросы, содержащиеся во включенных в проект плана законопроектах. Указанные структурные подразделения Аппарата Правительства проводят оценку проекта плана законопроектной деятельности Правительства в пределах своих сфер ведения с учетом полноты реализации в проекте плана законопроектной деятельности Правительства мероприятий по основным направлениям деятельности Правительства, связанных с совершенствованием законодательства, готовят предложения по уточнению проекта плана законопроектной деятельности Правительства и не позднее 14 дней со дня получения данного проекта плана направляют указанные предложения в Правовой департамент Правительства. Правовой департамент Правительства осуществляет доработку проекта плана законопроектной деятельности Правительства. 7. Проект плана законопроектной деятельности Правительства рассматривается Комиссией. План законопроектной деятельности Правительства утверждается Правительством. 8. Утвержденный план законопроектной деятельности Правительства направляется Президенту Российской Федерации, в палаты Федерального Собрания, а также в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации. 9. Предложения по уточнению плана законопроектной деятельности Правительства на очередной год разрабатываются, вносятся в Правительство и рассматриваются в порядке, предусмотренном пунктами 3 - 8 настоящего Положения. 10. При необходимости оперативного законодательного регулирования социально-экономических отношений, во исполнение нормативных правовых актов Президента РФ или Правительства, поручений или указаний Президента РФ, поручений, содержащихся в протоколах заседаний Правительства, поручений Председателя Правительства и заместителей Председателя Правительства, а также по решению Комиссии внесение изменений в план законопроектной деятельности Правительства осуществляется решением Комиссии без внесения изменений в соответствующий акт Правительства. Структурное подразделение Аппарата Правительства, к сфере ведения которого относится вопрос, по которому предполагается разработка законопроекта, в течение 10 дней со дня вступления в силу нормативного правового акта Президента РФ или Правительства, дачи поручения или принятия Комиссией соответствующего решения направляет в Правовой департамент Правительства согласованные с федеральным органом исполнительной власти либо организацией - головным исполнителем по законопроекту предложения по внесению изменений в план законопроектной деятельности Правительства. 11. Руководители федеральных органов исполнительной власти и организаций несут персональную ответственность за качество и соблюдение сроков подготовки законопроектов, предусмотренных планом законопроектной деятельности Правительства. 12. Контроль за исполнением плана законопроектной деятельности Правительства федеральными органами исполнительной власти и организациями осуществляет Министерство юстиции Российской Федерации. Федеральные органы исполнительной власти и организации - головные исполнители по законопроектам ежеквартально, не позднее 1-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом, направляют в Министерство юстиции Российской Федерации информацию о выполнении ими плана законопроектной деятельности Правительства. Министерство юстиции Российской Федерации ежеквартально, до 10-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом, представляет в Правительство отчет о выполнении плана законопроектной деятельности Правительства. Министерство юстиции Российской Федерации ежегодно, до 20 января, направляет в Правительство отчет о выполнении плана законопроектной деятельности Правительства за истекший год. Date: 2015-09-22; view: 925; Нарушение авторских прав |