Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Теоретическая схема объекта и предмета исследования





2.1 Определение объекта и предмета исследования

Вряд ли можно спорить по поводу того, что любой исследователь всегда исходит из некоторого абстрактного представления об объекте исследования. Такое представление чаще всего не «опредмечивается», т. е. существует только в голове исследователя, но не фиксируется ни в понятийной, ни в графической, ни в какой-либо иной форме. Между тем отсутствие четко фиксированной схемы теоретического представления об объекте затрудняет и дезорганизует планируемое исследование. Прежде всего, возникают трудности в постановке цели и частных задач и формулировании гипотез, затрудняется интерпретация получаемых фактов и проверка новых гипотез, возникающих стихийно в ходе самого исследования.

Чтобы исследование могло планомерно развертываться, теоретическая схема должна опредмечиваться и в той или иной форме отчуждаться от исследователя. Это необходимо, во-первых, для того, чтобы сам он мог постоянно работать над совершенствованием исходной схемы и строить в соответствии с нею свою работу: во-вторых, чтобы другие ученые имели возможность обсуждения теоретической схемы исследования еще на стадии его проектирования.

Теоретическая схема - это особая форма существования изучаемого объекта, отличающаяся от его реального существования в форме конкретного предприятия или какого-либо материального объекта. Такая форма представления объекта (в виде определенной теоретической схемы) получила в методологии исследования название «абстрактного», или «идеального» объекта в отличие от реально существующего и подвергающегося измерению объекта, называемого эмпирическим или операциональным.

Функция абстрактного объекта в исследовании состоит в том, что по отношению к нему ставятся частные задачи и выдвигаются гипотезы, касающиеся его отдельных элементов и связей между ними. Кроме того, он служит важнейшим накопителем новых знаний, ибо вновь получаемые факты позволяют постоянно обогащать первоначальную теоретическую схему, добиваясь все большей ее полноты и адекватности эмпирическому объекту(объекту наблюдения). В качестве такой теоретической схемы (объекта исследования) выступает определённое явление, отношения, механизм. Предмет исследования - это то, что лежит в рамках объекта исследования и раскрывает его сущностные черты, способы и методы, измерения, факторы, воздействующие на процесс или явление, связи и отношения с другими явлениями или процессами. Объект и предмет исследования как категории научного процесса соотносятся между собой как общее и частное.

2.2 Ограничения, лежащие в основе теоретической схемы

Расширение исследуемых сторон явления в принципе может быть бесконечным, т.е. продолжаться до тех пор, пока изучаемый объект не сольется с явлениями и процессами, протекающими в макросистемах. Однако нельзя объять необъятное. Ограничения на объект исследования должны фиксироваться в диссертации, ибо в противном случае отказ от некоторых сторон, связей объекта по причине их несущественности по мнению автора может расцениваться другими учёными как их ошибочное игнорирование.

Обоснования принимаемых ограничений могут лежать как внутри науки (неясность представления о границах объекта, невозможность включения в анализ определенных сторон объекта из-за отсутствия методов и средств исследования), так и вне науки (отсутствие требуемых специалистов). Поэтому в эссе целесообразно фиксировать не только принимаемые ограничения, но и те основания, по которым они принимаются, что особенно важно для последующих исследований в этой области.

Date: 2015-09-22; view: 1164; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию