Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Структурные техники
Структурные техники — группа техник, целью использования которых является реорганизация семейной системы, создание пространства для ее структурных изменений за счет предоставления членам семьи возможностей для апробирования новых ролей и помощи в установлении и поддержании адекватных границ между подсистемами. Для фасилитации процесса семейной реорганизации психолог на время может присоединяться к семье, помогая ей осуществить структурные перестройки. При этом ему не следует вступать в коалицию с отдельными членами семьи. Кроме того, он должен следить за тем, чтобы не оказаться «поглощенным» ею. Структурные техники можно использовать для решения следующих задач: Создание движения. В том случае, когда члены семьи ощущают «застревание» в их жизнедеятельности, структурные перестройки, инициированные психологом, могут привести к изменениям в семейной ситуации. Это поощряет членов семьи к дальнейшим движениям и поиску новых форм взаимодействия и функционирования их семейной системы. Например, освобождение ребенка от роли «проблемного члена семьи» может создать пространство для нового взаимодействия супругов и стимулировать их движение к принятию на себя ответственности за решение супружеских проблем. Перераспределение власти. Присоединяясь к различным подсистемам, психолог может помочь восстановить (выстроить) адекватную семейную иерархию, увеличить значимость одного члена (подсистемы) семьи для другого (другой) или усилить его правовую сферу. Например, психолог может поддерживать детей в их потребности в большей независимости или их родителей — в установлении ряда семейных правил. Изменение перспектив. Апробируя новые роли, члены семьи получают новый опыт и расширяют диапазон поведенческих реакций. Это повышает гибкость семейной системы, стимулирует членов семьи к выработке других се- мейных правил и поиску новых смыслов происходящего, позволяет реинтер-претировать прошлый семейный опыт и найти в нем ресурсы для решения актуальных трудностей. Разрушение коалиций. Налаживая нарушенную коммуникацию между одними членами семьи, психолог способствует разрушению дисфункционального альянса между другими. Как правило, речь идет о ситуациях, когда один родитель вступает в коалицию с ребенком против другого родителя. Формирование альянсов. Работа психолога может быть направлена на усиление сплоченности и снижение конфронтации между членами семьи в рамках отдельных семейных подсистем, что позволяет оптимизировать их совместную деятельность. Примером такой работы может служить помощь молодым супругам в распределении семейных ролей и обязанностей или поддержка родителей в достижении ими соглашения по поводу родительских позиций. Прояснение внутренних границ семьи. Психолог может помочь членам семьи прояснить характер внутренних границ семьи и особенности функционирования ее членов в рамках отдельных подсистем. В таком случае его работа будет направлена на усиление внутренних границ, достижение согласия по поводу того, кто и каким образом включен в данную подсистему, кто за что отвечает, или на ослабление слишком жестких границ и поддержку совместных действий. Личностный рост и самопознание членов семьи. Изменяя свое место в системе внутрисемейных взаимодействий, апробируя новые роли, члены семьи получают возможность приобрести новый опыт и расширить свои функциональные возможности. Реинтерпретация смысла нахождения в определенной позиции. Психолог может помочь членам семьи увидеть разные стороны занимаемой ими семейной позиции (роли), отметить ее положительные и отрицательные компоненты. Выявление диалектической природы семейных ролей и взаимоотношений позволяет членам семьи изменить отношение к сложившейся в семье ситуации, найти в ней положительный смысл и ресурсы для преодоления кризиса. Например, роль старшего ребенка, с одной стороны, часто сопряжена с большой функциональной загруженностью, с другой — дает возможность развития лидерских качеств, самостоятельности и независимости. Изменение семейной системы путем работы с одним из ее членов. Согласно теории М. Боуэна, изменение одного члена семьи приводит к тому, что вся система должна к этому приспособиться. Таким образом, поддерживая изменение положения одного из членов семьи, психолог может способствовать изменению семейной системы в целом. «Семейный ритуал» Цель: структурная перестройка семьи путем изменения правил ее существования и нарушения устойчивых способов взаимодействия ее членов (определение внутрисемейных границ, увеличение независимости членов семьи, корректировка общения, ослабление межпоколенных коалиций, усиление альянсов в одном поколении).
Историческая справка: данный вариант техники разработан психотерапевтами миланской школы семейной терапии — М. Сельвини Палаццоли, Л. Бос-коло, Д. Чеккин, Дж. Прата (1977-1978). Date: 2015-09-24; view: 310; Нарушение авторских прав |