Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Экономические механизмы природопользования за рубежом





В связи со сложившейся критической ситуаций из-за истощения природных ресурсов во всех странах мира признана необходимость теоретических разработок и практических шагов в формировании экологической политики, предусматривающей заботу о сохранении природы, «качества» окружающей человека природной среды, о рациональном использовании существующих и потенциальных энергетических ресурсов, поддержания экологического равновесия в природе. Политика сохранения природной среды воплощается в форме крупных национальных программ, в которых предусматривается взаимодействие органов государственного управления, частного сектора, науки, финансовых учреждений. Во всех странах приняты целые своды законов об охране природы и ее отдельных компонентов. В них закрепляется новая функция государства по регулированию природоохранной деятельности, а также

определены права и обязанности природопользователей. Вереницу законодательной пирамиды обычно венчает единый генеральный закон об охране природы, устанавливающий общие основы и цели политики и призванный обеспечить концептуальную однородность и целостность всей законодательной практики в области природопользования. В некоторых странах два общих закона: о нарушениях природной среды (загрязнение, разрушение ландшафтов и т.п.) и об охране животного и растительного мира. Такими законами в США является закон о национальной политике в области окружающей среды 1970 г., в Японии - основной закон по борьбе с загрязнением окружающей среды 1967г. и дополненный в 1970 г., в Швеции – закон о защите окружающей среды 1969г.

За генеральным законом следуют многочисленные законодательные акты, регулирующие отдельные аспекты природопользования: для отдельных регионов и зон, для определенных секторов экономики, в отношении отдельных компонентов окружающей среды (воздух, пресные воды, прибрежные воды), нарушение среды (шумовой фон, тепловое и радиационное загрязнение), носителей нарушения среды (нефтепродукты, пестициды, некоторые химические соединения). Государственное вмешательство в сферу природопользования в отдельных странах мира представляет собой сложную систему управления, в которой выделяются цели природоохранной политики – общие, функциональные (т.е. по каждому объекту политики), региональные; объекты политики – воздушный бассейн, водные системы, почвы, лес, другие природные ресурсы, среда обитания людей, заповедники и т.д.; уровни осуществления политики – государственный сектор, местные органы власти, частный сектор; инструментарий политики – контроль и наблюдение за состоянием среды (мониторинг), оперативное управление и превентивные мероприятия, научные исследования, подготовка кадров, финансирование и экономическое принуждение, международное сотрудничество, которое рассматривается как средство решения не только проблем, связанных с защитой какого – либо международного объекта природной среды, но и некоторых важных внутренних экологических проблем.

Прослеживается определенная тенденция: с одной стороны, увеличивается число органов государственного управления, включая отраслевые министерства, несущие ответственность за состояние среды, с другой – создаются центральные органы государственного управления с высокими полномочиями, ответственные за общее руководство в национальных масштабах всей политикой области окружающей среды, за координацию этой политики и за участие в международных программах сотрудничества. Такими органами являются в США – федеральное агентство по охране окружающей среды, в Японии – управление по охране окружающей среды, во Франции – министерство по вопросам качества жизни и т.д. Кроме того, в ряде стран при правительстве были образованы специальные консультативные органы: в США – Совет по качеству окружающей среды, в Англии – Постоянная Королевская комиссия по борьбе с загрязнением окружающей среды и т.д.

Во многих странах в ходе разработки стратегии экологической политики была проведена большая работа по определению уровня расходов, необходимых для восстановления качества среды и ее нормального воспроизводства. Однако на этом пути возникли многочисленные практические и методологические трудности. В конечном счете, в капиталистических странах в основу проведения политики окружающей среды и ее финансирования был положен не критерий стоимости восстановления экологического баланса, а принцип нормативного качественного состояния окружающей среды, достижение которого обеспечивается либо системой норм и стандартов на предельно допустимые уровни и состав загрязнений, выброса отходов, шумов и т.д., либо системой налогообложения предприятий, допускающих нарушения установленных правил природопользования, либо, наконец, сочетанием этих двух методов. Регулирование охраны среды в странах Запада сопровождается и подкрепляется системой экономического стимулирования.

Устройство государственного управления природопользованием за рубежом рассмотрим на примере США. Система управления имеет ступенчатую внутреннюю структуру с заметной степенью независимости каждой ступени. Основными уровнями управления являются федеральный, штатный, местный, дополнительные переходные звенья — межштатный и региональный. Каждый уровень занимается проблемами природопользования в пределах своей компетенции. Общегосударственное управление США осуществляют федеральные министерства и ведомства на основе федерального законодательства, разработанного Конгрессом США. В их обязанности входит решение самых общих проблем природопользования, стоящих перед страной.
Федеральное правительство не вмешивается в деятельность нижестоящих органов. Давление центров США считается противоречащим традициям и строго осуждается.
В федеральных законах заложен специальный механизм внедрения. Суть его в том, что при добровольном следовании федеральным законам штаты получают льготы, как финансовые, так и правовые. Для решения вопросов природопользования правительство создало специальные органы в министерствах и ведомствах. Существует межштатный уровень, который является вспомогательным между федеральным и штатным уровнями, предназначен для решения проблем, возникающих при осуществлении штатами совместных хозяйственных проектов. Каждый штат имеет свое законодательство, которое не обязательно согласуется с законодательством соседнего штата. Штаты закрепили многие суверенные права. При управлении природопользованием важным правом штатов является регулирование землепользования как на государственных, так и на частных землях. Однако право принятия решения штаты передали органам местного самоуправления. Следовательно, функции штатов состоят в создании правового механизма регулирования природопользования, а функции местного самоуправления — во внедрении этого механизма и контроля над его выполнением.
Между уровнями штатов и местного самоуправления располагается вспомогательная ступень регионального управления в виде комиссий по региональному планированию, осуществляющих координацию усилий муниципалитетов и графств в решении проблем, связанных с процессом урбанизации территории. Но они созданы на общественных началах и не имеют силы власти. Муниципалитеты городов и администрации графств — нижний уровень управления США. Они претворяют в жизнь указания вышестоящих органов власти.

Существующий в Китае экономический механизм регулирования природоохранной деятельности представлен в основном многочисленными сборами и платежами за пользование природными ресурсами и загрязнение природной среды.

Основные законы, регулирующие природоохранную деятельность в Китае и являющиеся элементами экономического механизма природопользования: «Закон и подробные правила о профилактике загрязнения водной сферы Китая», «Закон о профилактике загрязнения атмосферы Китая», «Закон о профилактике загрязнения шумом в Китае», «Закон об охране окружающей среды Китая»

Рис. 1.2 Структура и основные элементы экономического механизма природопользования КНР.

Этими законами закреплены основные элементы экономического механизма охраны окружающей природной среды:

· различными сборами (сбором за специальное использование природных ресурсов, сбором за загрязнение окружающей природной среды, сбором за ухудшение качества природных ресурсов);

· административным перераспределением средств (залоговой системой «три одновременности», субсидии на «упорядочение» загрязнения);

· фондами охраны окружающей природной среды;

· стимулированием в системе охраны окружающей природной среды (предоставление льгот по налогообложению предприятий и организаций, реализующих природоохранные мероприятия; освобождение от налогообложения фондов охраны окружающей природной среды; предоставление на льготных условиях кредитов для реализации мероприятий, направленных на улучшение состояния окружающей среды; создание условий для предоставления природных ресурсов под залог);

· экологическим страхованием;

· экологическая компенсация и экологический кредит.
Экономический механизм экологического регулирования характеризуется недостаточной гибкостью инструментов, которые не адекватны к эколого-экономическим реалиям и не конструктивны относительно решения противоречий между обществом и окружающей средой.

Экономический механизм экологической трансформации хозяйствования можно усовершенствовать путем изменения методов стимулирования ведения народного хозяйства, системы налогообложения, системы санкций за экологически деструктивное хозяйствование.

По мнению общество, воздействуя на конкретные формы экономических отношений, изменяя их в пределах, которые определяют закономерности функционирования, уровень развития производительных сил, состояние окружающей среды, в состоянии усовершенствовать эколого-экономические отношения в нужном направлении, создавая эффективный и действенный механизм экологического регулирования.

Целью экономического механизма природопользования является регулирование эколого-экономических противоречий, возникших в обществе через систему методов, инструментов, стимулов, путем усиления одних и ослабления других, что применимо и в целях экологической трансформации.

Для выполнения этой цели необходимо решение следующих задач:

· определение источников финансирования экологической трансформации народного хозяйства, охраны и воспроизводства природных ресурсов, обеспечение надежности этих источников в конкретных условиях хозяйствования;

· усовершенствование рынка торговли правами на выбросы, в рамках чего можно обеспечить финансирование мероприятий по оздоровлению окружающей среды, воспроизводству и улучшению природных ресурсов за счет средств предприятий;

· усовершенствование системы платежей за природные ресурсы и экологиче­ских налогов, стимулирующих оздоровление окружающей природной среды, воспроизводство и рациональное использование природных богатств, социально справедливое и экономически эффективное распределение рентных доходов от этих ресурсов.

Существующий в настоящее время экономический механизм управления природопользованием и охраной окружающей среды в Китае прямо не ориентирован на эти цели. Экономические отношения в природопользовании требуют детального изучения, что обусловлено потребностью усовершенствования системы анализа текущей ситуации между обеспечением экологической безопасности и возможностями экономики в целом. В условиях Китая можно выделить следующие элементы экономического механизма природопользования:

– платность природопользования;

– систему экономического стимулирования природоохранной деятельности;

– плату за загрязнение окружающей природной среды;

– создание рынка природных ресурсов;

– совершенствование ценообразования с учетом экологического фактора, особенно на продукцию природоэксплуатирующих отраслей;

– продажу прав на загрязнение;

– систему залога;

– экологическое страхование и кредитование.

 

Инструменты экономического механизма экологической трансформации направлены на:

· обеспечение возможностей концентрации и распределения ресурсов на приоритетных направлениях экологической деятельности;

· реализацию финансирования экологической трансформации на уровне предприятий;

· создание заинтересованности предприятий в результатах природоохранной и природовосстановительной деятельности, что приведет к экологической трансформации народного хозяйства.

Анализ существующего экономического механизма экологического регулирования в Китае дал возможность определить негативные тенденции его развития, а именно:

· влияние традиций командной экономики. В результате, значительная часть процессов торговли правами на выбросы (сбросы) осуществляется под давлением правительства. На предприятиях, участвующих в эксперименте по торговле правами на загрязнение, отмечается увеличение себестоимости продукции, и повышается риск утраты определенной степени свободы предприятия. Снижается степень контроля за качеством окружающей среды. Основной метод контроля состоит в том, что загрязнитель самостоятельно отчитывается, а правительство выборочно проверяет.

В связи с этим, у большинства предприятий вообще нет потребности участвовать в торговле правами на загрязнение. В качестве решения данного комплекса проблем возможно уменьшение влияния традиций командной экономики, т.е. развитие рыночных составляющих экономического механизма.

· процесс формирования экономического механизма природопользования не соответствует эколого-экономическим требованиям развития национального хозяйства в рыночных условиях и тормозит решение многих проблем, связанных с переходом экономики на путь устойчивого развития (экологическую модернизацию основных фондов, ресурсосбережение, экологоориентированную структурную перестройку, экологизацию общественного воспроизводства). Логичным видится преодоление несогласования системы экологической политики. Несмотря на то, что в Китае существуют предпосылки для реализации экономического механизма экологической трансформации на основе штрафов, системы залогов, экологического (зеленого) кредитования и др., необходимо решить вопрос их систематизации и комплексного применения с целью повышения эффективности работы механизма;

· несоответствие целей инновационного развития с функционированием экономического механизма экологического регулирования и темпами развития производительных сил.

 

Заключение

Таким образом, под экономическим механизмом охраны окружающей среды понимается совокупность предусмотренных законодательством экономических мер обеспечения охраны окружающей среды и рационального природопользования. В настоящее время в капиталистических странах внедряются некоторые элементы механизма природопользования:

платность природопользования (плата за право пользования природными ресурсами, штрафы за нарушение экосистемы);

экономическое стимулирование природоохранной деятельности, мероприятий по снижению загрязнения окружающей среды (платежи за загрязнение атмосферного воздуха, воды, размещение отходов, платежи за сбор и переработку загрязняющих веществ;
экологические программы;

система "залог - возврат";

экологическое страхование и другое.

Список использованной литературы

1. Боголюбов С.А. Экологическое право России. - М., 2004.
2. Бринчук Н.Н. Экологическое право России. - М., 2004.
3. Ерофеев Б.В. Экологическое право России. - М., 2005.
4. Жибинова К.В. Экономические основы экологии. – М., 2007.
5. Ильичева, Е.В. Система экологических фондов России // Управление экономическими системами. - 2007. - № 3
6. Протасов В.Ф., Молчанов А.В. Экология и природопользование в России. – М.: Финансы и статистика, 2005.
7. Экология и экономика природопользования / Под ред. Э.В. Гирусова, В.Н. Лопатина. - М., 2002.

Date: 2015-09-24; view: 2549; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию