Главная
Случайная страница
Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Характер международных отношений во второй половине XVII—XVIII вв
Распад лагеря Контрреформации, возглавлявшегося испан- скими и австрийскими Габсбургами, а также крах идеи воз- рождения «универсальной» христианской империи деидео- логизировали международные отношения. И хотя рецидивы религиозного обоснования некоторых внешнеполитических ак- ций отдельных государств имели место в XVIII в., идеологичес- кие мотивы внешней политики потеряли прежнее значение. Планы создания вселенских монархий уступили место стрем- лению ведущих государств к преобладанию на региональном уровне. Внешнеполитические цели стали более реалистически- ми, коалиции держав строились теперь на светской, а не на ре- лигиозной основе.
Мир 1648 г. привел к формированию первой модели между- народных отношений, которая получила название Вестфаль- ской, и просуществовала почти полтора века, вплоть до Вели- кой Французской революции. Претерпевая довольно серьезные изменения в течение своего существования, эта модель не толь- ко структурировала межгосударственные отношения, но и ме- няла их характер, привнося новые тенденции. Бессистемность дипломатических взаимодействий, имевшая место до середи- ны XVII в., сменилась известной стабильностью и предсказуе- мостью. Во второй половине XVII—XVIII вв. заметно расшири- лась география международных отношений европейских стран. Вестфальская модель, поначалу включавшая в свою орбиту влияния лишь Западную и Центральную Европу, позже ин- тегрировала в сферу своего действия Восточную Европу, Рос- сию, Средиземноморье, Северную Африку, Вест-Индию. Таким образом, система международных отношений являлась в осно- но своей европоцентристской — перераспределение баланса сил происходило прежде всего в Европе, которая выступала цент- ром этой системы.
Модернизация европейского общества, в свою очередь, при- лила решающий импульс оформлению устойчивых националь- ных государств. Эти факторы серьезно видоизменили характер межгосударственных отношений. После победы буржуазной революции середины XVII в. в Англии на международной аре- не взаимодействовали уже две группы государств, представ- им вшие разные социально-политические системы: молодые ка- питалистические страны (Голландия и Англия) и феодальные (дворянские) государства. Правящие круги раннебуржуазных стран привносили в международные отношения новые моти- iiu и интересы — борьбу за рынки, контроль над торговыми путями и морскими коммуникациями, за роль «морских из- возчиков» и посредников в финансовых и торговых операци- вх. В этом были прямо заинтересованы также верхушечные спои буржуазии и значительная часть дворянства абсолютист- ских монархий, что оказывало влияние на политику их прави- тельств. Последние, исходя из собственных целей, пытались в определенной степени отстаивать внешнеполитические инте- ресы «своей» буржуазии. В межгосударственных отношениях пи первый план вышло торгово-экономическое противоборс- тво, прежде всего, раннебуржуазных Голландии и Англии с феодально-абсолютистскими Францией и Испанией, а также каждой из названных стран друг с другом.
<) 2. Консолидация и кризис Вестфальской системы международных отношений
| С середины XVII в. неуклонно возрастало хозяйственное шачение заморских владений Голландии, Англии и Франции (именно тогда эти страны превратились в крупные колони- альные империи), поэтому эксплуатация колоний становилась жономически более выгодной, чем захват испанских кораблей п присвоение вывозимых ими из Нового Света несметных бо- гатств. Теперь «война на море» приобретала характер ожесто- ченной борьбы за новые колониальные территории и перерас- 11 ределение заморских владений между Англией, Францией и I олландией и их расширение за счет колоний слабеющих Ис- п н нии и Португалии. Колониальный фактор приобрел столь важное значение в европейской политике, что часто военные конфликты на территории Европы завершались подписани- ем мирного договора, который содержал пункты относительно колониальных владений, а результаты морских войн вдалеке
от Старого Света изменяли расстановку политических сил на континенте.
В XVII-XVIII вв. централизованные государства-нации за- няли ведущее место в международных отношениях, став их главным действующим лицом и одновременно основным эле- ментом. Именно такие государства — Франция, Швеция, Гол- ландия, Англия, а позже в их состав вошли Россия и Прус- сия, — составили опору Вестфальской системы. Средневековые конгломераты, вроде Священной Римской империи, Речи Пос- политой, Османской империи, с их слабеющими внутренни- ми связями и растущими противоречиями, вынуждены были шаг за шагом отступать перед натиском крепнущих соседей. Одновременно шло формирование осознанных, долгосрочных государственных интересов, борьба за реализацию которых превращается в главную силу развития международных отно- шений. Еще политические мыслители в XVI — первой поло- вине XVII вв. (Н. Макиавелли, Ж. Воден, Г. Гроций, Т. Гоббс), развивая идею государства как высшего начала, принципом политики провозгласили служение государственному интере- су. Этот «интерес» выглядел, как правило, достаточно просто: борись за новые территории и укрепляй границы. Именно к этому призывал кардинал Ришелье, который и ввел в оборот понятие «государственные интересы». Лишь в XVIII в. стало возможным говорить о формировании относительно целост- ной концепции государственных интересов ведущих держав. Однако идея преемственности внешней политики при смене у кормила правления монархов еще не была установившейся практикой. Исключение составляла Англия, где окончательно закрепившееся в результате «Славной революции» 1688 г. гос- подство парламента в политике облегчало правительству осу- ществление необходимого внешнеполитического курса.
В эпоху абсолютистских монархий государственные интере- сы представляли собой, в конечном счете, интересы господству- ющего класса в целом. Особое значение приобретали личные взгляды, замыслы и планы монарха, которые часто возводи- лись в ранг государственных интересов. В известной мере на сферу межгосударственных отношений и внешнюю политику накладывались интриги фаворитов и карьеристские расчеты министров. Фаворитизм был особенно распространен во Фран- ции. Династические мотивы, являясь привычным прикрыти- ем борьбы за захват чужих земель, за раздел колониальной добычи, за торговое преобладание путем войн, «брачной дип- ломатии», использования прав наследования или ссылками на с таринные права и привилегии, служили в условиях вызревав- шего в недрах «Старого порядка» кризиса выражением различ- 11 ых социальных интересов и имели объективно разное истори- ческое значение. Династическими мотивами обосновывались стремление к поддержанию новых буржуазных порядков и требование реставрации абсолютизма, процесс консолидации народностей в исторически устоявшихся границах и тенден- ции к увековечению раздробленности. Вместе с тем, в обществе возникло осознание далеко не полного тождества династичес- ких и государственных интересов. В раннебуржуазных стра- нах это сказывалось нередко в полном или частичном отказе представительных учреждений от поддержки внешнеполити- ческих действий продиктованных исключительно династичес- кими соображениями. В феодально-абсолютистских странах растущее понимание такого несовпадения нашло отражение в зарождающейся просветительской теории, согласно которой монарх является лишь «первым слугой государства».
Достигнутый уровень развития общественной мысли, ха- рактер знаний и представлений о сущности государства и меж- государственных отношений создавали благоприятную интел- лектуальную среду для усвоения постулата о необходимости упорядочить и регламентировать поведение государств на меж- дународной арене. Появляются новые политико-дипломати- ческие и правовые понятия: о «политическом равновесии сил», о «естественных границах государства», о «праве войны и ми- ра», о «свободе морей», о «незыблемости международного дого- вора». Политики придавали этим понятиям значение между- народных правил, хотя они весьма часто нарушались. Именно систематичность этих нарушений при повышенной конфлик- тности и нестабильности тогдашних международных отноше- ний и вызывала потребность в некой норме. Так развивались принципы и институты международного права.
Доминантой в международной жизни стала система полити- ческого равновесия сил или баланса сил, пришедшая на смену прежним концепциям христианского единства или божествен- ного права монархов. Термин «баланс сил» появился на рубе- же XV—XVI вв., когда Макиавелли сформулировал гипотезу, превратившуюся позднее в аксиому: устойчивый миропоря- док может сохраняться только при примерном равенстве сил
между ведущими государствами или союзом государств и не- допущении чрезмерного усиления какого-либо из них. Мирные договоры 1648 г., обязав державы уважать государственный суверенитет друг друга, исходили из принципа политического равновесия. После окончания войны за испанское наследство (1701-1714) эта идея окончательно утвердилась как господству- ющая теория международных отношений и получила широ- кое применение. Ею зачастую руководствовались при решении вопросов войны и мира, при выборе союзников и заключении торговых соглашений, при урегулировании спорных династи- ческих вопросов. Система баланса сил не предполагала пре- дотвращение войн и оправдывала те из них, которые велись, якобы, для поддержания «европейского равновесия». Функ- ционируя нормально, эта система, согласно замыслу своих по- литических теоретиков, лишь ограничивала масштабы кон- фликтов и возможности одних государств господствовать над другими. Целью ее был не столько мир, сколько стабильность и умеренность. Особенно часто к идеи баланса сил апеллирова- ли в Англии. Там она рассматривалась как наилучший способ сосредоточения внимания и ресурсов на завоевании торговой и колониальной гегемонии. Создавшееся равновесие сил долж- но было действовать автоматически, тем самым избавляя Ан- глию от излишних расходов на поддержку континентальных союзников.
Хотя в мировой практике продолжали господствовать сило- вые методы решения внешнеполитических задач, интенсифи- кация международных связей способствовала дальнейшему развитию дипломатии. Еще в XVI в. произошло оформление дипломатической службы, центральных и местных учрежде- ний, которые обеспечивали внешнюю политику государств. Тогда же сложился более или менее прочно институт постоян- ного дипломатического представительства, установилась стро- гая дипломатическая иерархия. В XVIII в. во многих странах были созданы ведомства иностранных дел с четкой структу- рой и штатом чиновников, включавшем помимо дипломатов различных рангов, также переводчиков, шифровальщиков и архивистов. Значительно увеличилось число постоянных дип- ломатических миссий, которые обзаводились специально под- готовленным персоналом. Более точно стал регламентировать- ся дипломатический церемониал, игравший немаловажную роль с точки зрения международных отношений. Дипломати- ■к'ский корпус состоял исключительно из лиц дворянского со- словия, дипломаты различных стран рассматривали себя как членов своего рода закрытой аристократической корпорации и ревниво следили за поддержанием профессионального прести- жа. Со времен кардинала Ришелье французские методы дип- ломатии являлись образцом для всей Европы; до этого их дик- товала итальянская дипломатическая школа. Французский язык в XVIII в. стал общепринятым дипломатическим язы- ком, вытеснив латынь. Труд французского дипломата Ф. де Ко- мьера «О ведении переговоров с государями» (1716) считается и it наши дни классическим пособием по дипломатии.
В абсолютистских государствах (особенно после ликвидации сепаратизма вельмож и их контактов с иностранными пред- ставительствами) информацией о ходе дипломатических пере- говоров владел лишь узкий круг приближенных к престолу, li раннебуржуазных государствах о том, как осуществляется внешняя политика страны, имела право быть осведомлена и верхушка правящих классов, которая, собственно, формирова- ла общественные настроения. Это заставляло правительства и в Лондоне, и в Гааге все чаще использовать политическую про- паганду для воздействия на представительные учреждения и общественное мнение.
В период существования Вестфальской системы международ- ных отношений главными конфликтами между европейскими государствами были: во второй половине XVII в. — претензии Франции на политическое господство в западной и центральной части европейского континента и противодействие этим претен- зиям со стороны коалиций стран; в XVIII в. — борьба Англии и Франции за морскую и колониальную гегемонию, Австрии и Пруссии — за преобладание в Центральной Европе, России — за выход к Балтийскому и Черному морям. К этим решающим для судеб континента противоречиям, которые нередко самым при- чудливым образом переплетались друг с другом, примыкал це- лый ряд конфликтов меньшего значения.
Date: 2015-09-24; view: 863; Нарушение авторских прав Понравилась страница? Лайкни для друзей: |
|
|