Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Человеческого капитала, существующего де-факто





От существующей системы образования, уже не соответствующей новым реалиям, но совсем неплохой, мы ещё долго никуда не уйдём. Значит, думая о будущем, нужно совершенствовать действующую систему, которая, следует признать, за последние годы доведена в России до катастрофического состояния. В этом отношении сделать можно очень много. Выскажем некоторые соображения о совершенствовании современного образования, не связанные с постановкой самого педагогического процесса:

О цели. Задачей должно стать овладение максимально возможным духовно-информационным человеческим капиталом, безграничным по своей природе и неизбежно индивидуальным по сочетанию способностей и информации. Его следует признать главным человеческим достоянием, постоянно пропагандируя эту идею всеми доступными средствами и полностью увязав материальное благосостояние человека с использованием им своего человеческого капитала.

О единстве цели и практики. Лицемерие погубит человечество. Невозможно убедить ученика в важности получения образования, если школы нищенствуют, а преподавательский труд является практически самым низкооплачиваемым видом работы и в его числе присутствуют очевидные "подонки". Внедряемая сегодня система финансирования школ губительна. Финансирование школ должно быть "по потребности", учитель (наставник) – привилегированная категория общества, а оплата труда учителей – самая высокая (предмет труда – человек). Никаких "привилегированных" школ не может существовать принципиально. Это система учреждения и воспитания неравенства, подобно тому, как Римская империя утверждала "правомерность рабовладения. Деятельностью школ руководит государство в купе с общественностью (попечительские советы). Финансирование школ обеспечивает государство, устанавливая стоимость услуг, получаемых учащимися, и определяя уровень оплаты труда учителя, более высоким, чем уровень оплаты работников других отраслей. Оплату услуг производят родители, используя при необходимости беспроцентные кредиты государства. Школы тоже могут получать беспроцентные кредиты для развития своей учебной базы.

О педагогической деятельности. Это – самая важная форма человеческой деятельности, близкая к системе наставничества. Педагогические Вузы, не имеющие, как правило, должного статуса, должны, де-факто, представлять собой лишь "первую ступень". Только обязательный 2-3 летний курс переподготовки в университете даёт право заниматься педагогической (а, в дальнейшем, возможно, и наставнической) деятельностью.

Отбор в педагогические институты должен быть самым строгим. Сегодня лишь меньшинство поступает в эти институты "по велению сердца", а большинство "от некуда деться". Многие "педагоги от Бога" выбирают другие профессии только потому, что не хотят обрекать себя на полунищенское существование. Зачислению должен предшествовать "психологический отбор", на котором выявляется генетическая и психологическая предрасположенность претендента к педагогической деятельности. Для учителя следует иметь особый трудовой кодекс, в котором обязанности должны явно преобладать над "правами"

О процессе обучения. За десятилетний период обучения, который существует в школах, информации можно получить в 2-3 раза больше, если добиться, чтобы каждый школьник получил максимум того, что он способен усвоить и что его, действительно, интересует. Из равноправия членов общества не следует, что "все ученики одинаковы". Наоборот, объективно, все различны. Но зачем из Эмиля Гилельса делать Антона Макаренко, или наоборот? С детского возраста подрастающий член общества должен регулярно подвергаться медицинским обследованиям и психологическому тестированию. Общество заинтересовано в том, чтобы "пироги пёк пирожник, а сапоги тачал сапожник". И каждый отдельный член общества тоже заинтересован в том, чтобы знать, к какому виду деятельности он имеет ещё и генетическую предрасположенность. И ожидаемые потребности общества в тех или иных профессиях тоже должны изучаться и публиковаться. Сегодня подобные исследования рассматриваются, как "нарушения прав личности", что существенно снижает эффективность деятельности члена общества, вынуждая его прибегать к формам неэкономического обогащения, когда его личные способности не имеют никакого значения. Все учились в школах, и знают, что уровень обучения объективно ориентирован на наиболее слабых учеников. Отсутствие интереса и постоянной умственной и духовной нагрузки подталкивает наиболее способную часть учеников к тому, чтобы "балбесничать" и, практически, освобождает их от того, чтобы прилагать максимум усилий для наиболее эффективного процесса получения образования. Формирование учебных групп должно учитывать необходимость оптимального состава групп, для чего численность каждой группы должна существенно уменьшиться. Кстати, в этом состоит и первый шаг к наставничеству, за которым – будущее. Кроме того, ученики должны понимать, что их обучение обходится родителям очень дорого, хотя какой-либо разницы в системе оплат не должно быть принципиально. Оплата обучения всех учащихся одинакова и производится их родителями в полном объёме, установленном государством. Свою первую ссуду для финансирования процесса обучения в школе будущий член общества де-факто получает (если нужно), будучи ещё ребёнком. Хотя формально и получают, и возвращают ссуду его родители.

Оценка работы школы по средним баллам учащихся превращает оценку работы учащихся в собственную оценку учителями своей работы. Это отчасти обоснованно, если учитель ведёт группу с первого класса, но тем более не допустимо. Только единый экзамен даёт основания для объективной оценки работы педагогического состава. Именно поэтому и идут столь ожесточённые споры вокруг единого экзамена, который предстоит ещё долго совершенствовать. Кому хочется предстать "в неглиже" на всеобщее обозрение?

Как должна увязываться система обучения с системой наставничества покажет опыт. Но чтобы работа школ стала более эффективной, требуется, как минимум, осуществление следующих условий:

1. Должен закончиться период безденежья и школ, и учителей;

2. Должен улучшиться качественный состав педагогического персонала;

3. Ученик должен отчётливо представлять себе, во что обходится семье его обучение.

4. Ученик должен понимать, что аттестат – это тот минимум, который он должен получить (не получит – не может стать полноправным членом общества). Его главной задачей является формирование собственного человеческого капитала, а школа лишь создаёт для этого соответствующие условия.

5. Должна быть разработана и введена система самооценки учащимся (и любым членом общества) собственного человеческого капитала (возможно, та же система "ай-кю").

Date: 2015-09-22; view: 252; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию