Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Обеспечение равноправия членов общества в вопросах, связанных с образованием ими своего человеческого капитала и получения важнейших социальных услуг
То, что человек начинает свою полноценную жизнедеятельность как новая личность или член новой семьи, не будучи обеспеченным многими необходимыми жизненными факторами, – это объективная данность. То, что старая семья, хотя и далеко не каждая, способна, во многом помочь "новой семье" в этот период становления, это тоже факт. Но и число физических лиц, для которых этот "трудный период" часто затягивается на всю жизнь, и они чувствуют себя общественными изгоями, в результате исчисляется миллиардами. Ссуда должна полностью лишиться коммерческого характера, который ей присущ сегодня, так как, экономически, сама она преобразиться в новые деньги не может. Ссуда – это социальная услуга, используемая для помощи физическому лицу (лицам) либо в образовании самого человеческого капитала, либо в создании имущественного капитала (затратные процессы), в осуществлении которой и само лицо её получающее, и общество в целом, заинтересованы значительно больше, чем, например, в получении пенсий. Пенсии нужны для личных целей членов общества, а ссуда нужна для образования движущих сил экономического развития. Общий принцип "получать в меру участия" (т.е. в меру использования своего человеческого капитала) достаточно разумный. Но использовать его можно только тогда, когда человек уже обладает человеческим капиталом. Но сначала его нужно создать. Процесс образования человеческого капитала и его последующей "притирки" занимает примерно 15-20 лет, причём, последний десяток лет человек уже вполне взрослый, часто имеющий свою семью. И в течение этого времени член общества находится в прямой зависимости и от использования им человеческого капитала, который он ещё не успел, как следует, освоить, и от естественного недостатка денег, особенно необходимых, именно, в этот период. Данный вопрос можно решить сравнительно просто только в том случае, если денежная ссуда используется в обществе по своему назначению, т.е. для образования человеческого капитала. А не рассматривается как источник обогащения, которым она не может быть в силу своей экономической природы. Следует признать, что достижение оптимального решения данных вопросов много важнее любых других задач, решением которых может быть занято современное человечество. Особенности человеческого капитала заключаются в том, что эта форма капитала наиболее эффективно проявляет себя именно в совокупности с человеческим капиталом других членов общества. Самые выдающиеся достижения человечества всегда основаны на использовании совокупного капитала группы лиц, специально пообобранных для решения конкретной технической задачи. В оптимальном решении вопросов, связанных с формированием человеческого капитала конкретного члена общества, все остальные члены общества заинтересованы ничуть не меньше самого получателя, так как, тем самым, обеспечивается создание и наиболее эффективное использование совокупного "человеческого капитала", который фактически является и общим достоянием всего человечества. и фактором, образующим вместе с природной энергией движущие силы каждого конкретного юридического лица. Современное общество, в том числе, Россия, имеет в рассматриваемом вопросе вполне достаточный опыт, чтобы сделать правильные выводы. Ограничимся советским и российским опытом, включающим в себя практическую проверку двух вариантов: − безвозмездное предоставление государством (т.е. обществом, у которого государство является "приказчиком") важнейших социальных услуг по обеспечению члена общества образованием, медицинским обслуживанием и жильём; − предоставление тех же важнейших социальных услуг на коммерческой основе. К сожалению, даже беглый анализ этого опыта приводит нас к выводам, что оба варианта оказались, практически, непригодными. Коммерческий вариант принципиально недопустим, не только потому, что существующие различия в материальном положении членов общества уже исключают равноправие в получении ими важнейших услуг, Чисто коммерческие условия в формировании человеческого капитала и коммерческие услуги в сфере образования или медицинского обслуживания в государстве, признавшем себя "социальным", принципиально недопустимы. Чтобы получение важнейших услуг по формированию человеческого капитала поставить на коммерческую основу, нужно, в первую очередь, честно признать, что современное общество вообще отказывается от принципа равноправия членов общества. Просто, но честно. "Советский вариант", сравнительно неплохо обеспечивал равноправие членов общества в получении важнейших социальных услуг. Но осуществлялся этот процесс на таком низком уровне, что та же советская элита создала для себя собственную систему социального обеспечения, обслуживавшую привилегированную категорию населения. Но главное даже не в этом. Предоставление важнейших социальных благ не имело прямой связи с использованием человеком своего человеческого капитала, а рассматривалось просто, как обязанность государства. Но только по отношению к советской элите эта обязанность выглядела, действительно, прилично. А то, что для большинства населения эти блага были не самого высокого качества, то "дарёному коню в зубы не смотрят". В целом же естественное стремление человека наиболее эффективно использовать свой человеческий капитал, чтобы обеспечить возможность получения важнейших социальных услуг, подспудно "сидевшее" в сознании каждого человека, практически перестало быть стимулом его жизнедеятельности. А "на бутылку" и не мудрёную закуску хватало и той нищенской зарплаты, которую он получал. Понятие "совок" формировалось именно на такой системе услуг. Поэтому предлагается третий вариант. Услуги должны быть высочайшего качества, так как речь идёт о создании и сохранении человеческого капитала, т.е. самой высокой ценности, которая существует в современном обществе. Любые затраты на создание этих услуг окупаются сторицей, так как они связаны и с созданием человеческого капитала и с возможностью его эффективного использования. Но процессы оказания социальных услуг не должны превращаться в источник неэкономического обогащения, хотя он очень удобный именно для такой цели, так как государство должно тратить деньги на эти цели "по потребности". Более важной задачи для человечества не существует. Одновременно каждый член общества должен полностью оплачивать все услуги сам. Это поможет ему лучше понять, что те большие затраты, в которые обходится ему получение социальных услуг, окупятся тем скорее, чем эффективнее он сам будет использовать свой человеческий капитал Для этого государство предоставляет члену общества соответствующие беспроцентные ссуды, погашать которые он может начинать, допустим, по достижении 30-40 лет. Разумеется, тем семьям, доходы которых позволяют обходиться без ссуд, такие ссуды и не будут предоставляться. Но, благодаря системе таких социальных ссуд, каждый член общества обладает равными возможностями в получении благ, обеспечивающих образование, сохранение и использование человеческого капитала, и в получении хороших жизненных условий. Система предоставления социальных ссуд хорошо сочетается с системой банковского обслуживания каждого физического лица или семей с помощью УРЦ (учётно-расчётных центров), о чём ещё пойдёт речь. Последний вопрос из сферы обеспечения каждого члена общества важнейшими социальными благами, связан с выполнением каждым членом общества своих обязанностей по участию в общественно полезной деятельности. Тем более, что он связан не с расходом, а, наоборот, с созданием общественных средств. Задачей общества и государства является совсем не выплата пособия по безработице, которая превращает полноценного члена общества в общественного иждивенца, а полное исключение "безработицы", как общественного явления.. Но к обеспечению равноправия всех граждан безработица имеет самое прямое отношение, и её наличие может быть объяснено только масштабами лицемерия, существующего в современном обществе. В условиях товарного производства роль квалификации отдельно взятого участника юридического лица, часто имеющего и "свой" участок деятельности, становится решающим фактором, а полученные результаты становятся, как правило, общей совместной собственностью всех участников юридического лица. Поэтому и профессиональная подготовка участника, и зависящая от неё роль участника и величина получаемого им вознаграждения, определяются, фактически, тем, каким человеческим капиталом он обладает, и тем, как он его использует. Должно быть так, хотя существующие системы оплаты труда эту зависимость реализуют пока ещё плохо. А в решении вопросов образования и "распределения" некоторых важнейших благ ("человеческий капитал"; "рабочее время" и "свободное время"; "право на трудоустройство", получение "образования", "медицинского обслуживания", "ипотечных услуг") главным инструментом современного государства является лицемерие, что предопределяет неэффективность осуществляемых затрат, иногда весьма значительных. 4.3. Образование блага "человеческий капитал"
Современное общество формально не признаёт существования человеческого капитала, поэтому формально не существует и процесса его образования. Сегодня этот процесс происходит в форме получения обязательного общего школьного или среднего специального образования, обучения в ВУЗах, и процесса "самосовершенствования", который каждый осуществляет в меру понимания этой задачи и собственного желания. Получение, а, главное, усвоение необходимой информации, безусловно, является частью процесса формирования человеческого капитала, но только частью. Поэтому мы вынуждены разделить этот вопрос на два: модернизация де-факто существующего процесса формирования человеческого капитала и создание оптимального процесса образования человеческого капитала, полностью соответствующего объективной важности этой задачи. Начнём именно с процесса образования человеческого капитала, как главной перспективной задачи, в которой современная система образования, соответственно, модернизированная, должна занять соответствующее ей место. Date: 2015-09-22; view: 322; Нарушение авторских прав |