Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Меркурий как символ «двуликого бога» Януса‑Ивана





 

Скажем несколько слов по поводу высказанной Н.А.Морозовым мысли о том, что Меркурий соответствовал двуликому богу Янусу в римской мифологии. То есть — «богу Ивану», поскольку имя «Янус» или Ян — это то самое, что и Иван. Хорошо известно, что так произносят имя Иван, например, западные славяне.

Как уже было отмечено, греческое имя Меркурия было Гермес [26], с.151. По мнению языковедов это имя происходит от греческого слова «герма», которое означало «груду камней или каменный столб» [26], с.151. Считается, далее, что «гермы были путевыми знаками … охранителями дорог, границ, ворот (отсюда Гермес «привратный» — «Пропилей»)» [26], с.151. Таким образом, греческое имя Меркурия — «Гермес» означало что‑то вроде «привратный», «охранитель ворот». Но с другой стороны римский Янус считается именно «богом ворот», и даже его имя специалисты склонны производить от слова «ворота». Так, например, «Мифологический словарь» сообщает о Янусе следующее:

«Янус (от ianua, „двери“, «ворота»), в римской мифологии бог входов и выходов, дверей (эпитеты: «отпирающий» и «запирающий»)…» [26], с.679.

Таким образом, получается, что имена Меркурия‑Гермеса и Януса означали одно и то же. Кроме того, культы обоих этих «древнейших богов» были весьма близки и легко могли переходить друг в друга.

Как известно, Янус изображался двуликим: «Янус изображался с ключами, 365 пальцами по числу дней в году, который он начинал, и с двумя смотрящими в разные стороны лицами, откуда его эпитет „двойной“ (Geminus)» [26], с.679. Откуда взялась его двуликость — из «древней» мифологии не совсем ясно. «Его двуликость объясняли тем, что двери ведут и внутрь и вовне дома … а также тем, что он знает и прошлое и будущее» [26], с.679. Возможно, хотя такое объяснение кажется несколько натянутым. Но тогда Меркурий‑Гермес мог изображаться двуликим даже с большим успехом. Ведь Гермес, как считается, был «одинаково вхож в оба мира — жизни и смерти; он посредник между тем и другим, так же как и посредник между богами и людьми» [26], с.151. Ясно, что с точки зрения символики двуликость очень хорошо выражает как раз свойство посредничества. То есть — свойство Меркурия‑Гермеса. Это усиливает впечатление, что римский Янус — это тот же Гермес или Меркурий.

Как мы уже говорили, согласно нашей реконструкции, мифы о «древнейшем римском боге» Янусе‑Иване, скорее всего рассказывают нам в сказочной форме об основателе Великой Империи Иване Даниловиче Калите = Калифе, жившем в XIV веке н.э. В этой связи отметим, что Янус (Иван Калита?) считался самым первым и главным богом, и вообще «устроителем мирового порядка». Мифологический словарь сообщает: «При обращении к богам имя Януса призывалось первым. Он считался первым царем Лация (Лаций=Раций=Рас=Русь — Авт.) … Он принял у себя Сатурна и разделил с ним власть … жрецом его был заменявший царя «царь священнодействий» (rex sacrorum), возглавлявший иерархию римских жрецов … В песне салиев Янус именовался «богом богов» и «добрым создателем»… Впоследствии он трактовался как … первобытный хаос, из которого возник упорядоченный космос (то есть Великая Империя с ее упорядоченным государственным устройством, охватившим огромные пространства и положившим конец хаосу разрозненных государств, существовавших до того — Авт.), а сам он при этом … превратился в бога и стал блюстителем порядка, мира» [26], с.649.

Двуликость или двойственность Януса‑Гермеса могла, в частности, символизировать и то, что у истоков Великой Империи стояли два брата — Георгий Московский — Чингизхан и Иван Калита — Батый, [РЕК]:1. В этой связи, вдобавок к уже отмеченному выше тождеству имен «Иван» и «Янус», отметим также и бросающееся в глаза сходство: «Гер‑мес» — «Георгий Московский». Это сходство очень хорошо ложится на нашу гипотезу, хотя, конечно, и не является самостоятельным доказательством чего‑бы то ни было.

В старину Меркурий считался «самым главным богом» и на Британских островах. Об этом сообщает старинная английская хроника Гальфрида Монмутского «История бриттов», которая датируется историками XII веком н.э. [27], с 44, а по исправленной хронологии, скорее всего, была написана в эпоху XV‑XVII веков. После чего, как и прочие старые тексты, прошла через руки скалигеровских редакторов XVII‑XVIII веков. Итак, в хронике Гальфрида Монмутского читаем следующее:

 

«Мы чтим отчих богов — Сатурна, Юпитера и прочих, правящих миром, но в особенности Меркурия, которого на своем языке называем Воденом. Наши предки посвятили ему день четвертый недели (т.е. среду, так как первым днем недели считалось воскресение — Авт.), который и посейчас зовем по его имени воденесдей» [39], с.66; см. также [27], с.44.


 

Итак, оказывается, что Меркурий являлся верховным богом Воденом древних германцев, а значит — и верховным скандинавским богом Одином, который соответствовал Водену:

 

«Один в скандинавской мифологии верховный бог, соответствующий Водану (Вотану) континентальных германцев … Водан соответствует римскому Меркурию, тот же самый день недели (среда) связывается с его именем … В скандинавской мифологии Один — Глава Пантеона, первый и главный ас … Он живет в Асгарде (то есть в Ас‑Гарде, Орде асов — Авт.) в небесном, крытом серебром жилище (на самом деле палаты царей‑ханов в Руси‑Орде крыли золотом, но скандинавские сказители, видимо, не смогли себе этого даже представить — Авт.) … В «Деяниях датчан» Саксона Грамматика … Один и другие боги предстают древнейшими королями (и это правильно — Авт.). От Водана ведут свой род англосаксонские короли. Датский королевский род (согласно англосаксонскому эпосу о Беовульфе) ведет свое происхождение от Скьёльда — сына Одина. Согласно «Саге о Вёльсунгах», Один стоит у начала легендарного королевского рода Вёльсунгов, к которому принадлежит и Сигурд — знаменитый герой общегерманского эпоса» [26], с.410...411.

 

Согласно нашей реконструкции, здесь идет речь, скорее всего об основателе Великой = «Монгольской» Империи XIV‑XVII веков великом князе Георгии Даниловиче Московском, а также о его брате Иване Калите. Великий князь Георгий появляется на страницах истории и в старинных сказаниях по многими различными именами. В их числе:

Чингиз‑хан, то есть, вероятно, «Морской хан», так как Денгиз — море по‑турецки,

Гермес, то есть, вероятно, Георгий Московский,

Один, то есть единственный, один, что, вероятно, означало просто «самодержец»,

Водан, то есть, вероятно, «водный».

Со временем, мифологизированный образ Георгия Московского стал сливаться с образом его брата Ивана Калиты, который закончил дело Георгия и создал Великую Империю [РЕК]:1. Их двойной образ и лег, по‑видимому, в основу культа «двуликого бога» Януса — Меркурия — Гермеса.

В заключение отметим любопытный штрих. Прозвище «Калита» Ивана Калиты, по мнению историков, является названием сумки для денег или кошелька. Считается, что он получил такое прозвище за свое богатство [16], том 19, с.437. Но ведь это в точности соответствует тому, как «античные» римляне изображали Меркурия. «Как бог прибыли и обогащения Меркурий обычно изображался с кошелем» [26], с.361.

 







Date: 2015-09-24; view: 562; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию