Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Социальные статусы и социальные роли 1 page
§ 1 Социальный < тату<, ею понятие и виды § 2 Понятие и < триктцра < оциальной роли § 3 Ролевой конфликт и с гик обы ею преодоления § 1. Социальный статус, его понятие и виды Социальный статус и социальная позиция Одна из важнейших, фундаментальных характеристик личности — ее социальный статус. Само это понятие применимо но отношению как к личности, так и к социальной группе. В этой главе речь пойдет лишь о социальном статусе личности, который, однако, подчеркивает ее принадлежность не только к «самой себе», но и к определенной группе (либо группам). Собственно, в том и состоит главная особенность социального статуса — он соотносит личность, ее социальную позицию с позициями других людей, находящихся в составе как данной, так и иных групп. При этом нужно учитывать различные характеристики личности, обусловливаемые как естественными, так и социальными факторами. Поскольку основным понятием, с которым мы соотносим социальный статус, является социальная позиция, отметим, что иод пей будем понимать конкретное место, которое занимает индивид в социальной структуре, в системе общественных отношений. Определить социальный статус можно, следовательно, так: это социальная позиция, занимаемая человеком в системе социальных связей и отношений и обусловленная как естественными (раса, пол, национальность), так и социальными (профессия, доход, образование и т.д.) характеристиками. Виды статуса Концепция социального статуса была разработана американским социологом Р. Линтоном1. Понимая под ним позицию, занимаемую личностью в социальной структуре общества, Линтон ввел понятия двух стату- 1 См ■ Union R The Study ot Man N.Y., L, 1936 Глава 24 Социальные статусы и социальные роли сов — предписываемого (предписанного) и достигаемого (достигнутого). Первый (его иногда называют аскриптивным статусом) зависит от врожденных или природных свойств личности (пола, расо-во-этнических признаков). Второй есть результат трудовых и иных усилий самого человека, его профессиональных достижений, успехов в образовании, реализации способностей. Говоря о пред и исанном статусе, его следует отличать от прирожденного. Предписанного статуса можно достичь «естественным» путем, ничего для этого специально не делая. Принц становится королем после смерти своего отца на единственном основании — наличии родственных связей. Это не прирожденный, но и не достигнутый статус. Он — предписан (аскриптивен). Гораздо сложнее оказывается (или может оказаться) ситуация с прирожденным статусом. В 1930-х гг. (период введения этого понятия в научный оборот) трудно было себе представить, что наступит время, когда ни один из них не сможет быть «инвариантным». Как известно, сравнительно недавно стали делать хирургические операции по изменению пола и расы; что же касается национальной принадлежности (этнического статуса), то люди нередко сами выбирают, кем записаться (представиться), с какой нацией (этнической общностью) себя идентифицировать, особенно если родители не «мононациональны». Таким образом, понятие прирожденного статуса теоретически как бы «зависает в воздухе» в силу появляющейся неопределенности. Соотношение основных видов статуса на протяжении истории менялось. Если в доиндустриальных (примитивных, традиционных) обществах преобладал предписываемый статус, то в современном обществе — достигнутый. Действительно, сегодня от личности, результатов ее деятельности и акгивности зависит гораздо больше, чем это было не только тысячелетия и столетия, но далее десятилетия тому назад. Понимание такой ситуации крайне важно для каждого человека, и любое развитое общество стремится к формированию у него соответствующего отношения к достижению более высокого статуса. В качестве примера приведем длительное время пропагандируемое в США утверждение о том, что каждый сапожник может стать миллионером — при условии, если он будет много работать, учиться, не будет лениться и т.д. Правда, нелишне отметить и роль «врожденных» факторов — не столько природного, сколько социального характера. Имеются в виду богатые родители и получение наследства. Наряду с предписанным и достигнутым в социологии иногда говорят о смешанном статусе. Это происходит тогда, когда бывает непросто определить, какой вид статуса характеризует личность. Куда Раздел V Личность
, отнести статус, скажем, безработного? С одной стороны, он явно не предписан, но с другой — человек не стремится его достичь (как правило). Более того, он всеми силами не хочет для себя этого статуса, а причины, которые приводят к нежелательному «достижению», чаще всего от человека не зависят (банкротство предприятия, массовое сокращение в результате кризиса отрасли производства и т.д.). Можно было бы приводить немало примеров смешанного статуса, имеющих как индивидуальный, так и массовидный характер. Запрет КПСС в 1991 г. после известных августовских событий привел к тому, что многие миллионы советских людей лишились статуса члена этой партии, а сотни тысяч, занимавших места в ее аппарате, остались без работы. Многие из них вынуждены были стремиться к приобретению новой профессии и, следовательно, к достижению иного статуса. Статусный набор Статусов у человека бывает, как правило, большое количество. Так, говоря о молодом человеке X., можно выделить следующие: студент, член шахматной сборной университета, член профсоюза, муж, брат, дядя, избиратель и т.д. Все статусы человека в их совокупности принято называть статусным набором (термин Р. Мертона).Чем больше это г набор, тем многообразнее жизнь личности, многограннее ее включенность в систему межличностных и общественных отношений, и наоборот, чем ограниченнее статусный набор, тем менее «социальным» оказывается способ деятельности человека. Следовательно, о месте личности в обществе, социальных группах можно судить по той совокупности статусов, которыми она обладает. Однако при наличии любого набора статусов обязательно существует главный, определяющий жизнь личности. Он может быть связан с основным занятием, занимаемой должностью — другими словами, с тем, что решающим образом влияет на образ жизни, стиль поведения и общения. В нашем, приведенном выше случае таким будет статус студента. Следует отметить, что о статусе личности можно рассуждать только соотнося его со статусами других людей, взаимодействующих с ней в данной или в других системах. Так, если мы снова вернемся к статусу студента университета, то он будет иметь смысл прежде всего в отношении иных статусов в системе высшего образования: преподаватель, сотрудник, лаборант и т.д. В других системах взаимодействия этот статус потеряет свое значение, а на первое место выйдут иные статусы. К примеру, в семье и среди родственников главными окажутся статусы мужа, брата, дяди. Очевидно, таким образом, что подавляющее большинство характеристик личности имеет статусный характер, но не все. Там, где харак- Глава 24 Социальные статусы и социальные роли терисгика личности не содержит в себе социальной позиции, она не статусная (скажем, однорукий человек). Она может стать статусной лишь в том случае, если возникнут определенные условия, вызывающие ожидания соогветствующих моделей поведения (например, речь зайдет о поиске работы данному человеку, в ходе которого эту характеристику нужно будет учитывать как одну из наиболее важных). Статус бывает постоянным и временным, последний не зависит от срока пребывания в нем (можно быть женатым 20 лет или 20 минут). В качестве постоянного или временного могут быть и предписанный, и достигнутый статусы. Человек очень часто приобретает тот или иной временный статус. Зайдя в магазин, он становится покупателем, садясь в поезд — пассажиром, находясь на спектакле в театре — зрителем. Однако выходя из магазина, поезда, театра, человек теряет соответствующий статус. Каким бы статус ни был — предписываемым или приобретенным, постоянным или временным, он требует от индивида соблюдения определенных норм и правил поведения, которые, естественно, были бы социально одобренными. Важным условием реализации статуса является идентификация, т.е. психологическое отождествление себя со своим статусом. Садясь в вагон поезда, человек должен помнить, что он на некоторое время становится только пассажиром, а не, скажем, директором завода. Статусные обязанности и права Наличие статусных обязанностей и статусных прав вытекает из того, что статусы существуют объективно, независимо от имеющих их людей. Поэтому статус является совокупностью прав, обязанностей, привилегий. Именно они и отличают индивидов, находящихся в одной или разных социальных общностях и занимающих неодинаковые социальные позиции. Рассмотрим, к примеру, статусные характеристики участников вузовского процесса. Преподаватель вуза имеет такие статусные права, которых нет у студентов", читать им лекции, оценивать их знания, консультировать научные исследования и т.д. В этом смысле его статус в учебном заведении выше по рангу. В свою очередь различаются статусы преподавателей вуза: статус профессора выше, чем доцента, доцента выше, чем ассистента. Различия этих статусов обусловлены неодинаковыми правами и полномочиями. Так, наиболее сложную и ответственную учебную и научно-исследовательскую работу, требующую высокой квалификации, ведут профессора и доценты. С1атусные различия находят свое отражение в дифференцированной оплате труда: чем выше статус, тем больше оплата. Раздел V. Личность Наряду с правами статус содержит в себе и обязанности, которые должен соблюдать его «носитель». Плохое выполнение обязанностей может повлечь за собой лишение самого статуса. Если преподаватель вуза не обеспечивает необходимого качества учебной и научно-исследовательской работы, он может быть лишен своего статуса. Для этого существуют специальные, нормативно предусмотренные процедуры: пеизбрание на должность по конкурсу, приказ ректора вуза об освобождении от выполняемых обязанностей на основании соответствующих решений и представлений кафедр и деканатов и т.д. Невыполнение основных обязанностей студентом также влечет за собой возможность потери своего статуса. В данных случаях речь идет о потере формального статуса. Статус, престиж, имидж Поскольку в обществе существуют значительные статусные различия между людьми, изобретаются многочисленные способы их демонстрировать. Для этого существует статусная символика, представляющая собой совокупность внешних знаков отличия обладателей разных статусов. Ордена, медали, значки, воинские звания и погоны — все это символы определенных статусов. В таком же качестве может выступать одежда, хотя требования к ней с каждым годом становятся все более непритязательными. Профессор, читающий лекцию студентам в джинсах и свитере, уже не воспринимается как нечто из ряда вон выходящее (хотя по-прежнему трудно себе представить в официальной обстановке в таком виде, скажем, ректора, не говоря уже о министре). Однако подобное изменение символики профессорского статуса может иметь иное содержательное наполнение: например, сократить дистанцию между преподавателем и студентом, создать обстановку доверительности за счет совпадения внешних символов разных статусов — профессора и студента. Осмысление проблемы социального статуса 'Для личности имеет немаловажное значение. Участвуя в социальных действиях и входя с этой целью в различные социальные общности, человек занимает в них, как правило, неодинаковое место. Его положение обусловлено статусными взаимоотношениями с другими членами общности. Где-то статус человека выше, где-то ниже. Так, если студент приходит в баскетбольную команду или шахматный клуб, то его статус окажется зависимым от качества игры — собственной и партнеров, что в какой-то мере будет определять престиж данного студента. Однако на его престиж будут влиять и иные статусные характеристики, связанные с учебой, научными поисками, проявлениями товарищеской помощи и т.д. Престиж — сравнительная общественная оценка положения социального субъекта — имеет определенную шкалу (мы говорим о высоком, Глава 24. Социальные статусы и социальные роли не очень высоком, среднем, низком, очень низком престиже личности). Положение индивида на престижной шкале определяется понятием «ранг», который как раз и соответствует этому положению (высокий, низкий и т.д. ранги). Иногда под рангом в социологии понимают формальный, т.е. утвержденный властью статус индивида (к примеру, ранг посла, государственного служащего). В целом в глазах «значимых других» создается статусный образ человека. Его часто называют имиджем, хотя это не совсем одно и то же. Имидж — это комплексное представление, общественное мнение о поведении человека, имеющего определенный статус. Имидж имеет скорее не персонифицированный, а «типовой» характер — в том смысле, что представляет собой собирательный образ (имидж врача, ученого, педагога, рабочего, высокопоставленного чиновника и т.д.). Что касается статусного образа, то он относится больше к конкретному лицу, а не к собирательному представлению, доминирующему в обществе о чем-то (ком-то). § 2. Понятие и структура социальной роли - Каждый статус включает в себя выполнение некоторого количества социальных ролей, соответствующих ему (рис. 9). Поэтому перейдем к рассмотрению этой, не менее значимой характеристики личности. Понятие роли Социологи шутят, что основателем теории социальных ролей является... Шекспир. При этом они часто ссылаются на слова великого драматурга в пьесе «Как вам это понравится»1: Весь мир - театр. В нем женщины, мужчины — все актеры. У них свои есть выходы, уходы, И каждый не одну играет роль. Что же, сказано справедливо. Понять личность, ее деятельность без указания на выполняемые социальные роли нельзя. На этом положении в значительной степени базируется вся социологическая теория ролей личности, основные положения которой были высказаны еще в 1920—1930-х гг. американскими учеными Дж. Мидом и Р. Лин-тоиом. Человек с самого рождения научается играть многочисленные роли, существование которых обусловлено требованиями общества, конкретной социальной общности. 1 См: Шекспир В. Поли. собр. соч: В 8 т. М., 19S9 Т. 5 С. 47.
Глава 24 Социальные статусы и социальные роли им приводится роль проститутки. Первая характеристика имеет практически нулевую отметку в связи с тем, что сама роль не предполагает проявления чувств к клиентам. С точки зрения способа получения это достигнутая, а не предписанная роль, поскольку для ее реализации необходим определенный опыт соответствующей деятельности. Масштаб эгой роли имеет совершенно конкретные очертания — сексуальные услуги за плату. Описываемая роль отличается формализованным характером в том смысле, что выполняется в соответствии с принятыми нормами — за конкретный вид услуг устанавливается определенная плата. Наконец, мотивация этой роли очевидна — получение материальной выгоды за оказываемые услуги. Социальная роль формирует определенную модель поведения, показывает, как действовать индивиду в конкретной ситуации. В этом смысле каждая роль имеет свою «внутреннюю дисциплину». Она воспитывает индивида, создает определенные рамки его деятельности, предлагает ему типовой образец поведения и его самого как действующею лица (в социологии принято обозначать индивида в этом случае термином «актор»). Роль в театре и в жизни Здесь возникает один непростой вопрос, связанный с проведением параллели между исполнением роли актером в театре и индивидом в жизни. Вполне возможна иллюзия прямой аналогии, но ее не должно быть в силу по меньшей мере трех обстоятельств — временного, пространственного и содержательного характера. Роль в театре играется только во время представления, тогда как выполнение той или иной социальной роли в жизни, как правило, длительно и охватывает не часы, а годы и даже десятилетия. В пространственном отношении различие еще более очевидно: в одном случае это сцена, в другом пространство не имеет границ (даже если эта роль замыкается, скажем, рамками семьи — роль сына, мужа, отца человек выполняет всюду, где бы он ни находился). Наконец, самые разительные отличия существуют в содержательном плане. В театре роль играют, в жизни этого делать нельзя, ибо играть социальную роль означает возможность быстро выйти из нее, делать что-то имеющее внешний характер по отношению к сущностным потребностям человека. В крайней форме это может означать даже то, что человек кем-то (чем-то) «притворяется» Можно ли «притворяться» сыном, мужем, отцом, студентом, профессором, владельцем собственности? В определенной степени, конечно, да, но если именно играть эти роли, а не быть в жизни сыном, мужем, отцом и т.д., т.е. выполнять их по отношению к родителям, жене, детям. Поэтому понятие социаль- Раздел V Личность ной роли существенно отличается от понятия просто роли (не обязательно театральной: например, мы обращаемся к кому-то с просьбой сыграть отвлекающую роль в данной конкретной ситуации). Здесь есть один терминологический нюанс, который подчеркивает показанное различие: социальные роли выполняются, остальные — играются. Виды социальных ролей Социальные роли могут быть как институциональными, т.е. официально санкционированными, так и н е и н с т и т у ц и о н а л ь н ы м и. В первом случае они опираются на право и закон, во втором — контролируются силой общественного мнения, обычаями, нравами. К примеру, в трудовых коллективах часто оказываются два лидера — формальный (начальник, назначенный по приказу) и неформальный — человек, к которому обращаются за помощью и советом и надеются на его поддержку. В первом случае роль лидера институциональна, во втором — нет. Роли личности различаются по своей значимости. Одни из них являются ведущими, если они отражают требования, обусловленные разделением труда и положением в обществе данной социальной группы. Другие могут быть второстепенными. Так, если человек встал к станку, то его главной социальной ролью будет роль рабочего. И здесь важно то, как он ее выполнит: окажется качество труда высоким, значит, справился, если нет, то, естественно, не справился. При всем том он может быть спортсменом, отцом семейства, наконец, просто хорошим человеком. Но это уже не будет иметь решающего значения. Недаром говорят: «Хороший человек — это еще не профессия». Многие люди в нашем обществе, не выполняя по-настоящему своей основной социальной роли (рабочего, студента, инженера, педагога), до недавнего времени искали социального признания, играя иные роли (в спорте, художественной самодеятельности, в общественных движениях, партии, профсоюзах). На протяжении многих десятилетий, предшествовавших современному периоду развития нашего общества, такой компенсаторный механизм работал вполне успешно. Он давал возможность человеку проявить себя не в основной сфере деятельности (где он не мог или не хотел этого делать), а в иных ролях, получая при этом заработную плату за то, чем реально не занимался. Для личности становилось главным то, что для общества было второстепенным. Возникала парадоксальная ситуация: выигрывала личность, проигрывало общество, и наоборот. Думается, в этом противоречии заключена одна из основных причин глубочайшего социально-экономического и морального кризиса, в котором оказалось наше общество и Глава 24. Социальные статусы и социальные роли из которого оно нс выбралось до сих пор. Лишь то общество может процветать, где личность выполняет, притом качественно, прежде всего свои основные социальные роли — работника, студента и т.д. Все остальные могут выполняться ею более или менее удачно, но это не должно приводить к подмене первых вторыми. К сожалению, стремление уйти от качественного выполнения основной социальной роли характерно для значительной части молодежи. Об этом свидетельствуют нежелание приобретать знания, работать над собой, надежда проскочить «на шермачка», выехать па подсказке, шпаргалке. Любопытная с этой точки зрения ситуация возникла, когда начались визиты американских и российских школьников и студентов соответственно в Россию и США и их совместные занятия. Юные американцы никак не могли понять сверстников из России, ждавших от них подсказки на уроках, и удивлялись, когда наши ребята просили о такой «помощи». Не с этого ли начинаются хорошие и плохие работники? Суждение это имеет, конечно, частный характер, но думается, что пищу для размышлений оно дает. Структура роли Какие бы социальные роли личность не выполняла, все они «заданы», т.е. предписаны обществом и социальной средой. Поэтому, говоря о структуре роли, нужно иметь в виду в первую очередь ролевое предписание и ролевое ожидание. Это то, что общество (конкретная социальная общность, организация, социальный институт) требует от личности (предписывает ей) и в то же время ожидает выполнения. Поэтому в социологической теории ролей обращается особое внимание па то, как личность исполняет роль (ролевое исполнение — еще один элемент структуры роли), насколько это исполнение (ролевое поведение) соответствует ролевым предписанию и ожиданию. Необходимо отметить, что зависимость между ролевым ожиданием и ролевым поведением имеет неустойчивый характер. Она не укладывается в рамки жесткой, предсказуемой схемы. Это происходит потому, что поведение человека является продуктом уникального, присущего только ему способа толкования ролевых ожиданий. Люди не исполняют свои роли по заданному сценарию, часто они просто импровизируют по ходу действия. Отсюда следует возможность возникновения ролевых напряжений и даже конфликтов. Значит, сама структура социальной роли имеет противоречивый характер и содержит в себе предпосылки коллизий между личностью и ее социальным окружением — как ближним, так и дальним. Раздел V Личность § 3. Ролевой конфликт и способы его преодоления Ролевая напряженность Строго говоря, ролевые противоречия возможны не только в структуре ролей, но и в том их большом количестве, которое обычно присуще деятельности индивида, особенно если он проявляет социальную активность. Поэтому молено считать, что конфликты объективно заложены в систему социальных ролей личности. Р. Мертон назвал ролевым конфликтом ситуацию, связанную с необходимостью удовлетворять требованиям двух или более ролей1. Однако для возникновения ролевой напряженности вполне может «хватить» и одной социальной роли, особенно если она оказывается главной. Так, руководитель небольшого коллектива в отношениях с подчиненными проявляет доброжелательность и отзывчивость, без чего ему не выполнить успешно свою главную роль. В то же время ему приходится иметь дело с начальством, обвиняющим его в «либерализме», требующим (далеко не всегда обоснованно) увеличения производительности труда и улучшения качества изготовляемых изделий и при этом предъявляющим претензии к работе отдельных членов коллектива. Естественно, что в отношениях с начальством руководителю приходится защищать честь всего коллектива (что означает в итоге и защиту собственной чести), проявляя при этом твердость и наступательность. Таким образом, на почве выполнения главной социальной роли возникает ролевая напряженность. Источниками ролевого напряжения могут быть неправильное понимание будущей социальной роли, а также слабая подготовка к ее выполнению. Следствием этого может стать низкий уровень выполнения данной роли. Примером такой ситуации служит роль студента в том виде, как она часто представляется абитуриенту, и недостаточная подготовка к ней в довузовский период жизни У многих поступивших в вуз «новобранцев» представление о роли студента ассоциируется со словами старой студенческой песни: «Живут студенты весело от сессии до сессии, а сессия всего два раза в год». Реальное ролевое поведение в соответствии с ролевым предписанием и ролевым ожиданием входит в конфликт со сложившимися ранее представлениями, вызывая большие сложности адаптационного периода. Подготовка к выполнению социальной роли Проблема подготовки молодежи к новым социальным ролям — одна из самых сложных. Прежде всего это касается будущих профессиональных 1 См Merton RK The Role-set Problems in Sociological Theory // British Journal of Sociology 1957 № 8 Глава 24 Социальные статусы и социальные роли ролей. Но, разумеется, дело не сводится только к ним. Имеет существенное значение и выполнение в строгом, узком смысле слова социальных ролей. К ним следовало бы отнести в первую очередь многочисленные роли семьянина и гражданина. Когда речь заходит об инфантилизме молодых людей, то имеется в виду как раз личная неподготовленность к выполнению главных социальных ролей В основе этой неподготовленности — дефицит социальной ответственности. Очевидно в таком случае, что один из наиболее надежных способов преодоления (а еще лучше не-допускания) ролевого конфликта либо напряжения — формирование и развитие у индивида социальной ответственности. Значительная часть ролевых конфликтов обусловлена существующей дифференциацией жизни людей, и прежде всего наличием двух основных сфер деятельности — семейной и производственной, роли личности в которых всегда существенно различаются и по содержанию, и по напряженности их выполнения, и по эмоциональному накалу, и по многим другим характеристикам. Далеко не всегда индивид умеет вовремя «выйти» из одной роли и «войти» в другую так, чтобы это прошло безболезненно для окружающих и его самого. Проблема состоит в том, чтобы «выключить» роль из сознания, забыть о ней, хотя делать это часто совсем не просто. Представим себе врача-хирурга, который после операций (иногда с летальным исходом) приходит домой в состоянии крайнего ролевого напряжения. Естественно, возникает необходимость снятия его. Весь вопрос в том, как оно будет происходить, «не пострадают» ли от этого члены семьи, на которых могут «выплеснуться» горечь, раздражение, усталость и т.д. Иная типичная ситуация — муж или жена выполняют очень значимые и высоко престижные социальные роли на работе, будучи руководителями высокого ранга Приходя домой, они часто продолжают вести себя так, будто они все еще находятся в этой роли — руководя, командуя, раздражаясь по каждому поводу Находясь в одной семье, где жена — известная певица, солистка оперного театра, народная артистка Российской Федерации, профессор консерватории, — довелось однажды услышать, как муж сказал ей: «Дорогая, народная артистка ты в театре, профессор в консерватории, а дома ты моя жена — и только, и пожалуйста, помни об этом». Наверняка такие же слова говорят многие жены своим мужьям, занимающим высокие руководящие посты. Ясно, что подобные случаи вызваны конфликтами между выполнением основных ролей дома и на работе. Однако такие конфликты совсем не обязательны Более того, анализ реального ролевого поведения дает многочисленные примеры прямо противоположного характера, когда жесткие и даже жестокие Раздел V. Личность на работе люди оказывались в ролях прекрасных и добрых мужей и отцов. В этом плане представляют интерес письма домой начальников немецких концлагерей, многие из которых сейчас опубликованы. Являясь палачами и убийцами на службе, каждый из них одновременно выглядит, судя по письмам, как хороший и заботливый семьянин. Date: 2015-09-24; view: 360; Нарушение авторских прав |