Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Социальные статусы и социальные роли 5 page
2 См.: Parsons Т., Bales R, Family, Socialization, and Inlet action Process. Glencoe, 1955 3 Смелзер Н.Дж. Социология. С. 659. 4 Там же. С 126. Глава 27. Социализация личности не одно и то же. Количество этапов называют разное, а фазы, как правило, рассматриваются одни и те же. При этом каждый этап социализации личности может включать в себя те же фазы, что присущи другим этапам. Фазы имеют предметный, конкретный характер, по-разному проявляясь на каждом этапе социализации. Их принято определять как фазы адаптации и интериоризации (интернализации). Выявляем ли мы особенности социализации ребенка, школьника, студента или работника — члена трудового коллектива, в любом случае придется анализировать обе эти фазы. Поэтому, прежде чем рассматривать последовательно этапы социализации, необходимо раскрыть содержание каждой из ее фаз. Фаза адаптации Адаптацию чаще всего характеризуют как приспособление личности к окружающей социальной среде и ее освоение. Смыслом этого освоения выступает принятие личностью норм и ценностей среды, будь то социальная общность, организация, институт, включение человека в различные формы предметной деятельности и взаимодействия, имеющиеся в этих социальных образованиях. Адаптация — это начальный этап процесса включения и интеграции индивида в социальную, образовательную, профессиональную среду, основанный на реальном, повседневном, регулярном взаимодействии с ним. Основная функция адаптации — освоение относительно стабильных условий среды, решение повторяющихся, типичных проблем путем использования принятых способов социального поведения, действия. Адаптация выступает как недостаточно глубокий, преимущественно внешний процесс социализации, приобретая при этом активную и пассивную форму. Активная форма заключается в стремлении личности не только понять и освоить нормы и ценности социальной среды, виды деятельности и взаимодействия, принятые в ней, но и выразить свое индивидуальное отношение к ним, часто проявляющееся в неудовлетворенности ими и желании их изменить. Пассивная форма адаптации проявляется в «молчаливом» принятии этих норм и ценностей и безусловном подчинении им. Разумеется, она не обязательно означает одобрение всего того, к чему нужно приспосабливаться. Сутью адаптационных процессов выступает взаимодействие личности — субьекта адаптации и социальной среды. В процессе этого взаимодействия адаптивная деятельность не всегда имеет позитивную направленность. Это происходит в тех случаях, когда индивид выбирает себе адаптационную «нишу» из консервативных элементов среды, либо когда воздействие адаптирующей среды столь сильно, что подавляет Раздел V. Личность возможности творческой самореализации адаптанта и надолго их консервирует. В подобной ситуации возникает состояние, исход которого зависит не столько от субъективных качеств и свойств личности, предпринятых ею усилий, сколько от активности адаптирующей среды. Если эта среда обеспечивает ряд необходимых условий для достижения совместимости с нею адаптанта, то его действия будут направляться на ускорение темпов этого процесса, сознательное овладение теми или иными способами адаптивной деятельности. В итоге признаки адантированности будут нарастать, а социализация — благополучно осуществляться. Следовательно, процесс адаптации может быть успешным и безуспешным, что выражается в соответствующих социологических показателях. В первом случае это может быть высокий социальный и профессиональный статус индивида, его удовлетворенность содержанием предметной деятельности и взаимодействием с социальной средой. Во втором случае эти показатели будут диаметрально противоположными, крайней же формой безуспешной адаптации станет дезадаптация и ее конкретные проявления — текучесть кадров, миграция, разводы, отклоняющееся поведение и т.д. Именно эти характеристики дезадаптации и выступают десоциализирующими факторами. Адаптация личности имеет большое видовое разнообразие, выступая как социально-профессиональная, социально-бытовая, социально-политическая, социально-психологическая, социокультурная^. В основу этой классификации положено видовое разнообразие адаптационных процессов. Конечно, в объективной реальности все названные направления адаптации не изолированы, а взаимосвязаны и взаимообусловлены. В условиях современной России, переживающей переходное состояние от социализма и постсоветского общества к новому социальному обустройству, проблема адаптации личности приобретает особое значение в рамках общего процесса ее социализации. Адаптация превращается в социальную и психологическую способность личности пережить чрезвычайную, кризисную ситуацию перехода от одних общественных порядков к другим. Задача социологии состоит в том, чтобы определить возможности успешной адаптации в этих условиях и характер ее протекания, что будет свидетельствовать о степени устойчивости проводимого в стране курса социально-экономических и политических реформ. Чем успешнее осуществляется адаптация, тем надежнее социальные перемены, происходящие в стране, хотя совершенно очевидна и обратная ' См ШппкЛЛ Социокультурная адаптация в cobcickom общее me философско-социсшо! ическис проблемы Красноярск, 1991. С 21 Глава 27 Социализация личности 499 зависимость. Кстати, именно она и является наиболее фундаментальной. Что же касается эффективности процесса адаптации, то уровень ее выступает здесь как один из главных показателей результативности реформ. Фаза интернализации Второй фазой социализации личности является интернализация (инте-риоризация). Она означает сущностное, глубинное включение индивида в процесс, освоение его таким образом, что происходит органичное превращение норм, стандартов, стереотипов поведения, ценностей, характерных для внешней среды, во внутреннюю «принадлежность» личности. Это процесс перевода внешних требований во внутренние установки человека. Интернализация как фаза социализации осуществляется всегда на основе адаптации и в этом смысле оказывается более «затянутой» по времени своего осуществления, более длительной и фундаментальной. В результате интернализации у личности появляется система твердых социальных регуляторов поведения, соответствующих как требованиям общества, так и конкретной социальной общности (либо социального института, организации). Интернализация личности означает полное ее включение в ту или иную социальную структуру, в ряде случаев даже «сращивание» с ней. Последнее происходит тогда, когда деятельность какой-либо конкретной структуры трудно представить себе без того или иного человека. Э го может быть руководитель или основатель данной структуры (хотя в общем такое совсем не обязательно). Человек, становящийся необходимым и незаменимым в той или иной среде, самим фактом подобного статуса свидетельствует об успешности его интериоризации. Ее важным фактором является активное и плотное взаимодействие с членами данной социальной среды по поводу осуществления того или иного вида предметной деятельности. Социализация: основные подходы к ее периодизации Теперь необходимо рассмотреть этапы социализации. Эта проблема является дискуссионной, начиная с вопроса о том, имеет ли социализация границы, и кончая обсуждением количества ее этапов. В отношении первого есть две основные точки зрения. Одни авторы — их подавляющее большинство — полагают, что процесс социализации «сопровождает» человека на протяжении всего жизненного пути и завершается лишь с его смертью. Другие считают, что социализация, начинаясь с самого раннего детства, завершается периодом достижения социальной зрелости и вступления в этап профессионально-трудовой деятельности. Раздел V. Личность
Еще большее разнообразие взглядов связано с вопросом о том, в рамках каких этапов осуществляется социализация личности. Одна из наиболее распространенных точек зрения состоит в том, что существует три основных этапа социализации — до трудов ой, трудовой, после трудовой (связанный с выходом человека па пенсию). В этой позиции нетрудно обнаружить присутствующий в качестве критерия выделения этапов социализации известный тезис К. Маркса и его последователей о решающей роли труда в жизни человека. Такой подход представляется вполне обоснованным и имеющим полное право на существование и изучение основных этапов социализации. Однако его уязвимым местом является значительная, даже чрезмерная длительность каждого этапа. На самом деле в рамках любого из них существует ряд более дробных по времени протекания периодов социализации. Такой же уязвимостью отличается и другой подход, в соответствии с которым его авторам более целесообразным представляется выделение первичной и вторичной социализации (или ресо-циализации). При этом к этапу первичной социализации относят период от рождения человека до формирования зрелой личности, к этапу вторичной социализации (ресоциализации) — период ее социальной зрелости. По всей видимости, необходимо более конкретное, дробное выделение этапов социализации. И дело здесь не только в ином теоретическом подходе, а в его практической целесообразности. Выделение достаточно ограниченных по времени и базирующихся на определенных критериях этапов социализации позволяет строить определенным образом деятельность «агентов» социализации, ее социальных институтов с тем, чтобы максимально учесть специфические особенности каждого из конкретных периодов жизненного пути личности. Говоря о критериях этапов социализации, нужно иметь в виду прежде всего три главных: время физического и социального созревания; характер (особенности) доминирующих форм (видов) деятельности; основные социальные институты («агенты») социализации. В соответствии с этими критериями можно выделить следующие этапы социализации. Первый — младенчество (от рождения до примерно трехлетнего возраста), основная форма деятельности на этом этапе — общение. По мнению некоторых исследователей (достаточно спорному), на данном этапе «социализация фактически еще не доносит до ребенка свои воздействия»1. Основными агентами социализации выступают семья, ближайшие родственники. 1 КаганМС Философия культуры. СПб, 1996 С 301 Глава 27 Социализация личности Второй — детство (от 3 до 6—7 лет). Здесь основной формой деятельности становится игра, причем прежде всего ролевая. Ребенок учится, «примеривает» па себя различные социальные роли — мамы, папы, воспитательницы детского сада, продавца магазина и многие другие. Наряду с семьей возникает новый социальный институт социализации — дошкольное образовательное учреждение. Переход от моноинституциональной к полиинституциональной социализации бы вает весьма трудным и мучительным для ребенка. Немало детей так и не могут ощутить в полной мере благоприятного характера этого перехода, прежде всего чисто психологически. Для некоторых посещение детского сада — настоящая драма, со слезами, с просьбами к родителям не отдавать их в садик, потому что «там плохо, а дома хорошо». В рамках детства появляется еще один институт социализации — массовые средства информации, точнее, телевидение. Но его «внедрение» в жизнь не доставляет ребенку психологического дискомфорта, тем более что телевизионные передачи дети смотрят дома, в семейном окружении, чго лишь добавляет положительные эмоции. Третий этап охватывает период от 6—7 до 13—14 лет. В рамках этого этапа происходит несколько крутых перемен, настоящих переломов, характеризующих особенности социализации. Во-первых, меняется основная форма деятельности: вместо игры (хотя она часто продолжает сохранять значительное место в жизни ребенка) появляется учеба, которая становится основным средством познания мира, жизни, отношений. Во-вторых, на смену дошкольному учреждению приходит институт школы как основной (наряду с семьей) фактор социализации. В-третьих, происходит половое созревание, накладывающее свою особую печать па процесс социализации. Четвертый этап имеет нижней границей подростковый возраст (13—14 лет) и характеризуется известной временной неопределенностью верхнего рубежа. В содержательном отношении это завершение учения и переход к профессионально-трудовой деятельности. У одних он происходит в 18 лет, у дру1их — в 23—25 и даже позже. Основной формой деятельности продолжает оставаться образовательная, однако серьезную конкуренцию ей составляют досуговая деятельность и общение. Завершается половое созревание личности, и — чаще всего — начинается половая жизнь. В рамках именно этого этапа происходит выбор профессии, способа достижения карьеры, путей построения дальнейшей жизни, что имеет подчас решающее значение в процессе социализации. Создаются все условия для мировоззренческой рефлексии, адекватного осознания себя, своих способностей и предназначения. Рассматривая роль институтов
Раздел V. Личность социализации на этом этапе, необходимо отметить снижающееся значение семьи, сохраняющееся — учреждений образования и резко возрастающее — социальной микросреды, товарищеского окружения. Подчеркивая важность каждого этапа социализации из тех, что были и будут еще рассмотрены, вес лее необходимо подчеркнуть особое место только что охарактеризованного. Он как бы подводит итог, завершает «восходящую» траекторию социализации и создает предпосылки для перевода развития личности в состояние физической, психологической и социальной зрелости, определенной стабильности (которая, впрочем, в дальнейшем может неоднократно нарушаться жизненными «бурлесками»). Здесь возникает вопрос о том, что такое зрелость. Прежде всего это самостоятельность личности в решении основных вопросов жизни. К их числу, а стало быть к критериям зрелости, могут быть отнесены следующие возможности: самостоятельно зарабатывать, обеспечивать себя средствами к существованию; самостоятельно выбирать тот или иной путь в жизни, способ и характер профессиональной деятельности; жить и быть независимым от родителей или других родственников; самостоятельно распоряжаться заработанными средствами. Пятый этап охватывает временные рамки функционирования социально зрелой личности (от 20—25 до 35—40 лет). Он характеризуется ее (как правило) высокой активностью в профессиональной сфере, созданием собственной семьи, в связи с этим превращением личности из «объекта» в «субъект» социализации. На этом этапе происходит полное раскрытие личностного потенциала, чему могут способствовать основные институты социализации — производственный (трудовой) коллектив, семья, средства массовой информации, образование и др. Ведущими формами деятельности, наряду с профессионально-трудовой, могут быть семейно-бытовая, образовательная, общественно-политическая, досуговая, деятельность общения. Шестой этап связан с возрастным периодом от 35—40 до 55—65 лет, т.е. от времени пика зрелости до выхода на «заслуженный отдых» пенсионерского бытия. Некоторые ученые придают этому этапу социализации чрезвычайное значение. Так, Э. Эриксон (США) считает, что именно в это время проявляется ярко выраженное стремление человека либо к активному развитию, творчеству, либо к постоянству, покою и стабильности. В связи с этим особую роль приобретает институт работы и его способность создать условия для интересного, насыщенного, активного труда. Следствием такого интереса может быть удовлетворенность личности своим статусом. Основными формами деятельности, наряду с про- Глава 27. Социализация личности ■ 503 фессионально-трудовой, являются семейно-бытовая (включая воспитание детей и внуков), социально-политическая, досуговая. Если этот этап социализации, полагает Эриксон, не будет ознаменован интересом к труду и активной профессиональной деятельности, то возникнет желание стабильности, а боязнь нового и его отвержение остановят процесс саморазвития и станут гибельными для личности. Наконец, завершающий, седьмой этап социализации наступает в условиях пенсионного возраста и отказа личности от активной профессионально-трудовой деятельности. Большое значение в процессе социализации может иметь переключение человека на иные формы деятельности, которые могли бы стать для него доминантными и приносить глубокую удовлетворенность. На этом этапе происходит осмысление пройденного жизненного пути, его оценивание, что может приводить к последствиям двоякого порядка: имеет место либо осознание идентичности, целостности прожитой жизни, либо неудовлетворение ею и даже отчаяние от того, что она оказалась никчемной и не принесла никому пользы. Не очень хорошее физическое состояние человека, вызванное возрастом и пошатнувшимся здоровьем, может усугубиться психологически и привести к невротизации. На последнем этапе социализации личности особую роль играют социальные институты, связанные с возможностью ее социальной защиты и оказания ей морально-психологической помощи. Конечно, нельзя недооценивать роль семьи, которая становится вновь столь же значимой, сколь была на первых этапах социализации. Все возвращается на «круги своя»... § 2. Социальные факторы социализации Социальные факторы как условие социализации Из сказанного выше очевидно, что социализация личности осуществляется в процессе ее взаимодействия с многообразными факторами. Среди них можно выделить социальные группы, организации и, конечно, социальные институты, рассмотрение роли и значения которых в социологическом плане является едва ли не самым важным. Если проследить общую тенденцию перехода от одного этапа социализации к другому, то она будет состоять в движении от ее монофакторного (семья) к полифакторному характеру и затем к заключительному этапу социализации — в обратном направлении. Чем больше социальных факторов вовлечено в процесс социализации, тем насыщеннее и интенсивнее он протекает. Раздел V Личность Их отсутствие делает социализацию невозможной. Об этом свидетельствуют описанные в литературе случаи (ставшие уже хрестоматийными) естественной и искусственной изоляции детей. Один из них — случай с двумя индийскими девочками Амалой и Камалой, которых утащили и вскормили волки. Девочек нашли и попытались вернуть к человеческой жизни, однако практически почти безуспешно. Одна из девочек прожила недолго, другая, несмотря на активные попытки включить ее в процесс социализации, так и не сумела достичь уровня своих сверстниц. Что касается случая искусственной изоляции ребенка, то он также описан. Речь идет о девочке Изабелле, незаконнорожденной дочери глухонемой женщины, которая скрывала ее от семьи, где работала прислугой. Девочка владела лишь языком знаков, по не умела общаться с людьми. В возрасте 6 лет ее пашли, при этом она проявляла по отношению к людям звериный страх и враждебность. Только после многолетнего обучения Изабелла в конце концов стала нормальным человеком. Как видно, описаны два случая с разным исходом. Но оба они свидетельствуют об одном и том же: там, где вовремя вступают в силу социальные факторы социализации, в том числе и такие важные, как язык, речь, детские игры, возможно «возвращение в общество». Если такового воздействия нет, социализация немыслима. Макро-, мезо-, микрофакторы Факторы социализации можно рассматривать в их различных сочетаниях. Одно из них — выявление макро-, мезо- и микрофакторов, влияющих на социализацию личности. Макрофакторы — это прежде всего общество, государство, его социальные институты, средства массовой информации. К мезофакторам относятся те, что составляют социум личности в широком плане: тип поселения (регион, город, село), этнос, к которому она принадлежит (или относит себя), местные средства массовой информации, предприятие, учебное заведение, учреждение, в котором личность работает или учится. К мезофакторам, видимо, следует отнести и церковь. Микрофакторами являются те, что непосредственно влияют на процесс социализации личности: семья, товарищеское окружение, учебная группа, первичный трудовой коллектив, иные структуры, с которыми человек непосредственно взаимодействует. Другими словами, это социум в узком плане, или микросоциум личности. Макро- и мезофакторы могут влиять на социализацию личности как прямо, непосредственно, так и через микрофакторы. Очевидно, что информация, получаемая человеком из СМИ, влияет на процесс его социализации без всяких «посредников». Однако значительная доля этого влияния распространяется путем его трансформации через факторы Глава 27. Социализация личности конкретного социума, через агентов социализации, т.е. тех людей, с которыми индивид непосредственно взаимодействует. Понятно, что на каждом этапе социализации состав людей меняется, хотя «ядро» агентов социализации может оставаться одним и тем же долгие годы. Это прежде всего ближайшее семейное окружение: родители, жена (муж), дети, братья (сестры), а также друзья или близкие товарищи. Механизмы социализации Говоря о влиянии названных социальных факторов, необходимо отметить, что они проявляют себя через особый рефлексивный механизм социализации человека. Этот механизм выступает как его внутренний диалог, своеобразная автокоммуникация, в рамках которой индивид анализирует, оценивает, принимает или отвергает «предлагаемые» ему социальными факторами нормы, стандарты, ценности, правила. Сам этот диалог наедине с собой можно, вероятно, представить в двух планах: как мысленный разговор с другими людьми (которые как бы представляют собой социальные факторы социализации: семью, дружескую микросреду, общественные институты и организации, СМИ, трудовые и учебные коллективы и т.д.) и с различными собственными Я. По мнению социологов, существуют не только рефлексивный, но и другие механизмы социализации. При этом под таким механизмом следует понимать определенное соединение, «сцепление» факторов, характеризующих условия социальной среды, с факторами внутриличностны-ми. В этом смысле говорят о традиционном механизме, представляющем собой процесс усвоения человеком норм, ценностей, эталонов поведения семьи, ближайшего социального окружения (товарищеского, профессионального, досугового и другого). Называют межличностный механизм социализации, означающий процесс общения личности со «значимыми другими» (родителями, педагогами, уважаемыми взрослыми, сверстниками-друзьями). Здесь вместе с тем нужно подчеркнуть, что общение со «значимыми другими» из определенных социальных групп и организаций и их влияние на социализирующуюся личность не идентично воздействию, оказываемому этой группой или организацией в целом. В связи с рассмотренными механизмами социализации личности представляет интерес одна из социологических теорий, известная как теория зеркального Я. Ее автором является известный американский социолог Ч. Кули. Он поставил задачу проанализировать социализацию личности в ходе осознания ею собственного Я. Суть теории состоит в том, что личностное Я открывается человеку как бы в зеркальном виде, через реакции других людей, с ним взаимодействующих. Кули различал самосознание (что я думаю о себе), социальное сознание Раздел V. Личность (что я думаю о том, как другие на меня смотрят) иобщ ест венное сознание (что в группе думают обо мне и о группе в целом). В соответствии с этой теорией, начиная с детства, человек в процессе социализации ориентируется на мнение других людей, которые выступают для него как своеобразное «социальное зеркало». Зеркальное Я продолжает формировать и развивать личность и на последующих этапах социализации. Такой подход привел Кули к мысли о доминировании пассивного начала личности, поскольку, по его мнению, восприятие мира и развитие человека осуществляется на основе мнений о нем других и восприятий им самим этих мнений в качестве основного источника социализации. Справедливости ради нужно отметить, что отдельные положения, имеющие отношение к теории зеркального Я (разумеется, без детального анализа и проработки) задолго до Кули были высказаны К. Марксом в «Капитале». Приведем лишь одну его мысль: «В некоторых отношениях человек напоминает товар. Так как он родится без зеркала в руках и не фихтеанским философом: "Я есмь Я", то человек сначала смотрится, как в зеркало, в другого человека. Лишь отнесясь к человеку Павлу как к себе подобному, человек Петр начинает относиться к самому себе как к человеку»*. Еще один механизм социализации личности имеет название стилизованного, поскольку связан со стилем жизни группы людей, характеризующихся определенной субкультурой — комплексом морально-психологических и поведенческих черт, типичных для тех или иных возрастных, профессиональных, культурных слоев. Субкультура способна надолго стать мощным социализирующим фактором в той степени, в какой ее носители окажутся представителями референтной группы для данной личности. Особо следует сказать об институциональном механизме социализации, что означает, как это следует из самого термина, социализацию личности в процессе ее взаимодействия с социальными институтами, созданными как специально для этой цели, так и попутно реализующими ее в ходе своей деятельности. К числу первых следует отнести прежде всего институты образования и воспитания, к числу вторых — производственные, политические, религиозные, досуговые институты, СМИ и другие. Значение социальных институтов для процесса социализации личности состоит прежде всего в том, что иод их влиянием, в результате предлагаемых образцов поведения происходит усвоение тех или иных социальных ролей, норм, ценностей. Конечно, в первую очередь здесь наибольшее влияние на личность оказывают институты се- 1 Маркс К, Энгельс Ф. Соч. Т 23 С 62 Глава 27. Социализация личности мьи, образования и воспитания. Однако с точки зрения задач социализации они не тождественны в своих функциях. Если в семье происходит освоение личностью социокультурных стандартов и общечеловеческих норм и ценностей, то в рамках институтов образования — освоение знания, аккумулированного в нем социального опыта, реализация способностей и дарований личности. Три группы проблем социализации Все механизмы социализации так или иначе касаются решения трех групп проблем: социально-психологических, естественно-культурных и социально-культурных. Социально-психологические проблемы связаны со становлением самосознания личности, ее самоопределением, самоактуализацией, самоутверждением и саморазвитием. На каждом этапе социализации эти проблемы имеют особое, специфическое содержание, появляются разные способы их решения. Одно остается неизменным: их значение для личности. Часто она не осознает существа этих проблем, но они глубоко «сидят» в каждом человеке, заставляя предпринимать действия, направленные на их решение. Естественно-культурные проблемы также проявляют себя на каждом этапе социализации. Их содержание связано с достижением человеком определенного уровня физического и сексуального развития. Проблемы эти часто касаются региональных различий, поскольку темпы физического и полового созревания могут заметно разниться: на юге они оказываются значительно более высокими, чем на севере. Естественно-культурные проблемы социализации могут затрагивать также вопросы формирования эталонов мужественности и женственности в различных культурах, этносах, регионах. Социально-культурные проблемы социализации имеют своим содержанием приобщение личности к определенному уровню культуры, к той или иной совокупности знаний, умений и навыков. Эти проблемы касаются и ценностных ориентации личности, и ее мировоззрения, и духовного склада. Они также специфичны на каждом этапе социализации, поскольку имеют познавательный, морально-нравственный, ценностно-смысловой характер. Все перечисленные проблемы социализации и их решения являются объективной необходимостью для личности. В случае осознания таких проблем она вполне способна их плодотворно решать — конечно, при наличии необходимых объективных предпосылок для этого. Значит, тогда человек выступает субъектом собственного развития, субъектом социализации. Date: 2015-09-24; view: 646; Нарушение авторских прав |