Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Социальная стратификация и социальная мобильность 6 page





В приведенной классификации выдерживается принцип подхода к характеристике конкретных функций социального управления, в со­ответствии с которым выявляется их «набор», обусловленный специ­фикой объекта социальною управления. Вместе с тем при достаточно обстоятельной характеристике функций в одном ряду оказались как собственно управленческие, так и функции по достижению результа­тов конкретных видов деятельности.

Выявление функций управления выступает одним из важнейших аспектов системы управленческого знания. В зарубежной литературе управление характеризуется через его функции. В зависимости от вы­деляемого «набора» функций оно определяется, например, как «про­цесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходи­мый для того, чтобы сформулировать и достичь целей организации»1. Управление может пониматься как «эффективное и производитель­ное достижение целей организации посредством планирования, орга­низации, лидерства (руководства) и контроля над организационными ресурсами»2.

В приведенных трактовках фиксируются два основных аспекта: 1) выявляются основные функции управления, в результате реализации которых 2) осуществляется эффективное и производительное достиже­ние целей организации. При этом определения управления разнятся, как правило, в зависимости от того, какие функции выделяются.

В отечественной литературе функции социального управления рас­сматриваются с аналогичной точки зрения. Сложилась традиция при

' Мескол М, Альберт М, Хедоури X Основы меиеджмеш а М.1997 С 38 ^ДафтРЛ Менеджмент С 18



Раздел III. Общество и его структура


классификации относить к ним планирование, организацию, мотивацию| контроль; иногда к ним добавляют прогнозирование, учет, общение.

В ряде источников функции управления выделяются более дробно, j В качестве общих функций, реализация которых представляет собой i управленческий цикл, различают целеполагание, прогнозирование, планирование, организацию, координацию, стимулирование, учет, контроль. Логическая последовательность реализации общих функ­ций управления в таком случае рассматривается как управленческий цикл. Некоторые авторы в качестве основной функции управления, определяющей содержание всех остальных, называют целеполагание1, все остальные функции рассматриваются как подчиненные ей.

В традиционной трактовке функций управления основаниями для их выделения служат, судя по всему, условия индивидуальной дея­тельности людей: цели, средства, мотивы, обратная связь. Каждое из этих условий рассматривается как результат управленческих реше­ний. Так, в результате функции планирования появляются цели, в ре­зультате функции организации — упорядоченность, в результате мо­тивации — желание трудиться.

Идея выделения функций на основе условий деятельности имеет немало рационального, однако необходимо учитывать, что традици­онная модель трактовки управленческих функций применима прежде всего на уровне отдельного работника. Управленческие функции на уровне социальной общности более сложны. В частности, деятель­ность общностей предполагает регламентацию взаимодействий меж­ду ними, властных отношений, более сложную, чем цель, управляю­щую информационную модель.

Существует иной подход к анализу управленческих функций, когда под ними понимаются виды управленческих действий, выделяемые по характеру предмета деятельности и ее результату. В этом случае выделя­ются информационно-управленческие и сервисно-управленческие функции2.

К предмету информационно-управленческих функций относится информация, ее преобразование, вследствие чего формулируются це­ли деятельности, вырабатываются нормы и оценки. Результатом этой функции становятся выявление проблем и разработка управленчес­ких решений.

К предмету сервисно-управленческих функций относится форми­рование как у субъектов управленческой деятельности, так и управля-

См.: Основы современного социального управления теория и методология С. 73 См.: Костин В А Теория управления. С 51—56


Глава 17. Социальное управление 331

емых субъектов мотивов к тем или иным действиям, статусов этих субъектов (прием на работу, увольнение, повышение, понижение, на­деление полномочиями и др.). Если информационно-управленческие функции предписывают управляемому субъекту, что нужно делать, то сервисно-управленческие функции выступают инструментом реали­зации первых. Например, такие функции, как мотивация и стимули­рование, позволяют выявить, на каких условиях персонал организа­ции выполняет работу, предусмотренную проектом. Заключение договоров и соглашений между работниками и руководителями за­крепляет те или иные работы, предусмотренные проектом, за конкрет­ными исполнителями.


Наряду с вышеназванными можно выделить и собственно сервис­ные функции, которые уже не являются управленческими: деятель­ность по оказанию социальной помощи, медицинских услуг, обуче­нию, организации досуга и др. Выполнение этих функций является содержанием социальной политики, речь о которой пойдет ниже. Ре­зультатом выполнения сервисных функций выступает решение ка­кой-либо проблемы, реализация управленческого проекта, отдельно­го управленческого решения.

Для выполнения сервисных функций создаются специальные ор­ганы и учреждения. Например, учреждения социальной защиты ока­зывают конкретные услуги инвалидам, пенсионерам, другим катего­риям населения, а не управляют их деятельностью. Деятельностью этих учреждений руководят государственные, региональные, муници­пальные органы посредством выработки и принятия необходимых ре­шений, проведения соответствующей кадровой политики, контроля за выполнением этих решений и законов.

Информационно-управленческие и сервисно-управленческие функции представляют собой сложные управленческие функции. На­ряду с ними можно выделить и простые управленческие функции, со­стоящие из набора элементарных управленческих действий, имею­щих место в любом управлении: познания, оценивания, выбора, обмена, хранения информации. Комбинации простых функций дают в результате сложные управленческие функции.

§ 4. Социальное управление и социальная политика

Понятие социальной политики

Социальное управление выступает способом реализации социальной политики, направленной на защиту социальных групп и общностей,



Раздел III Общество и его структура


отдельных личностей от деструктивных процессов. Целью социаль­ной политики является решение социальных проблем многочислен­ных групп и общностей, преодоление социальных конфликтов, соци­ализация и развитие личности.

Содержанием социальной политики выступает создание благоч приятных условий для жизнедеятельности людей, для социального^ воспроизводства индивидов, общественных групп, отношений меж­ду ними во всем многообразии их проявлений. Посредством осуще­ствления социальной политики реализуются права граждан на до­стойные условия бытия, свободное участие в жизни общества. Механизм выработки и реализации социальной полигики включает в себя государственную идеологию, право, экономические и соци­альные стандарты, культуру, регуляторы национально-этнических отношений.

По нашему мнению, социальную политику можно определить как деятельность политических и общественных организаций разных уровней, направленную на предотвращение (преодоление) социаль­ной напряженности, устойчивое воспроизводство и развитие соци­альной сферы, обеспечение удовлетворения жизненных потребностей людей, повышение уровня и совершенствования качества жизни, ока­зание социальной помощи нуждающимся в ней социальным группам. Формирование условий для решения названных задач, организация деятельности специально созданных учреждений представляет собой управление социальной политикой.

Социальная политика нацелена на обеспечение наиболее полного удовлетворения индивидами своих жизненных потребностей. Она выражается в заботе о человеке на всех уровнях — государственном, территориальном, фирмы, общественной организации. Для этого ис­пользуется разнообразный потенциал социальной системы — финан­совый, кадровый, интеллектуальный.


К важнейшим принципам реализации социальной политики от­носится: формирование системы общезначимых для большинства населения социальных ценностей и норм, соблюдение критериев со­циальной безопасности общества, обеспечение государством мини­мальных жизненных стандартов всем членам общества при любых условиях.

Задачей Российского государства выступает законодательное за­крепление социальных нормативов — минимального прожиточного уровня, душевого дохода, семейного дохода, потребительской корзи­ны и др. Такие нормативы составят основу реальной социальной диа­гностики. Мониторинг социальных показателей и индикаторов поз-


Глава 17. Социальное управление

волит отслеживать проблемы в социальной сфере и предпринимать таги по их постепенному решению. Огромное значение в осуществле­нии такого мониторинга играют эмпирические и прикладные социо­логические исследования.

Основные направления социальной политики

В качестве основных направлений социальной политики, как прави­ло, выделяют следующие.

1. Политика доходов населения (жизненный уровень, потреби­
тельская корзина, благосостояние).

2. Политика в сфере труда и трудовых отношений (оплата труда,
охрана труда и социальное страхование, занятость населения).

3. Социальная поддержка и защита нетрудоспособных и малоиму­
щих слоев населения (пенсионное обеспечение, социальное обслужи­
вание, социальные гарантии).

4. Развитие отраслей социальной сферы: образование, культура,
охрана здоровья, спорт.

5. Развитие инфраструктуры: жилье, транспорт, дороги, связь, тор­
говое и бытовое обслуживание.

6. Социоэкологическая политика.

7. Миграционная политика (миграционные процессы внутри стра­
ны и за рубежом, защита интересов эмигрантов и иммигрантов).

8. Политика в отношении отдельных групп населения — пенсионе­
ров, инвалидов, молодежи и др.1

В реализации социальной политики можно выделить два аспек­та. Во-первых, удовлетворение жизненных потребностей тех групп людей, которые в силу объективных условий не могут это сделать самостоятельно (инвалиды, пенсионеры, дети-сироты, вынужден­ные переселенцы и др.). Это предполагает организацию непосредст­венной деятельности по реализации соответствующих сервисных функций.

Во-вторых, создание па государе гвенном, региональном, отрасле­вом уровнях, равно как и на уровне предприятия (фирмы), условий, при которых люди могли бы обеспечить себе достойное существова­ние. К этим условиям относятся регулирующее воздействие на фор­мирование доходов, порядок выплаты заработной платы, создание ус­ловий для развития образования, здравоохранения, досуговой сферы и т.п. Решение этих задач осуществляется государством, субъектами Федерации, муниципальными органами прежде всего посредством


См Холо(moea ЕИ Социальная полшика М, 2001 С 6.



Раздел III. Общество и его структура


разработки нормативных систем и контроля за их соблюдением, уп­равления финансовыми потоками.

К условиям, от которых зависит нормальное существование инди­видов и социальных групп, относятся также: организация охраны об­щественного порядка, окружающей среды, транспортного обслужива­ния населения, услуг связи, эффективного функционирования торгового и бытового обслуживания населения, обеспечение экологи­ческой безопасности, планировка, застройка, благоустройство насе­ленных пунктов, дорожное строительство. Названные направления социальной политики реализуются прежде всего на муниципальном и региональном уровнях, государством же разрабатываются общие принципы и законодательные основания их осуществления.

Таким образом, различные направления социальной политики в комплексе нацелены на эффективную организацию социальной за­щиты различных слоев населения, создание условий, обеспечиваю­щих не только материальное благополучие, но и культурное и интел­лектуальное развитие, нравственное совершенствование личности. При этом следует иметь в виду, что социальная защита не сводится к помощи наименее обеспеченным социальным группам. В той или иной ее форме нуждаются все социальные слои и группы (например, в защите от преступных посягательств, произвола чиновников, в эко­логической безопасности и др.).

Социальная политика на различных уровнях социального управления

Эффективная социальная политика предполагает активное участие всего населения, регионов, местных сообществ, в силу чего управле­ние ею осуществляется на трех уровнях*. Первый — государствен- { ный. Государство вырабатывает социальные стандарты и нормативы, | гарантирующие населению минимальный прожиточный уровень, до­ступ к образованию, медицинское обслуживание, обеспеченность продуктами питания, закрепленные в соответствующих правовых нормах.

Второй уровень — региональный. Регионам делегируются ресурсы и властные полномочия для гарантирования населению социальных благ (потребительская корзина, душевой и семейный доход и др.). Эти ресурсы и полномочия используются в соответствии с имеющи­мися социально-экономическими возможностями, что делает необхо­димым разработку социальной политики па региональном уровне.


' См.: Социальный менеджмент / Под ред. В. Иванова, В. Патрушева. М., 2001. С. 59-66.


Глава 17. Социальное управление 335

Правительственные и общественные структуры в регионах разраба­тывают пути реализации региональной социальной политики в виде создания базы стабильных налоговых поступлений, выдвижения пер­спективных и привлекательных идей для местного населения, разра­ботки принципов отбора кандидатов для участия в проекте регио­нального развития.

Третий уровень — муниципальный. Муниципальным сообщест­вам, органам местного самоуправления центр и субъекты Федерации делегируют ресурсы и властные полномочия для решения местных вопросов под их ответственность.

Многие недостатки управления социальной политикой, возник­шие еще в советское время, сегодня усугубились на всех трех уровнях управления: не сложился механизм зарабатывания средств на соци­альные нужды, наблюдается тенденция отказа от соблюдения мини­мальных социальных гарантий и прав населения, зачастую отсутству­ют как стратегические, так и тактические инициативы центральной, региональной и муниципальной власти по оздоровлению социокуль­турной сферы.

Регионы практически не используют имеющиеся местные ресурсы на социальные нужды. Эффективный механизм социальной защиты населения России почти отсутствует. В то же время жизнеспособ­ность федерального правительства и местных органов власти во мно­гом будет зависеть от эффективности усилий, направленных на за­медление негативных процессов в социальной сфере. Разработка и реализация сбалансированной социальной политики на всех уров­нях — федеральном, региональном, муниципальном — важнейшее ус­ловие стабилизации российского общества.

Вопросы и задания

1. Что такое управление? Какие характеристики управления вы можете назвать?

2. Что такое управление в обществе? Какова специфика этого вида управления?

3. Охарактеризуйте основные элементы системы общественного управления.

4. Какие вам известны подходы к выявлению функций управления в обществе?
Опиши ie эти функции.

5. Как соотносятся между собой уровни и виды управления в обществе?

6. Почему социальное управление является видом управления в обществе? В чем
его специфика?

7. Определите существо функционального подхода к социальному управлению.

8. Определите существо системного подхода к социальному управлению.

9. В чем состоит сущность социальной политики1? Как соотносятся социальное уп­
равление и социальная политика?

10. Раскройте основные направления социальной политики и ее специфику на раз­
ных уровнях социального управления.



Раздел 111 Общество и его структура


Литература

АтаманчикГВ Управление bcciда ее 1Ь варианты М, 1999 Бабосов ЕМ Социолс»ия управления Минск, 2001 1л 3 4 6

Волков Ю Я Социальное управление как вид упраплепчеч кои дся iuimkh i и и обще-степных системах//Социал-поли i журп 1997 N» 1

Григорьева МА Социальная попишка и социальное реформирование в России в 90-х юдах СПб, 1998

Зборовский I Е, Костина ИЬ Соционо! ия управления Ька1еринбур1, 2003 Киорринг В И Искусство управления М, 1997 I i 1,2 ОсадчаяГИ Социо/имия социа |ыюи сферы М 1999 Pain II 1л 3 Социальный менеджмеhi / Под pi д СД Ильенковой М, 2001


 








Date: 2015-09-24; view: 363; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.016 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию