Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Идеологическая нейтральность
Социология ориентируется на получение тип знания, идеологически нейтрального знания, незави- добываемого симого от социальной позиции исследователя. социологического С°ЦИОЛОГ' ставящий перед собой чисто науч- вам не нравится вызывающее поведение вашего товарища, то как каждый человек, обладающий собственным представлением о должном и допустимом, вы можете порицать его, даже ссориться с ним. Социолог же попытается определить, в какой социокультурной среде сформировался этот человек, какие стандарты поведения в ней приняты, на какой почве возник конфликт. Это и есть отнесение к ценности, а не утверждение определенной оценки (мы уже говорили о необходимости различения оценки и отнесения к ценности в концепции М. Вебера). Для того чтобы соблюдать идеологическую нейтральность, социология выработала целый ряд процедур, которые помогают исключить оценочную позицию (правда, не всегда это удается). Так, одним из основных требований к инструментарию социологического исследования является уравновешенность положительных и отрицательных вариантов, чтобы максимально исключить возможность склонения респондента к ответу, желательному для социолога, заказчика. Стремление социологии к неоценочному знанию, идеологической нейтральности — во многом залог ее научной непредвзятости, объективности и достоверности. Это один из самых сложных вопросов социологической практики и даже этики социолога, который особенно важен для нашего обществознания, долгие десятилетия развивавшегося как идеологическая наука. Завет М. Вебера соблюдать идеологическую нейтральность, как правило, никем впрямую не оспаривается, но воспринимается как труднодостижимый идеал. Важно видеть, с одной стороны," различия, а с другой стороны, взаимосвязь между научной и гражданской позицией социолога. Как ученый любой социолог должен максимально стремиться к непредвзятости анализа, нейтрализации своих приверженностей. Это достигается не только определенными методами, приемами (о некоторых из них уже упоминалось), но и научными обсуждениями, дискуссиями, в ходе которых проверяется научность проведенной работы. Само ожидание подобной дискуссии незримо контролирует социолога, заставляет его воздерживаться от идеологической ангажированности. Но было бы наивно и неверно не видеть определенной взаимосвязи научной и гражданской позиции социолога. Последняя не может не углубляться, уточняться, а иногда и меняться под воздействием неоспоримых социологических фактов, результатов научного анализа. Более того, гражданское мышление социолога обусловлено социологической требовательностью к доказательности и т.д. В то же время и научная позиция социолога всегда связана посредством миропонимания, мировоззрения с гражданской. Трудно вообразить полную рассогласованность научной и гражданской позиций социолога как личности. В то же время необходимо ясно и недвусмысленно разводить эти позиции, те способы взаимодействия, отношения к действительности, которые их характеризуют. Date: 2015-09-24; view: 369; Нарушение авторских прав |