Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Раздел IX. Социальная стратификация





ГЛАВА XXIII. СТРАТИФИКАЦИЯ:

ОБЩЕСТВО В РАЗРЕЗЕ........................................................... 537

§ 1. Социальная дифференциация и социальное неравенство....537

§ 2. Социальное пространство................................................................ 541

§ 3. Основания социальной стратификации......................................... 543

§ 4. Профиль стратификации.................................................................... 549


ГЛАВА XXIV. ДИНАМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

СТРАТИФИКАЦИИ...................................................................... 555

§ 1. Социальные механизмы воспроизводства

стратификационной структуры общества.................................... 555

§ 2. Социальная мобильность................................................................... 560

§ 3. Индивидуальная социальная мобильность................................. 562

§ 4. Маргинальность.................................................................................... 564

РАЗДЕЛ X. СОЦИОЛОГИЯ ВАЖНЕЙШИХ ЯВЛЕНИЙ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ

ГЛАВА XXV. СОЦИОЛОГИЯ ОРГАНИЗАЦИЙ
И ОРГАНИЗАЦИЯ КАК ПРЕДМЕТ
СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА......................................... 567

§ 1. Социология организаций как специальная

социолого-управленческая теория............................................... 568

§ 2. Условия и предпосылки возникновения

организации.......................................................................................... 575

§ 3. Внутренняя среда организации........................................................ 587

§ 4. Внешняя среда организации и ее модели.................................... 597

ГЛАВА XXVI. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ

И ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ..................................... 607

§ 1. Основные характеристики экономического поведения:

социологический анализ.................................................................... 607

§ 2. Типы и виды экономического поведения

и их особенности.................................................................................. 613

§ 3. Модели экономического поведения................................................. 628

ГЛАВА XXVII. СОЦИОЛОГИЯ ПОЛИТИКИ................................................... 631

§ 1. Институализация политической жизни......................................... 631

§ 2. Политическая власть и общество.................................................... 636

§ 3. Дифференциация политической власти...................................... 639

§ 4. Легитимность власти........................................................................... 646

Список литературы.......................................................................................... 649


ПРЕДИСЛОВИЕ

Среди наук, призванных дать нашему современнику глубокое рационалистическое понимание общественной жизни, социология имеет основополагающее значение. Общепризнанно ее место как ведущей, базовой отрасли современного обществознания.

Огромными интеллектуальными усилиями плеяды выдающихся ученых за относительно небольшой срок (полтора столетия) было создано впечатляющее здание социологической науки, поражаю­щей разнообразием концепций, подходов, направлений, ярких самобытных имен.

По известным причинам наука, составляющая фундамент со­временного социального знания, стала доступна широким слоям отечественной общественности лишь в последние годы. Первые учеб­ники по социологии появились только пять-семь лет назад, накоп­лен первый опыт (в том числе опыт наивных ошибок примитивиз­ма и чрезмерного упрощения сложных социологических идей и подходов). Введение нового учебного предмета во всех случаях про­цесс не простой. В наших условиях он существенно осложнен и тем, что и в сугубо научном плане лишь в последние годы началось глу­бокое позитивное осмысление богатства, накопленного мировой социологией.

Предлагаемый курс социологии, несомненно, опирается на по­лученный за последние годы опыт исследования и преподавания социологии в нашей стране и в то же время стремится избежать ошибок, упущений предыдущего этапа. Не нам судить, насколько удалось соединить доступность, популярность изложения с научной глубиной, теоретической основательностью и содержательностью, не допустив при этом вульгаризации, примитивизма в трактовке слож­нейших проблем современного социологического знания.

Современная социология, адекватно отражая многообразие ме­ханизмов соорганизации людей в социуме, разнообразие факто­ров, участвующих в социальных сцеплениях, взаимодействиях ин­дивидов, представляет собой многообразие теорий, концепций, дающее плюралистическую интерпретацию социальной жизни, в рамках которого не оказывается предпочтений ни одной теории как единственно правильной.


Многообразные социологические концепции лишь на первый взгляд несовместимы. Мы осознанно стремились делать акцент не на том, что разъединяет различные концепции и школы мировой социологии, а на том, что их объединяет, взаимно дополняет, обо­гащает, углубляет.


Акцент на синтез социологических теорий и подходов сделан во имя главной цели, которую мы перед собой ставили, — дать более или менее доступное, популярное (в лучшем смысле этого слова) и в то же время глубокое, научно последовательное описание про­блемного поля современной социологии, структурировав его по­средством системы основных понятий, категорий, их логических связей и взаимодействий в единую понятийную сеть, «паутину» описания социальной реальности. Именно овладение проблемным полем социологии, ее понятийной сеткой, на наш взгляд, должно помочь читателю обрести социологическое видение социальной реальности, сформировать социологическое воображение, пони­мание процессов, происходящих в обществе. Пожалуй, ничто так не важно для нас, как формирование у читателя существенно отли­чающегося как от обывательского, так и от умозрительно-спекуля­тивного, подлинно социологическо-рационалистического видения социальной жизни.

Вынося на суд читателя свой труд, коллектив авторов испыты­вает двойственное чувство: удовлетворенность проведенной рабо­той и естественное беспокойство о том, насколько удалось реали­зовать этот непростой замысел. В ходе написания учебного посо­бия авторы вели невидимый диалог с теми, кому адресовали свой труд, — читателями, желающими глубже узнать себя и общество, в котором живут. Этот диалог будет еще успешнее, если читатель будет знать, какие идеи, подходы, принципы мы стремились ре­ализовать в данном учебном пособии.

Мы ставили перед собой задачу написать именно учебное посо­бие, учебник, а не «зубрильник», не некий набор тезисно изло­женных понятий, категорий, схем, который необходимо запом­нить («вызубрить») перед экзаменами. Не ради экзамена (зачета) мы писали эту книгу, хотя наверняка она должна быть использова­на и в этих прагматических целях, а ради того, чтобы с помощью социологической науки объяснить читателю общество, социальную жизнь, в которую он вовлечен. Акцент делается на аналитически-разъяснительном, объясняющем подходе, мы стремились увлечь читателя, сделать его соучастником нашего анализа, размышлений. И это делалось не только в учебных целях, а для того, чтобы обес­печить внутреннее усвоение, переживание социологического ана­лиза читателем, выработать у него социологическое воображение, мышление, которое, надеемся, так или иначе проявится в его пос­ледующей конкретной деятельности. Акцент на аналитическо-разъяс-нительном подходе (а не на «описательно-запоминательном») обу­словил сам «дух» нашей книги, сказался на стиле изложения боль­шинства разделов и на объеме учебного пособия, который благода­ря пониманию издательства «ИНФРА-М» позволил более или ме-



нее точно реализовать этот подход (за что авторский коллектив при­знателен издательству).

Далее. Это российский учебник социологии, что имеет свое про­явление во многих аспектах. Отметим лишь некоторые из них.

Прежде всего мы стремились с помощью научно-социологичес­кого анализа помочь нашему соотечественнику понять наше обще­ство, социально-исторические корни его своеобразия, специфики мы (где явно, а где неявно) обращаемся к истории нашего обще­ства и к проблемам, которые возникли сегодня, в один из самых острых периодов развития нашего народа не только в его новей­шей, но, может быть, и всей многовековой истории. И более ши­роко — мы стремились научно-социологически проанализировать историю возникновения и развития основных социальных форм и институтов. Во многом такой социолого-исторический подход, ко­торый прослеживается во многих главах данного учебного посо­бия, осуществлен для того, чтобы читатель в ракурсе социологи­ческого анализа постиг прошлое и настоящее (и прежде всего про­шлое и настоящее нашего общества) смог оценить ступени, этапы развития его институтов, культуры и благодаря этому глубже по­нять сущность происходящих сегодня событий.

Наше учебное пособие — российское еще и потому, что мы считаем необходимым сохранить присущую российскому обществоз-нанию выработанную в предыдущие годы традицию теоретической культуры, стремление основывать анализ важнейших проблем со­циальной жизни на глубоком теоретико-понятийном фундаменте. Мы не хотели бы превращать учебное пособие по социологической науке в нечто околонаучное, а еще хуже — мнимонаучное. Мы не стремились избегать изложения трудных социологический идей, категорий («социальное действие», «социальная реальность», «со­циальная система», «социальная структура» и др.) — без них не может быть воссоздана подлинно социологическая картина соци­ального мира; но мы старались изложить самые трудные социоло­гические идеи, категории в ясной, образной и доступной форме.

Отметим и еще один важный для нас момент. Логика изложения основ социологической науки воспроизводит один из главных прин­ципов современного социологического понимания общественной жизни, общественно-исторического процесса: социальная жизнь есть не что иное, как активное и целенаправленное созидание людьми социальных отношений, форм жизни, но в определенных рамках, которые налагают определенные ограничения на эту активность, ее направленность, содержание. Акцент на активность людей, са­модетерминацию социальной жизни способствует преодолению фатализма в понимании общественной жизни, ее предопределен­ности, что достаточно глубоко укоренилось в сознании нашего на-


рода. В этом свете судьба того или иного общества фатально не пред­определена, не предписана, а зависит в решающей степени от того, вокруг каких идей, каких целей объединилось это общество, на­сколько оно сумело найти эффективный ответ на вызовы истории и природы.


Активистское понимание социальных процессов, к чему подво­дит нас вся современная социологическая наука, — это, если так можно сказать, теоретический и нравственный «нерв» нашей кни­ги. И в этом есть своя неизбежная логика, к тому нас подводит непредвзятый научно-социологический анализ как всего мирового исторического процесса, так и развития нашего общества, особен­но за последние 10 лет. Поскольку на изломе истории внутренние пружины, тенденции общественного развития всегда проявляются в наиболее неприкрытой, яркой форме, так и взлеты и падения нашего народа, в особенности в последние годы, годы тяжелых и непростых испытаний, со всей очевидностью обнажили ответствен­ность самого общества, самих людей за свою историю, настоящее и будущее.

Предлагаемое учебное пособие — результат коллективных уси­лий. Авторский коллектив стремился к достижению единства как общенаучных, так и методических подходов. Вместе с тем это един­ство не исключает определенного различия — и не только стиля, но и некоторых акцентов, научных подходов и идей.

Мы стремились сохранить в учебном пособии по социологии присущую нашей науке эмпирическую операциональность, факту-альность. Там, где это возможно и необходимо, общие рассужде­ния подкрепляются данными конкретно-социологических, этно­графических исследований, историческими фактами и примерами и т.д. Надеемся, что это не только углубит понимание соответству­ющих проблем, но и позволит лучше ощутить своеобразие социо­логии как науки, тяготеющей к фактуальному анализу социальных явлений. Как правило, подобный материал выделен шрифтом.

Акцент на описание сердцевины единого проблемного поля со­циологии привел к тому, что вне нашего внимания, к сожалению, осталось немало увлекательных тем, а многих мы лишь коснулись, не подвергая специальному анализу. Думается, предложенный курс социологической науки в реальной практике преподавания может и должен быть откорректирован в зависимости от профиля подго­товки студентов, их познавательных интересов, возможностей учеб­ного процесса. Какие-то главы, параграфы составят основу изучае­мого курса, другие могут быть изучены факультативно, третьи ос­тавлены без внимания.

Научный аппарат ввиду ориентированности учебного пособия на массового читателя, прежде всего студентов, аспирантов, пре-


подавателей, преследует преимущественно учебные цели. В конце книги дан список литературы, которую мы рекомендуем студен­там для подготовки к занятиям по этому курсу. В него вошли глав­ным образом работы ведущих представителей мировой и отече­ственной социологической мысли, опубликованные в нашей стране в последние годы и поэтому более или менее доступные для чита­теля.







Date: 2015-09-24; view: 314; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.011 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию