Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тропы и фигуры красноречия





Троп (в переводе с греческого – поворот, оборот, образ) – обобщенное название выразительных приемов, состоящее в употреблении слова в переносном значении с целью достижения особой изобразительности, образности.

Метафора (скрытое сравнение) – перенесение свойств одного предмета на другой по принципу их сходства в каком-нибудь отношении. Например: В саду горит костер рябины красной (С.Есенин); Всякое стихотворение – покрывало, растянутое на остриях нескольких слов, эти слова светятся, как звезды (А. Блок). В ораторских речах и публицистических статьях часто встречается так называемые “развернутые метафоры”. Например: Нам кажется, что история человечества плетется черепашьим шагом. А ведь она несется все быстрее, еле успевая забирать воду на остановках. Избалованные пассажиры! (Михаил Кольцов).

Метонимия – замена одного слова другим на основе их связи по смежности (убирать хлеб с поля, т.е. пшеницу, из которой пекут хлеб; убийство достойно смертной казни вместо “убийца достоин…”, сосед горит, т.е. его дом горит и пр.).

Ирония – употребление слова или высказывания в смысле, противоположном прямому. Например: Отколе, умная, бредешь, ты голова? (И.А. Крылов. Лиса и Орел); Ничего не делать – очень тяжкий тру д (О.Уальд”); Лучшее правительство то, которое меньше всего правит (Джефферсон).

Перифраз – замена названия предмета описанием его признаков. Например: Великий помор (о М.В. Ломоносове), разрушительница наслаждений и разлучительница собраний (название смерти в “Тысяче и одной ночи”).

Фигуры речи (от лат. figura – оборот речи, очертание, изображение, вид) – это особые формы синтаксических конструкций, с помощью которых увеличивается выразительность (экспрессивность) речи, увеличивается сила ее воздействия на адресата.

Антитеза – резкое противопоставление образов, понятий, нравственных или политических позиций. Например: Я – царь, я – раб, я – ч ервь, я – бог! (Державин); Кто был ничем, тот станет всем (Э. Потье “Интернационал”).

Градация – расположение слов, выражений, образов по возрастающей или убывающей значимости. Примеры: Не поддавайтесь той теории, которая проповедует, что для полного спокойствия на земле нужно иногда звучать цепями осужденных, нужно наполнять тюрьмы жертвами и губить их из-за одной идеи правосудия (Ф.Н. Плевако. Из речи в защиту Кострубо-Карицкого);

У старинушки – три сына:

Старший умный был детина,

Средний сын и так и сяк,

Младший вовсе был дурак.

(П.П.Ершов);

Не жалею, не зову, не плачу (С. Есенин).

Повтор – повторение слова, выражения, образа с целью привлечь к ним особое внимание, обеспечить запоминание речи и ее ритм.

Разновидности повтора: анафора (единоначатие) – повторение слова в начале фраз, следующих одна за другой (О времена! О нравы! Все понимает сенат, все видит консул, а этот человек еще живет и здравствует! (Марк Туллий Цицерон – из речи “Против Катилины”)); эпифора – повторение слова в конце фраз, следующих одна за другой (Мне бы хотелось знать, отчего я титулярный советник? Почему именно титулярный советник? (Н.В. Гоголь)); возвращение – удвоение, “стык” (О весна без конца и без краю – Без конца и без краю мечта! (А. Блок)); параллелизм – использование фраз с одинаковым построением и пр.

Пример повтора с использованием анафоры, эпифоры и параллелизма: Горе вам, пресыщенные ныне! ибо взалчете. Горе вам, смеющиеся ныне! ибо восплачете и возрыдаете. (Евангелие от Луки).

Риторическое восклицание – эта фигура отмечает высшую точку накала чувства и важнейшую мысль речи (часто в ее начале или конце). Например: Им нужны великие потрясения, нам нужна великая Россия! (П.А. Столыпин. Заключительная фраза речи об устройстве быта крестьян и о праве собственности, произнесенной в Государственной Думе 10 мая 1907 года).

Риторическое обращение – фигура, помогающая подчеркнуть, эмоционально выделить существенные идеи текста. Пример риторического обращения в сочетании с риторическим восклицанием: О Русская земля, далеко уж ты за горами! (Слово о полку Игореве).

Ободрение и одобрение – фигура косвенной или прямой хвалы и внушения бодрости и надежды слушателям: Например: Людям мудрым, влиятельным и могущественным – таким людям, как вы, надлежит приступить к врачеванию недугов, от каких государство тяжелей страдает (Цицерон. В защиту Секста Росция Америйца).

Уступка, или допущение – приём речи, при котором говорящий сначала как бы соглашается с мнением оппонента, допускает, что оно соответствует действительности, а затем показывает его ошибочность. Речевые формулы уступки: Да, но…; Согласен с тем-то и там-то, но…; Вы правы в том-то и том-то, но…; Совершенно справедливо, однако…. Например: Да, господа, народы забывают иногда о своих национальных задачах; но такие народы гибнут, они превращаются в назем, в удобрение на котором вырастают и крепнут другие, более сильные народы (П.А. Столыпин. Из речи о Финляндии, произнесенной в Государственной Думе 5 мая 1908 года).







Date: 2015-09-24; view: 523; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию